ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Сорвиголова 

Официальный пресс-релиз

Он живёт в мире вечной ночи, но эта темнота заполнена звуками и запахами, её можно попробовать на вкус и потрогать руками. Адвокат Мэтт Мердок слеп, но остальные органы чувств у него работают, как у супермэна. Днём Мердок защищает униженных и оскорблённых в зале суда, а ночью превращается в сорвиголову в маске, восстанавливая справедливость на улицах города самыми радикальными методами.

Совиголова отбирает у слепого правосудия право карать преступников.
 

Компании Twentieth Century Fox и Regency Enterprises в ассоциации с Marvel Entertainment Group представляют фильм "СОВИГОЛОВА" (Daredevil) производства New Regency и Horseshoe Bay.

Фильм снят по серии известных комиксов Стэна Ли и Билла Эверетта, выпускаемую с 1964 года. В главной роли - БЕН АФФЛЕК. В других ролях - ДЖЕННИФЕР ГАРНЕР (подруга Мэтта Мердока, и противница Сорвиголовы), МАЙКЛ КЛАРК ДАНКАН (Уилсон Фиск, крестный отец нью-йоркской преступности), КОЛИН ФАРРЕЛЛ (наёмный убийца по прозвищу Меченый), ДЖОН ФАВРО (друг и партнёр Мэтта Мердока Франклин Нельсон), ДЖО ПАНТОЛИАНО (репортёр газетной колонки криминальных новостей Бен Урих), ДЭВИД КИТ (отец Мэтта Джек Мердок по прозвищу Дьявол) и СКОТТ ТЕРРА (Мэтт Мердок в детстве).

Режиссёр и автор сценария - МАРК СТИВЕН ДЖОНСОН. Продюсеры - АРНОН МИЛЧЭН, ГЭРИ ФОСТЕР и АВИ АРАД. Исполнительные продюсеры - СТЭН ЛИ и БЕРНИ УИЛЬЯМС.

Главный оператор - ЭРИКСОН КОР ("Форсаж"). Художник-постановщик - БЭРРИ ЧУЗИД ("Tomorrow"). Художник по костюмам - трёхкратный лауреат "Оскара" ДЖЕЙМС ЭЧИСОН ("Человек-паук", "Последний император"). Монтажёры - номинант "Оскара" ДЕННИС ВИРКЛЕР ("Беглец", "Охота за "Красным октябрём"") и АРМЕН МИНАСЯН ("Не говори ни слова"). Композитор - ГРЭМ РЕВЕЛЛ ("Лара Крофт расхитительница гробниц").

Координатор визуальных эффектов РИЧ ТОРНИ отвечал за более 500 кадров с использованием визуальных эффектов, включая компьютерных двойников Сорвиголовы и Меченый. А легендарный постановщик боевых сцен ЧЕНГ ЯН ЮЭН ("Ангелы Чарли") и координатор каскадёров ДЖЕФФ ИМАДа заставили героев буквально летать по воздуху.
 

Первый комикс "Сорвиголова: Человек, не знающий страха" (Daredevil: The Man Without Fear) компания "Марвел" выпустила в 1964 году, когда этот жанр переживал свой расцвет. В это же время появились на свет такие герои, как Фантастическая четвёрка (The Fantastic Four), Невероятный увалень Халк (The Incredible Hulk), Железный человек (Iron Man), Могучий Тор (The Mighty Thor), Люди Икс (The X-Men) и Человек-паук (Spider-Man). Сорвиголова пополнил эту кагорту.

Сорвиголова был создан в эпоху нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. Реальная угроза ядерной войны и страх перед ней определили особенности того времени, и неудивительно, что новыми супергероями издательства "Марвел" и художника Билла Эверетта стали мутанты, обязанные своим обликом и удивительными способностями неудачным опытам с ядерной энергией. При этом авторы комиксов старались, чтобы эти герои оставались реальными людьми с реальными проблемами, привлекавшими молодых читателей. В это непростое время люди как никогда нуждались в героях.

"Все мои герои имели какие-либо физические недостатки", - рассказывает Стэн Ли о легендарной коллекции супергероев, созданных им всего за три года. В 1974 году, когда Ли и Эверетт решили придумать нового героя, им пришло в голову, что никто ещё никогда не создавал слепого супермэна. Увлечённый этой идеей, Ли провёл необходимые исследования и выяснил, что у людей, потерявших зрение, происходит его компенсация за счёт других органов чувств. "И я представил себе, что получится, если эти органы разовьются больше обычного", - вспоминает Ли.

Так был рождён Сорвиголова.

В отличие от других героев издательства "Марвел", внешность которых радикально изменилась в результате экспериментов с радиацией, Сорвиголова выглядит, как обычный человек. В результате аварии он приобретает чувствительность радара, но и эта особенность не вносит изменений в его внешность.

Пострадав в результате несчастного случая, Мэтт бросает все силы на тренировку своего тела, разума и органов чувств. Он обнаруживает, что может "видеть" благодаря вибрации воздуха, производимой звуками - он слышит даже биение человеческого сердца - и прекрасно распознаёт предметы по запаху и на ощупь. Как рассказывает знаменитый создатель текста и художник "Сорвиголовы" Фрэнк Миллер, "Мэтта Мердока буквально затопляют биоритмы крови, пульсирующей в сердцах и проходящей через самые маленькие вены. И, в отличие от зрячих, он отличает сердцебиение одного человека от другого, как отпечатки пальцев".

После убийства отца Мэтт решает посвятить себя юстиции. Вместе со своим старинным другом Франклином Нельсоном он открывает адвокатскую контору "Мердок и Нельсон". Днём он наказывает преступников, соблюдая законы, а ночью борется с криминальным миром, следуя законам улицы.

"Сорвиголова" пользовался успехом на протяжении 60-х и 70-х годов. В начале 80-х он стал самым продаваемым комиксом издательства "Марвел". Этот взлёт был связан с новым автором выпуска - Фрэнком Миллером. Миллер сделал мир "Сорвиголовы" более тёмным и реалистичным и населил его новыми героями, в числе которых была Электра, будущая соперница Сорвиголовы и будущая любовь Мэтта.

Режиссёр и автор сценария фильма "Сорвиголова" Марк Стивен Джонсон по собственному признанию вдохновлялся образами Миллера начала восьмидесятых годов.

В предисловии к своему комиксу "Сорвиголова: Человек, не знающий страха" Миллер выделил несколько особенностей, делающих образ главного героя таким привлекательным: "У него есть все предпосылки, чтобы стать негодяем. Он - прирождённый мошенник, интриган и забияка. Он лжец, который носит маску и нарушает на каждом шагу клятву, данную своему отцу. Этот человек наделён опасными способностями, почти нечеловеческой разрушительной силой. Он - индивидуалист, грешник и законник, нарушающий законы. Но Мэтт Мердок - не негодяй и не жертва. Есть в нём что-то сильное, что перешло к нему от неизвестной ему матери и от отца. Что-то, проверенное трагедией. Смягчённое совестью и отточенное дисциплиной. Что-то, что сдерживает в нём кровожадного зверя и заставляет его служить справедливости. Или сдерживает почти всегда".

В 1998 году Кевин Смит, писатель и режиссёр ("Клерки", "В погоне за Эми" и "Догма") и страстный поклонник комиксов, написал новый том рассказов о Сорвиголове. Смит ввёл в сериал темы религии и морали, и его главный герой - это "Сорвиголова, которого никто раньше не знал; читатель начинает понимать, что человек без страха - это человек без веры, а человека без веры очень легко сломать".

Бен Аффлек, не раз работавший вместе со Смитом, написал предисловие к сборнику комиксов Смита "Daredevil Visionaries". "Электра ушла от Мэтта Мердока к Меченому, когда мне было всего двенадцать лет, - пишет Аффлек. - Я сам не до конца осознаю, как сильно затронула меня эта сага (теперь известная любителям комиксов как "Сорвиголова Фрэнка Миллера") Меня поразил этот святой в красной одеянии, обречённый на вечное мучение. Тогда я впервые столкнулся с проблемой внутренней раздвоенности человека. В этом тёмном углу я не мог однозначно сочувствовать человеку. Это было странное и прекрасное место, где любовь всегда была трагичной, у героев был внутренний изъян, негодяи почему-то вызывали симпатию и оставалось надеяться лишь на то, что вина будет искуплена хоть на малую толику".

Годы спустя Аффлек надел красную рясу Сорвиголовы в первом художественном фильме, снятом по комиксу, который он так любил. Режиссёр и автор сценария нового фильма Марк Стивен Джонсон также разделяет это чувство. Десятилетним мальчиком Джонсон часто стоял в родном городке в Миннесоте перед магазином, в котором продавали его любимые комиксы. "Я их все прочитал, - вспоминает Джонсон. - Капитан Америка, Человек-паук, Сорвиголова, Халк - на всей этой мифологии я вырос".

Но больше всего Джонсону нравился Сорвиголова. "Только у него было физическое увечье, которое делало его в моих глазах уникальным, - объясняет режиссёр. - Отличие Сорвиголовы от других героев комиксов в том, что он - настоящий человек с реальными проблемами. У него нет силы и ловкости Человека-паука, мощи Халка или целительных способностей Россомахи. Сорвиголова - всего лишь человек в костюме. Если в него выстрелить, он умрёт. Причина его моральной дилеммы - его человеческая природа и человеческие слабости. Ницше написал: "Тот, кто сражается с чудовищами, может сам превратиться в чудовище". Это и происходит с Мэттом Мердоком. Он понимает, что превращается в то, против чего поклялся защищать людей".

По словам продюсера Гэри Фостера, Джонсон был идеальным режиссёром для "Сорвиголовы". "Марк прекрасно разбирается в героях комикса и их окружении. Он знает звуки и запахи этого мира до последней детали. Он - настоящий творец фильма". Кевин Смит, который часто приходил на съёмки и даже сыграл одну из эпизодических ролей, соглашается с режиссёром: "Вряд ли кто-то ещё взялся бы за съёмки фильма о Сорвиголове с большей страстностью. Он прочитал все самые важные и не самые важные - в том числе мои - произведения о Сорвиголове и сделал всё, чтобы не разочаровать поклонников этого комикса".

Фостер, продюсер таких известных фильмов, как "Неспящие в Сиэтле" и "Жестяной кубок" и партнёр Джонсона по компании Horseshoe Bay Productions, вспоминает, как шесть лет тому назад Джонсон вывалил на его письменный стол несколько книжек комиксов о Сорвиголове со словами, что из них может получиться хороший художественный фильм.

Фостер никогда не увлекался комиксами, но Сорвиголова показался ему интересным героем, который должен понравиться зрителям: "В нём заложена конфликтность, связанная не только с его увечьем, но и с моральной дилеммой, с его раздвоенностью".

Другой продюсер фильма - Ави Арад - известен как ходячая энциклопедия комиксов. Арад вместе с компанией Marvel Studios были продюсерами фильмов "Человек-паук", "Люди Икс", "Блэйд" и "Халк".

Арад считает историю Сорвиголовы почти шекспировской. "Эта сага - одна из самых интересных созданий компании Marvell. Мэтт Мердок стал юристом не ради денег, он хотел бороться за справедливость. Когда Мэтт видит, как преступников освобождают по формальным причинам, в нём просыпается народный мститель. По ночам он надевает свою накидку и преследует виновных, ускользнувших от правосудия".

 


 
АКТЁРЫ И ИХ РОЛИ

Создатели фильма пригласили актёров, способных по своим внутренним и физическим качествам изобразить мрачный, завораживающий и порой забавный мир Мэтта Мердока и Сорвиголовы.

Особенно тщательно подбирался актёр на роль Человека, не знающего страха. Этот слепой герой уникален для комиксов. Его пальцы так чувствительны, что способны читать текст, написанный обычными чернилами. Он чувствует малейшие изменения температуры и давления воздуха. Сорвиголова узнаёт людей по запаху, даже если они постарались его изменить, а также по специфическому "рисунку" сердцебиения, которое он слышит на расстоянии. Кроме того, по его ритму определяет, говорит ли тот правду.

Сорвиголова обладает акробатическими способностями циркача и силой борца-тяжеловеса. Он изучал различные азиатские боевые искусства и американский бокс, но его бойцовский стиль уникален и включает в себя самые различные приёмы.

Внешность главного героя и его таланты, казалось бы, затрудняли поиск актёра на эту роль почти до невозможности. Но Джонсон, читавший предисловие Бена Аффлека к рисованному роману Кевина Смита, знал, что Бен просто рождён для роли мстителя в маске. "Дело не только в том, что Бен - талантливый и одарённый физической силой актёр, но и в том, что он, как и я, большой поклонник комиксов, - смеётся Джонсон. - А в качестве премии нам досталась его импозантные физические данные. Мы добивались правдоподобия, и поэтому нам был нужен актёр, способный сыграть человека, каждую ночь рискующего своей жизнью".

"Бен обладает актёрским мастерством, физическими данными, эмоциональностью и знаниями, необходимыми, чтобы сыграть Мэтта Мердока и Сорвиголову, - говорит Гэри Фостер. - И романтическую линию он ведёт очень убедительно. Он - с детского возраста любит комиксы о Сорвиголове и прекрасно понимает этого героя".

Аффлек признаётся, что роль Сорвиголовы была для него не просто очередной актёрской работой. Вместе с ней к нему вернулось детство. "Этот герой и эти комиксы имеют надо мной волшебную власть, - рассказывает актёр. - Сорвиголова - мрачная и суровая личность, но в нём есть что-то романтическое и волнующее. Совсем нелегко оживить двухмерный мир комиксов и сделать его реальным и интересным, не отступая от идей оригинала".

Номинантка премии "Глобус" Дженнифер Гарнер играет роковую красавицу Электру Накос, дочь греческого магната, предмет вздыханий Мэтта, перешедшую на сторону его врагов. Электра - спортсменка олимпийского уровня и владеет разнообразными техниками борьбы, в том числе японских воителей ниндзя. Её любимое оружие - кинжал-трезубец сай.

Создателям фильма пришлось затратить немало усилий, чтобы найти актрису, способную сыграть Электру - купающуюся в роскоши дочь богача, которая в мгновение ока может превратиться в бесстрашную воительницу. "На эту роль претендовали многие актрисы, - вспоминает Фостер. - Мы проводили пробы в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Европе и Австралии. Мы с самого начала нацелились на Дженнифер Гарнер, но она была занята в телесериале. Потом её график поменялся, и она смогла с нами встретиться. К этому моменту мы уже просмотрели сотни актрис, но когда она к нам пришла и прочитала роль, мы сразу же решили, что нашли Электру".

"Дженнифер может выглядеть очень милой и невинной, но стоит ей переодеться, как она становится сексуальной и экзотичной, - отмечает Марк Стивен Джонсон. - Она меняет свою внешность и манеру игры, как хамелеон. И именно такой должна быть Электра".

"Как только Дженнифер вошла в комнату, я понял, что это - вылитая Электра, - говорит Арад. - Она может быть резкой и трагичной, но при этом ей свойственны и теплота, и эмоциональность".

Гарнер пришлось немало поработать над своей новой ролью, в том числе над бойцовскими навыками Электры. Актриса замечает с улыбкой, что после фильма "Alias" за ней закрепилась репутация "боевой" актрисы, что и повлекло за собой приглашение на съёмки "Сорвиголовы". "И мне очень хотелось померяться силой с Беном Аффлеком", - шутит актриса.

Помимо динамичности действия, погонь и схваток, и возможности посоперничать с Аффлеком Гарнер привлекали романтическая и эмоциональная сторона проекта, а также неоднозначность её героини. "Всё в этом фильме проистекает из некоего эмоционального, душевного центра, - говорит актриса. - Электра одновременно и хорошая и плохая. Она - по своей натуре очень мрачный человек, но может быть и очень оптимистичной. Она очень жестока, и гораздо агрессивнее всех моих предыдущих героинь. Она ищет драку там, где без неё можно обойтись. Она сильная, уверенная и сексуальная женщина, которая не боится прибегать к женским уловкам, чтобы сбить противника с толку".

Такие сложные отношения, как у Мэтта и Электры, трудно найти в другой книге этого жанра. Эта любовь стала центральной темой фильма. Их поиски смысла жизни и борьба с тёмным началом внутри себя объединяет их больше, чем любые другие традиционные узы. "Более неравной пары, чем Мэтт и Электра, трудно себе представить, - говорит Ави Арад. - Электра выросла в богатой семье и имеет всё, чтобы сводить мужчин с ума. И вдруг она знакомится со слепцом из совсем другого социального слоя. Но, в конце концов, их роман оборачивается греческой трагедией, потому что Электра хочет убить Сорвиголову, не подозревая, что он - Мэтт Мердок, в которого она влюбилась".

Жизнь Электры навсегда изменил Меченый, наёмный убийца, следующей жертвой которого должен стать отец Электры. Любимое оружие Меченого - сюрикены, метательные звездочки, но в его руках любой предмет становится смертельным оружием, будь то карандаш, игральная карта или скрепка для бумаг.

Меченого играет Колин Фаррелл, превративший своего героя в подобие зловредного и самодовольного панка. Актёр рассказывает, что эта роль не требовала большой подготовки. "Этот образ не стеснён правилами реальности, - отмечает Фаррелл. - Играть его было очень забавно, потому что все тонкости я мог оставить за порогом. Мне разрешалось как угодно переигрывать и дурачиться. Я никогда ещё не сталкивался ни с чем подобным".

Вживаясь в роль, Фаррелл проштудировал гору комиксов о Сорвиголове, которые ему послал Джонсон. "Орудием убийста Меченого может стать любой предмет, - рассказывает Фаррелл. - В его руках ручка, скрепка или подставка под пивной стакан превращаются в страшное оружие. Он одет в просторный, длинный плащ из кожи рептилий, раскрывающийся, как парашют. Его он использует как оружие, но больше для самозащиты". Эта роль потребовала от Фаррелла большой ловкости рук и владения боевыми искусствами.

Последний наниматель Меченого - миллионер Уилсон Фиск, он же Большая шишка, он же Большой босс преступного мира, выбившийся из низов. Используя свои необыкновенные объёмы и силу, Фиск достиг высот в своём "бизнесе", полагаясь только на себя. Он правит подпольным миром Восточного побережья железной рукой и без всякой жалости к проигравшим.

После многих лет тренировки Большой босс в совершенстве овладел искусством рукопашного боя. Это мастерство вкупе с удивительной для такого грузного человека подвижностью делает его опасным для Сорвиголовы противником. Хотя номинант на премию "Оскар" Майкл Кларк Данкан немного не дотягивал до необъятных размеров своего героя, создатели фильма были очень рады, что он согласился сняться в "Сорвиголове". "Я настаивал на том, что на эту роль нам нужен самый лучший актёр, - говорит Марк Стивен Джонсон. - Майклу вдохнул в своего героя жизнь".

Возможно, кто-то и пожимал в недоумении плечами, полагая, что роль Фиска, кавказца по происхождению, Данкану не особенно подходит, но создатели фильма были уверены, что Данкану удастся рассеять все сомнения. "Лучше полагаться на талант актёра, а не на внешние данные, и тогда суть образа будет схвачена лучше, - добавляет Джонсон. - Я уверен, что самые закоренелые поклонники комиксов согласятся, что Майкл - настоящий Большой босс".

В детстве Данкан увлекался комиксами о Сорвиголове, и в особенности ему нравилось, что действие в них происходит в нью-йоркском районе Хэллз-Китчен (Адская кухня). "Сорвиголова не вырос в знатном окружении, как большинство других супергероев, - рассказывает Данкан. - Его родиной было нечто вроде гетто. И я знаю, что он испытал, потому что я сам вышел отттуда. Из моего окна я видел то же, что и Сорвиголова или Большой босс".

Создатели фильма попросили и так весьма массивного Данкана прибавить ещё немножко веса для его огромного героя. С помощью специальных диет и физических упражнений Данкан приобрёл нужные объёмы и силу, создав законченный образ. Данкан поясняет, что внушительные размеры Большого босса не снижают его бойцовских способностей. "Вы бы никогда не подумали, что Большой босс на такое способен. От человека таких размеров трудно ожидать таких скорости и проворства. И Сорвиголова сбит с толку, потому что Большой босс не уступает ему в скорости".

Если Большой босс, Меченый и Электра усложняют Соривиголове жизнь, то Нельсон, его друг и партнёр по адвокатской компании, старается ему во всём помогать, не подозревая, впрочем, что Мэтт и Сорвиголова - одно лицо. Эта дружба служит Мэтту надёжным тылом и источником спасительного юмора.

Джон Фавро, снявшийся ранее в таких известных фильмах как "Тусовщики" и "Все схвачено", чувствует огромную ответственность перед несколькими поколениями поклонников комиксов. "Я старался уловить и передать дух этого образа, в то же время сделав его более жизненным и вложив в него частичку меня самого, - отмечает актёр. - Герои комиксов довольно одномерны, и при экранизации в них нужно вдохнуть жизнь".

Фавро и Аффлек принадлежат к поколению актёров, пришедшему в кино через независимые фильмы, и они одинаково чувствуют и реагируют. "Мне кажется, мы с Беном не только отразили суть взаимоотношений героев комикса, но и показали эту дружбу объёмнее, - отмечает Фавро. - У нас с Беном одинаковое чувство юмора, и на экране, я думаю, это заметно".

Джо Пантолиано, известный характерный актёр, снявшийся недавно в сериале "Клан Сопрано", играет Бена Уриха, упорного репортёра, пытающегося раскрыть загадку знаменитого Большого босса. В результате он сталкивается с ещё больше тайной - тайной Сорвиголовы.

По словам Пантолиано, его герой "раскапывает правду и по крупицам собирает ложь". Когда Урих приближается к разгадке, он становится опасным для главных героев. "Большой босс не хочет, чтобы Урих узнал, кто он на самом деле, - говорит Пантолиано, - и Сорвиголова не хочет, чтобы Урих раскрыл его личность, хотя и оставляет множество улик. Урих понимает, что Сорвиголова поступает так ради людей, ради униженных и оскорблённых. В конце концов, он видит, что сенсация, которую он ищет, может обернуться для кого-то трагедией, и вынужден решать для себя моральную дилемму".

В фильме снялся также номинант премии "Золотой глобус" Дэвид Кит - в роли отца Мэтта, Джека Мердока по прозвищу Дьявол. Когда-то он был известным борцом, но его карьера бесславно закончилась, и он стал работать рэкетиром для местной банды. "То, что случилось с моим героем, наложило отпечаток на всю жизнь Мэтта Мердока, - говорит Кит. - Именно поэтому он стал адвокатом и мстителем Сорвиголовой. Его отца убили, потому что он был хороший человек. Это и стало отправной точкой саги".
 

ПРОИЗВОДСТВО ФИЛЬМА

Лучшие в мире постановщики боевых сцен, специалисты жанра "экшн", тренеры - и даже один мнимый самурай - собрались на съёмках "Сорвиголовы", чтобы на экране ожили схватки и погони, какие редко увидишь в кино.

За три месяца до съёмок Бен Аффлек начал тренироваться, чтобы подготовиться к роли Сорвиголовы. До съёмок и во время их Аффлек каждый день обучался различным стилям боя под руководством руководителя группы каскадеров Джеффа Имады и британского теренера-ветерана Дейва Ли. "Бен впервые столкнулся с такой обширной программой, - рассказывает Ли. - Я начал с растяжек, потом перешёл к упражнениям для рук, упражнениям с палкой и ударов ногой. Затем мы придумали комбинацию из уличной драки, тюремных состязаний на руках, различных стилей кун-фу и бокса. Сорвиголова каждый бой ведёт по-разному. Он прибегает к приёмам, нужным в данный момент, и принимает и наносит удары с одинаковой частотой. Сорвиголова то увёртлив и грациозен, то лежит поверженный в грязи".

Слепой актёр Том Салливан, история которого легла в основу телефильма "If You Could See What I Hear", консультировал Бена Аффлека и Скотта Терру, который играет Мэтта Мердока в детстве. "В мою задачу входило сделать из Бена лучшего слепого на земле", - говорит Салливан. Вместе с Аффлеком и режиссёром Марком Стивеном Джонсоном он старался найти нужный баланс между Мэттом Мердоком-адвокатом и Мэттом-Сорвиголовой. "Мы стремились показать, что Мэтт в любой момент может превратиться в Сорвиголову, но вынужден скрывать это от всего мира. Он должен казаться "слепее", чем на самом деле". Салливан, всю жизнь занимавшийся спортом и выигравший чемпионат США по рестлингу, вместе с тренером показывал также Аффлеку приёмы рукопашной борьбы.

Известный постановщик боевых сцен Ченг Ян Юэн подготовил две важнейшие сцены "экшн": бой между Мэттом и Электрой на спортивной площадке и схватку Сорвиголовы и Меченого в соборе.

Юэн, больше всего известный на своей родине, в Гонконге, благодаря фильму "Ангелы Чарли", происходит из династии знатоков бойцовского искусства. Его брат Во Пинг Юэн ставил сцены "экшн" в фильмах "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и "Матрица".

Юэн признаётся, что поначалу сомневался в том, что Аффлек, Гарнер и Фаррелл смогут разыграть придуманные им сцены. "Обычно нам требуется от двух до трёх месяцев, чтобы научить актёров китайской борьбе у-шу и трюкам на подвесках, - отмечает Юэн. - И я был приятно удивлён, увидев, какого прогресса они достигли всего за несколько недель". Аффлек, Гарнер и Фаррелл исполняли большинство своих трюков сами.

Другие трюковые сцены, включая гонки на автомобилях и мотоциклах и перестрелки, находились в ведении руководителя группы каскадёров Джеффа Имады, который работал над такими фильмами, как "Блэйд", "Бойцовский клуб" и "Бегущий по лезвию".

"Джефф изобрёл стиль борьбы, сочетающий мордобой и уличную драку с кун-фу и каратэ, - отмечает Бен Аффлек. - И когда все они собраны вместе - трюки на подвесках и различные стили борьбы - получается удивительное зрелище".

Несмотря на все эти сложные акробатические трюки и сцены боёв, создатели фильма старались, чтобы почва реальности не ускользала у их героев из-под ног. Мэтт и Электра - живые люди, а не супергерои, и их спортивные достижения должны быть прадоподобными. "Нам было важно показать, что сила тяготения действует на всех наших героев, - говорит Гэри Фостер. - Сорвиголова решён в более жёстком, материальном ключе, нежели многие его собратья по комиксам. Дух захватывает, когда Человек-паук карабкается по стенам в Манхэттене. Сорвиголова ничего подобного не проделывает. Если ему надо спрыгнуть с крыши, он стукнется о три пожарные лестницы, и падение замедлится. А когда коснётся земли, то сломает ногу, но всё же поднимется и побежит".

Но камеры не могли запечатлеть все эти чудеса, пока художник-постановщик Бэрри Чузид с помощью художников, декораторов и сценаристов не создал мир, в котором живёт Сорвиголова. Разрабатывая декорации, Чузид учитывал, что главный герой слеп, что цвета костюмов должны переливаться и вибрировать и что Лос-Анджелес в фильме должен выглядеть, как район Хеллз-Китчен в Нью-Йорке.

Хеллз-Китчен - родина и место работы Мэтта Мердока. Этот район расположен в Манхэттене между 34-й и 59-й улицами и тянется от Восьмой авеню до реки Гудзон. Сейчас Хеллз-Китчен - сравнительно спокойный и красивый уголок, обитатели которого - художники, знаменитости и представители среднего класса Нью-Йорка. Но в "Сорвиголове" речь идёт о тех временах, когда это местечко заслуженно пользовалось недоброй репутацией, за что и получило своё оригинальное название.

Чтобы ночной Нью-Йорк в фильме выглядел особенно стилизованно и сурово, главный оператор Эриксон Кор использовал специальную технику обесцвечивания киноплёнки, которая применялась также в фильмах "Бойцовский клуб", "Семеро", "Три короля" и "Особое мнение". При этой технике цвета становятся менее насыщенными, а мир Сорвиголовы - более тёмным и опасным.

Квартира Мэтта Мердока снималась на пятом этаже старинного здания в районе ювелиров в центре Лос-Анджелеса. В квартире есть потайная комната и мастерская, где Мердок изготавливает свою знаменитую дубинку и красный костюм. А спит Сорвиголова в плавучей капсуле, укрывающей его от неспокойного внешнего мира.

При входе в квартиру можно видеть огромный каменный барельеф, изображающий битву между ангелами и чертями. Он символизирует борьбу между добром и злом, происходящую в самом Мэтте. Все предметы в этой квартире, начиная от стальных бирок на одежде и кончая кухонными шкафами, Чузид снабдил надписями, выполненных шрифтом Брайль.

Дизайнерские разработки Чузида перекликаются с работой координатора визуальных эффектов Рича Торни, "построившего" вместе со своими помощниками часть Хеллз-Китчен на компьютере. Большую часть своих усилий они состредоточили на удивительном "мире теней" Сорвиголовы, функционирующем по принципу сонара. Подобно сонару, тончайший слух Сорвиголовы определяет очертания предметов с помощью звуковых волн, которые они отбрасывают. Но этот "сонар" гораздо чувствительнее обыкновенного - Сорвигоголова "видит" детали, недоступные нашим глазам. Этот трёхмерный мир необыкновенного слепого показан в фильме с помощью теней.

Другой ключевой задачей команды визуальных эффектов, которой помогали специалисты компании Rhythm and Hues, было создание компьютерных образов Сорвиголовы и Меченого. Эти задействованные в самых опасных сценах образы реалистичнее своих собратьев из фильма "Человек-паук" 2002 года, поскольку разрабатывались с помощью более сложных технологий. "Мы очень гордимся нашими компьютерными Сорвиголовой и Меченым, - говорит Торни. - Они свидетельствуют о переходе компьютерных технологий на новый уровень".

Визуальные эффекты образуют тандем со сложными и динамичными звуковыми эффектами, призванными ввести зрителей в мир тончайших оттенков, услышанных Сорвиголовой. Создатели фильма хотели, чтобы зрители испытывали такие же потрясения, как и главный герой.

Специалисты по звуку сосредоточили свои усилия на двух боевых сценах: жестокой схватке в соборе и поединку в "Баре Джози", известному всем любителям комиксов о Сорвиголове. В соборе Сорвиголова и его противники перемещаются вокруг огромного органа и даже влезают на него. Орган сам становится своеобразным оружием. "Мы получили отличную возможность поиграть со звуком, - отмечает звукорежиссёр Стив Боддекер, - а также с пространством и временем".

В сцене в баре особенно ярко показаны удивительные сенсорные способности Сорвиголовы, не доступные ни одному зрячему. Посреди самой ужасной какофонии звуков он может почувствовать, что произойдёт через мгновение - например, что будет заряжено оружие.

В этих сценах визуальное и звуковое оформление гармонирует с музыкой Грэма Ревелла. В соборе гигантский орган становится под конец грозным оружием в руках противников. "Когда орган демонтируют, он начинает звучать, - говорит Ревелл. - И я позволил ему играть, как ему захочется". А для сцены в баре Ревелл включил в свою музыку стрекотание вентилятора.

Ревелл отмечает, что его музыка особенно подкрепляет эмоциональную линию фильма, включая историю любви Мэтта и Электры и печальные события, пережитые Мэттом в детстве и наложившие отпечаток на его взрослую жизнь. Глубина романтической и героической линии музыкального оформления - немалая заслуга гитариста группы Incubus Майка Айнцигера.

Пожалуй, больше всего дискуссий вызвали костюмы героев фильма. Трёхкратный лауреат премии "Оскар" художник по костюмам Джеймс Эчисон ("Последний император", "Опасные связи", "Restoration") до "Сорвиголовы" работал над "Человеком-пауком". Вместе со своей помощницей Лизой Томчезин Эчисон руководил командой из 40 человек.

"Я работал вместе с Джимом над "Человеком-пауком" и теперь привёл его в Regency и Fox на съёмки "Сорвиголовы", - рассказывает Арад. - Джим - необыкновенно талантливый дизайнер, и его подход к этим героям уникален".

Эчисон и Томчезин - при полной поддержке Джонсона, Арада, Фостера и студии - отказались от традиционного эластичного костюма супергероя, напоминающего трико танцора балета или циркача. "Мы не хотели делать костюм из спандекса, - говорит Гэри Фостер. - Нам был нужен функциональный костюм, способный как-то защитить Сорвиголову. Ведь он смертен, и ему требуется такая защита".

Работа над костюмом Сорвиголовы длилась почти восемь месяцев, но результатом все были удовлетворены: тёмно-красный кожаный костюм выдержан в традиционном для комиксов ключе и в то же время отвечает современным требованиям. Куртка и брюки снабжены накладными "мускулами" в области груди и рук, которые служат защитой для тела; тёмно-красный цвет переходит в чёрный, когда на него падает тень, и маске придают скульптурный вид красные линзы. Свою знаменитую дубинку Сорвиголова держит в кабуре на ремне, как герои вестерна, но его снаряжение сделано из синтетического волокна и кожи и имеет крепления, как у военных. Ботинки с пряжками представляют собой аэродинамическую версию обуви для мотокросса.

Томчезин отмечает, что в одежде или снаряжении каждого героя комикса есть какая-то отличительная черта, выделяющая его среди других персонажей. Это может быть бейсболка, или какой-то символ, или оружие. "Мы хотели, не нарушая этот принцип, в то же время создать костюм, который больше напоминал бы современную уличную одежду", - поясняет Томчезин.

Одеяние Меченого также отличается от его книжного прототипа. В комиксе визитной карточкой убийцы была мишень, нарисованная на маске, а у Фаррелла на лбу была прикреплена накладка в виде мишени.

Чтобы Меченый выглядел ещё необычнее, Фаррелл побрил свою голову и украсил уши и левую бровь пирсингом. Дизайнеры решили одеть его в серебристо-голубой плащ с длинными широкими полами, сшитый частично из кожи и частично из латекса. Пригодились и собственные татуировки Фаррелла.

Для сексуальной и стильной Электры Накос дизайнеры придумали одежду, сочетающую европейский шик и небрежную элегантность. В то же время её костюмы намекают на её владение бойцовскими искусствами.

"В результате огромной работы, проделанной Джимом Эчисоном, Электра получила самые шикарные костюмы, какие только можно себе представить, - говорит Дженнифер Гарнер. - Все наши супергерои одеты модно и отличаются от своих классических собратьев в трико. И моя героиня - не исключение".

Поклонники Электры знают, что в комиксах она всегда появляется с длинным красным шарфом, но создатели фильма хотели, чтобы у них она выглядела более практично, хотя и не менее сексуально. Её костюм сделан из эластичного винила, имитирующего кожу. Она одета в чёрное в знак траура по убитому отцу. На её одежде вышиты японские иероглифы, означающие справедливость, победу и силу, а в корсаж вшиты ножны, в которых она носит свои ножи.

Подобно своему прототипу из комикса, Уилсон Фиск по прозвищу Большой босс носит двубортный костюм-тройку, как герои классических гангстерских фильмов. Все элементы гардероба Большого босса, включая костюмы, рубашки, ботинки, запонки и булавки для галстука, были сделаны на заказ, чтобы подойти по размеру Майклу Кларку Данкану.

Завершая съёмки фильма, его создатели с надеждой смотрели на его будущее и будущее его героев. "В нашем фильме интересны не только схватки и погони, но и история любви Сорвиголовы и Электры, - отмечает Гэри Фостер. - Я надеюсь, что зрители посочувствуют делу, которому служит Сорвиголова и за которое он борется. Это классный, захватывающий фильм. Зрители выйдут из кинотеатра оглушёнными".

"Марк Стивен Джонсон чуть не свёл меня с ума, умоляя дать ему снять этот фильм, - смеётся Арад. - Но результат получился отличный. Он выдержал нашу концепцию и снял прекрасный фильм с новым для этого жанра героем".
 
 


Предоставлено Гемини-Фильм

 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: