Официальный пресс-релиз
СИНОПСИС
События фильма уносят на 35.000 лет назад, в доисторическую эпоху.
Два соседствующих племени живут мирно, но между ними есть существенное различие. Племя Чистых Волос благоденствует и никому не выдает формулу шампуня, в то время как племя Грязных волос стенает и чешется.
Однажды ночью в племени Чистых Волос случается страшное: впервые в истории человечества совершено убийство. Никогда раньше человек не убивал человека, а в данном случае это была к тому же женщина.
Зачем убивать того, кто и так умрет рано или поздно? Кто может разгадать эту загадку? А вдруг это убийство всего лишь первое, а за ним последует серия других?
Режиссер – Ален Шаба
Сценарий – Морис Бартелеми, Марина Фоис, Пеф Мартен-Лаваль и Жан-Поль Рув, при участии Алена Шаба
Главный оператор – Лоран Дайан
Костюмы – Оливье Берьо
Художник-постановщик – Маамар Эш Шейх
Монтаж – Жюльетт Вельфлинг
Композитор – Фредерик Тальгорн
Продюсер – Франсис Барруа
В ролях: Марина Фоис, Жерар Депардье, Жан Рошфор, Морис Бартелеми, Элиза Ларниколь, Пеф Мартен-Лаваль, Жан-Поль Рув и др.
Продолжительность: 1 час 38 мин
ИНТЕРВЬЮ С АЛЕНОМ ШАБА
Как вы вышли на этот проект?
Сначала как продюсер. Доминика Фаруджу, который должен был продюсировать этот фильм, пригласили на пост руководителя «Канала +». Понимая, что эта должность будет отнимать у него 120% его времени, он связал меня с труппой «Робин Гуды», чтобы я решил, согласиться ли мне продюсировать «Миллион лет до нашей эры».
Почему вы затем решились на режиссуру?
Я думал, что «Робины» сами хотят ставить фильм, но оказывается, они с самого начала хотели, чтобы режиссером был я. После нескольких недель работы, еще не найдя режиссера, они очень деликатно дали мне проработать один кусок сценария. По мере работы над сценарием идея фильма зрела в моей голове. Работать с ними было очень приятно, решение было принято вполне естественно. Я был рад продолжить работу над сценарием и готовиться к съемкам.
Когда вы решились играть в фильме?
Во вторник. По мере написания сценария мы с «Робинами» прикидывали, какая роль подойдет мне. В конечном счете я остановился на роли «целителога», моей первой роли плохиша.
Нравилось ли вам играть, несмотря на двойную нагрузку?
Я обожаю играть и обожаю режиссировать, но, конечно же, делать обе вещи одновременно не самое любимое мое занятие. Я постоянно находился в раздраженном состоянии. Съемочной группе приходилось тяжело (пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить ее за терпение), но мне это очень помогло играть роль.
Сценарий писали пять человек. Как это проходило?
Сначала сценарий писали четыре человека: Марина Фоис, Морис Бартелеми, Пеф Мартен-Лаваль и Жан-Поль Рув. Присоединившись к ним, я, в основном, помогал им отшлифовывать работу, выбирать и уточнять какие-то вещи и, конечно же, предлагал всякие шутки.
Журналист Кристоф Карьер следил за написанием сценария с первой строчки до последней версии и описал всё подробно в своей прекрасной книге «RRRrrr!!! Le Making Of en Papier».
В фильме они остались верными самим себе?
Абсолютно верными тому, чего они любят, и самим себе. Это те же «Робины», только на большом экране и в доисторическое время. Они сами делали себе костюмы. Это их первый фильм, и я надеюсь, что он на них похож.
То, что вы давно знакомы и даже уже снимали в своем предыдущем фильме «Астерикс и Обеликс: миссия «Клеопатра»», помогло вам сэкономить время?
Это действительно невероятно экономит время и энергию.
Этот фильм они придумали, написали, а я его поставил. Они мне целиком доверяли, это было отличное сотрудничество.
Какое ваше мнение о доисторическом детективе?
Я был против. Я бы хотел, чтобы фильм рассказывал о собаке, превратившейся в человека.
Как проходила подготовка к фильму? Вы вникали во все стороны процесса?
Это то, что мне больше всего нравится в съемках фильма. Это чудесные моменты, когда ты рисуешь, воображаешь себе фильм и отдаешь ему жизнь. Мы все вместе работали над декорациями, костюмами, прическами, чтобы определить визуальную сторону фильма. Как выглядит деревня племени Чистых Волос? А яблоня в деревне Грязных Волос? Как выглядели доисторические люди? Смогут ли актеры бегать по скалам так же, как по ковру? Как прикреплять бивни к животным, будь то лошадь или утенок? Смешные моменты, в результате которых получаются серьезные вещи.
Не легче было бы снимать в студии?
Изначально мы хотели снимать пещеры в студии, а для экстерьеров поехать за границу, например, в Австралию, Новую Зеландию, Марокко, Африку… В конченом счете, мы выбрали то, что нужно, на известняковом плато Ларзак, где находится озеро Де-Рив. Раз в семь лет оно разливается и за два часа затопляет всё вокруг. Художник-постановщик Маамар Эш Шейх и его команда преобразили это место в деревню с пещерами. Даже сильно приглядываясь, вы не различите, где настоящий пейзаж, а где построенный.
Чем дальше, тем больше мы открывали прекрасные мест, поистине доисторических. Так что мы решили снимать в студии как можно меньше, несмотря на технические и метеорологические трудности. В результате 90% было снято на натуре. Настоящий доисторический фильм.
Как вам работалось с «Робинами Гудами»?
На площадке «Робины» стопроцентные актеры, пунктуальные, собранные и дисциплинированные, которые большую часть своего времени делают и говорят глупости. Как ни странно, им удается совмещать эти две вещи.
Десять недель они бегали босыми, к счастью, ни разу не поранившись, за исключением Мориса, которому в самом начале съемок в ногу вошла огромная заноза. Поскольку «Робины» договорились не жаловаться (обещание, которое они сдержали во всех обстоятельствах), Морис ничего не говорил и ничем не выдал себя, пока не обнаружилась, что рана серьезная. Нам всем было стыдно по крайней мере минут десять.
Это вы пригласили Жерара Депардье и Жана Рошфора?
Мне очень хотелось опять работать с Жераром, я очень хорошо представлял его скачущим по скалам вместе с «Робинами» в доисторическую эпоху. Жерару тоже очень хотелось сниматься с ними, ему нравится веселиться на площадке. Так что съемки прошли приятно для обеих сторон, а Жерар Депардье создал удивительно человечный образ вождя племени Чистых Волос.
На роль отца Жерара мы хотели найти очень достойного вождя, гордого и очень «английского». А кто из всех доисторических людей обладает большим классом, чем Жан Рошфор. Я (как и все остальные) его огромный поклонник. И выяснилось, что он страстно интересуется первобытными людьми и антропологией. А теперь он и сам сыграл доисторического человека.
Какое самое сильное воспоминание осталось у вас после съемок?
Их много, все веселые, было радостно работать с людьми, которые выкладывались на все сто. Что касается «Робинов», то они большие труженики, они вкалывают так же, как и веселятся. Мне кажется, весь процесс работы можно назвать: «Как снять фильм, несмотря на «Робинов Гудов»?
_________
«Робины Гуды» познакомились в театре Изабель Нанти. Там они написали и сами исполняли пьесу «Робины Гуды более менее в стиле Александра Дюма»». Когда в 1996 они играли ее в Фонтенбло, их заметил Доминик Фаруджа и решил стать их продюсером. Пьеса потом показывалась более 250 раз в Париже в Театре де-ла-Гэте (Театр Веселья) на Монпарнасе, затем в Театре «Спландид» (1997). С ноября 1997 по июнь 1999 они выступают на телевидении на канале «Комеди» в передаче «Большая программа», затем работают на «Канале+» с сентября 1999 по июнь 2001. Затем они бросают телевидение, чтобы целиком посвятить себя написанию своего первого полнометражного фильма «Миллион лет до нашей эры» («RRRrrr!!!»), режиссером которого стал Ален Шаба. Но перед этим они успели сняться в его же фильме «Астерикс и Обеликс: миссия «Клеопатра»».
Ален Шаба
Ален Шаба начал свою карьеру с работы на радио, а затем стал ведущим на «Канале+» в программах «4С+» и «Скоро на «Канале+»». В 1986 вместе с Брюно Кареттом, Шанталь Лобби и Домиником Фарруджа он создает программу «Неудышные» (Les Nuls) и знаменитый сериал «Нулевая цель» (Objectif nul) . Затем он и Филипп Жильдас делают прямую передачу «Нигде в другом месте» (Nulle part ailleurs).
Кино
1989 – Baby Blood, реж. Ален Робак – актер
1990 – Профессиональные секреты доктора Апфельглюка (Les
secrets professionnels du docteur Apfelgluck), реж.
Тьерри Лермит – актер
1994 – Город страха, семейная комедия (La cite de la peur,
une comedie familiale), реж. Ален Берберьян -
актер, со-сценарист.
- До безумия (А la folie), реж. Диана Кюрис – актер
1995 – Проклятый газон (Gazon maudit), реж. Жозиана Баласко
- актер
Номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль
1996 – Наглец Бомарше (Beaumarchais, l’Insolent), реж.
Эдуар Молинаро – акер
- Дельфина 1, Иван 0 (Delphine 1, Yvan 0), реж.
Доминик Фарруджа – актер
1997 – Дидье (Didier) - сценарист, режиссер, актер
Премия «Сезар» за лучшее первое произведение
Номинация на «Сезар» за лучшую мужскую роль
- Кузен (Le cousin), реж. Ален Корно – актер
1998 – Экскалибур, волшебная шпага (Excalibur, l’epee
magique), реж. Фредерик Дю Шо – голос
двухголового дракона
1999 – Движение влияния (Trafic d’influence), реж. Доминик
Фаруджа – актер
- Мои друзья (Mes amis), реж. Мишель Азанависьюс –
актер
- Бегство (La debandade), реж. Клод Бери – актер
2000 – Вкус других (Le gout des autres), реж. Аньес Жауи –
актер
Номинация на «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана
2001 – Тонкое искусство обольщения (L’art (delicat) de la
seduction), реж. РИшар Бери – актер
- Шрек (Shrek), реж. Эндрю Адамсон и Вики Дженсон –
голос Людоеда
2002 – Астерикс и Обеликс: миссия «Клеопатра» (Asterix et
Obelix: mission Cleopatre) – сценарист, режиссер,
актер.
- Шушу (Chouchou), реж. Мерзак Аллуаш – актер
- Не убирай свои руки с моих бедер (Laisse tes mains
sur mes hanches), реж. Шанталь Лобби – актер
- Кто же убил Памелу Роуз (Mais qui a tue Pamela
Rose?), реж. Эрик Лартиго – актер
- Ключи от машины (Les cles de bagnole), реж. Лоран
Баффи – актер
2004 – Миллион лет до нашей эры (RRRrrr!!!) – режиссер,
со-сценарист, актер
- Касабланский водитель (Сasablanca driver), реж.
Морис Бартелеми – актер
- Они поженились, и у них было много детей (Ils se
marierent et eurent beaucoup d’enfants)
(предварительное название), реж. Иван Атталь - актер