ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Не брать живым 
Green Zone

Режиссер Paul Greengrass (Пол Гринграсс)
Сценарий Brian Helgeland (Брайан Хелджеленд),
Paul Greengrass (Пол Гринграсс)
В ролях:
Matt Damon (Мэтт Дэймон),
Amy Ryan (Эми Райан),
Greg Kinnear (Грег Киннеар),
Antoni Corone (Антони Корон),
Nicoye Banks (Никойи Бэнкс)
Официальный сайт: www.greenzonemovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 115 мин.
Год выпуска: 2010
РЕЦЕНЗИЯ №1

Однажды каждый находит своего парня, террорист бомбу, каскадер свой поворот, человечество свои 2012, Бен Аффлек своего Мэтта Деймона, а Деймон своего Гринграсса. Очень удачно зарифмовал Гринграсс название картины – прямо намекая на себя самого, дескать его GreenGrass и есть GreenZone, которую можно назвать и зеленой полосой и даже травкой. Подобным жестом Гринграсс метит территорию, метит Мэтта Дэймона, обходит военную зону по периметру, чертя воображаемый блокпост на теме войны.

Наши прокатчики струй меткости в названии не оценили и когда на экране заглавно написано «Green Zone» голос дублера уверенно произносит «Не брать живым», отчего даже четверо из шести зрителей в кинотеатре ржут в общем недоумении – правда по поводу того, откуда переводчик из двух взял три слова. Прокатчика можно понять: российский зритель может подумать на дачный участок, или родной грязный перелесок. Притащит на «Зеленую Зону» домашний хавчик, постелит плед и прямо у экрана начнёт жарить сосиски. Впрочем «Не брать живым» тоже не идет на пользу: на обложке вместо танка бывший Борн, а в фильме очередная операция в Ираке – зритель еще не оправился после «Повелителя бури». Оправиться действительно не дадут, ведь картинку ваяет оператор Кена Лоуча, подработавший у Бигилоу. Этого несчастного видимо мучает тремор, потому даже на прилично здоровом кинотеатральном экране иногда ничего не разберешь: то фрагменты униформы, то буцое копыто Мэтта Деймона вместо заводного экшена. Точно, то ли тремор, то ли оператор пытался убежать от режиссера во время съемок, потом его ловили и опять заставляли снимать, возможно, уже связанным – с камерой зажатой между ног – в такой комбинации лицо Мэтта Деймона иногда попадает в кадр четким, но горящие вертолеты все равно улетают и эффектно взрываются за кадром. Ставшая священной псевдо-документальная съемка призвана, видимо, вызвать приступ соучастия и погружения в экшн, но не получается. Мэтт Дэймон все равно весь фильм изображает ходячую статую, напоминающую арсеналом эмоционального отклика холодную маску игры Уолберга – очень честную, очень твердую, но навсегда застывшую в одной эмоции: вычерчивания круга от руки. После франчайза Борна Гринграсс уверен, что Мэтт сделает из самого затасканного действа бурю кассовых сборов, а Дэймон – что играть лицом надо ничуть не иначе, чем пистолетом.

Обходит Дэймон бравым дозором Багдад. Пойдет направо – ни хрена не найдет. Налево пойдет – вольта треф найдет. Сбоку подойдет – репортершу разведет. С любопытством юного онаниста Дэймон скачивает с гугла всю журналистскую правду про Ирак, после чего фильм так и застревает, не разрешаясь никакими особенными сюжетными ходами. Даже надежда на секс в боевой обстановке умирает с первым же крупным планом иракской репортерши: она так подобрана по кастингу, что на ее фоне сам Мэтт Дэймон выглядит накрашенным. Впрочем, Гринграсс как-то постоянно не допускает женщин, способных затемнить красу Мэтта – еще с Борна замечено. В почете у него одна только дама – военная правда. Без пыток, без особой жестокости – как она есть, для корреспондента без аккредитации. Один раз только Дэймон схлопочет перед камерой обидную «пощечину», проспойлеренную во всех роликах, даже в плечо его не ранят.

Главное буйство действий разражается из-за ежедневника (компакт диска, секретного файла, флешки, микрочипа) пособников Саддама, в который они с тщательностью секретарши записывали все явки, пароли и тонкости террористических махинаций. Видимо вплоть до номеров кредиток и кодов доступа. Из-за этой черной книжки сорвутся вечерние молитвы иракских воротил: не дадут им допеть «Аллах-Акбар», разнесут единственный приличный в Багдаде белокаменный особняк на кирпичики.

Вроде все как положено по жанру: незаметная слежка с вертолета, дознание секретных материалов через сеть, тайны иорданских вечеринок, «чужой среди своих» араб... Но у араба вдруг оказывается нога-протез, слежка с вертолета слежкой за своими, а секретные материалы - спамом. Будто слегка подкурив косячок той самой грингресс, сюжет дает петуха в самые неподходящие моменты. Так нога-насадка скрепляет «не подчиняющихся приказам» липкой связью контрразведки. Главный лысыйусатый пособник Саддама вдруг становится валетом. Этого козырного столько раз тычат в камеру, что возникает подозрение: а не в «подкидного» ли они там на весь Багдад играют? Мэтт Дэймон точно жутко законспирированная козырная шестерка бубен. Подобные подробности с потрохами выдают сценариста «Поезда 123» и «Секретов Лос-Анджелеса» - его перипетии все время напоминают выпуски теленовостей по непервому каналу. Страшные подробности про хим.оружие и где оно хранится известны всем – как обычно в штанах у Буша, когда он обращается в очередной раз к народу. И потому не волнуют зрителя хождения Дэймона по мукам: знаем, что не отравится, не подвзорвется – уже по Борну знакомы.

Единственной неожиданностью становится в конце замашка Дэймона спамить по всем журналам Америки – действительно не подчиняется никаким приказам. Вся эта правда о том, что в штанах у Буша напоминает застрявшую кость в горле у американских постановщиков. Снова американцы бьют сами себя и плачут - как унтер-офицерская вдова. Пристыжают сами себя и льют слезы на жирное личико. Гринграсс – заядлый любитель журналистских расследований – хороший пособник таким самобичеваниям. И «Зеленая Зона» это его старый-добрый репортаж с места горячих действий, только растянутый во времени. Давно пора Гринграссу самому подставить плечо под камеру, ведь еще до ударного Борна он снимал в своей особенной рваной жестко-репортажной стилистике разные «кровавые воскресенья», но никто не помнит того кровавого геноцида ирландцев и рядового «Виски» (дело было в Ирландии, где убили кучу народа на митинге). Только Мэтт Дэймон поднял журналиста Гринграсса на заоблачную высоту и очарованные черными дырами памяти Борна критики не припомнили, что этот твердолобый стиль съемки привычен Гринграссу с малых лет.

И «Зеленая Зона» это все тот же старый-добрый репортаж, только лишенный решета памяти Борна, которое позволяло затягивать мертвую петлю сюжета. Для документального кино вполне неплохо, но жанр требует хоть каких-то нетривиальных решений, что режиссеру оказалось просто не свойственно. Своих персонажей он выводит одной краской без теней и полутонов. Намного более драйвовым был его «Потерянный рейс» (вот где к месту журналистское расследование).

Так и видится Гринграсс весь в поту, обвешанный диктофонами, камерами, со светом на горбу, но безмерно довольный возможностью скидывать в сеть политические разоблачения. Но Гринграсс не умеет собирать рюкзак, боится лезть под пули – оттого и играет в корреспондентское, но кино. Да вроде бы вся эта «Зеленая Зона» могла бы выглядеть правдоподобной, но не получается, подробностей не хватает, если не считать за оные подкидного вальта и протез. Не летит в зрителя фаустпатрон и спецэффект не радует разнузданной мощью. Что же Гринграсс будет делать без четвертого Борна? Один только Мэтт Дэймон знает - честный, правдолюбивый и такой отважный, что того и гляди с экрана запахнет в зал несвежей портянкой.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Офицер Рой Миллер (Мэтт Дэймон) служит в Ираке. Он со своими бойцами получает от начальства наводку на местоположения саддамовского оружия массового поражения (ОМП) и едет это оружие изымать. Впрочем, ни одна миссия Миллера пока не окончилась удачей - ОМП они ни разу так и не обнаружили. Но начальство в лице пентагоновского ястреба Кларка Паундстоуна (Грег Киннер) подкидывает все новые и новые наводки, требуя от Миллера их отрабатывать.

На одном из совещаний Миллер нарушает субординацию и поднимает мелкий бунт, заявляя, что все эти наводки - полное фуфло, и требуя от Кларка раскрыть источник их поступления. За выступлением Миллера внимательно следит некий Мартин Браун (Брендан Глисон) - глава иракского отделения ЦРУ. У Брауна давний конфликт с Паундстоуном: Мартин считает, что никакого ОМП в Ираке нет, и у него совершенно иной, чем у Кларка, план дальнейшего развития этого государства.

Во время очередной операции к Рою приходит житель Ирака, который просит называть его Фредди (Халид Абдала). Фредди говорит, что неподалеку видел, как в один дом пробирались высокопоставленные военные Саддама, включая генерала Аль Рави (Игал Наор). Миллер поверил Фредди и с несколькими солдатами устроил налет на указанный дом. Военным удалось скрыться, но в доме Рой обнаружил записную книжку, в которой указаны все секретные места, где скрывается Аль Рави.

Миллер звонит церэушнику Брауну и передает ему книжку. Браун переподчиняет себе отряд Миллера и дает тому задание поймать Аль Рави, с которым Браун хочет договориться, чтобы избежать новой войны. Однако Кларк Паундстоун тоже хочет поймать Аль Рави, причем с совершенно другими целями, так что Миллер станет мелкой букашкой, затесавшейся между двумя правительственными слонами.

***

Режиссер Пол Гринграсс - создатель крайне средненького сиквела к фильму "Идентификация Борна" и совсем дурацкого триквела.

Фильм "Не брать живым" поставлен вроде как на основе книги "Имперский двор в Изумрудном городе" военного корреспондента газеты The Washington Post Раджива Чандрасекарана, однако, судя по всему, именно вроде как на основе, потому что из сценария постоянно торчат уши стандартных голливудских штампов.

Картина создана для того, чтобы с помощью невозмутимого лица Мэтта Дэймона и обиженного лица Грега Киннера раскрыть мировой общественности страшнейшую тайну: оказывается, военные и спецслужбы США врали всеми миру о том, что в Ираке создано ОМП, а никакого ОМП на самом деле там нет.

Боже мой, какое потрясающее открытие, дорогой Пол, весь мир просто был в шоке от этой крышесносящей новости!

Эту важнейшую мысль создатели фильма пытаются донести через призму "захватывающего боевика", но увы - ничего захватывающего там нет, за исключением мерзкой манеры Гринграсса использовать десятки миллионов долларов на то, чтобы съемки ультрасовременными камерами высочайшего разрешения выглядели, как съемки восьмимиллиметровой любительской камерой на крупнозернистую пленку. Вот это точно захватывает - хочется выключить к чертовой матери это кинцо, где размытые фигуры то ли американцев, то ли иракцев то ли бегают по ночным улицам, то ли моются в бане.

Главная линия сюжета выстроена исключительно в расчете на крайне непритязательную публику. Ах, бравый офицер Миллер кладет с большим пробором на все начальство и все приказы, чтобы впутаться в Большую Политику. Ах, пентагоновский ястреб - он плохой, сука и поц! Он специально встречался с саддамовским генералом, чтобы узнать об ОМП, тот ему сказал, что никакого ОМП в Ираке не существует, а пентагоновский ястреб всем рассказал, что существует. Ах, главный церэушник - вот неожиданность! - сугубо хороший и вообще радеет за страну. Ах, скрывающиеся от американцев саддамовские военачальники посреди бела дня рядом с американскими войсками устраивают rendez-vous, причем их сопровождают вооруженные охранники. Ну и, ах, хороший иракец (ведь должны же в фильме быть и хорошие иракцы, которые любят американскую демократию и ненавидят Саддама), рискуя жизнью, при всем честном народе заложил это сборище американским солдатам.

Дальнейшие идиотизмы сюжета пересказывать не буду, чтобы не портить впечатление тем, кто вдруг захочет посмотреть этот дурдом, по возможности не включая голову. (Хотя одна сцена пробега одноногого Фредди ночью в Багдаде по следам автомобилей, которые мчались минут двадцать, и потом его появление из кустов в качестве рояля с пистолетом - это вообще двадцать баллов. Ну и промолчим о миллионе наликом и визите с мешком денег в тюрьму для особо опасных преступников.) Но поверьте, когда это смотришь, возникает такое впечатление, что над зрителями просто издеваются, причем с самым серьезным видом.

Что там МЭТТ ДЭЙМОН? Честно отыгрывает все, что выпало на его нелегкую - десятимиллионную за роль - долю. Выглядит хорошо и даже как-то скрашивает это багдадское одиночество.

Грег Киннер в роли пентагоновской твари - не катит совершенно. Как придурочный отец долбанутого семейства в "Маленькой мисс Счастье" - предельно достоверен. Но пентагоновский ястреб - я вас умоляю! Ни харизмы, не эманации опасности. Только жалобный взгляд и "ботанические" очочки - дурдом полный. Впрочем, Гринграссу такой кастинг свойственен - достаточно вспомнить идиотского Ноа Воссена с его бесконечными "Убить его" из "Ультиматума Борна".

Классный актер Брендан Глисон отлично выглядел в роли честного и принципиального церэушника, однако, так как само такое понятие - чистый оксиморон, картине это, увы, не помогло.

Очень понравился Игал Наор, сыгравший генерала Аль Рави. Вот это харизма, вот это мощь! Кстати, Наор неоднократно изображал в кино самого Саддама.

Вы спросите, на что потратили сто миллионов долларов, если вычесть оттуда звездный гонорар Дэймона? Так я уже сказал - на то, чтобы изображение смотрелось, как снятое любительской камерой. Более ни на что. Ну, разве что на интерьеры дворцов Саддама, которые киношники обнаружили в Испании и Марокко.

Смотреть эту фигню - откровенно скучно, а если начать вдумываться в сюжет, понимаешь, что просто зря тратишь время. Я его потратил - планида у меня такая. А вот тратить ли его вам - не думаю, что это имеет смысл.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 150 млн. $ проходили сентября по декабрь 2008 года. В апреле-мае 2009 года были пересняты некоторые сцены.
- Картина поставлена по книге "Имперская жизнь в Изумрудном городе: Внутри иракской Зеленой зоны" Раджива Чандрасекарана, бывшего шефа багдадского бюро газеты Washington Post.
- Рабочее название картины "Имперская жизнь в Изумрудном городе".
- Тэглайн картины гласит: "Рой Миллер больше не выполняет приказы командования".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: