ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Грабёж 
Heist

Режиссер David Mamet (Дэвид Мамет)
Сценарий David Mamet (Дэвид Мамет)
В ролях:
Danny DeVito (Денни ДеВито),
Gene Hackman (Джин Хэкмен),
Sam Rockwell (Сэм Роквелл),
Delroy Lindo (Делрой Линдо),
Rebecca Pidgeon (Ребекка Пиджеон),
Ricky Jay (Рикки Джей)
Официальный сайт: www.heist-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2001
РЕЦЕНЗИЯ №1

Иногда, глядя на последние несколько фильмов, кажется, что за блестящими спецэффектами и бездумным экшен скрывается отсутствие сценария или реальной идеи фильма. Действительно, большинство хитов, в последнее время собирающие кассовые сборы, в основном рассчитывают на завлечение публики в кинозалы разрекламированными спецэффектами, компьютерной анимацией или же обилием женских тел. Сюжеты таких картин обычно не особо напрягают мозг зрителя, позволяя полностью насладиться попкорном и колой.

Фильм Heist режиссера Дэвида Мамета (David Mamet) содержит мало спецэффектов (один-два взрыва) и незначительное количество экшена (хотя элементы боевиков в фильме присутствуют). Все противостояние здесь - интеллектуальное. Гангстерская драма - вот, по сути, наиболее близкое определение Heist.

Пожилой Джо Мур (его играет великолепный Gene Hackman) является вором ювелирных изделий с огромным опытом, сработанной командой и приятной женой Фрэн (ее играет Rebecca Pidgeon). Легальным прикрытием Джо является бизнес по продаже лодок и яхт, однако с некоторых пор Джо подумывает об уходе с гангстерской тропы и иммиграции куда-то в Новую Зеландию.

Фильм начинается с практически идеально отработанной схемы ограбления - Фрэн, устроившаяся на работу продавщицей кофе, продает четыре капуччино работнику одного из ювелирных магазинов города, тот несет кофе обратно в магазин, затем невдалеке от магазина раздается взрыв и вскоре сам Джо Мур и его команда аккуратно очищают прилавки. Единственная оплошность - на какой-то момент лицо Мура захватывает видеокамера, а найти кассету, на которую ведется запись, несмотря на бесчувственного к тому времени охранника, ему не удается.

Что, впрочем, только усиливает его желание навсегда покинуть этот бизнес. Однако с этим не согласен скупщик краденого Бергман (его играет Дэнни де Вито, Danny de Vito), который, к несчастью, оплачивает счета Мура и его команды, а также финансирует все операции. Бергман не настаивает на продолжении Муром трудовой деятельности, все, что ему нужно - еще одно дело, еще одно ограбление, которое из-за своей сложности недоступно никому кроме команды Мура. "Швейцарское дело" должно стать венцом карьеры героя Джина Хэкмана.

Команда Мура - это негр-баскетболист Бобби (его играет Delroy Lindo), который всегда беспрекословно следует указаниям шефа и в целом обладает холодным аналитическим умом и способностью не паниковать даже при самых неожиданных обстоятельствах. Именно между Бобби и Джо происходят самые интересные диалоги фильма.

Еще один участник - добряк Пинкус (его играет Ricky Jay), который на гангстера похож меньше всего, а основным занятием своей жизни считает воспитание своей племянницы. На Пинкуса чаще всего возлагается ответственность вести машину или же следить за появлением полицейских.

Швейцарское дело не является проектом, за который Джо Мур цепляется, однако по воле Бергмана команде Мура все-таки придется взяться за него. Более того, как наказание за плохое поведение, Бергман отсылает Муру своего человека, молодчика Джимми Силка (Sam Rockwell), который проявляет некоторую нервозность в поведении, тугодумность в решениях и недальновидность в разработке плана. Кроме всего прочего, Джимми проявляет совсем не рабочий интерес к Фрэн.

Самое интересное в этом фильме - это диалоги, поэтому если Heist придется смотреть в переводе, то остается только пожелать удачного перевода. Практически все фразы, вылетающие из уст де Вито, можно тут же класть на бумагу. Когда Бергман представляет Муру Джимми Силка, на вопрос хороший ли это парень, Бергман характеризует Силка как человека, которого "считают овцы, когда он ложится спать". Когда Бергману в процессе фильма нужно убедить своего оппонента в необходимости принятия быстрого решения под дулом пистолета, его спешка выражена следующим образом: "Послушай, не хотелось бы делать ничего такого драматического, как считать до трех, но ты сам понимаешь. Раз!"

