ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Цвет денег 
The Color Of Money

Режиссер Мартин Скорсезе
В ролях:
Пол Ньюман,
Том Круз,
Элизабет Мастрантонио,
Джон Туртурро
Продолжительность: 119 мин.
РЕЦЕНЗИЯ №1

Эдди: Ты чувствуешь этот запах?

Винсент: Что? Сигаретный дым?

Кармен: Нет, он говорит о запахе денег.

Эдди Фелсон (Пол Ньюман) по кличке Быстрый когда-то был знаменитым бильярдистом. Но те времена давно прошли, а кроме того - у Эдди была какая-то неприятная история, в результате которой ему было запрещено участвовать в соревнованиях. Короче говоря, Эдди как бильярдист давно ушел на покой и занимается всяким мелким бизнесом, вроде поставок виски барам.

Правда, о бильярде Эдди все равно не забывает, ведь первая любовь - она самая сильная. Эдди продюсирует одного местного игрока по имени Джулиан (Джон Туртурро) - дает ему деньги на игру и получает процент с выигрышей. Однако Джулиан - вовсе не звезда бильярда, да и к тому же балуется кокаином, что не лучшим образом влияет на точность его ударов и состояние головы, которая в бильярде все-таки очень нужна.

Но однажды в баре, где Эдди обычно просиживал, наблюдая за бильярдистами, появилась ЗВЕЗДА. Это был совсем молодой мальчик по имени Винсент (Том Круз), который, казалось, не понимал, насколько великолепно он играет. За бильярдом, где он сражался, царил вихрь, ураган и торнадо, сопровождающийся пушечными ударами по шарам. И все это - с бездной обаяния. Винсент играл очень легко - дурачился, хулиганил и развлекался вовсю, а выигрывал совершенно играючи. При этом Винсент очень напоминал самого Эдди в молодости, и опытный бильярдист решил, что Винсент - это та самая лошадка, на которую можно поставить.

Дело в том, что умение играть в бильярд для человека, желающего этим зарабатывать на жизнь - не главное. То есть, конечно, в бильярд обязательно нужно играть просто отлично - ведь без этого у стола, сукно которого цветом так напоминает зелененькие доллары, вам делать вовсе нечего, - но даже если вы прекрасно играете - это вовсе не означает, что вы сможете зарабатывать хорошие деньги.

Потому что в игре есть масса всяких тонких психологических моментов, которые нужно изучать, знать и уметь как следует использовать. Эдди это умеет. А Винсент... Винсент во всей этой бильярдно-денежной психологии - настоящий теленок. Вот Эдди и стал для него кормящей идеями мамочкой, чтобы Винсент впитывал психологические познания прямо вместе с молочком...

Первоначально Винсент совершенно не соглашался признавать себя теленочком и не хотел питаться у Эдди молоком сокровенных знаний. Ему и так хорошо жилось в этом городишке: парень работал в магазине игрушек, обожал свою девушку Кармен (Элизабет Мастрантонио), немного подрабатывал игрой в бильярд и был вполне доволен собой. Однако Эдди быстро нащупал слабое место у Винсента... Кармен! Она была девушкой честолюбивой и достаточно меркантильной. Кармен любила Винсента, но ей вовсе не улыбалось, что он будет всю жизнь работать продавцом. А когда Эдди нашептал ей, какие деньги Винсент может выигрывать бильярдом... Словом, Кармен сделала все для того, чтобы Винсент послушался Эдди и они все втроем отправились в путешествие на чемпионат в Атлантик-Сити.

Но главное в их путешествии - не сам чемпионат. Главное - мелкие бильярдные по дороге в Атлантик-Сити. Потому что именно там Винсент должен, во-первых, слупить денег со всяких простачков, мнящих себя хорошими игроками в бильярд, а во-вторых, показать себя таким же простачком в глазах сильных бильярдистов, которые также приедут на чемпионат.

Но Эдди очень непросто с Винсентом. Тот очень эмоционален, легко возбудим и мгновенно забывает все наставления Эдди при виде зеленого сукна бильярда. Когда надо проигрывать - выигрывает. Когда надо выигрывать - проигрывает, словом, Эдди никак не удается заставить парня делать все по науке. А ведь до чемпионата остается совсем немного времени. Достаточно сделать один неверный шаг, и о серьезных деньгах в Атлантик-Сити можно будет забыть...

***

Довольно старый фильм, который я обязательно пересматриваю раз в пару лет. Вроде, ничего такого особенного в нем нет - сюжет достаточно банален, ведь все это обучение старым жуликом молодого сотню раз обыгрывалось в массе фильмов и книг. Однако здесь работает совершенно блестящий актерский ансамбль, и в первую очередь - неподражаемый Пол Ньюман, - плюс определенная оригинальность в трактовке такого типичного, на первый взгляд, сюжета.

В чем оригинальность? В том, что Эдди - не совсем жулик. И не совсем бильярдист. Умение играть в бильярд, увлечение этой игрой и даже преклонение перед ней - конечно, первично. Однако вторая главная задача - зарабатывание денег на игре. А для этого нужно уметь - ну, как бы это поточнее сказать - обувать лохов. Заводить их, заставлять повышать ставки, считая, что вот еще немного, еще чуть-чуть - и он обыграет этого наглого парня. Но парень поддавался. Парень подыгрывал. А когда на кону появляются серьезные деньги, парень тут же выигрывает.

Интересно и то, как происходит обучение Винсента Эдди, а также какую роль во всем этом играет Кармен. Винсент - вовсе не такой дурачок и "золотой мальчик", как представляется Эдди и даже Кармен. Несмотря на всю свою кажущуюся наивность и даже определенную инфантильность, Винсент очень быстро обучается нелегкому искусству "развода лохов на деньги", в результате чего даже затмевает своего учителя.

Эдди, выступая сначала в роли эдакого гуру, довольно быстро начинает понимать, что его время, в сущности, ушло. Его приемчики из далекого прошлого - анахронизмы. Новые бильярдисты - молодые и наглые ребята - владеют уже другими приемами. Более крутыми. Более денежными. Если для Эдди еще существует какая-то этика, какие-то определенные морально-этические границы, то для Винсента они весьма условны. И Винсент в будущем не постесняется весьма пребольно уколоть Эдди - человека, который открыл ему глаза на то, как зарабатывать деньги игрой в бильярд.

И если Винсент из игрока довольно быстро превращается в ловчилу от бильярда, то Эдди наоборот возвращается в игру. Для него первично - именно игра. Он участвует в соревновании, он получает удовольствие от самого процесса игры. Винсент же на состязании именно зарабатывает деньги. Для него теперь первично именно это. И даже в ситуации, когда Винсент на чемпионате играет с Эдди, где для каждого из них выигрыш партии - вопрос чести, а не денег, - Винсент забывает о чести. Ему уже наплевать.

Пол Ньюман играет просто блестяще. Кроме того, он автор довольно большого количества диалогов в сценарии. Его Эдди великолепен везде. Великолепен не образом, а именно качеством и уровнем актерской игры. То он великий ментор, пестующий молодого дурачка. То он знаменитый игрок, которого знают по всей Америке. Но вдруг Винсент выкидывает какой-нибудь очередной фортель, или же сам Эдди попадает на удочку очередного бильярдного ловкача, и перед нами - совершенно растерянный и слабый человек, который уже не верит в свои силы и может только причитать: "Ну как же так? За что? Как они могли так поступить со мной?"

Я не очень люблю Тома Круза, однако когда он играет в паре с очень сильными партнерами (Хоффманом, Ньюманом), то выглядит почти всегда блестяще (чего не скажешь о фильмах, где он является центральной звездой). Этот фильм - не исключение. Том Круз очень хорош. Молодой, буйный и очень эмоциональный Винсент сыгран великолепно. Особенно точно передан процесс постепенного "поумнения" Винсента, когда Эдди разбудил в нем дремлющую коммерческую жилку, позволившую Винсу довольно быстро переплюнуть своего учителя, и не только переплюнуть - но и в определенном смысле вытереть об него ноги. Впрочем, фильм и хорош тем, что в нем опять-таки нет правых и виноватых, нет героев и злодеев. Эдди сам пытался использовать Винсента в не очень красивых целях, поэтому то, что он получил в ответ - вполне заслуженно.

Отдельных добрых слов заслуживает Элизабет Мастрантонио, которая в этом мощном актерском ансамбле совершенно не потерялась, а выглядит весьма и весьма достойно. Ее Кармен - умная и хитрая девушка. Очень интересно посмотреть, как она сначала подыгрывает Эдди, чтобы заставить Винсента овладеть премудростью выигрывания денег, а затем, когда Винс набрался этой премудрости и сам довольно сильно изменился, Кармен предала Эдди точно так же, как и Винсент. Хотя, казалось бы, Кармен довольно хорошо понимала, что именно Эдди сделал для них с Винсентом. Говоря обычными словами, Кармен - та еще жучка. И сыграно это просто отлично.

"Цвет денег" - настоящая классика. Если вы его по каким-то причинам еще не смотрели - обязательно приобретите (он недавно вышел в лицензии) картину и насладитесь блестящей игрой отличных актеров, умным и довольно тонким сценарием, а также классной постановкой. Что интересно, оба актера - Ньюман и Круз, - очень неплохо играют на бильярде. В фильме хорошо видно, что большинство ударов во время игры они выполняют сами. Причем временами эти удары весьма и весьма сложные.

Одно плохо. В лицензионном варианте, увы, перевод сделан традиционно паршиво. А там в диалогах - самая соль. Смотреть, конечно, можно, но часть прелести фильма вы, безусловно, потеряете. Поэтому если есть возможность, посмотрите его в оригинале.

P.S. Пол Ньюман за эту роль в 1987 году получил Оскара. Элизабет Мастрантонио - номинацию на Оскар как лучшая актриса второго плана.



РЕЦЕНЗИЯ №2

В бильярд я периодически поигрываю – примерно раз в месяц. Правда, в русский. Но в свое время меня научили нескольким приемам пула и внушили мысль о том, что американский бильярд проще, потому что лузы там больше и, соответственно, шары легче туда залетают. «Но ведь легче они залетают у всех!» - подумал я, ничего не сказав, боясь осмеяний в дилетантизме и глупости. А после того, как пару раз выиграл в пул у своего шефа, считавшего себя опытным бильярдистом, окончательно понял: здесь возможна грандиозная халява.

«Цвет денег», в этом смысле – фильм забавный. Ведь американцы-то русского бильярда не знают! Что им еще остается, кроме как относиться всерьез к своей версии этой игры?

Я начинал смотреть «Цвет денег» как просто фильм про бильярд с Полом Ньюменом и Томом Крузом. Клянусь: я не подозревал, что это снял Мартин Скорсезе. Я был потрясен, увидев в титрах его фамилию. Я не в жизни бы не догадался о его причастности, если бы мне об этом не написали английским по черному. Такого неправильного Скорсезе я еще не видел. Где безумная энергетика «Бешеного быка»? Где необыкновенная скукотень «Эпохи невинности»? Где психологические дебри «Авиатора»? Нет ни первого, ни второго, ни третьего. А иного Скорсезе я и не знаю. Это уже потом мне рассказали, что он многорук, как Шива, и может состряпать любое блюдо, потому что хорошо изучил все рецепты. Потом уже я узнал, что «Цвет денег» - далеко не первый такой спокойно-ироничный фильм в его фильмографии, а уже третий, вслед за «Королем комедии» и «После работы». И еще потом я прочитал, что такой подачей Скорсезе старался зафиксировать на экране благостно-напряженный эмоциональный фон 80-х. Ведь в то время, как в нашей бывшей державе космические корабли бороздили просторы Вселенной, а Михаил Сергеевич готовил свою великую диверсию, Америка «отморозилась» на целых десять лет. Между панками и Куртом Кобейном она жила, как примерный студент: главное – отметки в зачетке, в остальном жизнь наладится. Америка выкладывалась на работе, не думая ни о чем ином. У нас революция входила в каждый дом – у них из наоборот, люди выдавливали из себя бунтарей большими каплями. Скорсезе, который всегда очень верно чувствовал дух современности, потому так и изменил стиль в 80-е, что пришло новое настроение.

В «Цвете денег» Том Круз сыграл свою очередную хорошую роль (которых у него гораздо меньше, чем он заслуживает), но главный тут – без вопросов, Пол Ньюмен. Очень реалистичная роль, в которой нет ни грамма рисовки, никакого суперменства (иногда свойственного Ньюмену) – точный, правдивый и симпатичный портрет человека выдающегося и обычного одновременно (таких большинство: скажите по правде, разве вы не являетесь одновременно выдающимся и обычным?). Когда-то Эдди Фелсон был талантливым бильярдистом. Потом случилась одна история, и путь в этот мир был для него закрыт. Он зарабатывал себе на жизнь всяким некрупным бизнесом, и не бедствовал. Но однажды он увидел себя. То есть – в одном из бильярдных клубов встретил паренька по имени Винсент. Как он клал шары! Это была поэма, доложу я вам. Конечно, Эдди не мог смотреть на это равнодушно. Он решил, что Винсент должен выиграть самый главный американский бильярдный турнир в Атлантик-Сити.

Но, в итоге, Эдди получил гораздо больше того, на что рассчитывал. Так тоже случается сплошь и рядом.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту:


покупка яхты через интернет |