Официальный пресс-релиз
«Говорю тебе, победив свой страх, ты преодолеешь смерть»
«Когда Александр смотрит тебе в глаза, ты чувствуешь себя всемогущим, ты способен на все – ВСЕ! В его эпоху мы были лучше нас самих!»
Птоломей
Кем он только не был! Надменным юношей, полным честолюбивых планов, ведущим свою огромную армию против Персидских войск …
Сыном, отчаянно желавшим одобрения своего непреклонного и сурового отца… Стремительным и жестоким завоевателем, который не проиграл ни одного сражения и подвел свои войска к самым границам мира…
Провидцем, чьи мечты и деяния повлияли на ход истории и сделали мир таким, каким мы знаем его сейчас. Для большинства своих современников он был всем! Он - Александр Великий!
Фильм «Александр» Оливера Стоуна основан на реальных событиях. Он рассказывает об одном из самых блестящих и влиятельных полководцев всех времен и народов - Александре Македонском (Колин Фаррел), человеке, который в возрасте 25-ти лет завоевал 90% цивилизованной части мира.
В течение восьми лет Александр вел свои непобедимые войска, собранные по всей Греции, Македонии, а позднее и по всему Востоку. Его армия прошла 22 тысячи миль, сдерживая любые атаки и выигрывая любые сражения. К 35 годам, на закате своей быстротечной жизни, Александр создал империю, никогда прежде не виданную человечеством. До сих пор Александр считается самым уникальным в истории мира полководцем, не знающим поражений.
«Александр» - фильм об эпохе несравнимой красоты и невероятной жестокости, возвышенных идеалов и ошеломляющих предательств, сильных традиций и воинствующей морали. Новый фильм Оливера Стоуна - правдивая история о жизни Александра Великого: его отношениях с матерью Олимпией (Анжелина Джоли) и отцом Филиппом (Вэл Килмер), о его чуткой дружбе с полководцем Гефестионом (Джаред Лето) и своим главным доверенным лицом Птоломеем (Энтони Хопкинс). А также о любви Александра к своей красивой и властной жене Роксане (Розарио Доусон).
Свой победоносный путь Александр начинает из Македонии. Он бросает свои войска против могущественной персидской армии и совершает невозможное, освобождая Западную Азию от деспотического контроля Персии. Александру удается расширить свою империю до границ известного на тот момент мира. Переправившись через горы Гиндукуш, он покоряет Центральную Азию и далее направляет свои войска в сторону экзотической Индии. Ни один из западных правителей прежде не заходил так далеко.
Вместе со своей армией он пересекал пустыни, преодолевал горные вершины, пробирался сквозь непроходимые джунгли таинственных земель, побеждая каждого, кто вставал на его пути.
На наших глазах, в хронологическом порядке разворачивается история жизни Александра Великого. Режиссер прослеживает его легендарный путь от полного мечтаний о славе и приключениях юноши до правителя огромной Империи, умершего загадочной и одинокой смертью.
Александр - это живая легенда, объединившая весь цивилизованный мир. Его незаурядная личность, доказала - Фортуна всегда на стороне храбрецов!
Введение
Поступки и достижения Александра были удивительны. Созданная им империя охватывала земли сегодняшней Греции, Турции, Албании, Болгарии, Египта, Ливии, Израиля, Иордании, Сирии, Ливана и Кипра. Она также включала в себя Ирак, Иран, Афганистан, Узбекистан, Пакистан и Индию. На момент его смерти, в 323 г. до н.э., захваченная им территория составляла более 2 млн. кв. миль.
За последние сорок лет, ни один голливудский фильммейкер не осмелился перенести на экран историю жизни Александра. Оскароносный режиссер и сценарист Оливер Стоун решил рискнуть и создал эпическое полотно о подвигах Александра Великого.
С помощью великолепных декораций дизайнеры воссоздали на экранах роскошные дворцы, знаменитую Александрийскую библиотеку, а также легендарный город Вавилон, с его Висячими садами, считавшимися в Древнем мире одним из Семи чудес света.
Для того чтобы уметь обращаться с древним Македонским и Греческим оружием, актеры, игравшие полководцев, прошли настоящую военную подготовку.
В фильме со всем размахом показана битва при Гавгамелах, где войско Александра сокрушило могущество персов, а жестокая битва на огромных слонах в долинах Индии поражает своим правдоподобием.
Оливер Стоун с детства увлекался греческой историей и мифологией. Особенно его воображение занимала судьба Александра Македонского. Снять о нем фильм - его давняя мечта.
«Красота Александра в его победах», - говорит режиссер.
Оксфордский профессор Робин Лэйн Фокс выступил в качестве главного консультанта по истории. Написанная им биография Александра в 1972 году разошлась многомиллионным тиражом.
В своем сценарии Оливер Стоун сумел нарисовать психологический портрет Александра, показать его как интересную и талантливую личность. Продюсер фильма Моритс Борман был заинтригован: «Все мы хорошо знаем историю. Но что мы знаем о людях, вершивших судьбы народов, об их душе, характере, их желаниях? Сценарий Оливера не сухое жизнеописание, это, прежде всего, рассказ о человеке, чья биография вполне может быть актуальной и сегодня, так как отражает многие черты нашего времени». Оливер Стоун не ограничивает образ Александра рамками древнего мира. Александр был энергичным, напористым и неутомимым человеком, а в современном мире без этих качеств, просто не обойтись. Все, а особенно молодые люди, должны понимать, как велика роль личности в истории, и как неплохо иногда быть идеалистом и мечтателем.
В поисках Александра
Как режиссеру поставить фильм о человеке, слава которого длиннее, чем его жизнь?
В случае с Александром, нужен был актер в высшей степени гуманный, достаточно красивого телосложения, способный передать неоднозначный характер великого полководца. Стоун нашел такого актера в лице Колина Фаррела («Рекрут», «Земля тигров», «Телефонная будка», «Дом на конце света»), ирландца по происхождению.
«Как и у Александра, у Колина есть бунтарский дух, а также непоколебимая уверенность, присущая воинам и лидерам, - говорит Оливер, - я часто предлагал ему воспользоваться услугами каскадеров, но он был непреклонен и старался cделать все самому».
«Оливер написал невероятный сценарий», - делится своими впечатлениями Колин, - в нем есть и свет и тьма, и черное и белое. Я никогда не читал ничего подобного. Александр был человеком, который не останавливался ни перед чем, ради осуществления своей мечты. Он испытывал безрассудную страсть ко всему, что создавал. Всю свою жизнь он задавал вопросы и искал на них ответы, а еще, я думаю, он искал любви. Я был очень рад возможности выступить в роли Александра в фильме такого режиссера, как Оливер Стоун. Он лидер по натуре и способен работать с полной отдачей».
Что касается роли Олимпии, матери Александра Великого, то здесь выбор пал на актрису Анжелину Джоли.
«Анжелина смогла изобразить на экране силу, которая должна была быть в образе Олимпии. Ведь именно она направляла Александра на предначертанный ему судьбою путь», - считает Стоун.
«Я думаю, что любого персонажа, которого ты играешь, надо любить. Родителям нужно прощать их недостатки и принимать их такими, какие они есть. Я тоже мать, и поэтому образ Олимпии мне понятен и близок. Она хотела, чтобы Александр был великим и сильным, а какая мать этого не хочет?!», - говорит Анжелина.
То, что в фильме Анжелина исполняет роль матери Александра, хотя сама всего лишь на год старше Колина, может показаться странным. На самом деле никто не знает, сколько было лет Олимпии, когда она родила своего сына. Консультант по историческим вопросам Робин утверждает, что ей вполне могло быть 16 или 17 лет.
Для того чтобы сыграть роль Филиппа II, царя Македонии, Вэлу Килмеру пришлось набрать вес. Кроме того, каждый день, в течение часа ему наносили грим и надевали повязку на глаз, который его герой повредил во время сражения.
«Оливер создал поистине грандиозного персонажа! Филипп - ненасытный любовник, суровый отец и потрясающий, неистовый воин».
Джаред Лето, исполнитель роли лучшего друга и соратника Александра – Гефестиона: «Самое важное в отношениях Гефестиона и Александра - это любовь, основанная на духовной близости. Гефестион был ему, как брат, вместе с ним он прошел сквозь огонь и воду. Это единственный человек, который до последних дней оставался ему преданным помощником, желающим своему другу только добра».
«Подобно Ван Гогу или Бетховену, Оливер настоящий гений - неудержимый и сумасшедший. За время съемок я многому научился у него», - говорит Джаред.
«Колин Фаррел прекрасный актер, он буквально перевоплотился в Александра Македонского», – считает Джаред. «Колин был Александром», - соглашается Розарио Доусон, сыгравшая в фильме Роксану, жену Александра, – от него словно исходила какая-то магическая аура. Я это остро чувствовала».
В своем выборе актера на роль греческого философа и Аристотеля, Оливер остановился на Кристофере Пламмере. Кристофер был рад случаю перевоплотиться в великого мыслителя и с готовностью взялся за эту роль.
В эпоху Александра люди говорили на разных диалектах, даже в пределах самой Македонии. Чтобы подчеркнуть это, актеры, играющие греков и македонцев, говорили с акцентом. Оливер прибегнул к помощи британского специалиста Катрин Чарлтон, которая работала с актерами над произношением древних имен и географических названий.
Создание войск древнего мира
Консультантом по военной подготовке в фильме «Александр» стал бывший капитан морской пехоты Дэйл Дай. Прежде он принимал участие в создании таких фильмов, как «Форрест Гамп», «Спасти рядового Райана» и «Правила боя». Под его чутким руководством Колин Фаррел и остальные актеры обучались военному искусству.
В течение месяца тяжелой работы, актерский состав овладел навыками сражения на мечах, научился фехтовать, стрелять из лука, метать копья и пики длиною в 14 футов.
«Моя работа заключалась в том, чтобы превратить всех актеров в правдоподобных македонских солдат, подчеркиваю - именно в «солдат», - говорит Дэйл.
Также участники фильма обучались искусству верховой езды. Мастер конного спорта Рикардо Круз Морал проводил тренировки вместе со своей командой из Испании. Вначале актеры учились ездить на лошадях с седлом, потом пересели на неоседланных коней. По окончании своего обучения они уже могли сражаться, сидя на лошади. Для создания правдивого образа Македонского принца в сцене с дикими быками в Букефале, маленького Коннер Паоло, который сыграл 13-летнего Александра, тренировали каждый день, в течение двух месяцев. До участия в этом фильме Коннер Паоло ни разу не садился на лошадь.
«Капитан Дэйл работал с нами в поте лица», - говорит Колин, - в результате, мы были прекрасно подготовлены к первой ответственной съемке Битвы при Гавгамелах».
Битву снимали на огромной пустынной местности в Марроко. Место съемок - подлинный военный лагерь Королевской Марроканской Армии, которая с согласия Его Величества Короля Мухаммеда VI, для участия в фильме выделила еще и несколько сотен солдат.
«Оливер добивался реалистичности», - говорит постановщик трюков Гари Пауэлл. Он не хотел просто снимать сцены с головорезами».
Важную роль в создании «Александра» сыграл также оператор-постановщик Родриго Прието. В сценах сражения ему удалось достичь у зрителей ощущения присутствия.
Второй ключевой сценой в фильме было сражение в Индии, где армия Александра столкнулась впервые с гигантскими слонами. Это сражение снималось в Тайланде, в Центральном Ботаническом Саду Phu Kae, в 130 км. к северу от Бангкока. Съемка длилась 2,5 недели. Сад немножко подвергся изменениям дизайнера Жана Рэлфса. «Мы не могли снимать в настоящих джунглях, исходя из практических соображений», - говорит Жан - и поэтому нам было удобнее построить джунгли самим в Ботаническом Саду».
Слонов тренировал владелец Элефант Парка в Аюттхае, Сомпаст Мипан, который любезно предоставил 30 слонов. «Конечно же, со слонами дела обстояли куда лучше, чем с лошадьми, так как слоны нам попались очень дрессированные, - говорит Стоун, - но черный боевой конь, который достался Александру был потрясающим. Он был очень покорным и в сценах со слонами постоянно пытался показать свою смелость, вставая перед слоном на задние копыта и меряясь с ним силами».
При поддержке оружейного мастера Ричарда Хупера, было изготовлено огромное количество оружия для македонских, персидских, индийских войск. При подготовке к съемкам сражения, Хуперу и его команде приходилось снаряжать более чем 1500 солдат каждый день, что требовало изготовить свыше, чем 12,000 видов оружия и снаряжения: примерно 1000 пик, 2000 щитов, 2000 мечей, 750 луков и 9000 стрел.
Македонию воссоздали в местности Эс – Сувейра, Марокко. Также был построен македонский амфитеатр, с двадцатью дополнительными зданиями. Жан Рэлфс также изготовил статуи всех богов.
Для съемок в помещении Оливер использовал студии Pinewood и Sheperton около Лондона. Одна из грандиозных площадок, где воссоздали экзотический Индийский дворец, находилась в павильоне Pinewood. Дворец строили 150 человек на протяжении 4-ех месяцев. Также Рэлфс воссоздал известные Висячие сады в Вавилоне, стены павильона были длиною в 50 футов. Ни мало трудов составило для декоратора Джима Эриксона найти, соответствующие той эпохе растения. Так как в студии была недостаточно теплая температура воздуха, его команде приходилось каждый день после съемочного дня собирать растения и согревать всю ночь специальными лампами, для подготовки к следующему дню. Художник Стив Митчелл вместе со своим ассистентом нарисовал широкую циклораму, имитирующую вид на Вавилон со стороны дворца. Знаменитая Александрийская библиотека, в которой снимали Птолемея (Энтони Хопкинс), рассказывающего о днях жизни Александра Великого была установлена в Sheperton павильоне. Полки, расположенные вдоль стен, вмещали более 25,000 книг.
ЗАБАВНЫЕ ФАКТЫ
В декабре 2003 года группа бездомных людей в Стокгольме, Швеция, встала в очередь за билетами на премьеру фильма «Александр». Между тем, выход картины в прокат был запланирован на ноябрь 2004 года. Так называемые «бомжи» намеревались жить в палатках около кинотеатра почти год. Подобная акция была спровоцирована одним местным политиком, который заявил, что для фанатов, желающих получить билеты на премьеру, разбить лагерь на несколько недель в центре Стокгольма, вполне допустимо и легально. Со стороны обездоленных – это было скрытым протестом, способом обратить внимание властей столицы Швеции на свое бедственное положение.
Некоторые сцены из фильма «Александр» собирались снимать в Индии, но, к сожалению, индийские слоны оказались несколько туповатыми и дрессировке не поддавались. Съемочной группе пришлось переехать в Тайланд к более сообразительным слонам.
Брэд Питт отказался от роли Гефестиона в связи с личной неприязнью к данному персонажу.
На главную роль Оливер Стоун прочил Тома Круза, а на роль македонского царя Филиппа - Шона Коннери. В итоге, пышнотелого царя Филлипа сыграл Вэл Килмер, который лучше всех подготовился к съемкам, набрав более 50-ти фунтов живого веса.
Оксфордский профессор Робин Лэйн Фокс в качестве главного консультанта по истории в титрах фильма «Александр» указан не будет. За свои ценные советы он получил нечто большее - возможность возглавить целую кавалерию, тем самым, приняв участие в съемках исторической картины. Счастливый профессор Робин Лэйн Фокс, переодетый в македонского кавалерийского офицера, бодро скакал по окраинам Англии, радуясь осуществлению своей давней мечты побывать на службе у Александра Македонского.
Актерский состав
Колин Фаррел родился в столице Ирландии Дублине, в районе Кастлнок, в семье известного футболиста. Еще в ранние годы он записался в актерский класс в дублинской школе драмы «Гайэти». Актерская стезя настолько увлекла его, что он ушел из общеобразовательной школы и, еще не успев сыграть ни одной роли в актерском классе, уже дебютировал в малобюджетной картине «Drinking Crude» (1997). Затем Колин Фаррел оставил «Гайэти», успешно пройдя кинопробы на главную роль в ирландском телесериале «Ballykissangel» (1996). Приобретенная в родной стране известность дала Колину Фаррелу возможность сниматься и в английском кино. В 1997 году он появился в телесериале «Любовь в 21 веке», а в 1998 году сыграл в режиссерском дебюте Тима Рота, семейной драме «Зона военных действий». В следующем году его пригласили на роль второго плана в гангстерской драме «Обыкновенный преступник» (1999), с Кевином Спейси и Линдой Фиорентино в главных ролях, причем именно Спейси рекомендовал молодого актера, увидев его на лондонской театральной сцене в спектакле «Наш маленький мир». Очень скоро за этой работой последовала картина Джоэла Шумахера «Страна тигров» (2000), и хотя сам фильм не удостоился особого внимания зрителей и критиков, актерская игра Колина Фаррела в роли новобранца Стива Боцца была отмечена всеми зрителями. В дальнейшем он сыграл знаменитого бандита Джесси Джеймса в фильме Леса Мейфилда «Американские герои» (2001), лейтенанта Харта в военной драме Грегори Хоблита «Война Харта» (2002), снялся вместе с Томом Крузом в фантастическом боевике Стивена Спилберга «Особое мнение» (2002). В 2003 году Фаррел сыграл главные роли в остросюжетных картинах «Телефонная будка» Джоэла Шумахера и «Рекрут» Роджера Дональдсона, а также снялся в фильмах «Сорвиголова», «Дом на краю мира», «S.W.A.T.» и др.
Анжелина Джоли в семилетнем возрасте дебютировала в кино в фильме Хэла Эшби «В поисках выхода». Джон Войт был соавтором сценария и сопродюсером этого фильма. В 12 лет Анджелина записалась в театральный институт Ли Страсберга и посещала актерские классы наравне со взрослыми.
В 1997 году Анжелина Джоли снялась вместе с Дэвидом Духовны в криминальной драме «Изображая бога». Также приняла участие в пяти фильмах кинокомпании «USC School of Cinema». Дебют в большом кино состоялся в фильме «Хакеры» с Джоном Ли Миллером в главной роли. Вскоре последовала роль в еще более успешнойь картине «Угнать за 60 секунд» с участием Николаса Кэйджа и «Власть страха» с Дензелом Вашингтоном. Позже, уже будучи хорошо знакомой мировому зрителю, она снялась в фильмах «Изображая бога» с Дэвидом Духовны и Тимоти Хаттоном, «Управляя полетами» с Джоном Кьюсаком и Билли Бобом Торнтоном.
Позже она приобрела еще большую популярность, сыграв роль в фильме «Джиа» и получив за нее «Золотой глобус», Screen Actors Guild Award и номинацию на «Эмми». В 2000 году Анджелина Джоли получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Девушка, которую прервали» (Girl, Interrupted), где она сыграла пациентку психиатра.
Джоли замужем за известным голливудским актером и режиссером Билли Бобом Торнтоном. Несмотря на невероятный успех своих ролей, Анжелина Джоли не стала менять свой экранный образ, продолжив играть характерных героинь. Одной из лучших ее работ стала роль в фильм «Original Sin» (2001) c участием Антонио Бандераса. Из недавних ее работ важно отметить такие фильмы, как «Забирая жизни» с Этаном Хоуком, «Лара Крофт: Колыбель жизни», «Мр. и Мс. Смиф» с Брэдом Питом.
В 2002 году Джоли снялась в фильме «Жизнь, или что-то типа того», а в 2001 - в фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» режиссера Симона Вест.
Съемочная группа
Оливер Стоун (режиссер)
Родился 15 сентября 1946 года в Нью-Йорке. Закончив колледж, Стоун поступил в Йель, однако, не проучившись там ни одного года, забросил учебу и отправился во Вьетнам в качестве преподавателя английского, а еще через год перебрался в Мексику.
В 1967 году, как многие из его сверстников, был призван в армию и снова оказался во Вьетнаме. Вернувшись с войны с несколькими боевыми наградами, Оливер поступил в Нью-ЙоркскийУниверситет, где учился у Мартина Скорcезе.
Свою первую картину Стоун снял в 1974 году, однако тогда большую известность ему принесли его работы в качестве сценариста. В 1978 году он получил свой первый «Оскар» за ленту «Полуночный Эскпресс» /Midnight Express, 1978/ (в номинации «лучший сценарий»).
Сняв в 1981 году триллер «Рука» /Hand, 1981/, Стоун опять сконцентрировался на написании сценариев. Из под его пера вышли такие ленты как «Конан Варвар» /Conan The Barbarian, 1982/ с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, «Лицо со шрамом» /Scarface, 1983/ Мартина Скорсезе, «Год Дракона» /Year of the Dragon, 1985/, и некоторые другие.
Год 1986 стал триумфальным для Стоуна-режиссера. Его первая картина из так называемой «Вьетнамской трилогии» - «Взвод» /Platoon, 1986/ с Чарли Шином в главной роли - стала своеобразным откровением для американцев. Лента стала одним из лидеров проката и была удостоена четырех «Оскаров» (из семи номинаций, по которым была выдвинута), в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
Популярность Стоуна подкрепила картина «Сальвадор» /Salvador, 1996/, повествующая о войне в центральной Америке, а также лента «Уолл-Стрит» /Wall Street, 1987/, принесшая «Оскар» исполнившему главную роль Майклу Дугласу.
Двумя годами позже в свет вышла вторая лента из «трилогии» - «Рожденный 4 Июля» /Born on the Fourth of July, 1989/, повествующая о трагической судьбе вьетнамского ветерана, вернувшегося с войны инвалидом, образ которого блестяще воплотил на экране Том Круз. Эта картина была выдвинута на «Оскар» в семи номинациях и принесла Стоуну вторую статуэтку за лучшую режиссуру.
В 1991 году Оливер вызвал массу споров в американском обществе своей, возможно, самой противоречивой лентой «Дж. Ф. К.» /J.F.K., 1991/, в которой он провел свое расследование убийства президента Кеннеди. В этот же год вышла картина «Дорз» /The Doors, 1991/ с Вэлом Килмером в роли Джима Моррисона - история легендарной группы глазами Оливера Стоуна.
«Heaven & Earht» 1993 года стала завершающей лентой «вьетнамской трилогии» Стоуна, однако в этой картине режиссер подошел к данной теме с нестандартной для Штатов стороны, показав войну глазами вьетнамской девушки, а не американского солдата.
Выход картины «Прирожденные убийцы» /Natural Born Killers, 1994/ сопровождался множеством скандалов. Однако, несмотря на все противоречия, лента, бесспорно может считаться самой нестандартной режиссерской работой Стоуна. К политической темеСтоун вновь обратился в ленте «Никсон» /Nixon, 1995/, рассказывающей историю еще одного американского президента. Вышедшая в 1999 году картина «Каждое Воскресенье» /Any Given Sunday/ с Аль Пачино и Кэмерон Диаз в главных ролях также имела большой успех у мирового зрителя.