ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Код доступа "Кейптаун" 
Safe House

Режиссер Даниэль Эспиноса
Сценарий Дэвид Гуггенхейм
В ролях:
Райан Рейнолдс,
Дензел Вашингтон,
Брендан Глисон,
Вера Фармига,
Лиам Каннинхем,
Роберт Патрик
Официальный сайт: www.nooneissafe.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 125 мин.
Год выпуска: 2012
РЕЦЕНЗИЯ №1

Фильм, который вначале похож на оригинальный шпионский триллер, а Райан Рейнольдс – на молодого Высоцкого, в итоге скатывается в шаблонизм, а Райан Рейнольдс, наконец, обретает самостоятельное скучное лицо.

Для начала, даются две линии. Молодой сотрудник ЦРУ работает в Кейпауне, но ничего романтического в этом нет. Целыми днями сидит он в пустой комнате-сейфе для врагов и предателей, бросает в стенку теннисный мячик и учит французский язык. Параллельно в том же Кейптауне обаятельный пожилой негр с бородкой, как у Тони Старка проворачивает опасное дело с покупкой компромата на все разведки и контрразведки мира. За ним охотятся, в него стреляют, он убегает и, чтобы спастись, отдается в руки американских властей, которые его ищут много лет. Негра везут на явку, где дежурит герой с мячиком.

В 2010 году журнал People назвал Райана Рейнольдса самым сексуальным мужчиной планеты. С тех пор его, видимо, можно считать фигурой, равной Дэнзелу Вашингтону. Но это обман для детей и девочек до 25 лет: как только они оказываются рядом, Вашингтон убивает Рейнольдса одним движением бровей. Даже на таком, мягко говоря, неблагодарном сценарном материале лучший негр современного кино умудряется что-то слепить.

В общем, это хороший экшен с дерьмовой развязкой, с ходульными персонажами и замечательным Вашингтоном.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Молодой агент ЦРУ Мэтт Уэстон (Райан Рейнольдс) работает на конспиративной квартире в Кейптауне, ЮАР. У него есть подруга - француженка Ана Моро (Нора Арнезедер), которой он врет, что пашет в общественной организации. Впрочем, даже о своей работе в ЦРУ Мэтту рассказать нечего - он уже год сидит на конспиративной квартире у телефона и изнывает от тоски.

Однако в какой-то момент обстановка в Кейптауне резко накалилась. В городе объявился крутой орел по имени Тобин Фрост (Дензел Вашингтон). В свое время Тобин был одним из лучших агентов ЦРУ, но потом сбежал и стал торговать секретами разведок направо-налево. В Кейптаун он прибыл для встречи со своим старым дружком Алеком Уэйдом (Лиам Каннингхэм) из Ми-6. Тот ему достал файл, содержащий все грязное белье самых крупных разведок мира, и Фрост собирается на этом файле срубить круглую сумму.

Но за Фростом охотятся серьезные профессионалы под началом мутного парня по имени Варгас (Фарес Фарес). Варгас должен забрать у Фроста файл, за что ему обещаны 10 миллионов долларов.

Впрочем, Фроста так просто не возьмешь - он быстро ныкается в американское посольство, где его берут цэрэушники и везут на конспиративную квартирку (хей, Мэтт, вот и пришел твой звездный час): там его будут допрашивать спецы под командованием Дэниела Кифера (Роберт Патрик).

Но недолго работали люди Кифера. На конспиративную квартиру напали люди Варгаса, бригаду Кифера вместе с начальником перестреляли, и только Мэтту с Фростом под мышкой удалось умчаться в голубую даль на красном BMW, изрешеченном пулями.

Мэтт связался с родным управлением, но там не могут его принять ПРЯМО ЩА. Тем более что это ЮАР, во время погони за Мэттом погибли люди, начинаются дипломатические осложнения и все такое. Так что ты, Мэтт, ховайся пока, где придется, дает решительный приказ начальство, а ближе к вечеру шуруй на стадион, где будут играть "Кейптаун" - "Спартак": там в ячейке возьми GPS-навигатор, который отведет тебя на другую хазу - ну, то есть конспиративную квартиру.

А куда Мэтту деваться? Пойдет, поведет за собой Фроста. А ведь Фрост - суперпрофессионал, легенда этого дела. К тому же - мастер тонкой психологической игры. Так что как бы он нашего Мэтта не запсихологизировал к чертям собачьим...

***

Сначала сухие факты. Название фильма - "Конспиративная квартира" или "Секретное убежище". А "Кодом доступа" наши прокатчики его обозвали в честь "Кода Апокалипсиса" - в знак уважения к сиськам Товарища Полковника. По крайней мере, такое предположение сделал кот Бублик.

В режиссерское кресло сел швед Даниэль Эспиноса (он явно не швед по происхождению, но родился в Швеции), который в Голливуде до этого фильмов не ставил, да и в Швеции снял только один более или менее известный (там) фильм - Snabba Cash.

С чего ему вдруг доверили снимать блокбастер со звездой "категории А" Дензелом Вашингтоном - непонятно, но студия явно не промахнулась, так как фильм прокатился отлично. Впрочем, похоже, что с Вашингтоном в режиссерское кресло можно сажать хоть Эда Вуда - Вашингтон все вытянет.

Сценарий написал некий Дэвид Гаггенхейм, который до этого отличился только сценарием некоего телевизионного боевичка (правда, с Итаном Хоуком и Томом Сайзмором), который никто не посмотрел.

Причем Гаггенхейм явно вдохновлялся культовой для студии Universal (еще бы, столько денег заработали) серией фильмов о невероятных приключениях Джейсона нашего Борна, поэтому уши борнинианы из фильма Эспиносы торчат со всех сторон.

Правда, если в случае Борна чисто сценарно было отлично понятно, с чего парень так крут - его же сколько времени учили и тренировали, - то внезапное суперокрутеневание персонажа Рэйнольдса - оно явно мимо кассы. Парня завербовали, насколько я помню, в юридическом колледже! Ну, побегал с месяцок на учебной базе. Затем его на год посадили "сторожем при складе" - сидеть на телефоне на хазе, больше ничего не делать. Да какая из него крутотень? Смех один!

Впрочем, нет, это мы уже идем по следам бременских музыкантов, а давайте лучше начнем с просмотра, когда я еще не знал, чем это все закончится.

Так вот, продолжительное время (69 минут 21 секунду) фильм смотрелся хорошо. Даже на твердую четверочку. Когда еще теплилась надежда, что все еще объяснят, и когда не хотелось думать, с чего этот сторож со склада вдруг так резко окрутел.

Вашингтон, как обычно, блестяще отыгрывает свою роль, хотя я бы на его месте Гаггенхейма где-нибудь придушил в уголке - уж больно паршиво этот Фрост прописан сценарно. И на уровень очень выше среднего его выносит только безусловное мастерство Вашингтона, который даже из этого персонажа, прописанного из серии "он дико, ребята, дико крут, а вот почему и как - просто поверьте мне на слово", ухитряется сделать что-то очень и очень значительное.

Просто мы в самом начале еще не знаем, что за многозначительной усмешкой Фроста на конспиративной квартире, когда его начинают пытать жуткой пыткой, кладя на физиономию голубенькое полотенце и начиная поливать водой, - не скрывается ничего. Все время кажется, что Фрост там что-то задумал, что он планирует какую-то многовходовую-многовыходовую комбинацию, а на деле... На деле сценарист не придумал, чего такого мудрого Фрост там напланировал. Поэтому он ничего не напланировал. Плывет себе по течению с этим пацанчиком Мэттом и даже толком не может от него сбежать.

Также прикольно смотрятся неоднократно повторяемые в ЦРУ слова о том, что Фрост, дескать, мастер тончайшей психологической игры. На деле же вся тончайшая психологическая игра заключается во фразах: "А ведь они за мной пришли. Но я им нужен живой, а тебя они грохнут" и "А у тя телка-то есть?" Мэтт тут же ломается от этих фраз - прям видишь, как они его корежат в корневища.

Рэйнольдс мне, кстати, понравился, хотя я к нему как к актеру отношусь более чем спокойно. Мелодрамы и молодежные комедии, где он в основном подвизался, я, за редкими исключениями, просто не смотрю. Однако не сказал бы, что в этом фильме он выглядел плохо - если не считать странноватого сценарного посыла. По крайней мере, когда Мэтт в полном отчаянии все продолжает и продолжает тащить Фроста на конспиративную квартиру, ввязываясь во всякие потасовки, погони и настоящие сражения, как-то веришь, что парнишка на это хоть как-то способен. Он не выглядит как Ник Стал в "Терминаторе 3: Восстание машин", когда тот дрожащими ручонками поднимает автоматик и говорит тоненьким голоском: "Теперь я тут главный" - и зрители впадают в истерику от хохота.

Нет, Мэтт тут все-таки выглядит крутоватым и безбашенным. Ну, может, он там на своем складе постоянно тренировался - кто его знает? Или в компьютерные игры с детства играл. Нам же показывают, как он сидит на хазе и кидает мячик в стену, правильно? А мячиком знаете какие группы мышц можно натренировать? Всякие разные группы мышц можно натренировать, вот что я вам скажу!

Во второстепенных ролях были заняты хорошие актеры. Хотя, к сожалению, Каннингхэм повторил судьбу раннего киношного Шона Бина - его персонажа убивают минуты через две. Сам Шон Бин в других фильмах, к счастью, уже дожил до ситуации, когда его персонажа убивают никак не раньше середины картины, а иногда и в самом конце.

Одного из скользких цэрэушных начальников сыграл Брендан Глисон - сыграл просто отлично. В паре с ним играла Вера Фармига - а вот из нее все время проглядывала Памэла Лэнди из "Ультиматума Борна", а я "Ультиматум Борна" считаю паршивым фильмом, хотя многие со мной не согласны.

Но что "Ультиматум", что данная картина показали, что чем тупее и чем нелогичнее - тем лучше. Зачем задумываться, правильно? Пускай шкодливая рука сценариста летит по страницам, рассыпая идиотизм на идиотизме, тут главное - чтобы искры во все стороны летели, а там - попкорн не гори! Джейсон Борн из окна напротив здания ЦРУ видит набираемый на сейфе шифр - ладно, сойдет. Джейсон Борн пробирается в кабинет директора ЦРУ без всяких пропусков и даже без команды Итана Ханта - да без проблем! Мэтт Уэстон из интернет-кафе входит в сверхсекретную базу ЦРУ и роется там, получая нужную информацию, - ну и ладно, а что такого? Конечно, сторожу на складе дают доступ ко всем цэрэушным базам и разрешают туда входить из интернет-кафе - да кто бы сомневался, мы много раз видели в фильмах, какие они там в ЦРУ все долбанутые.

Впрочем, это все, конечно, ерунда. Подумаешь, из интернет-кафе зашел. Но вот за что Эспиносу нужно убивать, бросив его под вращающиеся лопасти пропеллера лучшей в мире няньки, так это за финал. Нет, ребята, я знаю, что в Голливуде умеют и любят делать настолько идиотские финалы, что дальше вроде как некуда. Но в этом фильме они просто превзошли сами себя! У меня, как у опытного киномана, были предположения, чем это все закончится. Ну, понятно, что пара-тройка обязательных штампов - от этого они никак не удержатся. Так что Париж, шарман, лямур, бонбоньер и так далее - обязательно, нет вопросов. Но эти ребята поразили даже меня! Финал был один в один в духе пародий на шпионские триллеры - это уже даже не смешно, ребята, вы уже совсем офигели.

Финал для меня перечеркнул абсолютно все - даже то, что фильм какое-то время смотрелся очень неплохо. Потому что - ну нельзя зрителей держать за идиотов, это просто неприлично!

Однако касса и рейтинг показывают, что со зрителями - все в порядке. Касса отличная, рейтинг высокий, а что мы с котом Бубликом выступаем - так это наши глубоко личные проблемы. А я согласен, так и есть - это наши глубоко личные проблемы, это имя нашей боли.

Отдельное спасибо за операторскую работу. Вот кто бы главоперу рассказал, что мода снимать на ручную трясущуюся камеру и обрабатывать пленку так, чтобы она зернилась пикселями размером где-то в 0,54 мм - она уже, старичок, проходит. Уже, старичок, сколько раз говорили, что смешно на Blu-ray смотреть фильмы, которые по качеству не отличаются от рипа в 750 мегов. А ваш фильм - ну никак не отличается, термометр от доктора Хауса вам в ректалище!

Уф. Вроде раздал всем сестрам по серьгам, какой я молодец! Нет, ну обидно, честное слово. Ладно бы с самого начала было понятно, что перед тобой - полное барахло. Мы с Бубликом, вон, пытались смотреть "Мачо и ботан". Ну, выдержали не более 15 минут тупейшей рожи Ченнинга Татума - ну, вырубили и наплевали слюнями. Кстати, Татум мог сняться в роли Мэтта - а жаль, что не снялся, мы тогда и смотреть бы не стали.

А так - вроде бы смотрелось хорошо. Потом чуть нудновато. Затем, когда стало понятно, что ответов на вопросы нет и что многие ружья, которые висели на складе в первом акте, палят в "молоко", - стало смотреться похуже. Ну и дальше на нас вылили ушат финала. После чего мы задали себе вопрос: "А на черта мы вообще все это смотрели?"

Так вот, дорогие зрители! Не слушайте нас с котом Бубликом! Вечно мы придираемся. Зрители довольны, касса отличная, рейтинг высокий. Комментарии зрителей - благожелательные. Говорят, мощный боевик и отлично показана работа спецслужб. Так что посмотрите обязательно.

Но если вы, как и мы, будете в шоке от финала и если у вас возникнут все те же вопросы, что и у нас, - приходите ко мне, мы станем друзьями. Мы с вами - одной крови!
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Особенность качественного шпионского фильма в том, что первую половину фильма зритель ни черта не понимает в происходящем на экране, а вторую – удивляется, как же он мог запутаться в трех соснах. С первых минут аудиторию по уши окунают в самые секретные и таинственные события.

В кадре мелькают подозрительные рожи с пушками наперевес и озабоченные официальные лица. Надписи городов и экзотических территорий сменяют друг друга, следя за перемещениями главного героя, который неизменно, еще до титров, успевает кого-нибудь замочить в сортире. Персонажи обмениваются тревожными взглядами, из рук в руки мелькают кейсы, папки, компакт-диски и неизвестные науке цифровые носители.

Жизнь течет так стремительно, что уже спустя полчаса в мозгах зрителя булькает каша из имен, событий, явок. По сути же, со времен Штирлица ничего не изменилось. Ну разве что Плейшнер помолодел, да 33 утюга на подоконнике сменили цифровые чипы и навороченные системы авторизации. Таким пред нами предстает голливудский дебют шведского режиссера Дэниэла Эспинозы «Код доступа «Кейптаун», что в оригинале зовется «Safe House» или попросту «Явочная квартира».

… Работа агента ЦРУ может быть донельзя рутинной и скучной. Бывший выпускник Йеля, а ныне оперативник низшего ранга Мэтт Уэстон уже целый год протирает казенные штаны на конспиративной халупе в Кейптауне, втором по величине городе ЮАР. Своей девушке он привычно врет про цивильную работу, а сам часами просиживает перед мониторами в ожидании своего звездного часа или хотя бы перевода в Европу. И час сей случается, когда в городе появляется матерый ЦРУ-шник Тобин Фрост.

Через своего давнего знакомого, агента британской разведки МИ-6, Фрост получает загадочную миниатюрную колбочку с данными. И тут же оказывается под перекрестным огнем неких бандитских физиономий, чьи цели неясны, но средства конкретны. Фрост, конечно, авторитет и скрывался от хозяев из Лэнгли давно, но тут его неожиданно прищучили и с мешком на курчавой голове сопроводили в ту самую явочную квартиру, где последние 12 месяцев мается несостоявшейся карьерой неопытный Уэстон.

Не успели Фроста хорошенько попытать, как в якобы тайное заведение вламываются непрошеные гости во главе с уже примелькавшимся носатым проходимцем. Тут все внезапно умерли, а Уэстон, будучи смышленым малым, не стал своей очереди дожидаться и, прихватив в багажнике Фроста, эффектно свалил.

Куда и зачем бежит Фрост – непонятно. Ясно одно, агент бросил вызов системе, а Уэстон – всего лишь слабый и кривоватый гвоздик, мечтающий стать крепким болтом. Убивать парня грешно, но и сдаваться на милость ЦРУ Фрост не намерен. Он явно собирается сбыть полученную информацию налево, однако отвязаться от надоедливого практиканта никак не получается. Опыт подсказывает Фросту – раз уж секретную хату попалили, то в конторе поселился «крот», предатель, и жизнь двух беглецов постоянно висит на волоске…

Будь на месте Эспинозы какой-нибудь из многочисленных постановщиков «бондианы» или «борнианы» (франшиза про Джейсона Борна) или, на худой конец, «Миссии: Невыполнима», то всё могло пойти иным путем. А в итоге вышло как у Черномырдина – «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Энтузиазм молодого режиссера, не знавшего славы и рукопожатий на красной ковровой дорожке, увел его в дебри махровых штампов, где каждый кадр навевает грусть своей предсказуемостью. Прибавьте к этому сценарий, написанный дебютантом, и выходит, что ожидания не оправдались.

Понятно, что основная ставка авторами фильма делалась на дуэт ярких характерных актеров – Дензела Вашингтона и Райана Рейнольдса. И тот, и другой большие мастаки и скупую мужскую слезу по щеке пустить, и рукой под дых забубенить, и желваками на публику поиграть. Только вот образы им достались какие-то недоделанные. Возьмем, к примеру, Тобина Фроста. Этакий Джеймс Бонд в шоколадном исполнении. Неубиваемый гигант международной разведки со стальными мышцами и нервами, а, по сути – ренегат, предавший отчизну и торгующий разведданными. Рыцарь без страха и упрека на старости лет вдруг решил подсуропить своим коллегам и вывесить на всеобщий обзор грязное белье. Причем не из чувства ложного благородства, а за вполне определенную мзду.

Персонаж Уэстона (Рейнольдс) тоже хромает на все конечности. С одной стороны – офисная крыса, не нюхавший пороху практикант на ресепшене. Начальство им не особо дорожит, хотя парнишка окончил престижный университет, имеет степень по экономике и положительную характеристику. По ходу фильма Уэстон не особо блещет знаниями, зато демонстрирует чудеса изворотливости. Будто он не гуманитарный факультет заканчивал, а лет десять в морпехах оттрубил. И машины водит не хуже Шумахера, и стреляет аки Робин Гуд, и руками машет эффектно, ломая врагов как щепки. Или это скрытая реклама спецкурсов ЦРУ?

Отношения двух героев – отдельная песня. Они то готовы передушить друг дружку, то плечом к плечу страдают за общее дело, хотя какие могут быть у них общие дела? Один рвется за бугор, чтобы выгодно толкнуть краденое, а другой, скрепя совестью, исполняет свой служебный долг. Самое неприятное, что все эти сюжеты про некие файлы, способные отправить за решетку коррумпированных начальников и высокопоставленных лиц, настолько обрыгли, что никоим образом вдохновения не вызывают. Ни у зрителей, ни у самих авторов. Да и личность «крота», предательски копающего в агентстве изнутри, вычисляется на раз-два-три. Опыт подсказывает, что из двух кандидатов негодяем окажется тот, кто всю дорогу косит под добряка.

Частично реабилитировать Эспинозу могут лишь мастерски поставленные сцены погонь, перестрелок и рукопашных потасовок, сильно смахивающих на стиль Джейсона Борна и новейшего Бонда. Приятно, что создатели картины сэкономили на компьютерных спецэффектах, отдав картинку на откуп настоящим каскадерским трюкам. Вот этот разрыв между добротным, слаженным экшеном в лучших традициях жанра и беспомощностью сценария в части диалогов и мотивов и портит общее впечатление от ленты.

Высокий профессионализм актеров может вытянуть из болота драму или иной камерный жанр, но без интриги и изобретательности шпионскому фильму просто нечем дышать. Это «бондиана» может выехать только на узнаваемом бренде. Эспиноза пока нуль без палочки, и даже более-менее уверенные сборы картины в прокате (спасибо Вашингтону и Рейнольдсу) не способны как-то изменить его нынешний статус.
     


А знаете ли вы, что...

- На роль Мэтта Вестона рассматривались кандидатуры Сэма Уортингтона, Шайа ЛаБафа, Андрю Гарфилда, Тэйлора Китша, Гаррета Хедланда, Чаннинга Татума, Джейка Гилленхола, Тома Харди, Криса Хеймсворта и Криса Пайна.
- В США картина выходит по названием "Тайное убежище".
- Тэглайн картины гласит: "Никто не защищен".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту:


|