ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Голливуд 2001. Итоги: 

Ах, что за сказочный год это был!

Ох, ну и годик!

Анализируя поступательное движение кассовых сборов в кинотеатрах Северной Америки, можно заметить, что прошлый год состоял из ЧЕТЫРЕХ больших волн зрительской активности.

Первая и самая ранняя перетекла в 2001 год из года 2000 после бурных рождественских праздников и взлета блокбастеров "Изгой" / Cast Away, "Чего хотят женщины" What women want / и "Grinch". Именно по этой причине январские сборы - традиционно скромные - отличались небывало высокими показателями и задали мажорный тон всем остальным месяцам года.

Второй волнообразный скачок - покруче и помощнее - выпадает на середину февраля и длится, постепенно снижаясь на все равно солидную высоту, до апреля. В этот отрезок времени с лучшими показателями сезона стартует "Hannibal" (за три первых дня проката 09 - 11 февраля собраны 58,5 млн. Долларов, рекордная для февраля сумма). Всего лишь за десять дней проката небеспорный триллер Ридли Скотта - Энтони Хопкинса достигает гроссмейстерского рубежа в сто млн. Долларов, и аналитик Дон Бойд из "E! On Line" хватается за голову: "На сонном зимнем сезоне можно ставить жирный крест! Отныне любой голливудский фильм может стать блокбастером в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ года!"

Помимо "Hannibal" зрителей этого периода привлекали в залы фильмы "Мексиканец" / Mexican и "Дети шпионов" / Spy Kids.

Однако настоящее цунами обрушилось на кинопрокат Северной Америки в мае месяце и смело на своем пути предыдущих кумиров. Стартовавшая 4 мая "Мумия возвращается" / Mummy Returns установила еще более впечатляющий рекорд года - 68,1 млн. Долларов за три первых дня, собрав за все те же десять дней уже 116,5 млн! Не успели продюсеры перевести дух от блестящих результатов, как на них обрушились последовательно "Shrek" (18 мая) и "Pearl Harbor" (25 мая). Каждая из лент установила целую кучу рекордов, включая и лучший старт для фильмов кинокомпаний "DreamWorks" и "Buena Vista" в их истории.

Впервые в истории мая месяца сразу ТРИ ФИЛЬМА достигли статуса блокбастера (сто млн. Долларов кассовых сборов) - все те же "Mummy 2", "Shrek" и "Pearl harbor". Скромнее, но тоже достойно завершили весенние сборы фильмы "История рыцаря" / Knight' s Tale (52 mln. USD), "Дневники Бриджет Джонс" / Bridget Jones's Diaries (63 mln. USD), "И пришёл паук" / Along Came A Spider (68 mln. USD).

К первому июня и старту самого кассового сезона - лета - общие сборы 2001 года опережали прежние рекордные 2000 года аж на 9 процентов!

Летние сборы хоть и отличались высокими показателями, вряд ли могли повторить высоту майской волны. Летом зрители голосовали кошельками за "Час пик 2" / Rush Hour 2, "Парк Юрского периода 3" / JP III, "Американский пирог 2" / American pie 2 и "Планета обезьян" / Planet of The Apes. Третья, ЛЕТНЯЯ волна сошла на мелководье к сентябрю, а после трагических событий 11 сентября и вовсе рассыпалась на мелкие брызги. В этот момент многие решили, что Голливуд станет еще одной жертвой боевиков Усамы бин Ладена. "Entertaintment(бизнес развлечений)? Вы смеетесь? - Изумлялся все тот же аналитик Дон Бойд. - Да нам хотя бы половину от полученных доходов сохранить!"

К счастью, мрачные прогнозы не сбылись: последняя и САМАЯ МОЩНАЯ, доселе невиданная волна зрительской активности захлестнула залы и кинокомплексы Северной Америки в ноябре и спасла высочайший авторитет "фабрики грез". Сделавшие ставки на сказочное зрелищное кино, продюсеры не прогадали: семейные ленты "Корпорация монстров" / Monsters, Inc., "Harry Potter I" и "Повелитель колец I" / Lord of The Rings I обеспечили устойчивый приток кассовых поступлений вплоть до новогоднего телеобращения Джорджа Буша младшего.

При этом волшебник-недоучка Гарри Поттер установил абсолютный рекорд в истории мирового кино, собрав за три премьерных дня 16 - 18 ноября фантастические 90,3 млн. Долларов (для сравнения: предыдущий рекорд составлял ВСЕГО-ТО 72 млн. долларов и был показан несколько лет назад "Затерянным миром"). Фильм про Гарри стал и самой кассовой лентой года - 286,1 млн. Долларов.

"Ах, что за год! Сказка, а не год! - Резюмировал Дон Бойд. - Кино не стало заложником террористов, оставшись там, где оно и находилось все последние годы - на блестящей вершине!" Восторженные слова о сказочном годе многие расценили буквально. И ведь действительно: ожившие мумии, добродушные толстяки-огры, решительные хоббиты и ученики школ магии стали весьма характерным иконостасом-2001.
 

Немного сухих цифр
 

2001 год стал вот уже ДЕСЯТЫМ подряд годом постоянно растущих кассовых сборов - собраны 8 млрд. 350 млн. Долларов, что аж на 650 млн. выше показателей 2000 года. Впервые голливудские кинокомпании превысили доселе казавшуюся непреодолимой цифру в восемь млрд. Долларов кассовых сборов (позапрошлый год - 7,7 млрд.). Впрочем, выросла и средняя стоимость кинобилетов до 5,67 долларов. В общей сложности было продано почти полтора миллиарда билетов! Несложный арифметический подсчет показывает, что в прошлом году КАЖДЫЙ житель Северной Америки - США и Канады, начиная от грудных детей и заканчивая дряхлыми стариками посетил кинотеатры страны как минимум ТРИ РАЗА! Невероятная любовь к кино!!!

Рекордное число фильмов собрало в ушедшем году по 200 млн. Долларов каждый - сразу ПЯТЬ: "Harry Potter And The Sorcerer's Stone" (286.1 mln. USD), "Shrek" (267.7), "Monsters, Inc." (236.3), "Rush Hour 2" (226.1) и "Mummy Returns" (202). Если к этому добавить остановившийся в полушаге от заветной цифры "Pearl Harbor" (198,5), а также достигнувшие 200-млн-ых показателей в год Змеи "Grinch" и "Cast Away" или ленту "Повелители колец I" ("Lord of The Rings"), которая достигла цифры 200 уже в первый уик-энд года Лошади, то рекордный список станет заметно длинее…

17 фильмов показали в 2001 году не менее уважительный показатель сборов, превышающий сто млн. Долларов!

2001 стал рекордным годом для анимации: "Shrek", "Monsters, Inc.", "Atlantis", "Final Fantasy", "Jimmy Neutron", "Recess: School's Out" и другие аккумулировали на своем счету 788 млн. Баксиков или почти КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ доллар! Видимо, впечатлившись столь блестящим прорывом мультяшного кино, Киноакадемия с нынешнего года утвердила в списке наград "Oscar" еще одну номинацию - за лучший анимационный фильм.
 

Битва титанов
 

В борьбе за самый престижный титул "лучшей кинокомпании года" драматическая борьба за места в первой пятерке велась до последнего уик-энда. Впервые за последние восемь лет королевой списка стала авторитетная "Warner Bros." с результатом 1,24 млрд. Долларов. Кассовые фавориты концерна - фильмы про Гарри Поттера и банду Оушена, тем не менее, не помогли "Warner" побить абсолютный рекорд другой известной компании "Sony Pictures" 1,26 млрд. Долларов, установленный в далеком 1997 году.

Второй финишную черту пересекла "Universal" (948 mln.). На ее счету достаточное количество громких премьер года: "Mummy returns", "Jurassic Park III", "Fast And Furious", "American Pie 2", "The Musketeer" и "K-Pax'.

Настоящий фотофиниш разделил две соперничающие студии: третьей стала "Buena Vista" (дистрибьютор фильмов от Диснея) - 880 млн. Долларов, четвертой "Paramount" - 879 млн. И если первая из них добилась результата благодаря показу "Monsters, Inc.", "Pearl Harbor", "Princess Diaries" и "Atlantis", то "Paramount Pictures" сделала ставку на фильмы "Tomb Raider", "Save The Last dance", "Jimmy Neutron", "Score" и "Vanilla sky"

Пятерку лучших кинокомпаний замкнула "Fox XX Century" (850 mln.), выдавшая на гора следущие громкие премьеры: "Planet of The Apes", "Dr.Dolittle 2", "Moulin Rouge', "Shallow Hal", "Behind Enemy Line" и "From Hell".

Кинокомпания Стивена Спилберга "DreamWorks", несмотря на блестящие результаты "Shrek" и неплохие показатели "A.I.", "Evolution", "Mexican", впервые за последние три года опустилась на седьмое место (631 mln.).
 

Что думают эксперты?
 

Все сходятся на том, что 2001 год стал идеальным годом для голливудской продукции. Кинокомпаниям удалось предлагать сильные фильмы в течение всего года, поэтому зрительский интерес сохранялся постоянно высоким, иногда - в мае и ноябре - взлетая до небес. Удачная зима компенсировала провал осени. Лето было средненьким, но чуть-чуть более удачливым, чем в предыдущие годы. Этого "чуть-чуть лучше" плюс бурного финиша и хватило для рекордов.

"Я устал переписывать свою книгу Гиннеса - жалуется Карл диОрио из "Variety". - Каждую неделю мне сообщали о новых кассовых сборах, об изменении таблицы кассовых лент. Это было какое-то вавилонское столпотворение рекордов!"

Эксперты искренне рады тому, что даже страшное потрясение 11 сентября не смогло отбить у американцев привычки ходить в кино. "Кино по-прежнему является самым массовым видом развлечения в США!" - Констатирует глава статистической службы "Exhibitor Relations" Пол Десгарабедян. Примечательно также, что на многолетнюю привычку американцев не повлияли ни фондовый кризис Уолл-стрита, ни очевидное замедление экономики страны…

"Развлечение" - ключевое слово для итогов киногода. Семейное развлекательное кино торжествует победу в списке самых кассовых лент, отодвигая на второй и третий план долголетних фаворитов жанровых предпочтений - боевики и мелодрамы. Страстное желание американцев позабыть об ужасах сентябрьского потрясения повлияло на лицо киногода - в числе его героев кто угодно, но только не драматические персонажи. Не случайно, что провалом завершились попытки представить публике новые серьезные работы с солидными сценариями и громкими актерскими работами: Джим Кэрри в рэтро-драме "The Majestic", Хэйли Джоэл Осмент в футуроутопии "A.I.", Роберт ди Ниро и Эдвард Нортон в гангстерской истории "The Score".

Многим критикам кажется в этой связи, что серьезное кино теряет кинозрителя, все больше оглядываясь в поисках поддержки в сторону видео или ТВ. "У умного кино в Голливуде нет будущего! - Категоричен Стив Гормен в обзоре итогов года "Yahoo! News". - Появление в этом году синтетических актеров (имеется в виду первый в истории кино полнометражный художественный фильм с компьютерными актерами "Final Fantasy" - прим. Левик) стало неприятным новшеством для традиционалистов. Не заменят ли синтетические герои настоящие человеческие переживания на синтетические?"

Впрочем, не все видят в этом знамение или тенденцию. Все тот же Карл диОрио на полном серьезе считает, что у Голливуда есть болезнь, именуемая " дублированное сознание". Это когда в одно и то же время разные компании представляют публике схожие по жанру и даже по сюжету ленты. "В 2001 году дублированное сознание работало на детские, сказочные фильмы. Подождите годик, и вы на стену полезете от обилия драм и боевиков!" - Стращает он.

И последнее, неожиданное. До сих пор считалось, что самое массовое поколение юных зрителей появилось на волне небывалого интереса к киносериалу "Звездные войны". Бурный рост американского кинопроката в конце 70-х - начале 80-х был спровоцирован культовой теперь трилогией Джорджа Лукаса. 2001 год констатировал появление НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ юных зрителей, для которых отчет их собственных кинопристрастий начинается от "Harry Potter" и "Lord of The Rings"! Это совсем юные зрители 8 -14 лет, которым и предстоит в течение ближайших десятилетий заполнять кинозалы и влиять на кассовые киносборы…
 

Герои и кадры, которые запомнились
 

В ушедшем киногоде зрителям наверняка запомнились:
- Мел Гибсон, танцующий и поющий под песню Фрэнка Синатры в "Что хотят женщины"
- Ужасный английский язык Джеки Чана и не менее ужасные приемы восточных единоборств Криса Такера в "Час пик 2"
- Безумные автогонки с искрами из-под днища авто ("Форсаж")
- Поедание собственного мозга, приготовленного по изысканному реценту каннибалов ("Hannibal")
- Обезьяны, похожие на людей, и люди, похожие на обезьян ("Планета обезьян")
- Впервые в истории парков развлечений новая забава - летающие динозавры, откладывающие гигантские яйца и охотящиеся на людей("JP III")
- Николь Кидман, которая в нео-мюзикле "Moulin Rouge" поочередно то поет, то кашляет кровью, а в ужастике "Другие" с удивительным для нормальных людей постоянством ходит ночами по огромному мрачному дому, полному жутких призраков
- Кривляющийся и жеманный… осел, говорящий… голосом Эдди Мерфи ("Shrek")
- Все более путающийся в воспоминаниях и потому татуирующий свою ускользающую память герой детектива "Memento"
- Падающая с высоты японская бомба, которая пробивает палубу американского военного корабля, пролетает насквозь и разрывается в пороховом погребе ("Pearl Harbor")
- Пугливые коротышки-хоббиты с треугольными ушами, бородатый мудрец Гендольф, армада ужасных чудищ ("Повелитель колец") и круглые очки-велосипеды Гарри Поттера
- Беспощадное уничтожение людьми беспризорных киборгов ("A.I."), после которого я понял, почему машины так обрадовались появлению мстителей-терминаторов (вспомните "Terminator 2") : )
 

Список можно продолжить по вашему вкусу!


Подготовил Евгений Левик

 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: