Дата выпуска: 22 сентября Режиссер:
Джон Оттман Сценарий: Пол
Харрис Бордман, Скотт
Дерриксон Продюсеры: Нил Х.
Мориц, Джина Мэтьюз
Композитор: Джон Оттман
Монтаж: Роб Кобрин, Джон
Оттман В ролях: Джозеф Лоренс,
Дженнифер Моррисон, Мэтью
Дэвис, Лоретта Дивайн
В отличие от ленты
«Черри-Фоллс»,
отталкивающейся от
внутренних процессов,
происходящих в современном
жанре фильма ужасов, «Городские
легенды» гораздо более
простодушны в своем
киноцентризме: в этой ленте
киносреда - это всего лишь
эффектный ландшафт.
Можно долго спорить
о том, как правильно
переводить вторую половину
названия второй серии «Городских
легенд» (Urban Legends: Final Cut) -
«окончательная версия»,
«последнее расчленение»
или еще круче. Очевидно,
именно на это и рассчитывали
авторы фильма, придумав такую
хулиганскую и садистскую
игру слов, от которой любой
переводчик схватится за
голову. «Городские легенды:
окончательная версия» (будем
пока придерживаться наиболее
консервативного варианта
перевода) - фильм
малобюджетный ($15 млн), и его
создатели делают ставку не на
звезд и не на компьютерные
спецэффекты, а вот на такие
прикольчики, весьма
популярные в молодежной
среде. Название «Городские
легенды», которое в
дословном переводе звучит
загадочно и возвышенно, на
самом деле подразумевает
всего-навсего современный
молодежно-детский фольклор -
то, что на Руси в просторечии
именуется страшилками.
Знаете, всякие там истории
про крокодилов в канализации,
вставные челюсти, которые
сами по себе начинают
кусаться, и прочие глупости,
колоритно описанные в
пелевинском «Голубом
фонаре». В первой серии
«Городских легенд» (1998)
зритель попадал в
благополучный с виду колледж
Пендлтон в Новой Англии, где
бытовал собственный
молодежный фольклор - в
частности, страшилка про
сошедшего с ума
преподавателя, который убил
шестерых студентов, а «на
закуску» - себя самого.
Когда в кампусе
произошло первое убийство -
жестокое, непонятное, жуткое,
- все решили, что причиной
всему - случайность. Однако
корреспондент газеты,
выпускавшейся в колледже,
посчитал иначе. Он
опубликовал залихватскую
статью о маньяке-лунатике,
расхаживающем по кампусу, и
предрек, что это убийство не
последнее. Начальство было
очень недовольно публикацией
- ведь она, не дай Бог, может
отпугнуть студентов от
колледжа. А тем временем
преподаватель американского
фольклора рассказывал своим
ученикам о городских
легендах - страшилках про
убийц, прячущихся в спальне
или на заднем сиденье машины.
Одна из учениц начала
подозревать, что убийство, о
котором так много говорили,
как-то связано с этими
историями. Словно в
подтверждение ее страхов на
глазах девушки погиб ее
приятель - его убил
загадочный тип, в жаркую
летнюю погоду разгуливавший
по кампусу в меховой куртке с
капюшоном. Девушка пыталась
рассказать о происшедшем, но
никто ей не верил, так как
труп исчез, а ее приятель, как
всем было известно, был
большим шутником. Наверное,
он и устроил этот спектакль,
чтобы ее напугать!
Но убийства
продолжались, и чем дальше,
тем отчетливее
прорисовывался почерк убийцы,
который убивал по мотивам
«городских легенд» - тех
самых, которые ребята изучали
на уроках... Конечно, легко
было заподозрить
преподавателя - ведь его
играл Роберт Инглунд,
исполнитель роли Фредди
Крюгера. Или декана - в его
роли снялся Джон Невилл, один
из заговорщиков в «Секретных
материалах». Или любого из
учеников - тем более что у
многих были такие же куртки,
как и на убийце. Но развязка
оказалась довольно
неожиданной... Помимо
страшилок, в фильме было
немало сексуальных приколов,
что обеспечило ему
значительный успех в
молодежных кругах. При
бюджете в 14 миллионов
долларов фильм собрал в США 38
миллионов, и кинокомпания
Columbia Pictures начала срочно
готовить продолжение.
Обычно в сиквел
успешного фильма вкладывают
гораздо больше средств, чем в
первый фильм, но «Легенды»
стали исключением из правил.
Второй фильм - это тоже
малобюджетный проект, в
котором единственной «звездой»
является сама концепция.
Никаких громких имен, никаких
крупных гонораров - все
должно быть дешево и сердито.
Поставить вторую серию Columbia
пригласила довольно
известного в кинокругах
композитора Джона Оттмана,
который не раз давал понять
студийным чиновникам, что был
бы не прочь попробовать свои
силы в режиссуре. Съемки «Городских
легенд-2» начались осенью
1999 года в Торонто. Оттман
сумел организовать рекламную
кампанию своего фильма прямо
на съемочной площадке.
Желающие могли без труда
посмотреть, как снимается
кино на улицах Торонто, в
Интернете появлялись отрывки
из съемочного дневника
режиссера, там же он
устраивал встречи с
киноманами и охотно
беседовал с ними о фильме. К
моменту завершения съемок
единственным вопросом,
который оставался открытым,
была личность убийцы.
Несмотря на внешнюю
доступность проекта,
сценарий был засекречен
намертво. Поэтому тест-просмотров
ждали с нетерпением. Оттман
тянул до апреля, когда же
прошел первый пробный показ,
в Интернете тотчас же
появились киноманские
рецензии. Все желающие смогли
узнать, что в финале второго
фильма появляется дама-убийца
из первой серии, и т.д.
Казалось бы, тайна вышла
наружу...
Но не тут-то было.
Через несколько дней
режиссер на своем сайте
официально объявил, что
издевательский подзаголовок
«окончательная версия»
не случаен. Ведь финал,
показанный на тест-просмотре,
был фальшивым! Оттман, мол,
устроил фанатам «проверку
на вшивость» и специально
снял фильм с несколькими
развязками. Какую из них
увидят зрители в финале «Городских
легенд: окончательной версии»?
Трудно сказать. Но если
развязка останется загадкой
вплоть до дня премьеры, то все
остальное более-менее
известно. В новом фильме
зрителей ждут новые герои и
новое место действия. Из всех
оставшихся в живых
персонажей первой серии во
вторую перекочевала только
женщина-полицейский Риз
Уилсон (Лоретта Дивайн). Ее
уволили из колледжа Пендлтон,
потому что никто не поверил
ее истории; после этого она
перешла работать охранником
в университет Элпайн, где
находится лучшая киношкола в
США. Каждый год в киношколе
проводится конкурс на лучший
студенческий дипломный фильм.
Победителя ждет престижная
премия имени Хичкока и
приглашение работать в
Голливуде.
До сих пор Эми
Мейфилд (Дженнифер Моррисон)
снимала документальные
фильмы. Но поскольку к
конкурсу допускаются только
игровые ленты, она решает
снять настоящий
художественный фильм. Но о
чем можно снять кино, если в
твоем распоряжении только
молодые актеры-сокурсники?
Случайная беседа с
охранником Риз Уилсон
наводит Эми на мысль: снять
фильм об убийствах по мотивам
«Городских легенд» - так
сказать, исправленную и
дополненную версию событий
первого фильма. Поначалу все
идет без сучка и задиринки.
Потом члены ее съемочной
группы начинают погибать,
причем смерть каждого
выглядит как несчастный
случай. Вскоре Эми, начав
подозревать неладное,
предпринимает собственное
расследование и вскоре
убеждается, что цепь зловещих
смертей не случайна. Она
должна найти убийцу прежде,
чем сама станет героиней
очередной «городской
легенды»...
Любопытный факт: в
нынешнем году это уже второй
ужастик, действие которого
происходит в киносреде (первый
- «Крик-3»), в то время как
в прошлом году был всего один
фильм подобного типа - «Ведьма
из Блэр». Разумеется, новые
«Городские легенды»
переполнены киноманскими
примочками, отсылками к «Крикам»,
«Ведьме из Блэр» и
прочим фильмам ужасов.
Впрочем, самый забавный
диалог в картине не имеет
прямого отношения к
страшилкам. Студент, жалуясь
на засилье дорогих
спецэффектов, говорит: «Fuck,
чертов Джордж Лукас!» «Ты
будешь гореть в аду за эти
слова!» - мрачно предрекает
ему собеседник.
Знаменательный момент.
Похоже, пройдет еще пара лет,
и персонажи-режиссеры станут
такими же полноправными
героями ужастиков, как
вампиры и маньяки.