ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

7 дней седьмого 

the Montreal World Film Festival

Мне понадобилось уточнить кое-какие детали для этого очерка, и я позвонил по номеру, указанному в фестивальном буклете.

"The 7-th Montreal jewish film-festival is over"-поведал автоответчик и добавил про полный успех мероприятия. Гудка не последовало, оставить сообщение - не предложили. Мистика - подумал я - фестиваль миновал, стал невещественен. Ещё день-другой - и телефонная линия его стряхнет с себя печальное "is over" и перейдет в чьё-то новое абонементное пользование. Из какого же измерения вещал автоответчик? Во что превращаются мимолетные облака фестивалей после того, как покидают наши пределы?

Рассудим без обобщений.

… Если невооруженным глазом оглядеть панораму мировых киносборищ, то предмет нашего очерка не сразу будет замечен. Он тяготеет скорее к событиям обще-культурного плана. Ничего обидного. Монреаль - родина 4 (!!!) кино-мероприятий, и только один из них, тот самый, который "the Montreal World Film Festival", обладает действительно-киногромким калибром.

Как же охарактеризовать событие, продвигавшееся с 9 по 16 мая по трем самым козырным смотровым полигонам Монреаля - Сentre Cinema Imperial, NFB Cinema, Cinematheque quebecoise? Если Канн и Венеция, Берлин и Торонто - это олимпийские игры мировой киноиндустрии, с многомиллиоными трансферными сделками по окончании, то jewish film-festival - не заготовил ни единой медальки для своих конкурсантов.

Но не всё однозначно. Несоревновательный статус имеет свои преимущества. Сюзан Альпер, директор, отбирает картины аутсайдерские, проблематичные и... совершенно бесценные - с т.н. "исследовательской" точки зрения. Нация - как и единая лич-ность - жива самопознанием. Всматривается в себя, а стало быть - ну-да! - существует. Сюзан Альпер и малое бюро ее ассистен-тов умеют придать весомость и международный респект таким вот самосмотринам.

Нынешний фестиваль родился в 1995-м. Семь лет тому назад программа скатывалась по крохам. Студенческие незрелые рабо-ты, репортажная небрежная документалистика - всё шло в ход. Но и тогда выделялись ленты-лидеры, фильмы-события. Они были верхушкой, по которой судили об уровне форума. На них слетались киноманы, сходилась пресса. В меню фестиваля всегда заготовлено было что-то сюрпризное, фирменное. Так оно и сегодня.

Разберём лаконичное (всего 26 фильмов) меню этого года. В нем немало изюминок, тайных и явных. Для примера:

1. "Поздняя женитьба" - драма (Израиль-Франция).

Девять (9) "Оскаров" Израильской киноакадемии. Лучший игровой фильм Иерусалимского международного кинофестиваля-2001. Успешная прививка грузинской киноэстетики к средиземноморской.

2. "Странный фрукт" - документальный. США.

История антирасисткой песни, прославившей Билли Холидей, блюзовую чернокожую приму 30-40-хх. Автор песни, оказывается, некто Абель Меерополь, еврей из Бронкса.

3. "Трепет Господний" - скандальная доку-драма. Франция-США.

Тема секс-меньшинств в ортодоксальной среде. О драматическом столкновении веры в Библию с библейским проклятием гомосексуализма.

4. "Запад-восток", Австрия, 1923г. Для киногурманов. Немой, с участием легендарной Молли Пайсон.

5. "Оптимисты"-документальный. США.2001 док. О том как христиане и мусульмане Болгарии уберегли своих евреев от Катастрофы.

6. "Кинопробы". Франция 2001. Видео. Остроумный ход. Соиска-тели вакансий приходят по объявлению: "Требуются актеры-непрофес-сионалы 65-90 лет, говоряшие на идиш". Камера (полускрытая) фикси-рует кинопробы.

7. "Сопротивление". США. 2001 - История 11 еврейских партизан-подрывников Восточной Европы.

10. "За чертой огня"- лучшая доку-драма Канады 2001. О пожилой женщине из Торонто, приезжающей спустя 55 лет в польское родное местечко.

11. "Клятва" - 1937 год. Польша. Один из последних фильмов сдлеланных в Европе перед войной.

12. "Собибор. 14 Октября, 1943". Франция. 2001. История концлагерного побега евреев-заключенных. Режиссер - Клод Ланцман, в прошлом создатель сенсационно-"объективного" фильм о ЦАХАЛе.

13. "Террорист в отставке" - Франция, 1983. Фильм-версия. О том, как компартия сдала гестапо нескольких своих лидеров. Снят с французского экрана.

И так далее.

Ну что же, более чем красивый турнир. Хотя - что огорчительно - национальное существо этих фильмов заключено слишком уж традици-онными рубриками. Совсем нет - сегодняшней рефлексии. Что означает сегодня быть евреем - в Монреале, Марселе, Дейтройте, Вене?…

Единственное исключение - фильм "Выпьем за здоровье, товарищ Сталин!" нью-йоркского Йоэля Строма. Стром рассказал, что означает сегодня быть евреем в… Биробиджане. Режжисер сел в поезд на Казанском вокзале города Москвы и отправился на Дальний Восток. 7 дней пути, Транссибирская магистраль, леса, снега, бабки с соленьями на полустанках, персональный консультант-антисемит с испитым лицом, зато в красном пиджаке, внук Калинина, между прочим… Есть, есть колорит в стромовской ленте. Именно она, в отсутствие призов и наград, претендовала на роль фестивального "хита", необъявленного чемпиона. Особый статус изначально отдали экстравагантному Строму - в память о прежнем его появлении в Монреале. Музыкант, артист, вольный художник, он покорил когда-то здешнее собрание озорным, пронзительным "Последним клейзмером".

Трудно сказать, чем привлекла его биробиджанская сага. В прочте-нии его известных страниц не просматривается ничего личного. Доброт-ное документальное исследование исполнено в подыстертой манере: тревожно-лиловые вечерние сумерки империи пронизывают каждый кадр. Именно так начиная с 1990-ого года "чужеземные мудрецы" снимают Россию. Сожаления, восторг, отстраненный ужас перед восточным Скифом - вот мелодика фильма, так и не дерзнувшего заглянуть в красоту и бездну отдельной человеческой жизни в обход шаблонному историческому обзору. Если 7 транссибирских суток в поезде настраивают на эпос, то сама биробиджанская хроника, последовавшая вслед за тем, произнесена скороговоркой. Фильм прочно садится на беглорепортажное мелководье. Множество голосов, красок, экзотики тоже полно,.. - а Открытие не выплывает.

Значение еврейского кинофестиваля не исчерпывается экзотикой. Он - самим существованием своим - лоббирует национальную тему в продюсерских комнатах. Мировой сегодняшний кинопоток знает два русла: "кассовое" и "фестивальное". Про первое объяснять не нужно. Что же до второго… Всякий уважающий себя фестиваль исповедует стиль, эстетику, иногда целое направление в кинематографе. Фестивали не только потребляют готовую продукцию, но провоцируют будущие проекты. Думается, что немало фильмов "all over the world" обязаны своим рождением предмету нашего очерка.


 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: