ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Щелкунчик 

Nutcracker

Когда он был Принцем, его жизнь состояла из удовольствий и развлечений. Но если человек хочет получать только удовольствия и развлекаться (пусть даже этот человек еще мал и наивен), он становится невыносим для окружающих. «У Вас, наверное, в самом деле, деревянное сердце!» - эта фраза Мастера игрушек Дроссельмейера - воспитателя Принца, стала пророческой. В одну Рождественскую полночь, сам того не желая, Принц навлек серьезную беду на себя и всех своих подданных. Необдуманный жестокий поступок привел к тому, что Принцу пришлось пережить годы страданий и бесплодных надежд. Правда, опытный Дроссельмейер, который может вдохнуть душу в любую деревянную игрушку, надеялся, что именно эти страдания сделают из глупого и жестокого ребенка настоящего человека. Дроссельмейер долго искал себе помощницу – девочку, которой будет небезразлична судьба нашего героя и ради которой Принц-Щелкунчик захочет сделать необыкновенный поступок. Он искал её по всему свету, и вот, в Санкт-Петербурге…
 

Создатели

Режиссер- постановщик фильма – Татьяна Ильина. Режиссеры эпизодов – Алексей Шелманов и Наталья Мальгина. Художники-постановщики – Петр Котов и Игорь Олейников. Авторы сценария – Татьяна Ильина и Майкл Морер (Michael Maurer). Монтаж – Алис Буатар (Alice Buatard). Продюсеры – Владимир Репин, Свен Эбелинг (Sven Ebeling). Производство – Аргус Интернейшнл, МС One GmbH.
 

ТАТЬЯНА ИЛЬИНА – режиссер – постановщик. Идея снять новый полнометражный фильм по мотивам сказки Гофмана принадлежала режиссеру Татьяне Ильиной. Она пришла на студию АРГУС в 1998 году, но сценария будущего фильма у нее не было. Студия в рекордные сроки сняла пилотный ролик, начались поиски инвесторов и партнеров, но все варианты сценария, которые приносили на студию известные (и не очень) сценаристы, грешили некоей абстрактностью места действия, и это делало универсальными и безвкусными сюжетные перипетии. Год промучившись со сценарием, продюсер выдвинул идею – перенести действие фильма из среднестатистического европейского городка в великолепный русский город Санкт-Петербург.

«В феврале 2000 г., в пору морозов, метелей и снегопадов я оказалась в Петербурге с фотоаппаратом. За несколько дней мне удалось отснять десяток пленок с необычными видами зимнего города в дневное и ночное время. Я снимала храмы, подъезды домов, полуразрушенные скульптуры на фасадах, набережные, решетки, ограды, крупные и общие планы памятника Петру 1.

Должна признаться, что съемки временами проводились с риском для жизни. Например, в Мариинском театре я так рьяно снимала зрительный зал и занавес, что чуть не выпала из ложи второго яруса, невольно привлекая внимание расходящихся после представления зрителей и навлекая на себя гнев билетерш.

А на улице от мороза то и дело отказывал ZOOM, и мне приходилось греть фотоаппарат собственным дыханием.

Особенно запомнились съемки на кладбище Александро-Невской Лавры, где я с восторгом носилась по снегам от одного памятника к другому, дерзко штурмуя сугробы, а иногда и зарываясь в них в поисках смелых ракурсов, находя все более и более выразительные и колоритные мотивы.

А один раз меня, чуть было, не забрали в милицию. Находясь на льду посередине реки, я привлекла внимание сразу двух милиционеров на обоих берегах. Пришлось долго выбирать, к кому из них отправиться для объяснений и предъявления сопроводительного письма, а потом мне пришлось доказывать, что мое появление посередине реки поздно вечером зимой – неотъемлемая часть работы режиссера над будущим анимационным фильмом для детей...»

…И вот, в Санкт-Петербурге повстречались Щелкунчик – уродливая деревянная кукла и Маша – чудесная и добрая девочка с огненно-рыжими волосами.
 

ПЕТР КОТОВ – художник-постановщик:

«Самым трудным было придумать образ главной героини. Положительные персонажи всегда самые сложные. После нескольких месяцев поисков, когда все персонажи были созданы и находились в разработке у художников - прорисовщиков, мы, наконец, увидели свою героиню. Мы действительно увидели ее. Это была студентка анимационного училища с внешностью больше свойственной девушке начала ХХ века, чем нашей современнице.

С персонажами фильма происходили и комические истории. Нашего негритенка-пажа вообще пришлось перекрашивать. Политкорректность по-американски не допускает показ представителей национальных меньшинств в качестве слуг, а фильм «Щелкунчик» должен выйти в мировой прокат. Мы люди мирной воли и поэтому наш паж, сохранив негроидные черты лица, получил цвет кожи настоящего европейца».

Что произошло в сердце Маши, когда она в первый раз увидела деревянного уродца? Какие скрытые силы пробудила в ней трагическая история Принца? Наверно, Дроссельмейер знал что делал, когда доверил ей Щелкунчика и напутствовал словами: «Его судьба в Ваших руках!»

Конечно, это была еще одна Рождественская ночь, в которую так, как надо сходятся звезды: девочки влюбляются в щелкунчиков, и именно эта любовь вдруг делает для деревянных уродцев возможным возвращение к человеческому облику.
 

НАТАЛЬЯ МАЛЬГИНА – режиссер первой части фильма:

«Было очень интересно и очень сложно. Так как не было утвержденного сценария, многое приходилось придумывать самой. Для создания атмосферы фильма очень помогли исторические материалы и альбомы, конечно, большим подспорьем стали фотографии, сделанные Татьяной Ильиной в Петербурге. Все эти материалы подтолкнули меня к идее оживить город, сделать его участником событий, что работало на создание характера главной героини Маши - романтической натуры и фантазерки.»

Когда у нас есть все, мы не задумываемся, откуда это берется. Нам не приходит в голову относиться ко всему бережно и кажется, что так было и будет всегда. Но попробуйте вернуть назад утраченный счастливый мир, где все когда-то было хорошо!

Гнусная колдунья Мышильда давно ненавидит Дроссельмейера за то, что он не дал ей воспользоваться силой волшебного Ореха Кракатук, чтобы установить свое господство. Кракатук не дает ей покоя! Она вяжет бесконечную серую пряжу и посылает всюду свою Тень – подглядывать, подслушивать, уничтожать своей чернотой белый свет! Огромное мышиное войско во главе с Мышиным Королем…

Два эпизода: масштабных боев игрушек с мышами и финальная битва Щелкунчика и Мышиного Короля, оказались невезучими. Трижды разные режиссеры брались за дело, и только четвертый довел дело до логического конца.
 

АЛЕКСЕЙ ШЕЛМАНОВ – режиссер батальных сцен:

«Мне достался огромный материал, в котором не было никакого смысла, а состоял он из мультипликата в разной степени готовности. Необходимо было найти смысл и максимально сохранить уже сделанное. Задача оказалась сложной, мне пришлось в кратчайший срок придумать сюжет боя, заново сделать раскадровку эпизода, по возможности вплести туда готовый материал, а эпизод финальной битвы Щелкунчика и Мышиного Короля создавать полностью, т.к. его не было даже в черновом варианте...»

…Огромное мышиное войско во главе с Мышиным Королем окружает Щелкунчика, но на помощь приходят верные подданные Принца, теперь тоже игрушки - но какие храбрые! И хотя мышиное войско разгромлено, коварство Мышильды заставляет Мышиного Короля преследовать Щелкунчика. Его слуги тащат Щелкунчика на старое кладбище. Его пытают! С честью пройдя страшные испытания, Щелкунчик становится другим, он героически ведет себя, когда приходится защищать Машу. Он помогает своим друзьям. Только для того, чтобы вернуть себе человеческий облик и заодно свое королевство, и нужен ему Орех Кракатук. Вперед, в волшебную страну, за Орехом! Но и там Мышиный Король настигает нашего героя, ему удается первому расколоть Кракатук! Вот тут Мышильду ждет самый главный сюрприз: Король оказался так глуп, что не смог воспользоваться волшебным орехом! Но он разгрыз его, значит, Щелкунчик останется деревянным навсегда?..

Что же делать? Маша так верила, что сможет помочь Щелкунчику! Чем же закончится сказка?..

В мае 2003 года фильм был практически готов.

Летом для усиления творческого результата из Франции была выписана молодая и очень симпатичная монтажер Алис Буатар. Она, несмотря на свой юный возраст, уже прославилась работой в фильме «Трио из Бельвилля». Покорив всех не только красотой, но и феноменальной работоспособностью и ответственностью, Алис мастерски отшлифовала монтаж, и вернулась в Париж.
 

ГАЛИНА КАЗАНКИНА – одна из авторов диалогов и ассистент по актерам:

«Было настоящим удовольствием работать с актерами на озвучании фильма. Во-первых, все наши актеры замечательные люди, во-вторых, они талантливейшие мастера. Блестяще сыграл свою непростую роль гениальный Евгений Миронов. Он озвучил главного героя во всех его трех ипостасях: Принца – мальчика, деревянного Щелкунчика и Принца – юноши. Обаяние актера настолько велико, что даже отрицательный по началу персонаж получился очаровательным.

Несомненным успехом стала виртуозная работа Ефима Шифрина. Профессиональный актер и потрясающий человек, он придал своему персонажу – Мышиному Королю, ту неповторимую особенность, которая простые слова в устах героя делает афоризмами. Теплоту и таинственность сказки создал голос Георгия Тараторкина. Кажется, что актер отдал своему персонажу, сказочнику и волшебнику Дроссельмейеру, не только свой голос, но и изящество манер.

А у главной героини Маши, романтичной и одновременно отважной девочки, голос очаровательной молодой актрисы Марины Александровой. Благодаря ее искрометной веселости и жизнелюбию долгая и напряженная рабочая смена пролетела на одном дыхании.

Всех покорила потрясающая Мария Аронова, голосом которой говорит Мышильда, и ее девятилетний сын, который впервые в жизни стоял у микрофона и поражал, в первую очередь маму, своими незаурядными способностями

И всем остальным – огромное спасибо!..»
 

Актёры (голоса)

В озвучивании картины принимали участие российские звезды первой величины: Евгений Миронов, Марина Александрова, Георгий Тараторкин, Ефим Шифрин, Мария Аронова, Юрий Гальцев, Александр Маршал, Александр Жигалкин.
 

Евгений Миронов – Принц-Щелкунчик – фильмы с его участием: «Мама», «Мусульманин», «Идиот» (сериал). Выпускник школы-студии О. Табакова:

- Когда меня пригласили озвучивать Принца-Щелкунчика, я очень обрадовался, ведь озвучить серьезную роль в мультике - это мечта всех артистов. Это возможность еще раз прыгнуть в детство. Мало того, многие артисты прославились, благодаря своим анимационным персонажам. До ЩЕЛКУНЧИКА у меня не было случая поработать в анимации, и пока что этот опыт – единственный. Конечно, я готов сотрудничать с АРГУСОМ и дальше, если найдется не менее серьезная роль в следующем проекте.
 

Марина Александрова – Маша – фильмы с её участием «Бедная Настя» (сериал), «Азазель», «Северное сияние»:

- Работа в ЩЕЛКУНЧИКЕ мне очень понравилась, и я надеюсь, что этот фильм будут смотреть мои дети и внуки, потому что он будет жить долго. Только вот работы было мало для меня. Мне бы хотелось участвовать в таких проектах, начиная с подготовительного периода – тогда у меня была бы возможность привнести саму себя в мою рисованную героиню.
 

Ольга Остроумова – мама Маши - фильмы с её участием: «А зори здесь тихие», «Бедная Настя».

- Когда я получила от продюсеров Щелкунчика предложение озвучить роль мамы Маши и Николки, я согласилась, исходя из тех соображений, что эта работа немного времени займет. Потом, придя в студию на запись, я увидела картинку, и была просто потрясена. Но мало того, что картинка в Щелкунчике изумительная, меня очень порадовал мальчик, озвучивавший Николку. Голос получился у этого персонажа очень органичный! В общем, я с радостью все делала. Мне понравилась дружеская обстановка на Аргусе, там действительно талантливые люди работают. Если предложат озвучить кого-нибудь в новом проекте, буду очень рада. Все-таки, мультипликация – это прекрасное применение актерским возможностям!
 

Музыка (Саундтрэк)

Музыку для фильма выбирали долго и придирчиво. Когда стало понятно, что Чайковский слишком «на слуху» у аудитории, было решено делать современную обработку некоторых его тем. С этим блестяще справился Юрий Каспаров. Сейчас во Франции на студии Harmonia Mundi выходит компакт диск с этими обработками и оригинальной музыкой Ю.Каспарова. Французские продюсеры пророчат этому диску большую популярность. Но даже в таком виде музыка «не ложилась» на изображение фильма «Щелкунчик».

Продюсер фильма Владимир Репин искал какое-то современное и в то же время стильное решение, слушал разных композиторов, искал неизвестные таланты. В конце концов, он остановил свой выбор на Александре Вартанове. Молодой композитор загорелся идеей написать музыку к фильму, стилизованную под симфонические произведения 19 века. В итоге в «Щелкунчике» звучит музыка Александра Вартанова в исполнении Всероссийского Симфонического Оркестра Кинематографии под руководством Сергея Скрипки. Запись саундтрека и сведение – студия «МОСФИЛЬМ».

Идея выпуска саундтрека к фильму отдельным диском тоже нашла воплощение: продюсерский центр известного диджея Сергея Пименова из ППК (Uplifto Records) выполнил работу по созданию ремиксов на песни из ЩЕЛКУНЧИКА, готовится к выпуску рисованный видеоклип по мотивам фильма, который обязательно войдет в CD в качестве бонуса.
 

Мировая премьера

Русская премьера фильма (28 октября 2004 года) по срокам практически совпадает с западной премьерой, которую обеспечивает со своей стороны дистрибьюторская компания MC ONE Gmbh. В Германии фильм выходит 11 ноября, а в США – 14 октября 2004 г.

Для русского полнометражного анимационного фильма это прецедент, потому что обычно премьера наших фильмов в России бывает задолго до их премьеры на Западе. Но продюсеры АРГУС ИНТЕРНЕЙШНЛ профессионально выполнили свою работу, и MC One GMbH не пришлось ждать русских кассовых сборов, чтобы «попробовать прокатить фильм» в нескольких странах на Западе. Зрителями Щелкунчика станут жители всех континентов сразу!

В англоязычном варианте Мышиного Короля озвучивает знаменитый Лесли Нильсен (Naked Gun 1,2).
 

Бюджет фильма. Технологии

Производственный бюджет российской версии фильма – 3,5 млн. евро.

Анимационный фильм «ЩЕЛКУНЧИК» является зрелищем высочайшего качества. Обработка изображений осуществлена с помощью широко распространенных в мире пакетов программного обеспечения, таких как CAMBRIDGE ANIMO SYSTEMS (CAS), AFTER EFFECT, а также 3D графики с использованием пакетов MAYA и 3D MAX. Но это всего лишь техническая сторона вопроса. В процессе создания «ЩЕЛКУНЧИКА» собралась такая мощная творческая команда, что сейчас в работе находятся еще 2 (!) полнометражных проекта.

В январе 2000 г. пилотный ролик будущего полнометражного фильма «Щелкунчик» был удостоен «Всемирной Золотой Медали» Нью-Йоркского кинофестиваля в разделе «Лучшая анимация», опередив самого «Уолта Диснея».
 
 

Предоставлено Гемини-Фильм

 
ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: