ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Берлин открылся Сталинградом 
Об открытии Берлинского кинофестиваля

Берлинский фестиваль открылся фильмом Жан-Жака Анно "Враг у ворот" с участием Джуда Ло, Эда Харриса, Джозефа Файнса и Речел Уайс, о котором стали говорить задолго до того, как увидели... После короткого пролога (старик с ружьем подстерегает волка и одновременно учит внука стрелять) и краткого введения, где по карте Европы расползается тень фашизма, зачерняющая красные просторы СССР, картина начинается страшной сценой форсирования Волги под Сталинградом, которое под шквальным обстрелом с воздуха и под присмотром офицеров НКВД проводят сибирские новобранцы. Пулеметные очереди прошивают скученных солдат, выбивая из спин фонтанчики крови, а тех, кто пытается спастись, прыгая в воду, расстреливают люди с сиреневыми околышами. Тех, кто добрался до правого берега, тут же бросают на немецкие заграждения, выдав через одного по винтовке с пятью патронами (те, кому не хватило, должны добыть оружие в бою). Толпу выкашивают из автоматов – тех, кто бежит вперед, расстреливают немцы, а тех, кто повернул назад – свои, так что поле атаки сплошь заваливается трупами. Жан-Жак Анно и оператор Роберт Фрейс сняли этот эпизод под явным влиянием аналогичной сцены высадки десанта союзников в Нормандии из "Спасения рядового Райана", где Спилберг вывел кино на новый уровень натурализма, но это не умаляет их заслуг, поскольку кадры производят шоковое впечатление даже на бывалых зрителей.

В живых остаются двое, затаившиеся среди мертвых тел – рядовой Зайцев (Ло) и политрук Данилов (Файнс). Подобрав кем-то оброненную винтовку, Зайцев на глазах ошеломленного Данилова под шум разрывов одного за другим "снимает" пятерых немцев, высунувшихся поглазеть на побоище. Политрук понимает, что наткнулся на прирожденного снайпера, после чего Зайцеву разрешают индивидуальную охоту на немецких офицеров, и счет его жертв чуть ли не за месяц вырастает до полутора сотен, а слава становится настолько громкой, что достигает немцев, и те вызывают из Германии прославленного немецкого стрелка майора Кенига ("Короля"), поручив ему ликвидировать советского героя. Василий Зайцев – фигура историческая, его винтовка хранится в Сталинградском музее, о его поединке с немецким снайпером написаны горы статей, но никаких следов его соперника в Германии авторам фильма найти не удалось. Эту быль или легенду не так давно использовал крупнейший советский кинобаталист Юрий Озеров (эпопея "Освобождение") в своем фильме "Сталинград", где стрелков играли Федор Бондарчук и Регимантас Адомайтис, но у нашего режиссера эта дуэль была всего лишь одной из линий фильма, причем не главной, тогда как у французского режиссера именно она выходит на первый план и составляет основное содержание картины. "Метод Озерова", предполагающий показ войны с разных уровней, берет начало из "Войны и мира", где автор подобно Богу парил над войной, залетая то к пленным солдатам, то в московское общество, то в палатку Наполеона. Так же у Озерова камера оказывается то в окопах, то в штабе фронта, то в ставке Верховного Главнокомандования. Метод Спилберга и Анно восходит скорее к любовно-психологическим романам, сосредоточенным на одной линии и через микрокосмос одного человека раскрывающим космос человечества в целом. Фильмы, снятые первым методом, более информативны, вторым – более эмоциональны. Зрителю, который пришел в зал получить два часа захватывающего зрелища, ближе "их" метод, тому, кто хочет получить обзор событий – ближе "наш", но точку в этом заочном эстетическом споре ставить пока рано. Надо правда, оговориться, что в фильме Анно тоже присутствуют "большие люди" – Паулюс (Маттиас Хабуч) и Хрущев (его очень выразительно сыграл Боб Хоскинс, в начале 90-х исполнивший роль Берии в "западном" фильме Александра Иванкина о Сталине), причем Никита Сергеевич в отсутствие командующих армией и фронтом сам собой выходит главным организатором сталинградской победы.

Хотя все актеры говорят по-английски (фильм снят для англоязычной аудитории, которая, как и все народные массы, субтитров не любит) причем каждый со своим акцентом, Джуда Ло ("Талантливый мистер Рипли"), не фокусируя зрения, все же можно принять за простого русского парня, "влюбленного Шекспира" Джозефа Файнса – за еврея, а Эда Харриса, поднаторевшего играть разных террористов – за немца. На вопрос немецкого журналиста, почему немца играет американец, а не германец, Анно ответил, что если бы тот говорил по-английски с немецким акцентом, это было бы ненужной краской, работающей на "образ врага", и что русскую массовку изображают немцы (фильм снимался в Германии) "для того, чтобы почувствовать, каково было русским"). Впрочем, Кениг изображен Анно гораздо более жестоким, чем у Озерова – здесь он самолично вешает русского мальчика, которого Данилов использовал в качестве двойного агента, а в "Сталинграде" он, ненароком убив возлюбленную Зайцева, позволил тому вынести ее тело.

В российский прокат фильм выходит 9 мая, так что нам еще представится случай о нем поговорить. Прощаюсь до следующего репортажа.




ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: