РЕЦЕНЗИЯ №1
«Отель Руанда» повествует о перипетиях, связанных с гражданской войной в маленьком одноименном африканском государстве. Как говорится в рецензии известного американского критика Джеймса Берардинелли: «Это было очень страшно – так страшно, что все цивилизованные люди не могли содрогнуться от ужаса, наблюдая за этим в новостях за чашкой чая». В самом деле, гражданские войны в этих невозможных африканских государствах проходят на редкость энергично. В Руанде, в середине 90-х годов прошлого века, полегло более миллиона аборигенов. Для сравнения: по состоянию на 1998 год (то есть после окончания военных действия) там оставалось 6,5 миллионов. Не слабо, правда?
Но «Отель Руанда» - вовсе не хроника тогдашних событий. И не художественная летопись руандийского геноцида (в отсутствии масштабного подхода режиссера, кстати, упрекала пресса). Перед нами – некоторый отрезок жизни конкретного руандийца по имени Пол Рузесабагина (надеюсь, что все правильно написал), менеджера престижного отеля в городе Кигали (тут вроде с буквами попроще). Он не то, чтобы патриот какой-то или политически озабоченный персонаж. Напротив, он скорее аполитичен. Он прекрасный профессионал, в его отеле всегда все на месте, все работает и движется. Но, на его беду, его супруга Татьяна принадлежит к одному из двух племен, противостояние которых вылилось в кровавую резню. В конце концов, под настойчивым влиянием жены, да и обстоятельств, он не без удивления обнаруживает в себе человека, которому трудно видеть страдания людей, а еще труднее – оставаться при этом в стороне. И он делает, что может: предоставляет приют беженцам, которых война выдавила из их родных мест. А затем, втянувшись в политический процесс, начинает делать гораздо больше…
Этот фильм – совершенный бенефис Дона Чидла. Говорю как на духу: никогда не верил в его актерский потенциал. Не думал, что ему по силам главные роли вообще, а тем более такая сложная. Однако своей игрой в «Отеле Руанда» этот очень специфический актер рассеял все сомнения в своих возможностях, которые у меня были. А тут еще кстати вспомнилось, как лихо он отработал эпизодическую роль в недавнем авантюрно-тропическом боевике «После заката», где за пять минут стал, возможно, самым ярким участником шоу. В общем, надо если и не признать за Чидлом грандиозного таланта, то, во всяком случае, обратить на него серьезнейшее внимание.
Что же такого экстраординарного сотворил он в «Отеле Руанда»? О, это надо видеть! Он не делает стойку на левой руке, не произносит искрометных монологов в стиле Эдди Мерфи, не превращает физиономии оппонентов в котлеты по-протоболгарски. Он просто живет в кадре. Это и есть самая трудная актерская задача – заставить своего героя жить так, как это предполагает ситуация. Я никогда не был в Руанде (и надеюсь, никогда в ней не побываю). Уж конечно, не знаю, как там ведут себя люди, не пойму, почему, к дьяволам собачьим, поссорились племена хуту и тутси. Я твердо знаю одно: цена смерти для каждого человека примерно одинакова. А если кто делает вид, что ему жизнь надоела – стоит только один раз оказаться на ее грани, и вы все сразу поймете. Чидл очень тактично, без нажима, показывает, как можно помочь людям пройти по этой грани, не упав вниз.
Любопытно, что режиссер Терри Джордж с самого начала видел в роли Пола только Дона Чидла. Студии, которые вкладывали деньги в изначально сомнительный (с кассовой точки зрения) проект, пытались протолкнуть кандидатуры Дэнзела Вашингтона,Уэсли Снайпса и Мехи Файфера, на чьи имена публика хоть как-то могла клюнуть. Но Терри Джордж был непреклонен и в конце концов заполучил своего Чидла. За что ему мы все должны быть глубоко благодарны. Потому что этот фильм – сугубо актерский проект, и стало быть, выбор исполнителя главной роли имеет принципиальное значение. А окажись на месте Чидла один из трех названных красавцев – еще неизвестно, отдала бы торонтская публика свои голоса «Отелю Руанда» или нет.
А знаете ли вы, что...
- Тэглайн картины гласит: "Когда мир закрывает глаза, он раскрывает свои объятия".
|