РЕЦЕНЗИЯ №1
Оказывается, в мировой популярности французских кинозвезд или отсутствии таковой повинны их... родители. Не верите? Попробуйте зачитать бойко следующие имена: Daniel Auteuil, Gerard Depardieu, Jean-Paul Rappeneau, Anne Parillaud, Jacques Audiard... И представьте, каково приходится публике, которая толком и Patrick Roy (Патрик Руа - знаменитый хоккейный вратарь) выговорить-то не может. Вот другое дело: Luc Besson - можно лишь однажды промазать с ударением, Jean Reno - Джином назвать и разок не скартавить, что, с учетом испанских корней последнего, не такая уж большая беда. Легкочитаемый Бессон в свое время пошуршал в Голливуде, поднабрался опыта и вернулся на родину уже будучи дипломированным специалистом по голливудскому размаху.
"Фанфан-тюльпан", очередная бессоновская претензия, смотрится, в общем-то, не без интереса. Будь фильм оригинальным, смотрелся бы и вовсе недурственно - похвалы был бы однозначно достоин. Загвоздка в том, что его есть с чем сравнивать. Фильм, снятый Кристианом-Жаком в 1952 году, не столько забавен, сколько чист, в хорошем смысле легковесен. Касательно нового фильма речь об изысканности букета не заходит. Бессон с Кравчиком, имея в активе полувековую разницу в средствах выражения, все достижения развлекательного кино за этот период, ограничились тем лишь, что впихнули в сюжет больше гротеска, больше иронии, немного обнаженки, немного обезглавливания и аккуратно сымитировали искрометность. Да, и с косой Фанфан управляется не хуже шаолиньских монахов - недаром ведь Бессон водит дружбу с гонконгскими дракохореографами. Получился этакий витаминизированный коктейль.
Поиском собственных творческих ходов создатели нового "Фанфана" особо себя не утруждали. Хватило поиска лазеек в оригинале на предмет запихивания в них современных деталей, выдержанных в духе Остина Пауэрса и бессоновско-кравчиковского же таксишного сериала. Этого добра было вывалено предостаточно: педиковатый полковник, американский гимн, "О sole mio", рекламный спич о "полном комплекте Аделины", немецкие каски, гэги о Женевской конвенции, о единой валюте, о крутых яйцах. Зато из сюжета выпали сцены с повешением и пощечиной королю
В России таким макаром на месте Вицина-Никулина-Моргунова оказалась бы современная троица с разухабистыми шуточками о пиве, лицах кавказской национальности и Буше-младшем. Именно такими явлениями, как "Фанфан-тюльпан"-2003, и доказывается неслучайность эпитетов "несравненный", "неповторимый", "неподражаемый". Венсан Перес, неустанно выжимающий из себя обаятельную улыбку, выглядит всего лишь как незадачливый подражатель. Фанфан в исполнении Жерара Филипа - настоящий романтик и авантюрист, в исполнении Переса - поп-кумир. А сравнивать Пенелопу Крус с Джиной Лоллобриджидой как-то даже совестно. Здесь она, в соответствии с бессоновским рецептом - приглашенная голливудская (да-да!) звезда.
Итак, французы наконец научились у американцев делать римейки французских комедий. Что вовсе не так уж плохо. По крайней мере, новый "Фанфан" откровенно удручающего впечатления не производит, в отличие от такого дерьма как "Бланш". Фильм в значительной мере вытягивает французская актерская школа, не виноватая, в общем-то, в том, что американцы ее недооценивают. И еще - раскрученность торговой марки "Люк Бессон".
РЕЦЕНЗИЯ №2
Это было в старые-престарые времена, когда короли воевали жизнями своих подданных, когда цыганки обманывали честной народ, и когда молодые парни, соблазнив не того, кого нужно или того, кого не нужно - отправлялись в армию, дабы избежать каторги, то есть женитьбы. Впрочем, это все происходит и сейчас, но речь не о сегодняшнем дня, а о делах давно прошедших...
Франция, середина XVIII столетия. Как водилось в то время, Людовик XV (Дидье Бурдон) предавался своему любимому развлечению - войне. С кем именно он воевал, из-за чего и почему - он сам не помнил. Не помнили это и его военачальники, и его противники, и его солдаты, и солдаты противника. Важен был сам факт - король ведет боевые действия, чтобы покрыть себя славой.
Война тогда велась очень стильно и галантно (для командования). Король, узнав о том, что в Аквитанском полку не хватает буквально нескольких человек до численности в 47 тысяч пушечных мясных единиц, потребовал эти единицы срочно найти. Ослушаться короля нельзя, поэтому вербовщики бросились рыскать по деревням, чтобы найти простофиль, желающих за очень небольшие деньги покрыть короля славой, а себя - кровью и потом. Разумеется, французские пейзане - не такие уж и дураки, чтобы отправляться воевать вместо того, чтобы выращивать виноград и делать вино. Однако нескольких добровольцев среди деревенщины все же нашлось, причем один из них - самый настоящий брильянт: молодой парень по имени Фанфан и прозвищу Тюльпан (Венсан Перес). В отличие от той инвалидной команды, которая соблазнилась королевскими посулами, Фанфан - молод, горяч, хитер, быстр и нагловат. Самый настоящий солдат - практически разведчик в тылу врага.
Кой черт его понес на эти галеры? А перед ним маячила еще более страшная опасность - женитьба. Вот Фанфану и пришлось выбирать: или ужасы женитьбы, или радости лихих сражений. Он выбрал второе, и мы с котом Бубликом его горячо одобрили. Кроме того, Фанфану просто нельзя жениться! Потому что он встретил цыганку Аделину (Пенелопа Крус) и та ему нагадала полный короб всяких радостей: никаких казенных домов, денег целая гора, удача в карьере, жена - принцесса, а позолоти-ка-ручку-красавец. Фанфан поверил! Кому верить в 18 лет, как не цыганке? Ведь все это звучит так соблазнительно, да и внутренне ты понимаешь, что такому крутому парню все радости жизни должны упасть сверху под ноги. Лишь бы только не пришибли...
***
Как известно, продюсер Люк Бессон совместно с режиссером Жераром Кравчиком сделали ремейк классической французской романтической комедии "Фанфан-Тюльпан", в котором снялись изумительные актеры Жерар Филип и Джина Лоллобриджида. Идея была довольно смелая, потому что старый "Фанфан-Тюльпан" знают и любят во многих странах, а не только во Франции. Кой черт понес Бессона с Кравчиком, как Фанфана в армию, на эти галеры? Ну уж точно не жесткая необходимость жениться. Бессон, правда, в интервью плел какую-то чушь из серии, что во Франции, дескать, не смотрят старое кино, блин, и мы с Кравчиком, в натуре, привлечем внимание молодежи к немеркнущим шедеврам старого кино, штоп я сдох.
Звучало это все довольно беспомощно. Потому что шедевры старого кино французы смотрят и так (оригинальный "Фанфан-Тюльпан" издавался даже на DVD), а если Бессон собирался этим фильмом завоевать Штаты и заставить американцев, которые старый фильм точно не смотрели, восхититься "Фанфаном" - так в этом он тоже просчитался (достаточно взглянуть на рейтинг бессоновского "Фанфана" на IMDB).
Поэтому остается единственное объяснение: Бессон наконец понял, какой невероятный отстой он продюсирует все последнее время, и решил сработать наверняка - взял беспроигрышный хит, пригласил режиссера Кравчика, чей "Такси-2" собой еще хоть что-то представлял (в отличие от кравчиковских же "Такси-3" и, прости господи, "Васаби"), зазвал в картину специально приглашенную голливудскую звезду (это я о Пенелопе) и решил отыграться за старые неудачи. Мол, такой фильм просто обречен на успех и все такое.
Задумка, в общем, была правильная. Уж если не одно поколение приходит в восторг от "Фанфана-Тюльпана" (я, например, до сих пор в восторге), то почему бы его не переснять, использовав достижения современного кинематографического процесса? Пересняли. Использовали. Что из этого получилось?.. В общем, не отстой, зря говорить не буду. К счастью, у создателей фильма хватило ума не делать Фанфана крутым восточным единоборцем (хотя такие позывы явно были), не переносить действие в Нью-Йорк - для лучшего восприятия фильма в Штатах, - не давать Фанфану в друзья огромного негра и не менять в сценарии ремейка больше пятидесяти процентов старого сюжета.
Однако получилось все равно не фанфан... пардон, не фонтан. И не тюльпан. Старый фильм был (и есть) - великолепен! Блестящий текст, отличная динамика и совершенно изумительная игра актеров, особенно Жерара Филипа. Да и Лоллобриджида в роли Аделины была превосходна: очаровательна, естественна и сексуальна. Жерар Филип просто искрился задором, романтизмом и бешеной энергией, а вот Перес...
Перес - это не Фанфан-Тюльпан. По крайней мере по сравнению с Жераром Филипом. Перес - просто смазливый мальчик с приятной, хотя и несколько натянутой улыбкой, и в его молодцеватость и задор веришь не больше, чем в молодцеватость и задор автомата с кока-колой. Хотя он, волей пославшей его съемочной команды, и бьется с родственниками соблазненной девушки добрых десять минут экранного времени, навевая жуткую тоску на кота Бублика, который считал, что парню просто нужно было подорвать себя гранатой из серии - так не доставайся ты никому. Кто слышал "Милая, успокойся, я не люблю тебя" в исполнении Филипа - никогда не сможет воспринимать тусклого Переса в качестве Фанфана-Тюльпана...
Насчет Аделины лучше вообще промолчать. Но я и здесь молчать не буду! Пенелопа Крус - очень красивая женщина. Очень, очень красивая женщина. Просто-таки самая настоящая красавица. Но совершенно бездарная актриса. В этом я, к сожалению, полностью убедился по нескольким ее фильмам, и роль Аделины поставила в этом убеждении жирную точку. Она даже не сексуальна, что для актрисы - просто смерть. Она просто красивая холодная кукла, которая пытается изображать некие страсти. Ей эти страсти не дано ни познать (по крайней мере на экране), ни изобразить.
Поэтому я не верю в любовь нового Фанфана к Аделине, я не верю в любовь Аделины к Фанфану, я не верю в то, что Бессон наконец спродюсирует хоть что-нибудь действительно классное...
Одна была радость - второстепенные актеры. Они, в отличие от главных, классные. Особенно фрейлина принцессы. Какая тетка - просто супер!.. В фильме есть несколько забавных моментов, а за американский оркестр я бы даже пожал сценаристу руку - это действительно классная хохма. Но главные герои - снулые рыбки, старательно изображающие из себя боевых пескарей. Меня смешат, а мне не смешно. Меня пытаются увлечь, а я не увлекаюсь. Мне было скучно весь фильм.
Однако я своего мнения никому не навязываю. Потому что если вы не видели оригинального "Фанфана", тогда вам и Перес покажется лихим малым, а новый фильм - забавной романтической комедией. На мой же взгляд - это слабенькое подражание. Бессон окончательно оголливудился. Раньше Голливуд снимал ремейки на французские фильмы, теперь Голливуд пришел в каждый французский дом в образе Бессона. Он просто какой-то шпион засланный, честное слово...
РЕЦЕНЗИЯ №3
Стоит ли говорить о том, что Венсан Перез - не Жерар Филип, а Пенелопа Круз - не Джина Лоллобриджида? Дело не в том, лучше они или хуже - они просто другие. И кино получилось совсем другое. Жерар Кравчик тщательно скопировал классику - фильм 1952 года, в котором играли Филип с Лоллобриджидой. Сюжетно, насколько я помню то старое кино, римейк представляет собой именно точную копию. А вот того солнечного задора, которым была полна лента режиссера Кристиан-Жака, нет и в помине. Хотя Венсан Перез улыбается не меньше Жерара Филипа, да и шутками фильм пересыпан густо - а легкости в нем былой нету. Нету души, и нету, как сказал бы поэт, "галльского смысла" - в котором, между прочим, и состояла главная прелесть истории у Кристиан-Жака.
Однако и безнадежным римейк не назовешь. Кравчик, известный в основном тем, что снял "Такси-2" и "Такси-3", имеет репутацию специалиста, способного создать яркую, запоминающуюся картинку. На самом деле, его кинематографический опыт - куда более значителен и разнообразен, чем многим кажется. Этот режиссер в год (и даже в месяц) релиза "Фанфана-Тюльпана" отметил аж полувековой юбилей, и начинал он свою кинематографическую карьеру еще в 1981 году. Снимал самое разнообразное кино, так что его вираж от разудалых "Такси" к костюмированной буффонаде не должен особенно удивлять.
Так вот, картинку Кравчик создает действительно впечатляюще яркую. Сочную, я бы даже сказал. Смотреть это приятно, я бы даже сказал - уютно. И то сказать: в середине 18 века, во времена славного короля Людовика XV, люди и одевались красивей, и жили стильней. Во всяком случае, такое возникает впечатление, когда смотришь кино о тех временах. Разноцветные кафтаны и пышные платья со шлейфами уж, наверное, наряднее смотрятся, чем современные костюмы и платья. Правда, брюк дамы тогда не носили, а это - большой минус той эпохе. Зато в остальном все делалось так, что просто лопни мои глаза от удовольствия! Воевали не так, как сейчас, когда и соперника-то за всю войну можно ни разу не увидеть. С чувством воевали, с форсом. Война была искусством - хотя как раз в эпоху доброго Людовика XV, довольно бестолковым искусством.
"Фанфан-Тюльпан" - история полуреальная-полулегендарная. Действительно, во французской армии существовал солдат под таким прозвищем, проявлявший чудеса сметливости и отваги. Наверное, в историях о его подвигах, которые сочиняли позже, все было основательно приукрашено - но это и понятно: облик Александра Матросова, который преподавали в советских школах, тоже был далек от реального образа детдомовца-двоечника, притом, похоже, башкира по происхождению. Легенда есть легенда, и ее надо подпитывать, а для этого нужны детали - и как раз яркие и красочные. В итоге, с годами Фанфан становится воплощением французского национального духа. Он порхает, как бабочка, и жалит, как пчела: то есть легко живет и остер на язык. Он отважен, причем проявляет свой героизм легко и эффектно, иначе ему не интересно. Он не пропускает ни одной юбки. Короче, он - француз. У него есть мечта: жениться на принцессе и стать знаменитым полководцем. Ему нагадала такую судьбу цыганка, молодая и горячая (хотя и чуть костлявая). Знал бы Фанфан, что конкретно она имела в виду, когда гадала!
|