"Всем нужны деньги, поэтому их и называют деньгами", - орет Бергман в трубку при очередном телефонном разговоре. Однако процитированные диалоги в отрыве от контекста смотрятся не очень пикантно, поэтому и слушать их стоит в процессе просмотра фильма.

Что же это за швейцарское дело? Бергману не нужно много - он просто желает похитить сейф с золотом, переправляемым одним из швейцарских банков из Бостона обратно в Швейцарию. Рискованное дело включает в себя захват самолета в таможенной зоне аэропорта, вывоз сейфа и доставку золота в укромное место. После этого, как утверждает Бергман, вся команда получит свой куш и Мур может отправиться на заслуженный отдых.

У Джо планы чуть другие - золото является высоколиквидным товаром и если его переплавить и использовать в малых дозах, то жизнь прожить можно безбедно и без особых проблем. Именно поэтому доставку золота к Бергману Джо считает излишней. В плане участвует вся команда, единственный непосвященный - Джимми Силк. Впрочем, Силк, кажется, тоже начинает подозревать нечистоплотность Мура и его команды. Параллельно с этим происходит его значительное сближение с Фрэн.

Вместе с тем, идти на близость с Силком Фрэн толкает и сам Джо. По его мнению, это отвлечет внимание Силка от многих вещей и заставит его поверить в то, что он является неотъемлемой частью команды.

Весь фильм, вплоть до самой последней минуты - это противостояние интеллектов Бергмана и Мура. Кто получит золото? По ходу игры становится понятно, что Бергман тоже собирался кинуть всю команду Мура, оставив все золото себе. Смертей в фильме немного, поэтому не ожидайте бешеной стрельбы и погонь, герои играют на интеллектуальной арене, где перевес постоянно то за одной, то за другой стороной.

Также непонятно, на чьей стороне Фрэн. С одной стороны, она проводит ночное время с Джимми, который считает, что она с ним искренна, с другой стороны - она является ученицей Джо и психологическая игра - ее "изюминка".

Фильм держит в постоянном напряжении, но напряжение это интеллектуальное. Heist - это не дешевый боевик или детектив, в котором всегда ясно, что вот хорошие, вот плохие, и в конце хорошие победят плохих. Каждый из героев, каждый человек из команды Мура может быть "подсадной уткой" Бергмана и таким образом работать против Джо. Кроме того, диалоги и великолепная игра актеров делают Heist весьма незабываемым с точки зрения как сюжета, так и общего впечатления.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Я уже давно понял, что тематика ограблений, их организации, исполнения, а так же отношений между персонажами в эти животрепещущие моменты дают неисчерпаемый источник вдохновения для продюсеров и режиссеров. А как иначе объяснить тот факт, что за последнее время мы увидели как минимум три фильма так или иначе эксплуатирующие тему грабежей со взломом - "Бандиты", "11 друзей Оушена", "Медвежатник". Теперь в коллекцию фильмов можно записать еще один, с красноречивым и не допускающим иных толкований названием "Грабеж".

Расклад фильма самый что ни на есть стандартный. Матерый вор Джо Мур (Джин Хэкман) хочет завязать. Его "крыша" и постоянный заказчик, матерый бандит Бергман (Дэнни де Вито) предлагает последнее дело, шантажируя Мура случайно снятой пленкой ограбления и отказом заплатить его долю. Такое отношение возмущает Мура и он решат сорвать весь банк.

Конечно, мы видели эту историю в недавнем "Медвежатнике". Более того, "Грабеж" в Америке выпускался в кино уже после "Медвежатника" с разрывом в несколько месяцев, что пагубно сказалось на сборах фильма и реакции публики. При всем при этом замечу, что фильм на самом деле не так уж и плох. Если в "Медвежатнике" финал был ясен уже через пол-часа просмотра, то в "Грабеже" уяснить, кто же уйдет с "большим кушем" и кто кого кинет, не ясно вплоть до предпоследний минуты.

Снимал фильм вполне заслуженный сценарист и немного режиссер Дэвид Мамет, принимавший участие в написании сценариев такие известных фильмов как "Неприкасаемые", "Хоффа", "Плутовство", "Ганнибал", а как режиссер снявший почти десяток картин, правда, не таких известных, как сценарный послужной список. Продюсером стал не кто иной как Арт Линсон, сделавший немало замечательных фильмов, например "Бойцовский клуб", "Большие надежды", "Неприкасаемые". Джин Хэкман, актер редкой надежности, которому можно поручать любые роли, и работоспособности, за 2001 год снявшись в 6 фильмах и это в 73 года! В данном случае, играя роль "уходящего на пенсию" вора Хэкман ухитрился уйти от не нужных стереотипов, сделавшего своего персонажа за счет ярких и запоминающихся сцен. Дэнни де Вито - бандит? Шутите? Нет! Крут, злобен, эгоистичен. Момент когда актер орет "Ты знаешь, как меня зовут? - Злобный карлик!" станет одним из лучших за его актерскую карьеру. В ролях второго плана, друзей-грабителей Джо Мура выступили Дэлрой Линдо, которого вы безусловно вспомните по ролям в "Выкупе" и "Контракт с коротышкой", а так же Рикки Джей, актер не сильно известный, но легко запоминаемый из-за характерного лица.

В общем и целом фильм может и не тянет на определение "классика жанра". До истинных шедевров вроде "Как украсть миллион" или "Настоящая МакКой" ему слишком далеко из за избитого сюжета и полного отсутствия динамики в сюжете, но фильм все-таки определенной доли зрительского внимания он достоин.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

У Джо Мура (Джин Хэкман) - интересная жизнь и интересная профессия. Он грабитель. Грабит банки, ювелирные лавки и магазинчики, а по праздникам не брезгует даже кассами взаимопомощи. Однако не следует думать, что каждый день он выходит на работу и занимается грабежом с 9 до 18, прерываясь только на обед. Грабеж ежедневности не терпит. Это довольно специфическая работа, которая делается по следующей схеме... Сначала намечается объект для грабежа. Затем составляется план. Далее план тщательно рассматривается и просчитывается со всех сторон, чтобы предусмотреть все возможные варианты развития событий. После этого идет этап кропотливой подготовки, после чего - проведение операции (она обычно занимает несколько минут), а далее, в случае успеха, - гедонистские наслаждения до того момента, пока деньги не закончатся. После этого снова переходим к пункту номер один...

Впрочем, после ограбления ювелирного магазина, проведенного с почти ювелирной точностью, Джо пришлось подумать о том, чтобы подыскать себе более спокойное занятие. Потому что во время ограбления ему пришлось снять маску, а кассету с видеозаписью Джо добыть так и не сумел, так что теперь его физиономия есть и у полиции городка, и у полиции штата, и у Федерального бюро расследования. Пора завязывать, однозначно.

Однако с этим не согласен Мики Бергман (Дэнни ДеВито), владелец ателье, а по совместительству - "босс" Мура, заказчик ограблений, наводчик, главный продюсер и распределитель прибылей по предприятию. Он так распределил прибыль от последнего ограбления, что Муру ничего не осталось. Поэтому ему больше ничего не осталось сделать, как принять предложение Мики совершить еще одно, на этот раз последнее-распоследнее ограбление, причем, чтобы не мелочиться, было решено ограбить швейцарский банк, но не на его, так сказать, территории, а на нейтральной - в аэропорту, где швейцарское золото находится на пути следования из пункта А в пункт Б.

Муру очень не хочется совершать это ограбление. Настолько не хочется, что он изо всех сил пытается отказаться. Но когда у Мура проваливается собственная афера с продажей принадлежащей ему яхты, Джо приходится согласиться с предложением коварного и злобного карлика Мики Бергмана.

Разумеется, в одиночку Муру такое дело не потянуть. Но у него есть команда, которая работала с ним на предыдущих ограблениях, и Мур хочет задействовать ее и в новом деле. Это здоровенный негр Боб Блэйн (Делрой Линдо), главный помощник Мура, а также простачок Дон Пинкус (Рики Джей), который, тем не менее, почти в совершенстве освоил всевозможные отвлекающие маневры, поэтому играет важную роль в операциях. Кроме того, Муру помогает его жена Фрэн (Ребекка Пиджин), которая, прожив столько лет с профессиональным грабителем, сама довольно неплохо освоила этот вид деятельности.

Однако этими четырьмя людьми - Мур, его жена, Блэйн и Пинкус - состав грабительской шайки-лейки не исчерпывается. Чтобы слегка обезопасить свои капиталовложения, Мики Бергман приставил к Муру еще одного человека - своего племянника Джимми Силка (Сэм Рокуэлл). Это молодой парень с холерическим темпераментом, который ужасно злит Мура, потому что все делает неправильно и не вовремя. У Мура была такая сплоченная и спетая команда, а Джимми в ней - как корова среди балетной труппы. Тем не менее ничего не поделаешь - злой карлик Бергман держит своей стальной лапой Мура за горло и другие интимные места, поэтому Джимми будет работать вместе с Муром - Бергман так сказал.

Но Мур не хочет просто так готовить ограбление. Он хочет кинуть злого карлика Бергмана, ну и заодно своих подельников. Для этого он предпринимает определенные шаги. Но Бергман не хочет, чтобы его кинул Мур, и для этого он предпринимает определенные шаги. Жена Мура хочет, чтобы Мур всех кинул и они уехали куда-нибудь далеко-далеко, для чего предпринимает определенные шаги. А подельники Мура не хотят, чтобы Мур кинул их, хотя на Бергмана им плевать, поэтому предпринимают определенные шаги. Вот так, по шажочку, они приближаются к ограблению, у которого будет две фазы: непосредственно ограбление и непосредственно дележ добычи. И еще неизвестно, какая из фаз опаснее...

***

Очередная грабительская сага. Не в смысле, что ее просмотр только тратит деньги зрителей, а в смысле - сага о грабителях. Не боевик, потому что стреляют крайне мало, да и то - в самом конце. Не спецэффектная пустышка, потому что спецэффектов там, в общем-то, практически и нет. Впрочем, из-за отсутствия автомобильных погонь малый объем спецэффектов практически незаметен. Так что это чистая криминальная драма, в которой намного больше драматизма, нежели криминала. Снято это все в, так сказать, старом стиле, и я, когда смотрел фильм, был уверен, что его сняли лет десять-пятнадцать назад, поэтому весьма удивился, когда узнал, что фильм совсем недавний.

Сценарий, в общем, неплох. Хотя оригинальности в нем мало. Грабители, которых вынуждают совершить "последнее ограбление", встречаются в четырех из пяти фильмах на криминальную тему. Двойные, тройные, четверные и так далее завязки-перевязки сюжета из серии "она скажет им, что она за них и против нас, они подумают, что мы сказали ей, чтобы она сказала им, что она за них и против нас, но возьмут ее к себе, потому что подумают, что мы подумаем, что они не подумали о том, что мы ей сказали, чтобы она сказала им, что она за них и против нас..." - это тоже все было много-много раз. Поэтому о тройных-четверных завязках-перевязках догадываешься почти сразу, так что должного напряжения нет.

Но я не хочу сказать, что там вот так уж все понятно-распонятно с самого начала. Мамету (кстати, он автор киносценариев ко многим известным фильмам) удалось сохранить разумный баланс между достоверностью и закрученностью сюжета. И если в каких-нибудь "Азартных играх", когда интрига раскручивается до конца, начинаешь во все стороны плеваться, потому что такие много-многоходовые комбинации невозможны даже со всеми киношными допущениями, то здесь та же многоходовость - более или менее достоверна.

Кроме того, Мамет - и как сценарист, и как режиссер - сознательно делал упор на относительную жизненность ситуаций и поведения персонажей. То есть здесь не так много явных натяжек, а даже наоборот - иногда зрелищность приносится в жертву достоверности. Но мне достоверность милее зрелищности, поэтому я такой подход одобряю целиком и полностью.

Солидный плюс картине прибавляет кастинг. Джин Хэкман, который даже в совершенно проходных фильмах играет очень хорошо, здесь выглядит на весьма высоком уровне. Его Джо Мур - вовсе не супермен, не Рембо и не профессор Мориарти. Обычный грабитель весьма почтенного возраста, достаточно беспринципный и слегка подловатый, и это все четко обусловлено его родом занятий и окружением. "Злой карлик" Дэнни ДеВито - просто блеск, хотя у него роль достаточно эпизодическая. Однако у Дэнни есть несколько роскошных фраз, и он их произносит с должным блеском. Остальные роли менее яркие, однако добротно выписаны и очень неплохо сыграны.

Резюмирую. Достаточно вторичная криминальная драма с неплохим сюжетом и весьма достойной игрой актеров. Если вас утомили спецэффектные боевики, то этот фильм вполне можно посмотреть. Однако имейте в виду, что благодаря не самому плохому в мире, но все равно - достаточно неудачному переводу часть хороших диалогов в русском варианте значительно потеряли свою прелесть.



А знаете ли вы, что...

- Фильм продюсировала студия Franchise Pictures, на счету у которой самый худший фильм прошлого столетия - "Поле битвы - Земля".
- Многие люди до выхода картины начали сравнивать этот фильм с другим, вышедшим незадолго до премьеры "Грабежа" - "Медвежатником". Однако студия сразу заверила, что сравнивать эти картины очень глупо, так как к примеру сравнивать "Армагеддон" со "Столкновением с бездной".
- Дата премьеры была перенесена с 26 октября 2001 года на 9 ноября 2001.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: