ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

"ОСЛЕПЛЕННЫЙ" 
Соблазны и подвохи

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». На Западе эту нехитрую поговорку усвоили хорошо. Когда герою американского фильма сулят золотые горы, герой, как правило, спрашивает: «What's the catch?» - «В чем подвох?» В российских фильмах этого почему-то почти никогда не происходит. Наверное, у нас многие до сих пор верят, что на Поле Чудес в Стране Дураков действительно можно выращивать золотые монеты. Порой переводчики даже не могут адекватно перевести сакраментальное «What's the catch?» на русский язык. А вот менталитет западного человека таков, что он всегда просчитывает негативные последствия любого, даже самого благоприятного на первый взгляд события. Хорошо это, плохо ли - но «за бугром» знают, что за все приходится платить. Конечно, в семье не без урода. Попадаются такие придурки, как, скажем, герой фильма «Ослепленный», которые соблазняются кусочком бесплатного сыра. Но, как и полагается в голливудском фильме, герой быстро убеждается, что любой соблазн таит в себе подвох.

20th Century Fox Дата выпуска: 20 октября Режиссер: Гарольд Рэмис Сценарий: Ларри Гелбарт, Гарольд Рэмис, Питер Толан Продюсеры Тревор Альберт, Гарольд Рэмис Композитор: Дэвид Ньюман Оператор: Билл Поуп Художник: Рик Хайнрикс В ролях: Брендан Фрейзер, Элизабет Херли, Фрэнсис О’Коннор, Орландо Джонс

В этом году Голливуд явно недовыполняет план по римейкам. Единственным полноценным римейком можно считать комедию «Ослепленный», снятую по мотивам одноименной английской ленты 1967 года - да и ее перекроили так, что от оригинала остался только каркас. Впрочем, иной подход в Голливуде изначально был бы обречен на поражение: английский юмор редко приходится ко двору в Голливуде.

Английская комедия, в отличие от голливудской комедии гэгов, имеет под собой прочную литературную основу. Авторы первоначальной версии «Ослепленного» Питер Кук и Дадли Мур вместе учились в колледже, там же начали сочинять и выступать со своими скетчами. Затем Кук стал работать в сатирическом журнале, а Мур пошел по актерской стезе. А потом друзья решили испробовать свои силы в кино - и «Ослепленный» стал одной из их первых совместных работ на новом поприще.

В основу фильма была положена бессмертная идея «Фауста». Кук играл делового и циничного Дьявола, который изливает на человечество положенные по его статусу гадости, пока не встречается с юным и наивным Стэнли Муном (Мур), поваром из маленькой забегаловки, влюбленным в официантку, которая работает там же. Стэнли не может побороть робость и признаться девушке в любви - он не осмеливается даже пригласить ее на свидание. Дьявол дает Стэнли возможность исполнить семь его желаний, и в каждом его желании неизменно таится какой-нибудь подвох. Он желает стать мужем своей возлюбленной - и тотчас же становится им. Вот только загвоздка - жена изменяет ему направо и налево. Он хочет стать красивым и желанным - и после того, как и это желание осуществилось, его хотят ВСЕ женщины! По ходу фильма на экране появляются персонажи, олицетворяющие семь смертных грехов (в том числе - ослепительная Ракел Уэлч в роли Похоти), которые наперебой дают герою «ценные» советы, еще более запутывающие ситуацию.

Раз за разом Стэнли все больше разочаровывается в идее «исполнения желаний» и в конце концов отвоевывает свою душу обратно. Ему не нужны чужие добродетели и чужие пороки. Злоключения сделали его более умным и интересным человеком, и теперь у него есть шанс понравиться любимой девушке без чужой помощи. Дьявол тем временем компенсирует утрату души Стэнли еще чьей-то душонкой и, предъявляя Богу свои достижения, требует равноправия в религиозных ритуалах. Увы - он проваливает «вступительный экзамен». Оказывается, вернув Стэнли душу, он совершил хороший поступок, сильно снизив общий коэффициент своего злодейства, и посему бедняга вынужден снова отправляться на улицу творить пакости. Но теперь он не просто идет работать. Он зол и отправляется мстить человечеству...

Снятый в 1967 году «Ослепленный» до сих пор считается одним из лучших образцов классической английской комедии. Изобретательная драматургия, искрящиеся юмором диалоги, умная и язвительная режиссура Стэнли Донена - все это сделало «Ослепленного» одним из самых популярных английских фильмов 60-х годов... и одновременно отвратило от него голливудское «молчаливое большинство», ибо юмор фильма был сочтен «слишком английским». Но конечно же по ту сторону океана у фильма появилось немало поклонников. И одним из них был Гарольд Рэмис - режиссер, сценарист, юморист и актер (наиболее запомнившийся в «Охотниках за привидениями-1,2»). Судя по всему, он давно мечтал сделать американский римейк «Ослепленного», и когда в 1997 году подписывал с Fox контракт на два фильма, вторым числился именно этот проект. Однако только весной 1999 года, когда предыдущая лента Рэмиса «Анализируй это» преодолела 100-миллионный рубеж в американском прокате, он получил возможность осуществить свою мечту.

В мае 1999 года, выступая перед студентами киношколы, Рэмис сказал, что вскоре приступает к постановке «Ослепленного», что в настоящее время он работает над новым вариантом сценария вместе с ветераном-комедиографом Ларри Гелбартом и что главную роль, скорее всего, будет играть Джим Кэрри (мечтать не вредно). Затем полгода по голливудским кулуарам и киноманским чат-румам бродили только неподтвержденные слухи, пока, наконец, 30 ноября The Hollywood Reporter не объявил официально о запуске проекта с Бренданом Фрэйзером в главной роли (за что ему заплатили 10 миллионов долларов). В партнерши Фрэйзеру выбрали симпатичную австралийку Фрэнсис О'Коннор на роль Эллисон - девушки, в которую влюблен герой.

Что же касается Дьявола... Рэмис явно переделывал сценарий с учетом нравов новой эпохи. В его варианте сценария Дьяволом стала ослепительно красивая женщина. В память об оригинальном фильме на эту роль выбрали англичанку - обольстительную фотомодель Элизабет Херли, которая за годы работы в кино смогла показать себя цепким продюсером, но до сих пор ни разу не имела возможности продемонстрировать на экране свои актерские способности. Контракты с обеими актрисами были подписаны в январе 2000 года, за считанные дни до начала съемок. 24 января Рэмис и его съемочная группа вышли на площадку.

Поначалу режиссер хотел снимать фильм в Чикаго, но оказалось, что в этот период там будут снимать несколько боевиков, и поэтому пришлось искать другую натуру. В конце концов остановились на Сан-Франциско. Места выбрали живописнейшие, и вскоре после завершения натурных съемок Рэмис гордо заявил, что Сан-Франциско станет таким же полноправным героем фильма, каким стал Нью-Йорк в его предыдущем фильме «Анализируй это!».

Кинокомпания Fox, желая сэкономить, решила снимать часть массовых сцен (рок-концерт и баскетбольную игру) с участием добровольцев, согласных участвовать в массовке за бесплатно, ради возможности посмотреть на любимых звезд. Мероприятие это назвали «съемочной вечеринкой», пообещали розыгрыш призов и бесплатные прохладительные напитки. 25 марта в зале Great Western Forum в Инглвуде собралось множество поклонников Фрэйзера и Херли. Фрэйзер вышел на сцену в качестве солиста рок-группы Stone Cold Dead в «готическо-металлическом прикиде»: рваных кожаных штанах, драной рубахе, с жуткими татуировками и с кошмарной прической. Собравшиеся в зале девушки были в экстазе. Парни, пришедшие полюбоваться на знойные прелести Херли, были разочарованы - в тот день она не снималась. Как только это стало известно, толпа начала редеть. Все необходимые дубли успели отснять, однако вторую большую массовую сцену (игру в баскетбол) уже снимали с платными статистами.

В этой сцене Рэмис отказался от спецэффектов и сделал Фрэйзера гигантом-баскетболистом очень простым способом: на общих планах вместо Брендана снимали очень похожего на него высокого спортсмена, а на крупных - рядом с ним ставили «игроков» низкого роста, на фоне которых он казался Шварценеггером.

Но, разумеется, совсем без спецэффектов нынче в Голливуде не снимают (тем более кино про дьявольские козни). Фирма спецэффектов Rhythm & Hues под руководством мастера чудес Ричарда Эдлунда создала более 80 компьютерных план-кадров, в том числе финальные страсти-мордасти с крылатым демоном. В апреле 2000 года съемки благополучно завершились. Fox наметила премьеру на август.

В июне Рэмис начал раунд тест-просмотров, намереваясь досконально проверить реакцию на все приколы у самых разных слоев зрительской аудитории. Вот тогда-то и начались странности. Отзывы с тест-просмотров были не просто разными - они были диаметрально противоположными! Если кто-то считал, что «сценарист и режиссер Гарольд Рэмис нашел интересный подход к старой ленте и в новой версии «Ослепленного» изящно соединил внешнюю попсовость и внутреннюю глубину - как сделал это ранее в «Дне сурка», «Множественности» и других фильмах», - то в другом отзыве сообщалось: «... Cреди более бездарных фильмов сезона я могу назвать только один, «Поле битвы - Земля», да и то потому, что я не люблю Траволту». В какой бы аудитории ни показывал Рэмис свое новое детище - зрители делились на восторженных поклонников и яростных хулителей «Ослепленного». Кто-то считал, что римейк утратил хулиганскую пряность оригинала и что крылатая нечисть вряд ли может считаться достаточной компенсацией за беззубость юмора. Кто-то полагал, что Рэмис правильно поступил, «американизировав» английскую ленту - мол, большинство английских приколов американцы все равно не поймут. А кто-то вообще заявлял, что считать нового «Ослепленного» римейком старого «Ослепленного» - все равно что считать «Гладиатора» римейком «Падения Римской империи».

Озадаченные студийные чиновники решили временно отложить премьеру на октябрь (официальная причина - нежелание конкурировать с дорогостоящими летними боевиками, на рекламу которых тратится уйма денег). Провели еще кучу тест-просмотров, изучили мнения еще многих подопытных зрителей, но способа прийти к зрительскому консенсусу не нашли. Скорее всего, и по выходе «Ослепленного» в прокат мнения разделятся, хотя фильм вовсе не претендует на провокационность. Судите сами.

Брендан Фрэйзер играет Эллиота, растяпу и чудака, полностью лишенного того, что называется коммуникабельностью. Работает он в какой-то технической фирме, может нормально общаться только со своим компьютером и ухитряется оттолкнуть от себя всех, кто входит с ним в контакт. Разумеется, Эллиот не понимает, насколько он смешон и нелеп. Он ужасно хочет общаться - особенно с представительницами прекрасного пола. Но - вот странное дело! - стоит ему пригласить девушку на свидание, как вдруг выясняется, что она в этот вечер ужасно занята и никак не может составить ему компанию. Эллиот хочет изменить себя, но ему кажется, что эта проблема чисто внешняя - надо поднакачаться, стать покруче. Он приходит в спортзал поиграть в любимый баскетбол, но его самолюбию наносят еще один удар.

Верхом унижения для Эллиота становится момент, когда он встречает в баре большую компанию сослуживцев и сослуживиц - как раз тех, кто незадолго до этого был «ужасно занят». Эллиот решает идти напролом - он сам себя пригласит в эту компанию! Пообщавшись с ним пару минут, скисшие сослуживцы решают разойтись подобру-поздорову, но в этот момент к компании присоединяется Эллисон (Фрэнсис О'Коннор), в которую Эллиот давно и тайно (как ему кажется) влюблен. Разумеется, все видят его влюбленность и начинают подговаривать Эллиота с ней объясниться. Увы - Эллисон отшивает его так быстро и жестоко, что неудачливого растяпу становится по-настоящему жалко. Да, он может настроить против себя даже ангела, но при этом искренне не понимает, в чем дело и почему его так не любят.

«Господь всемогущий, я бы отдал все, чтобы заполучить эту женщину на всю жизнь!» - шепчет он, глядя вслед Эллисон. И тогда к ногам его падает шар с расположенного неподалеку бильярдного стола - словно его направила рука судьбы. Эллиот поднимает шар и оказывается лицом к лицу с ослепительно красивой дамочкой (Элизабет Херли), в облике которой ему является сам Дьявол-искуситель.

Это необычно начавшееся знакомство приводит Эллиота не в постель с незнакомкой, а к заключению делового договора: Эллиот продает Дьяволу свою бессмертную душу, а взамен получает право на осуществление семи любых желаний. Разумеется, герой поначалу воспринимает происходящее как очередной розыгрыш. Первое его «желание» - бесплатный гамбургер и пакетик жареного картофеля в «Макдональдсе» - исполняется без сучка и задоринки. Эллиот, наконец, начинает верить, что сделка была заключена по-настоящему, и желает - ну, естественно! - стать богатым, могущественным и женатым на Эллисон. Заказывали - получите. Эллиот просыпается в огромной роскошной спальне, рядом с ним спит его жена Эллисон. Но что это с самим Эллиотом? Почему у него такой странный зловещий вид? А эти усы, а длинные волосы? Потрясенный, он спускается вниз и натыкается на дворецкого, который говорит ему по-испански (с английскими субтитрами): «Доброе утро, сэр, чего изволите?» На что наш герой отвечает опять же по-испански (с английскими субтитрами): «Извините, я не понимаю по-испански», - прежде чем осознает, что он не только понимает, но и говорит на испанском в совершенстве. «Эй, я говорю по-испански!» - восклицает он и начинает нести на новом языке всякую чушь, чтобы услышать, как она звучит.

Здорово, правда? Оказывается, не совсем. Пережив первый пьянящий приступ восторга, Эллиот с изумлением узнает, что стал латиноамериканским наркобароном! Со всеми вытекающими отсюда последствиями: пристальным вниманием стражей закона, ненавистью со стороны конкурентов, необходимостью ежесекундно предпринимать строжайшие меры безопасности...

Нет, такой вариант ему не подходит. Он постарается завоевать сердце Эллисон другим способом. Например, он станет рок-звездой! Сказано - сделано. И вот уже Эллиот, похожий на Мэрилина Мэнсона, выступает перед толпой беснующихся фанатов. Он действительно привлекает на мгновение внимание Эллисон, но его «15 минут славы» быстро истекают, и вот уже толпа находит себе нового кумира, а Эллиот повержен и забыт. Нет, и этот вариант его не устраивает. Значит, он станет звездой NBA! Стоит ли говорить, что все подарки дьявола оказываются с подвохом? И когда Эллиот, наконец, это осознает, он отправляется воевать с Дьяволом за свою бессмертную душу. И конечно же Дьявол не в силах справиться с человеком, осознавшим, что его крупно надули. Разумеется, Дьявол может успешно подменять детей в роддомах и подсовывать крыс в хот-доги, но Эллиота ему уже не провести. Наш герой возмужал и поумнел. Настолько, что засомневался в своей влюбленности в Эллисон - поверхностную и жестокую гордячку...

В версии, показанной на тест-просмотрах в июне 2000 года, Рэмис предложил довольно странный финал: обретя душу и расставшись с Эллисон, Эллиот встречает девушку, похожую на нее, как две капли воды. Но при этом - добрую, ласковую и чувствительную. И, естественно, они влюбляются друг в друга по уши с первого взгляда. Конец фильма. С тех пор в интернетовских чат-румах выковалось мнение, что этот конец - фальшивый. На самом деле, мол, красивая и добрая новая девушка - это очередные происки дьявола. Ну посудите сами - откуда взяться красивой доброй чувствительной девушке в США в эпоху феминизма? Не исключено, что они правы. Возможно, перед премьерой Рэмис добавит в последние кадры какую-нибудь виньеточку вроде закадрового дьявольского смеха и выдаст нам настоящий конец. И мы окончательно убедимся, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.



ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: