ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Хозяин морей: На краю Земли 

Официальный пресс-релиз

Военный корабль "Сюрприз" - 28 орудий,
197 человек экипажа, побережье Бразилии,
апрель 1805 года.

Две звезды - режиссёр Питер Уир (три номинации на "Оскар") и актёр Рассел Кроу("Оскар" за фильм "Гладиатор") объединили свои усилия на съёмках новой приключенческой киноэпопеи "ХОЗЯИН МОРЕЙ: на краю земли" (Master and Commander: The Far Side of the World). Действие фильма, снятого по культовым романам Патрика О'Брайана, разворачивается во время наполеоновских войн. Кроу играет капитана британского военного флота Джека Обри по прозвищу Счастливчик, а Пол Беттани - его друга, корабельного врача Стивена Мэтьюрина. Их корабль "Сюрприз" неожиданно атакуют превосходящие силы противника. Несмотря на сильные повреждения и людские потери, Обри решает преследовать врага и начинает беспрецедентный переход через два океана. На кон поставлена репутация Счастливчика Джека, его жизнь и жизнь его команды.

Вместе с кораблём Джека Обри зрители совершают долгое и трудное путешествие - от берегов Бразилии до бурных вод у мыса Горн и далее на юг, сквозь лёд и снег, на самый край света - к далёким Галапагосским островам (впервые снятым в художественном фильме).

Фильм "Хозяин морей" снят режиссёром Питером Уиром по сценарию самого Уира и Джона Колли. В основу сценария положены романы Патрика О'Брайана, известные по именам их главных героев - Обри и Мэтьюрина. Известный публицист и историк Ричард Сноу назвал эти романы в газете "The New York Times" "лучшими историческими романами всех времён". На страницах этой же газеты режиссёр и драматург Дэвид Мэмет отметил, что считает О'Брайана лучшим англоязычным новеллистом последних тридцати лет. Позднее "Times" писала, что Рассел Кроу - "прирождённый капитан Джек Обри".

Начало этому проекту было положено десять лет тому назад, когда две живые легенды - голливудский продюсер Сэмюэл Голдвин-младший и писатель Патрик О'Брайан - приступили к предварительным переговорам об экранизации романов об Обри и Мэтьюрине. Голдвин первым заметил кинематографический потенциал произведений О'Брайана и постарался убедить писателя, долгие годы не имевшего контактов с миром кино, что большой экран сослужит капитану Джеку Обри и доктору Стивену Мэтьюрину хорошую службу.

Проект был реализован десять лет спустя. Его главные герои впервые появились в книге О'Брайана "Хозяин морей" (Master and Commander), но основная сюжетная линия взята из романа "На краю земли" (The Far Side of the World), десятой книги двадцатитомной саги об Обри и Мэтьюрине. Питеру Уиру показалось, что этот роман обладает более чёткой и кинематографичной структурой. (Герои преследуют атаковавшего их врага, но как далеко их уводит погоня, и какую цену им приходится платить?).

Использовав основную сюжетную линию романа "На краю земли", Уир смог почти полностью сосредоточить действие своего фильма на море, что позволило, по его мнению, проникнуть в дух и атмосферу романов О'Брайана. Используя новейшую технику и одновременно бережно подходя к историческим деталям, создатели фильма переносят зрителя в далёкие времена (а не в некий фантастический мир, как сейчас часто случается) и заставляют пережить приключения двухсотлетней давности на борту корабля флота Нельсона. Разбитая в щепки палуба во время атаки на корабль, жара и штиль экватора, жестокий шторм у мыса Горн - впервые море так близко придвинулось к зрительному залу.

Но весь этот впечатляющий спектакль не заслоняет героев и их переживания, что выгодно отличает Патрика О'Брайана и Питера Уира от других создателей книг и фильмов, бороздивших те же воды.

Путеводным камнем для Питера Уира стала двадцатитомная сага Патрика О'Брайана об Обри и Мэтьюрине - труд всей жизни писателя. Ни в чём не отступив от своего первоначального намерения, режиссёр точно передал атмосферу мира, созданного О'Брайаном, и его героев и поднял повествование на беспрецедентный уровень исторического реализма.

"Проза Патрика О'Брайана удивительна, - говорит Уир. - Он - перворазрядный писатель, и это накладывало на нас большие обязательства. При любой экранизации приходится заменять прозу образами. Перед нами стояла трудная задача - зрительные образы должны были соответствовать высокому уровню языка О'Брайана".

Начав писать сценарий, Уир и Колли сделали выписки из книг О'Брайана, собрав их по рубрикам: "Дивизионы", "Команда", "Диалоги Джека и Стивена" и т.д. Эти сведения были, в свою очередь, скопированы и переплетены в книги, став справочниками для актёров и членов съёмочной группы.

"Работая над сценарием, я окружил себя предметами того времени - шпагами, пряжками ремней, картами, - надеясь привлечь к себе музу, - вспоминает Уир. - Музыка мне тоже помогала, пока я блуждал в темноте, пытаясь найти путь в прошлое".

По словам автора сценария Джона Колли, развернув действие своего фильма на корабле, Уир ещё раз продемонстрировал своё умение создавать живущие своей жизнью замкнутые миры: "Питер блестяще показал это в "Свидетеле" и "Шоу Трумэна". В "Хозяине морей" настал черёд плавучего универсума".
 

КАСТИНГ

В центре романов Патрика О'Брайана стоят образы Счастливчика Джека Обри и доктора Стивена Мэтьюрина, этих притягивающих друг друга противоположностей. Их дружба - необычное для современной литературы явление. Без этих удивительных персонажей не появились бы двадцать романов О'Брайана. Джек собрал в себе лучшие черты реальных капитанов. Он прекрасный моряк и талантливый боец, хотя при этом неохотно подчиняется приказам. Он энергичен, громогласен и любит грубоватые шутки. Стивен - прекрасный хирург и учёный. В храбрости этот увалень не уступает Джеку.

Сыграть такого экстраординарного героя, как Джек, мог только такой сильный и харизматичный актёр, как Рассел Кроу. Его друга Стивена Мэтьюрина играет Пол Беттани.

На Рассела Кроу большое впечатление произвели предыдущие киноработы Питера Уира. "Я - давний поклонник Питера, - говорит актёр, - и всегда мечтал с ним работать. Я вырос вместе с фильмами Питера. К примеру, "Последняя волна" был самым страшным фильмом моего детства".

Очень понравился Кроу и Счастливчик Джек. "Он уже тогда относился к исчезнувшему сорту людей. Джек Обри не подходил ни под какой шаблон, - рассказывает Кроу. - Если считать Королевский флот его работодателем, то ему достался очень неспокойный подчинённый. Но если рассматривать миссию капитана шире, то окажется, что хотя он не поступает так, как ему приказывают, результаты в конце концов намного превосходят ожидания".

Уир считает, что Кроу - прирождённый Джек. "Рассел по природе очень энергичен и авторитетен, и он с самого начала берёт корабль в свои руки".

Кроу понравились некоторые преимущества своего "звания". "Каждый день по пути из моего фургона к декорациям, я множество раз слышал обращение "доброе утро, капитан!", - рассказывает актёр. - В конце концов, мне было очень жаль расставаться со своим кителем, я его очень полюбил".

Кроу был рад возможности ещё раз сыграть вместе с Полом Беттани - воображаемым соседом его героя в фильме "Игры разума". Этот опыт совместной работы очень помог им сыграть дружбу их героев в "Хозяине морей". Кроу рассказывает: "Мы с полуслова понимали друг друга в "Играх разума", и я был уверен, что мы быстро и эффективно войдём в динамику взаимоотношений между Джеком и Стивеном. Я был очень рад тому, что Питер остановил свой выбор на Поле. Есть вещи, которые понятны только нам двоим. С другим актёром нам пришлось бы прерывать многие сцены и пускаться в объяснения. А с Полом мы могли сразу достичь той глубины, которой при другом раскладе удалось бы только коснуться, да и то после многократных повторений".

"Мне было очень приятно наблюдать, как Пол подчинял себе своего героя, не покидая при этом почву романов Патрика О'Брайана, - говорит Уир. - Рассел и Пол прекрасно уравновешивают друг друга, и зритель верит их дружбе. Мэтьюрин в исполнеии Пола напоминает современного человека, а Джек Рассела - герой из прошлого".

Беттани говорит, что его привлекли в "Хозяине морей" два момента: "экшн" и герои. "Все поклонники книг Патрика О'Брайана знают, какое это захватывающее чтение, - отмечает Беттани. - И я рассматриваю "Хозяина морей" как фильм "экшн", внутри которого развивается история дружбы двух людей, прошедшей через многие испытания. Это меня очень заинтриговало".

Серьёзной проверкой на прочность для этой дружбы стала неожиданная атака вражеского корабля "Ашерона". Корабль капитана Обри получил серьёзные повреждения, а многие члены команды погибли или были ранены. Несмотря на явное неравенство сил (или, возможно, именно из-за него) Джек ещё больше укрепляется в решимости закончить свою миссию и победить "Ашерон". Его сфокусированность на вражеском корабле внушает Стивену опасения.

"Стивен изучает людей так, как он изучает животных, - говорит Беттани. - Мне кажется, что Стивен, уверенный в том, что власть коррумпирует человека, находит в Джеке исключение из этого правила, и это его заинтриговывает. Джек мудро распоряжается своей властью. Но в фильме эта его черта подвергается проверке. Стивену начинает казаться, что желание Джека догнать и победить "Экерон" переходит в одержимость, опасную для членов команды".

Актёров на роли второго плана Уиру помогала подобрать режиссёр по кастингу из Англии Мэри Селуэй. Они искали талантливых актёров, способных выдержать шестимесячные съёмки и обладавших внешностью, соответствовавшей времени и месту действия фильма. Внушительный список актёров включает в себя имена Билли Бойда("Властелин колец"), Джеймса Д'Арси, Брайана Дика, Ли Инглби, Джорджа Иннеса, Марка Льюиса Джонса, Криса Ларкина, Ричарда МакКейба, Иана Мерсера, Роберта Пью и Дэвида Трелфолла.

Готовясь к съёмкам, Уир сам решил заняться исследованием далёкой эпохи, для чего посетил Гринвичский музей военного флота, британский военный корабль "Виктория", американский военный корабль "Конституция" и предпринял два путешествия на копии старого парусника вдоль берегов Австралии. Затем надо было прочитать целую гору книг - ценных первоисточников, и, самое важное, изучить рисунки с изображением боёв на море. "Рассматривая эти рисунки, я понял, что мне нужны лица, которые соответствовали бы тому времени", - говорит Уир. Поэтому он решил провести кастинг в Польше - "чтобы как можно дальше уйти от людей, выросших на западной диете, с фальшивой улыбкой наготове или выражением всемирного цинизма на лице".

Подбор 130-ти участников массовки занял столько же времени, как и кастинг основного состава. Поиск "лиц 18-го века" был возложен на Джуди Боли, которая просмотрела более семи тысяч претендентов. "В качестве справочника мы использовали рисунки и наброски того периода и, что наиболее важно, редкое собрание фотографий английских рыбаков, снятых в середине 40-х годов 19 века Дэвидом Октавиусом Хиллом и Робертом Адамсоном", - рассказывает Уир.

"Мы искали этих людей во всех уголках земли, - отмечает продюсер Данкэн Хендерсон. - В нашей массовке можно видеть представителей Польши, Сенегала, Австралии и Судана - все они приехали со всего света, чтобы работать над нашим фильмом".

Среди членов массовки были закалённые матросы парусников, и их поразительное умение карабкаться вверх и вниз по снастям добавляло фильму реализма.
 

КОРАБЛИ И ДЕКОРАЦИИ

Другим задачей "кастинга" стал подбор корабля, призванного изображать военный парусник "Сюрприз", оснащённый 28 пушками. Путешествуя по Европе в пред-производственный период, Уир поднялся на палубу отреставрированного парусника "Победа"(Victory), которым командовал адмирал Нельсон во время Трафалгарской битвы. Кроме того, режиссёр посетил несколько фестивалей парусников и разговаривал со многими специалистами из мира парусного спорта.

В 2000 году Уир вместе с капитаном Крисом Блейком(ставшим затем техническим консультантом фильма) предпринял путешествие на "Индэвере"("Усилие"), копии знаменитого корабля капитана Кука. Годом спустя Уир отправился во второй поход на "Индэвере", захватив с собой на этот раз продюсера Данкэна Хендерсона, исполнительного продюсера Элана Кёртисса и оператора Рассела Бойда. "Мне хотелось, чтобы они до мозга костей прониклись духом таких путешествий, прежде чем мы приступим к съёмкам нашего собственного", - говорит режиссёр.

В конце концов Уир оказался на борту американского парусника "Роза", пришвартованного в Род-Айленде. Трёхмачтовый деревянный фрегат, в прошлом самый большой учебный корабль Америки, представляет собой копию корабля военно-морского флота Британии начала 19 века.

Компания "Twentieth Century Fox" купила "Розу". (После окончания основных съёмок "FOX" передал корабль в дар некоммерческой организации, занимающейся изучением истории военно-морского флота). "Роза" совершила путешествие через Панамский канал от Род-Айленда до западного побережья Америки, попала по дороге в шторм, сломавший одну из её мачт, и стала в док в Сан-Диего, готовясь к трансформации в парусник "Сюрприз".

"Розу" перестраивали так, чтобы первая и вторая съёмочная группы смогли провести на ней в море несколько недель. Уникальная "съёмочная площадка" должна была соответствовать времени действия фильма и в то же время вмещать в себя актёров, создателей фильма, съёмочную группу, парикмахеров, гримёров, каскадёров и прочих специалистов. К тому же у "Розы" была своя собственная команда. Рассел Кроу также учился управлять "Розой" и несколько раз на самом деле стоял у руля.

"Мы шли на всё, чтобы добиться исторической правды", - говорит опытный корабельный плотник Леон Пойндекстер, также вошедший в число технических и исторических консультантов фильма. Пойндекстер вместе с двадцатью другими плотниками переделывал "Розу" в Сан-Диего и затем помогал переправить её в Энсенаду (Мексика) к месту производства фильма. "Мы получили детальную схему корабля из Адмиралтейства Англии и с помощью математических формул установили правильный размер якоря, - рассказывает Пойндекстер. - Каждый сантиметр корабля, вплоть до места расположения якорных цепей, был тщательно выверен".

"Мне очень нравилось плыть по открытому морю на "Розе", - рассказывает Рассел Кроу, который до этого, готовясь к съёмкам, прошёл по бурному морю на яхте (по стечению обстоятельств носившей название "Сюрприз") у островов Фиджи. - Что за восторг - вскарабкаться на мачту на высоту 45 метров над океаном! Эти дни я никогда не забуду: мы потеряли связь с землёй и потому были абсолютно свободны".

Строительство второго "Сюрприза" - 60-ти тонной декорации - заняло четыре месяца. Он был помещён в огромный бассейн на студии "Фокс Баха" (Fox Studios Baja) в Мексике, где ранее снимался "Титаник". Этот "Сюрприз" создавался буквально на пустом месте, с учётом мельчайших деталей, включая фонари и подвесные койки. Создатели фильма не забыли также "состарить" корабль и его паруса.

Одновременно новозеландская компания Weta Workshop, работавшая ранее над спецэффектами фильма "Властелин колец", изготовила несколько миниатюрных моделей корабля. Их "Сюрприз" достигал всего 10 метров в длину. Остальные модели были компьютерными и разрабатывались компанией Asylum.

Массивный танкер в Мексике был водружён на специальный кардановый подвес - самый большой в истории кино. Этот механизм приводил корабль в движение, имитируя его ход в море.

"В этом паруснике нас кидало и швыряло по волнам от Бразилии до Галапагосских островов", - шутит Уир.

Главный оператор Рассел Бойд отмечает, что благодаря кардановому подвесу съёмки на декорации порой напоминали съёмки на море. "Этот механизм толкал и швырял декорацию так, как это происходит с кораблём на море, - говорит Бойд. - Нам с самого начала пришлось привыкать к качке, чтобы работать на этом паруснике". Бойд и его помощники пользовались специальным краном с колеблющейся головкой и камерой, двигавшейся по трём осям: горизонтально, вперёд и назад и вниз и вверх, что позволяло нейтрализовать движения корабля.

Декорация батарейной палубы, построенная на обрывистом берегу с видом на океан на студии "Фокс Баха" также была снабжена кардановым подвесом. Эта декорация, как и танкер, могла вращаться. Третий кардановый подвес был использован для декорации павильона №3, изображавшей жилое помещение корабля, где матросы спали на подвесных койках и питались. Нижняя палуба была сооружена в павильоне №4, приютившем позднее также батарейную палубу "Ашерона", где развязывается рукопашный бой во время последней битвы.

На студии "Фокс Баха" были построены и другие декорации, изображающие различные палубы и помещения "Сюрприза", включая "Большую каюту" в павильоне № 2. Здесь живёт в относительно комфортабельных условиях капитан Обри, здесь он обедает с офицерами и ищет выход из сложных ситуаций. "Большая каюта" служит также местом встреч Обри и Мэтьюрина, отдыхающих от службы за игрой на скрипке и виолончели.

В течение нескольких месяцев на парковке возле входа на студию сооружалась декорация "Ашерона". Декорация состояла из четырёх частей, которые осторожно поместили с помощью гигантского крана в резервуар с водой для съёмки заключительной битвы.

Когда декорации были готовы, актёры, игравшие офицеров и матросов "Сюрприза", занялись подготовкой к трудностям морской жизни. Они выходили в открытое море на "Розе", карабкались по снастям, изучали навигацию, фехтовали, учились военному этикету и обязанностям, которые предстояло выполнять их героям.
 

САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ ШТОРМ В ИСТОРИИ КИНО

Главное условие, которое Питер Уир поставил перед создателями визуальных эффектов, - все эффекты (всего 750 кадров) нужно сделать "невидимыми", не жалея для этого ни времени ни сил. "Питер настаивал на том, что "Хозяин морей" не должен выглядеть как фильм, построенный на эффектах, - рассказывает координатор визуальных эффектов Стивен Фэнгмейер из компании ILM. - Если эффекты будут незаметны, если зритель будет просто захвачен острым моментом и получит наслаждение от этого зрелища и творческой концепции Питера - тогда можно считать, что мы справились со своей работой".

Фэнгмейер и другие специалисты ILM на этот раз с особым удовольствием взялись за разработку визуальных эффектов именно потому, что они предназначались для исторического фильма. "Работа над фильмом о человеческой судьбе в реальных исторических условиях - для нас как глоток свежего воздуха, - говорит Фэнгмейер. - Зрители слишком привыкли к лазерному оружию, космическим битвам и т.п. В "Хозяине морей" мы возвращаемся в мир, о котором многие из нас забыли. Это обогащает больше, чем любая межгалактическая битва".

"Невидимые" визуальные эффекты "Хозяина морей" помогают создать эпическое зрелище, не имеющее аналогов в истории кино. По сценарию, когда корабль Джека Обри "Сюрприз", преследуя "Ашерон", огибает мыс Доброй Надежды, погода портится и на "Сюрприз" обрушивается чудовищный шторм.

Сила и ярость шторма показаны в фильме с поразительной реалистичностью, чему способствовали не только самые современные визуальные эффекты и впечатляющие физические эффекты, но и - впервые в кино - съёмки настоящего шторма.

"Для съёмок шторма нам пришлось основательно защитить камеру от воды, - рассказывает главный оператор Рассел Бойд. - Мы упаковали камеру в специальный футляр, который не мешал её движению. Так что мы продолжали бы работать, даже если бы ребята из команды спецэффектов обрушили на нас миллионы тонн воды".

После того, как на корабле разместились актёры и члены съёмочной группы, создатели фильма "запустили" шторм. Прежде всего, они включили карданов подвес, который привёл корабль в движение. Затем заработали "ветряные" и "волновые" механизмы и огромные реактивные двигатели начали превращать поступавшую к ним воду в туман и мелкий дождь. Четыре вентилятора, помещённые за поливальными установками, создавали эффект более сильного дождя, и, в конце концов, из огромных резервуаров на палубу и актёров обрушились 8000 галлонов воды. Все эти приспособления порождали ужасный шум.

Не меньший вклад в создание этой эпической сцены внесли Пол Эткинс и его помощники, снявшие за несколько месяцев до этого настоящий шторм. Они находились тогда на борту "Индэвера", огибавшего мыс Горн. В первый раз в истории кино кадры настоящего шторма были включены в подобную сцену, делая её более масштабной и реалистичной.

Соединить эти натурные съёмки с компьютерными образами и физическими эффектами было совсем непросто. "Хорошо, что у нас был такой замечательный задел - съёмки шторма на "Индэвере" - с которого можно было начать, - рассказывает координатор визуальных эффектов из компании Asylum. - Питер просил нас, чтобы всё было очень органично: чтобы все эти элементы, включая физические и компьютерные модели "Сюрприза", создавали одно целое".

Компания ILM разработала визуальные эффекты для другой большой сцены - финальной битвы между "Сюрпризом" и "Ашероном". Используя цифровые и миниатюрные корабли, можно было снимать ракурсы, невозможные при съёмках на море.

Разработчики визуальных эффектов тесно сотрудничали с командой специальных эффектов и художниками, добиваясь полного сходства компьютерных образов кораблей с миниатюрами, построенными компанией The Weta Workshop. И компьютерные образы, и миниатюрные модели не должны были отличаться от "Сюрприза", построенного в резервуаре, поэтому специалисты по эффектам постоянно обращались к сотням чертежей декорации.

Порой компьютерщики выполняли и более тонкую работу - к примеру, удаляя кадр за кадром береговую линию Мексики из сцен, снятых на декорации корабля. Мастерам из отдела визуальных эффектов было поручено также "удлинить" мачты и паруса декорации корабля, которые создателям фильма пришлось укоротить, чтобы уменьшить вес декорации, давящий на кардановый подвес.
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН И ГЕРОИ

Питер Уир хотел, чтобы зрителям казалось, будто они действительно находятся на борту боевого старинного корабля. И режиссёр, и помогавшие ему консультанты потратили немало сил, добиваясь исторической правдоподобности.

Так, они выяснили, что в те времена на военных кораблях для доставки пороха со склада на батарейную палубу использовали "пороховых обезьян" - мальчиков, иным из которых было всего восемь лет. Что касается офицеров, то существовал порядок, согласно которому молодые джентльмены, часто благородного происхождения, могли служить под началом капитана гардемаринами и тратили на корабле на чтение и науки не меньше времени, чем в частной школе.

Одного из таких курсантов, Лорда Блейкни, играет дебютант Макс Пиркис. В фильме хорошо показано, что к этим молодым морякам на корабле относились, как к равным. "Они получали ранения, помогали управлять кораблём, шли в бой и сражались рядом со взрослыми мужчинами", - рассказывает Уир.

В 1805 году, 45-м году правления короля Георга III, подошла к концу героическая карьера лорда Нельсона - он погиб в Трафальгарской битве. Война между Британией и Францией продолжалась на протяжении всей его жизни и закончилась только в 1815 году.

Рассел Кроу разделял страсть Питера Уира к исторической достоверности. "Реализм ситуации, в которую поставлен Джек, состоит в том, что он выполняет работу для одиночек, - говорит Кроу. - Все капитаны кораблей, с которыми я разговаривал до начала съёмок, отмечали этот аспект и подчёркивали, что капитан должен быть готов к одиночеству. Один из них согласился с моим высказыванием - "не всегда прав, но всегда уверен" - имея в виду то, что капитан в опасных ситуациях капитан не имеет права колебаться".

Кроу изучал историю военного флота, интересовался, какие знания и навыки требовались тогда для капитана. Он исследовал строение корабля и научился неплохо забираться вверх по снастям. Одним из консультантов Кроу по этим вопросам был капитан парусника Эндрю Рий-Эллерс.

"Мы помогли Расселу восстановить двадцатилетнюю карьеру Джека Обри в военном флоте, - рассказывает Рий-Эллерс. - Мы работали часами, изучая все болтики и винтики корабля, морские манёвры, стратегию и природу капитанских команд. Рассел почувствовал, что Джек, будучи капитаном, никогда бы не поставил парус лично, но когда-то он прошёл выучку юнги и должен знать, как это делается. Рассел хотел знать всё, чему я учил его людей, и мы в концентрированном виде прошли выучку, на которую обычно требуются годы".

Рий-Эллерс поражался упорству Кроу. "Он часами всматривался в диаграммы, читал изобилующую специальными терминами литературу по стратегии управления кораблём и, в конце концов, влился в образ своего героя. В то же время он учился игре на скрипке и технике фехтования, характерной для того времени. Объём знаний, который он получил, просто ошеломляет. Он хотел знать назначение каждой бечёвки на корабле - так, как это должен был знать Джек".

Скрипкой Кроу пришлось заняться, поскольку Обри любит этот инструмент и время от времени музицирует вместе со Стивеном Мэтьюрином, играющем на виолончели. Несколько месяцев Кроу тренировался под руководством своего давнего друга, австралийского скрипача Ричарда Тоньетти (который потом помог написать музыкальное сопровождение фильма) и скрипача Роберта Грина, ранее работавшего вместе с Кроу над фильмом "A Beautiful Mind".

Готовясь сыграть Стивена Мэтьюрина, Пол Беттани пошёл своим путём. "Вместе с Питером Уиром я отправился в Королевский хирургический колледж к тамошнему хирургу Мику Крамплину, по совместительству историку, - вспоминает Беттани. - Мик помог мне разобраться в некоторых медицинских приёмах того времени, так что я мог изобразить их в фильме".

В Институте океанографических исследований Скриппс в Ла Холла Беттани получил также определённые представления о работе препаратора. Это помогло ему затем на примере своего героя показать, какими знаниями о насекомых, животных и рыбах обладали додарвиновские учёные.

Воссоздавая далёкую эпоху, создатели фильма опирались не только на помощь консультантов. В их распоряжении было множество исторических источников, в том числе музейных. Они получили доступ к предметам старины, рисункам, дневникам, иллюстрациям, судовым журналам, подлинным чертежам - и ко всем историческим деталям мира, описанного Патриком О'Брайаном. На съёмочной студии в распоряжение актёров и членов съёмочной группы была целая справочная библиотека.
 

КОСТЮМЫ, ПРИЧЁСКИ И ГРИМ

Художник по костюмам Уэнди Стайтс и её помощники создали более двух тысяч форменных костюмов для офицеров "Сюрприза", моряков, а также французских офицеров и членов команды "Ашерона".

Стайтс получила детальную информацию о костюмах того времени из произведений Патрика О'Брайана и многое выяснила сама. Так, она узнала, что одежда моряков в те времена делалась из конопли - растения, которое было вновь открыто текстильными производителями лишь в последние пятнадцать лет.

Британский Национальный музей морского флота оказал дизайнеру большую помощь в воссоздании костюмов того времени. Там, в комнате с искусственным климатом, создатели фильма увидели настоящую капитанскую форму и могли проверить её на ощупь и вес.

Особое внимание было уделено размеру и форме таких деталей, как эполеты, пуговицы, ткани и золотые галуны, которые потом послужили образцами при изготовлении костюмов для фильма.

Костюмерный отдел использовал ткани из Пакистана, Индии, Шотландии, Ирландии, Англии и Китая. Одежда для офицеров и кадетов шилась в Англии. Костюмы для кадетов изготавливались в последнюю очередь, поскольку мальчики росли неимоверными темпами. К концу съёмок они почти выросли из своей одежды.

Известная английская фирма Abimelech Hainsworth, занимающаяся производством шерстяных тканей с 1783 года, предоставила сукно для офицерских кителей, а сама офицерская форма шилась знаменитой лондонской фирмой M.B.A. Costumes. Кирсти Бакмэн из Уэльса, семья которой традиционно вяжет шапочки для моряков с начала 18 века, изготовила более 150-ти головных уборов для героев фильма по оригинальным образцам.

Костюмы надо было не только изготовить, но и "состарить", что было совсем непросто. "Мы надели некоторые костюмы на актёров и состарили их по-особому, в соответствии с той работой, которой занимались их владельцы на корабле, - рассказывает Сайтс. - Мы учитывали специфику их обязанностей и то, как она должна была отразиться на их одежде - где должны были быть потёртости и прорехи". Целая команда экспертов по тканям работала посменно семь дней в неделю, следя за тем, чтобы одежда постепенно изнашивалась и страдала от погодных воздействий.

Тело Джека Обри испещрено шрамами, и Расселу Кроу и его гримёру пришлось изрядно потрудиться, выясняя, какие ранения капитан получил во время путешествий, предшествовавших тем, что описаны в романе "На краю света".

Главный гримёр Эдвард Хенрикес и его помощники разработали грим для 26 основных актёров и более 100 членов массовки. При этом они обращались к старинным рисункам и романам О'Брайана.

Хенрикес применял различную технику гримирования, помогающую показать, как экстремальные погодные условия отражаются на внешности героев. "Мы разработали водостойкий грим с просвечивающими слоями, и с его помощью лица актёров становились шероховатыми, а на телах появлялись солнечные ожоги, - рассказывает гримёр. - Носы и кончики ушей героев тоже должны были быть красными. Со временем, после нескольких месяцев пребывания на море, тела героев становятся бронзовыми от загара".

Кроме того, гримёры постарались испортить актёрам зубы. Для всех актёров основного состава были изготовлены индивидуальные накладки, которые они могли каждый день надевать, не тратя времени на раскраску зубов. Что касается массовки, то гримёры каждый день в течение шести месяцев следили, чтобы у всех 120-ти человек был налёт на зубах, грязные ногти и свежие раны. В финальной битве с французским кораблём у них было уже четыреста таких подопечных.

Главный парикмахер Иоланда Тауссинг изучала портреты, рисунки и фотографии париков, гребней и бритв, поднятых с затонувших кораблей. И в этом случае неоценимым источником информации стали романы Патрика О'Брайана. "Из этих романов мы узнали, как они ухаживали за собой на борту корабля, - говорит Тауссинг. - Мужчины порой стригли друг друга, используя дёготь для сохранения причёски. Они брились раз или два в неделю и мыли волосы раз в неделю. Пресной воды на корабле было мало - отсюда и такие привычки".

По словам Тауссинг, она израсходовала за время съёмок примерно четыре сотни пучков волос - по пять пучков на человека. Они приклеивались к собственным волосам актёров.
 

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

"Хозяин морей" - единственный на сегодняшний день художественный фильм, снимавшийся на Галапагосских островах. На Галапагосских островах, провинции Эквадора, растут и обитают уникальные виды растений и животных, в том числе почти исчезнувшие гигантские черепахи. Когда в 1835 году Галапагосские острова посетил Чарльз Дарвин, он обнаружил там богатую природную лабораторию флоры и фауны. Исследования тамошних животных помогли ему создать теорию эволюции и естественного отбора.

Прежде чем получить разрешение на съёмки на Галапагосах, создатели фильма несколько месяцев вели переговоры с представителями правительства Эквадора и Галапагосского национального парка.

Галапагосы - единственное место, ради которого герои фильма покидают свой корабль и сходят на сушу. Эти острова играют в фильме важную роль - Стивен Мэтьюрин мечтает провести там свои исследования.

"Мне очень дорога эта сторона личности Мэтьюрина: он приоткрывает для нас мир, бурлящий новыми идеями, - отмечает Уир. - Это было удивительное время, наполненное предчувствием невиданных открытий. Патрик О'Брайан намекает, что меньше чем через сорок лет после Стивена здесь появится Дарвин, который сделает открытия, ведущие к теории эволюции".

Уир и съёмочная группа в сокращённом составе провели на Галапагосах семь дней. Актёры Пол Беттани, Мэкс Пиркис и Джон ДеСантос вместе с 36 членами команды и всем съёмочным оборудованием размещались на небольшом туристическом судне "Санта Круз", построенном специально для поездок вокруг Галапагосов. Все принимавшие участие в съёмках и всё оборудование каждый день доставлялись с корабля на острова маленькими лодками и затем возвращались обратно.

Галапагосские острова снимались также в Мексике, в студии "Фокс Баха". Для этого компьютерный художник Роберт Стромберг вместе со специалистами компании ILM преобразовали серые скалы Бахи в изумительный по красоте пейзаж Галапагос, и небо над островами стало даже синее, чем в реальности. Снятые в Мексике кадры заселили цифровы птицы, игуаны и прочие представители фауны Галапагосских островов.

Роберт Стромберг очень высоко оценивает значение "галапагосских" сцен для фильма: "Это - единственная часть суши, которую видят зрители, и она занимает в фильме центральное место. Питер хотел, чтобы морякам "Сюрприза" казалось, будто они попали на другую планету".
 

МУЗЫКА

Музыкальное сопровождение к фильму написало трио известных австралийских музыкантов: Айва Дэйвис, Ричард Тоньетти и Кристофер Гордон. Ранее они вместе работали над ораторией "The Ghost of Time", исполненной на праздновании Милениума в Сиднее, и таким образом попали в поле зрения Питера Уира. Режиссёру так понравилось их произведение, что он постоянно слушал его во время съёмок "Хозяина морей" и попросил композиторов написать музыку для своего фильма.

Музыка "Хозяина морей" объединяет в себе два потока - "старого мира" и "нового мира" - и отражает особенности талантов и биографий своих создателей. Айва Дэйвис занималась и классической, и поп-музыкой; Ричард Тоньетти - скрипач с мировым именем, учивший Рассела Кроу игре на скрипке; композитор кино и телевидения Кристофер Гордон придал музыке фильма оркестровое звучание.

Естественно, в музыкальное сопровождение вплетается подлинная музыка тех времён - в том числе Бах ("Сюита для виолончели") и Моцарт.

В фильме часто звучат ударные инструменты. "Барабанный бой сигнализирует, что корабль движется вперёд, - говорит Дэйвис, - что он идёт к своей цели. И зритель сразу оказывается в гуще событий". Самое неожиданное в музыке фильма - синтезаторы. "Питер любит сюрпризы, - продолжает Дэйвис, - и потому мы хотели внести в музыку нечто совершенно неожиданное. Питер хотел, чтобы некоторые сцены смотрелись необычно, "футуристически". Зритель должен и по музыке чувствовать, что эти моряки 19 века - настоящие первооткрыватели.
 

НА СЪЁМКАХ. ПОСЛЕДНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Создание столь масштабного фильма было очень непростым делом, но актёры и члены съёмочной группы, тем не менее, находили время для игры в регби по предводительством Рассела Кроу. Эти занятия спортом были отличной закалкой перед финальной сценой битвы.

Между съёмками актёры могли также отдохнуть в "Обезьяньем баре" (The Monkey Bar), построенном на территории студии специально для этой цели. Это место помогало актёрам сблизиться так, как их герои в фильме.

"Я подумал, что актёры, которые месяцами жили в Бахе вдали от дома, нуждаются в месте отдыха наподобие джентльменского клуба в Англии, - рассказывает Уир. - Я настаивал на одном - никаких телевизоров, радио и проигрывателей CD. Здесь можно было поговорить, сыграть в бильярд или шахматы, почитать или выпить чашечку капучино".

В один из последних дней работы над фильмом Уир руководил съёмками на декорации корабля в Бахе, и в это время настоящая "Роза", закончив свою "роль" в фильме, проходила мимо студии на пути от своего временного причала в Энсенаде в док в Сан-Диего. Когда она поравнялась со своим "близнецом" в резервуаре, Уир и историк-консультант Гордон Лако салютовали ей, прощаясь, из орудий. Вскоре "Роза" ответила им своим залпом, а создатели фильма и члены команды смотрели ей вслед.

"Это был очень волнующий момент, и у многих на глазах появились слёзы, - вспоминает Лако. - Я гордился тем, что нам удалось превратить "Розу" в настоящий старинный фрегат, но мне было также грустно сознавать, что незабываемым съёмкам пришёл конец. Особенно переживали молодые матросы, для которых "Роза" стала на несколько лет родным домом".

Для Питера Уира последние дни съёмок и постпроизводственный период стали кульминацией трёхлетнего путешествия, в которое он хотел бы теперь взять кинозрителей. "Я надеюсь, что зрителям понравятся погони, приключения и весь этот удивительный переход от берегов Бразилии, вокруг мыса Горн и до Галапагосских островов и что наш корабль станет для них родным домом", - говорит Уир.
 

ПИСАТЕЛЬ ПАТРИК О'БРАЙАН

Патрик О'Брайан - один из самых талантливых, хотя и не до конца открытых, писателей 20 века. Многие критики сравнивают его с Джейн Остин и даже Гомером. Писатель глубочайшей эрудиции, О'Брайан создал в мельчайших деталях целый мир - мир британского флота времён наполеоновских войн. Произведения О'Брайана не только свидетельствуют о его обширных знаниях - они отмечены глубоким психологизмом, острым юмором и изобилуют увлекательными приключениями.

В обширной статье, опубликованной в журнале The New York Times Book Review 6 января 1991 года, историк и публицист Ричард Сноу писал, что романы Патрика О'Брайана про Обри и Мэтьюрина это "лучшие исторические романы всех времён. На каждой странице О'Брайан напоминает нам о важнейшем уроке истории: времена меняются, но люди остаются прежними. Тревоги, безрассудства и победы и поражения мужчин и женщин, живших до нас, на самом деле - географические карты нашей собственной жизни". А Кен Рингл писал 2 августа 1992 года в газете Washington Post: "Романы про Обри и Мэтьюрина выходят далеко за рамки обычной хронологии эпизодов. Они рассказывают о вневременных переживаниях и превратностях судьбы".

Кроме своих знаменитых романов про Обри и Мэтьюрина, Патрик О'Брайан написал биографии Джозефа Бэнкса (ботаника, спутника Джеймса Кука) и Пикассо. Его первую новеллу, "Testimonies" и сборник "Collected Short Stories" перепечатало издательство Harper Collins. О'Брайан перевёл много произведений с французского на английский язык, в том числе новеллы и воспоминания Симоны де Бовуар и первый том биографии Шарля де Голя, написанной Жаном Лакутюром. В 1995 году он стал первым лауреатом премии Хейвуда Хилла, присуждаемой за вклад в литературу, и кавалером Ордена Британской империи. В 1997 году О'Брайану было присуждено звание почётного доктора литературы Дублинского колледжа Тринити. О'Брайан умер в 2000 году.
 
 


Предоставлено Гемини-Фильм

 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: