ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Особое мнение 

Официальный пресс-релиз

ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА И ДИЗАЙН

Сложная драма, которую Спилберг задумал воплотить на экране, требовала большого числа огромных и в то же время реалистичных декораций и слаженной совместной работы всех подразделений. Освещение, дизайн, визуальные эффекты и трюки каскадёров - всё подчинялось одной цели. Имея перед глазами места натурных съёмок и павильоны трёх основных студий, художественный отдел, возглавляемый Алексом МакДауэллом, подготовил наброски и сюжетные блоки, которые были одобрены руководством и направлены компьютерным аниматорам компании Pixel Liberation Front во главе с Роном Фрэнкелом. Эта компания помогла Спилбергу и МакДауэллу создать трёхмерные движущиеся заготовки каждой сцены, что помогло съэкономить миллионы долларов.

Главный оператор Януш Камински, который работал над всеми фильмами Спилберга, начиная со "Списка Шиндлера" 1993 года, рассказывает: "Из всех фильмов, которые я снимал в своей жизни, этот отличался самой слаженной работой всех подразделений. Мы со своей стороны разработали концепцию освещения и передвижений камеры. В некоторых сценах камера проходит через весь дом, что требует определённого оформления. Чтобы сохранить целостность образов и последовательность освещения и визуального стиля, нам пришлось принять участие в создании декораций и гардероба за несколько месяцев до начала съёмок".

Спилберг хотел, чтобы с самого начала "Особое мнение" напоминал "film noir" 40-х годов. "Я сказал Янушу, что мне хочется сделать самый безобразный, самый грязный фильм из всех снятых мною, - вспоминает Спилберг. - Мне хотелось, чтобы фильм получился тёмным, шероховатым и очень холодным. Это не увлекательные приключения "Искусственного разума". Это жесткий, суровый мир в стиле "film noir"".

Камински и Спилберг поставили своей целью создать визуальный мир, отражающий мрачные мысли и чувства Андертона. "Мы хотели, чтобы это был реалистичный, тревожный мир, полный теней, - рассказывает Камински. - И очень опасный мир".

С этой целью Камински разработал освещение, при котором небо становилось рельефным, а тени усиливались. При проявлении плёнки он пропускал этап обесцвечивания, чтобы убрать насыщенность цветов и подчеркнуть суровость мира будущего. "Обычно при проявлении отпечатка плёнка проходит через процесс обесцвечивания эмульсии, - поясняет Камински. - Если перескочить через этот процесс, главные объекты становятся грозными и внушительными, потому что их детали не видны, небо теряет голубизну, тени сгущаются и рельефность поверхностей усиливается, становясь особенно текстурной. Действие фильма развивается в будущем, которое мы хотели изобразить правдоподобным и в то же время опасным. Ощущение опасности возникает уже оттого, что освещение усиливает контрасты и смазывает детали и полутона".

В фильме показаны несколько основных помещений. Это квартира Андертона, в которой зритель впервые знакомится с системой "Маглев" - сетью магнитных дорог для автомобилей, передвигающихся в горизонтальном и вертикальном направлениях; штаб-квартира "Прекрайма" с так называемым "Храмом", в котором содержатся провидцы; и "Зал содержания заключенных", заполненный пневматическими колоннами, в которых находятся осужденные за будущее убийство преступники. "Маглев" и автомобили будущего появились на свет как синтез настоящих автомобилей, механических моделей и визуальных и "натурных" эффектов.

В фильме можно также видеть автомобилестроительный завод, многоквартирный дом, Эспланаду, кибер-салон и частный сад Айрис Хайнеман, засаженный весьма необычными растениями.

Художник-постановщик Алекс МакДауэлл ("Бойцовский клуб", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе") начал подготовку к фильму в начале 1998 года - после упомянутого выше съезда экспертов, решавших, как будет выглядеть наше недалёкое будущее. "Стивен очень чётко себе представлял, что ему нужно и что не нужно, - говорит МакДауэлл. - Он хотел, чтобы его фильм полностью отличался от традиционного, классического научно-фантастического кино. Он призывал нас отказаться от всего слишком фантастического. Перед нами стояла интереснейшая задача - создать максимально правдоподобный и реалистичный мир".

Во время работы над сценарием и в ответственные моменты производственного процесса сценарист Скотт Фрэнк не раз находил ответы на свои вопросы у МакДауэлла и его помощников. "Они стали для меня настоящей Библией по науке и технике, - вспоминает сценарист. - Они рассказывали мне, как будут выглядеть компьютеры, каким будет весь мир будущего. И я писал, опираясь на их объяснения. Они мне очень помогли, предоставив материал, который я использовал в сценарии".

Будущее в фильме выглядит таким правдоподобным благодаря языку образов, изобретённому Спилбергом. Центральное место в этом "словаре" занимает Вашингтон. "Там по-прежнему будут стоять Монумент Вашингтона, ротонда Сената и Капитолий, - поясняет Спилберг. - И Белый Дом тоже сохранится. В округе Колумбия есть такие достопримечательности, которые не исчезнут и в последующие столетия. В то же время в Вашингтоне неизбежно появятся новая архитектура и новые технологии, и мне показалось интересным показать город будущего, сохранивший такие символы, как Монумент Вашингтона и Мемориалы Линкольна и Джефферсона. Это - своего рода пробные камни подлинности, и каждый раз, когда вы будете видеть в фильме Вашингтон, он будет вам напоминать о том, что речь идёт о нашем реальном мире в недалёком будущем".

"Фильм стал настоящим событием благодаря необыкновенному разнообразию декораций, - продолжает МакДауэлл. - Архитектура будущего получилась у нас очень неоднородной. С одной стороны, офисное здание героя Макса фон Зюдова выглядит очень традиционно. С другой стороны, помещения штаб-квартиры "Прекрайма" смотрятся очень футуристически из-за отсутствия четырёхугольных форм".

МакДауэлл выделил в Вашингтоне будущего три уровня: Вашингтон монументов, оставшийся неизменным; "спальное сообщество" высших социальных слоёв (к которому принадлежит и Андертон), развивающееся в вертикальном направлении в районах, расположенных на другом берегу Потомака; и старый город, который не затронуло развитие науки и техники. "Это мрачный, разрушающийся город, в котором мы снимали сцены в Эспланаде и гостинице", - поясняет МакДауэлл.

Транспортное сообщение в Вашингтоне осуществляется с помощью системы "Маглев" (магнитной левитации). Трёхмерная система "Маглев" представляет собой комбинацию из такси и лифтов. "По вашей команде она доставит вас в любое место, - рассказывает Бонни Кертис. - Автомобиль двигается прямо и вверх, вращается, поворачивается и проделыватет прочие штуки, а вы сидите и спокойно попиваете ваш кофе".

""Маглев" - самый футуристический и, пожалуй, самый научно-фантастический элемент фильма", - комментирует Спилберг.

Спилберг и МакДауэлл попросили разработать транспортные средства для "Особого мнения" дизайнера компании "Лексус" Харальда Белкера, который уже выполнял подобную задачу для многих фильмов, включая "Бэтмэн и Робин" и "Армагеддон".

Штаб-квартира "Прекрайма" по замыслу создателей фильма была построена не позже, чем десять лет тому назад, и всем своим видом демонстрирует принципы работы этой организации. "Стивен считал, что "Прекрайм" должен быть "прозрачным" учереждением, - говорит МакДауэлл. - Им нечего скрывать. Но в недрах этой якобы совершенно открытой организации хранится огромное яйцо с величайшим секретом внутри. Это яйцо в нашем представлении должно было напоминать гальку, брошенную в пруд, и мы почти сразу остановились на спиралевидном дизайне, заставляющем вспомнить о расходящейся по воде ряби. В то же время трёхмерность изображения создавала иллюзию нескольких спиралей".

Ничего общего с яйцом, в котором содержатся провидцы, не имеет монумент в их честь, стоящий около штаб-квартиры. "Общественность никогда не видела реальных провидцев, - говорит МакДауэлл. - Они превратились в идеализированные, почти божественные фигуры, каждый день спасающие людей от убийц. "Прекрайм" поддерживает эту легенду. Поэтому нам понадобилась статуя в стиле памятника Вашингтону, которая подчёркивала бы могущество трёх провидецов и в то же время имела религиозную окраску. Следуя этой идее, наши скульпторы создали нечто, очень похожее на произведение искусства реального мира".

Развивая концепцию МакДауэлла, художник по костюмам Дебора Скотт разработала костюмы, соответствующие трём социальным сигментам фильма. "Это общество поделено на три уровня, - поясняет Скотт. - Обитатели внутреннего города не могут позволить себе никакой роскоши. Средний класс, живущий ради потребления, концентрируется вокруг района Эспланады (Mall City). Имеются в этом городе также традиционалисты, покупающие за старинные деньги старые солидные вещи".

Разрабатывая костюмы для офицеров "Прекрайма", Скотт брала за основу униформу астронавтов и военных пилотов, чтобы, по её словам "полицейские выглядели, как герои". Преступников, содержащихся в "Зале содержания заключенных", она одела в костюмы, слегка напоминающие охлаждающее снаряжение "НАСА" с тубами и проводами для жизнеобеспечения.

Некоторые из самых впечатляющих сцен снимались в многолюдном отеле. Спилберг советовался с оператором Камински, МакДауэллом и координатором визуальных эффектов Скоттом Фарраром, решая, как снять передвижения преследующих Андертона роботов-пауков из комнаты в комнату.

"Почти в самом начале съёмок я показал Стивену модель отеля из пенопласта, - рассказывает МакДауэлл. - Как и у большинства моделей, у неё не было крыши, и через несколько минут он сказал: "А что, если мы снимем всё с воздуха?" Так было решено снимать перебежки пауков из комнаты в комнату сверху с крана. Для художественного отдела и ателье эта сцена стала серьёзным испытанием, но нам очень помогла компьютерная мультипликация компании Pixel Liberation Front. Они воспроизвели декорации на компьютере в трёхмерном изображении, и мы смогли отработать движения крана до начала съёмок".

Pixel Liberation Front создала также компьютерные образы кранов, осветительных приборов и актёров, которые должны были появиться в сцене. "Мне хотелось снять всё одним планом, прямо над головами актёров, и я не был уверен, что такая съёмка получится, - отмечает Спилберг. - Поэтому я попросил ребят-компьютерщиков подготовить эту сцену на компьютере. Они даже показали мне, как проводить съёмку, поместив кран прямо в декорацию, так что на экране компьютера получилась "превизуализация" снимаемой сцены".
 

ТРЮКИ И ПОГОНИ

Ещё в фильмах про Индиану Джонса Спилберг показал себя мастером трюковых сцен, но для "Особого мнения" он подготовил нечто особенное. "В этом фильме люди должны были взлетать в воздух особенно высоко", - говорит руководитель группы каскадёров Брайан Смрц ("Миссия невыполнима").

Том Круз по своему обыкновению часто отказывался от дублёров, пугая режиссера фильма, который так вспоминает свою первую встречу с Крузом-каскадёром: "Впервые я познакомился с ним на съёмках фильма "Миссия невыполнима", где Том прыгал чуть ли не с тридцатиметровой высоты на проволочном спусковом устройстве - и без всяких матов снизу. Я подошёл к режиссёру Джону Ву и спросил, как он такое допускает. Джон посмотрел на меня и сказал: "А как я могу ему запретить?"".

"Поэтому я заключил с Томом сделку, - продолжает Спилберг. - Я сказал: "Позволь мне решать, какие трюки ты можешь выполнить, а я позволю тебе со мной не соглашаться". Но большинство трюков он сделал сам".

На протяжении всего фильма Андертона преследуют полицейские "Прекрайма", которые верят, что он собирает совершить убийство. Они отслеживают каждое его движение, и ускользнуть от них совсем не просто. В одной из таких сцен Андертон спасается не только на земле, но и по воздуху - с помощью рюкзака, оснащенного портативным реактивным двигателем. "Полёты показывали в разных фильмах, - рассказывает координатор специальных эффектов Майкл Лантири. - При этом всегда казалось, что человек к чему-то подвешен. Нам же хотелось, чтобы эти рюкзаки действительно летали, и любой прохожий мог на них "покататься". Они взлетают, опускаются, тормозят, влетают в здание, пробивают потолок и могут ещё очень многое. Тебе кажется, что ты уже наверху, а надо подняться ещё выше, чтобы трюковые сцены получились не хуже, чем в "Индиане Джонсе и искателях потерянного ковчега"".

Коодинатор трюков Смрц в тесном контакте с МакДауэллом разработал совершенно новую технологию полётов по воздуху. Художественный отдел и команда конструкторов на студии "Уорнер Бразер" в Бербэнке приступили к строительству прохода длиной 120 метров и высотой 15 метров из настоящих кирпичей и извести, имитирующего реально существующий объект в Лос-Анджелесе. "Одновременно рабочие строили внешний скелет на девять метров выше нашего сооружения - самое впечатляющее сооружение для полётов, которое я видел в своей жизни. - рассказывает МакДауэлл. - Это было самое высокое здание в Бербэнке".

В этой системе стропил Смрц выделил места для полёта каскадёров и актёров. "Нам пришлось натянуть полторы мили троса, чтобы снять эти трюки в разных концах прохода, - рассказывает Смрц. - Для того, чтобы поднять одного человека в воздух, требуется два-три помощника, а у нас одновременно летали шесть человек. Так что вы можете себе представить, как тяжело нам пришлось. Одним из этих шести был Том Круз, и он прекрасно вписался в наш коллектив, потому что мы уже работали вместе над двумя его последними фильмами. Он нам полностью доверял и не боялся висеть высоко над землёй".

"Мы прекрасно сработались, - добавляет Круз. - Они знают, на что я способен физически и устанавливали свои устройства "под меня". Эти ребята очень изобретательны, и работать с ними одно удовольствие. Брайан всегда ставит на первое место безопасность, и трюки были не только интересными, но и безопасными".

"Наши полёты отличаются от тех, что зрители видели раньше, - добавляет Смрц. - Некоторые режиссёры прибегали к визуальным эффектам, но Стивен хотел снять эти сцены как можно реалистичнее. А вот для того, чтобы убрать из кадров наши кабели, действительно понадобилась работа компьютерщиков!".

Эти полёты как нельзя лучше демонстрируют комбинацию натурных съёмок и анимации, ставшую главным принципом трюковых сцен "Особого мнения". "Мне кажется, именно поэтому фильмы Стивена так хорошо смотрятся, - отмечает Кертис. - Мы часто снимаем актёров, выполняющих трюки, в натуре. Конечно, специалисты Industrial Light&Magic убирают потом из кадров тросы, увеличивают здания и создают небо и потолок там, где висели кабели и разные приспособления. Но никакие компьютерные образы не заменят примет реального мира: настоящих актёров, настоящей одежды, настоящих рюкзаков с двигателями и настоящих огня и пыли Майкла Лантири".

Другая насыщенная трюками сцена разворачивается на автомобильном заводе, где роботы штампуют, сваривают, собирают и красят футуристические автомобили "Лексус". Дизайн этих автомобилей был разработан Харальдом Белкером. Съемки проходили на бывшем заводе по производству бомб в Верноне, в котором сейчас плавят алюминий. Здание завода отличается прекрасным естественным освещением, что и определило выбор в его пользу. "Там используется традиционная система освещения в стиле "частого гребня", при которой свет падает сверху, - поясняет МакДауэлл. - И весь день в помещение попадает естественный свет".

В этой сцене Андертон сражается с Уитвером на движущемся кране и затем оказывается запертым в одном из атомобилей на сборочном конвейере. Конвейер ломается, детали падают на автомобиль, и он переворачивается набок.

При создании этих декораций МакДауэллу и его команде пришлось поломать голову над тем, как в будущем будут производиться автомобили. "Прежде всего мы решили, что машины не будут делать из металла, - рассказывает МакДауэлл. - Их производят, или выращивают, в стереолитографском резервуаре. Эта технология применяется уже сейчас, но в значительно меньших масштабах. Из раствора пластмассы можно получить любое тело, которое отвердевает под воздействием лазеров. Таким образом, нам понадобился резервуар с пятью лазерами, быстро придающими раствору нужную форму".

Затем за работу берутся роботы полностью автоматизированного конвейера, основным разработчиком которого была компания "Кавасаки". "Стивену так полюбились руки роботов, что он использовал одну из них как подставку для камеры", - вспоминает МакДауэлл.

Съёмки на автомобильном заводе также требовали тесного взаимодействия всех отделов, отвечающих за дизайн, специальные и визуальные эффекты и трюки. "Мы разрабатываем общую схему производственного процесса, но потом наши дизайнерские разработки переходят к специалистам по спецэффектам, которые решают, что на самом деле может быть реализовано, - отмечает МакДауэлл. - У роботов, как и у механических элементов специальных эффектов, есть свои программисты. Таким образом, не исключено, что над сценой, за которой вы следите на экране, работали двадцать специалистов разного профиля. Это напоминает гигантский балет".

"Эта сцена интересна сложнейшими компьютерными образами, - отмечает главный оператор Камински. - Хотя мы и показали настоящую сборочную линию, производящую машины, многие из механизмов в этой сцене создавались на компьютере".
 

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Сложность работы с визуальными эффектами в "Особом мнении" заключалась не в их количестве, а в сложных деталях и их взаимодействии друг с другом. Фильм содержит 481 кадр с визуальными эффектами, и большинство из них создано специалистами компании Industrial Light&Magic, не первый раз сотрудничающей со Спилбергом.

Команда Industrial Light&Magic во главе со Скоттом Фарраром (номинантом на "Оскар" за "Искусственный интеллект"), используя самые передовые технологии, создала множество трёхмерных компьютерных декораций и образов людей. При этом они старались не нарушить общий визуальный стиль, выработанный Янушем Камински. Фаррар решил работать с очень чувствительными текстурными негативами, которые позволяли уменьшить яркость и подстроиться под общую атмосферу фильма. Создателям визуальных эффектов было очень сложно замаскировать свою работу, поскольку действие фильма разворачивается в основном при дневном свете.

С композиционной точки зрения особо сложными оказались съёмки транспортной системы "Маглев" в Вашингтоне 21-го века. "Нам пришлось создавать обширный городской пейзаж, окутанный испарениями, заполненный домами и сотнями автомобилей", - отмечает в этой связи координатор композиционных работ Скотт Фрэнкел. Единственный "натуральный" элемент в этом скопище машин, водителей, теней и отражений - Том Круз, который вынужден перескакивать из машины в машину, поскольку его личный автомобиль отозван в штаб-квартиру "Прекрайма". "Передвижения Тома мы наложили на компьютерный фон, - говорит Фрэнкел. - Всё, кроме него, в этой сцене - синтетическое".

На современный пейзаж Вашингтона Фаррар наложил архитектурные приметы будущего. "В "Особом мнении" мы стремились соединить старое и новое, - рассказывает Фаррар. - Это оказалось непростой задачей, поскольку существовала опасность, что новые здания получатся излишне модерновыми и смелыми и в привычном окружении будут слишком колоть глаза. Поэтому Алекс МакДауэлл и наш главный художник Алекс Лоран решили немного обуздать наши футуристические фантазии. Мы старались сделать архитектуру города как можно более правдоподобной и осязаемой".

"Зал содержания заключенных" создатели фильма представили в виде массивной тюрьмы 21-го века, где пленники "Прекрайма" содержатся в бесчувственном состоянии, пока перед их глазами бесконечно повторяется запись их преступлений. Спилберг и МакДауэлл решили взять за основу модель тюрьмы 19-го века "Пентоптикон", которая состояла из центральной башни, окружённой защитными помещениями. " И в этой старой, столетней тюрьме, словно на складе-холодильнике, хранятся блестящие гладкие тубы с этими бедолагами внутри, - описывает тюрьму будущего МакДауэлл. - Стивен с самого начала хотел, чтобы это помещение напоминало Арлингтонское кладбище, и когда Андертон оказывается в нём, кажется, будто оно заполнено могильными плитами. Потом смотритель Гидеон объясняет, что каждая плита это на самом деле крышка тубы с людьми внутри. И наконец наступает этот страшный момент, когда поле могильных плит начинает шевелиться, и становится понятно, что здесь содержатся один над другим тысячи людей".

Специалисты Industrial Light&Magic должны были решить сложную задачу - задействовав актёров и минимум реальных декораций, создать не только огромный компьютерный "Зал содержания заключенных", но и дать индивидуальную внешность каждому компьютерному заключённому. "В "Зале содержания заключенных" все заключённые должны были быть трёхмерными, чтобы их можно было рассматривать под разными углами", - говорит Фаррар.

Рисовать персонажей вручную оказалось слишком хлопотным и дорогим делом, поэтому создатели фильма решили прибегнуть к так называемому трёхмерному фотомоделированию, технология которого была разработана инженером компании Industrial Light&Magic Стивом Салливаном.

Команда по визуальным эффектам фотографировала 19 статистов с самых разных углов двенадцатью камерами. Изображения, полученные камерами, складывались вместе, в результате чего получалось трёхмерное целое.

Каждый компьютерный образ затем подвергался определённым изменениям и помещался в свои компьютерные "санки", чтобы вместе с реальными декорациями и живыми актёрами участвовать в построении сцены.

Industrial Light&Magic не только устраняла кабели из кадра и вызывала выбросы пламени и раскалённого воздуха из реактивных двигателей. Вместе с Майклом Лантири специалисты компании помогли снять гигантское воздушное транспортное средство, используемое полицейскими "Прекрайма". В распоряжении создателей фильма был настоящий автомобиль на воздушной подушке, который компьютерщики заставили летать, добавив к нему ряд деталей. Команда Industrial Light&Magic создала также фантастичекие образы, которые являются посетителям "Киберсалона", два цифровых человеческих лица и агрессивных обитателей сада Айрис Хайнеман.



Предоставлено Гемини-Фильм

 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: