Официальный пресс-релиз
СИНОПСИС
Фильм снят по роману Грега Айлза "24 часа", также известным под названием "В ловушке".
Возможно, "идеальным" можно назвать то преступление, которое осталось для всех неизвестным.
Трое преступников - супруги Хики Джо и Черил (Кевин Бэйкон и Кортни Лав) и кузен Джой Марвин (Пруитт Тэйлор Винс) - настолько хорошо знают среду, в которой живут, что сумели разработать безукоризненный план вымогательства денег у состоятельных семей. Они действуют уверенно, умело и успешно и настолько хорошо заметают свои следы, что после них остаются только перепуганные жертвы, которые предпочитают хранить молчание, ибо рады уже тому, что остались живы.
Но на этот раз они ошиблись в выборе семьи, которая предпочла дать отпор преступникам, вследствие чего события приняли неожиданный поворот.
Уилл Дженнингз (Стюарт Таунсенд), молодой анестезиолог, его жена Карен (Шарлиз Терон), талантливая художница по тканям, и их шестилетняя дочка Эбби (Дакота Фаннинг) - счастливая и благополучная семья. Уилл отправляется на медицинский симпозиум в Сиэтл, Карен и Эбби прощаются с ним и возвращаются в дом, а через несколько минут их уютная жизнь разбивается вдребезги.
Когда Хики похищают Эбби и безжалостный 24-часовой план приходит в действие, супругам Дженнигз приходится подвергнуть испытанию всё, что они считали само собой разумеющимся. Оказавшись в разных городах, словно в ловушке, Уилл и Карен узнают, на что каждый из них способен, чтобы вернуть дочь.
Три места действия, три похитителя, три заложника - и ужасных, опасных 24 часа, пока всё не заканчивается. Но на этот раз удача изменяет Хики, роли меняются, "идеальное" преступление раскрывается. Этот фильм - захватывающий триллер о семье, которая берет верх над похитителями.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
Когда продюсер Мими Полк Гитлин и режиссер Луис Мандоки основали свою компанию, Мандолин Интертейнмент, Мандоки искал какой-нибудь триллер, который дал бы ему шанс выйти за рамки своего репертуара романтических драм. Когда его партнер принес ему сценарий "24 часов", он думал быстренько пролистать его, но затем, как он рассказывает, "я начал читать и не мог остановиться. Я только успевал переворачивать страницы. По своему тону, напряженности и болезненности он напомнил мне два моих любимых фильма: "Освобождение" и "Соломенные псы" ". На следующее утро Мандоки позвонил своему партнеру с громогласным "да".
Продюсер Гитлин познакомился с писателем Грегом Айлзом через композитора Глена Балларда. С помощью Гитлина и Балларда Айлз пишет набросок своего первого сценария. "Я люблю как можно теснее работать с писателем, - говорит Гитлин, - а Грег оказался очень талантливым писателем. Это его первый сценарий, и он удивительно хорошо с ним справился. Есть писатели, которым трудно дается подобный переход от писателя к сценаристу, но ему это далось очень легко."
Особое впечатление на Гитлина и Мандоки, а позже и на исполнительного продюсера Нила Кантона, произвело то, что Айзл взял уже установившийся жанр и показал его в совершенно новом свете. "Это прекрасный образец жанра, - говорит Кантон. - Уместить всё действие в 24 часа было отличным планом. Когда жанровое кино хорошо сделано, публика радушно встречает его."
Мандоки было интересно исследовать глубину характеров героев и их психологическую трансформацию. "Вам хочется комфорта, и в этом комфорте вы теряете себя. Вы забываете, что такое на самом деле жизнь и принимаете большинство ее даров как данность. Затем случается нечто плохое, и это как предупреждение от Бога: "Проснитесь!" Люди живут обычной повседневной жизнью, и вдруг что-то случается, и неизвестные доселе нам самим качества, такие, как смелость и решительность, вдруг выходят наружу."
Психологический поворот отражает в сюжетные перепетии. Шарлиз Терон, которая играет образцовую жену в образцовой семье, так комментирует этот подход: "Семья находится накануне огромного успеха Уилла благодаря его открытию в медицине, - говорит она, - и их жизнь должна радикально измениться. Мы ощущаем это предчувствие перемен, но нам трудно даже предположить, что на самом деле припасла им жизнь. Переживаемые ими испытания показывают, что же на самом деле является для них главным."
Шарлиз с удовольствием играла роль Карен. "Я никогда еще не играла роль жены и матери, для меня это был интересный опыт", - говорит она. Мандоки связался с Кевином Бэйконом, и тот дал свое согласие на съемки. Актеры и режиссер были очень довольны друг другом. По словам режиссера, для него это был "веселый опыт". "Они настоящие профессионалы, - говорит он. - Они работали с полной отдачей, но между каждым дублем они постоянно веселились и веселили всю группу. Казалось, что мы все на каникулах, а не на работе."
Продюсер Гитлин остановил свой выбор на Кортни Лав, потому что, по его словам, "она энергична и следует своим инстинктам. Она настоящая личность, как на экране, так и вне него".
Но самой неожиданной находкой оказалась маленькая Дакота Фаннинг. Было уже отсмотрено 500 девочек, когда Лу ди Джаймо привел ее. По случайному совпадению, с ней работал детский воспитатель Эндрю Магариан, который участвовал в съемках фильма Мандоки "Когда мужчина любит женщину". Просмотрев на экране пробы с ней, Эндрю понял, что нашел свою Эбби. Кэвин Бэйкон был в восторге от своей партнерши, особенно от сцен в лесу. "Я был поражен, что такой маленький ребенок мог передать с такой достоверностью страх и тревогу." Однако сама Фэннинг отзывается о себе с большей скромностью. Говоря о той же самой сцене, она рассказывает другую историю: "Меня привезли на место съемки, и там я увидел табличку, что в лесу есть медведи, и я сказала маме: "Мне будет не очень трудно сниматься, мне действительно будет страшно". На съемках она вела себя, как настоящий профессионал, всегда знала свою роль и никогда не уставала. Терон была от нее в восторге.
Не в меньшем восторге Терон была и от своего взрослого партнера, Бэйкона. "Когда вы думаете о партнере на съемках, вы хотите, чтобы это он был подготовлен, внимателен к тебе и готов ко всему. Бэйкон обладает всеми этими качествами."
Поскольку фильм делает упор на характеры героев, лучшего режиссера, чем Мандоки, по мнению Терон, трудно найти. "Он режиссер актеров, - объясняет она. - Для него очень важен характер. Я знала, что он сможет эмоционально тронуть зрителей".
В то время, как семья Дженнигзов купается в счастье, представители семейства Хики переживают настоящий ад на земле и страдают психическими расстройствами. Джоя Хики мучает пережитая им в прошлом трагедия, он не понимает, какие страдания причиняет людям со своей фантазией о героической мести. Он думает, что его действия вызваны не детской местью, а куда большей, намного человечней любовью к невинной жертве. Как объясняет Мандоки, Хики "не избитый мультипликационный персонаж плохого парня. Он очень сложный человек".
Было очень важно найти актера, который бы понял глубину характера Хики, а не видел бы в нем просто злодея. К счастью для создателей фильма, Кевин Бэйкон согласился на эту роль. Кевин Бэйкон уже неоднократно играл "плохих парней", а потому мог передать различные оттенки его характера. Бэйкон и Мандоки долго обсуждали мотивацию поступков Хики. Как говорит Бэйкон, Хики "делает в фильме вещи, которые мне отвратительны. И тем не менее мы с Луисом пытались проникнуть в его мысли и каким-то странным образом очеловечить его".
"У меня есть дети, и сама мысль, что можно отобрать у кого-то ребенка, кажется мне отвратительной. Это самый жуткий кошмар для родителей. В моем персонаже интересно то, что он считает, что делает правильную вещь. Мы долго обсуждали это с Луисом. Перед съемками каждого плана он повторял мне: "Не забывай, ты считаешь себя героем. Твои поступки кажутся тебе героическими". В этом частично заключается его трагедия. Он живет с огромной болью и яростью внутри себя, и этот киднэппинг становится как бы продолжением этого переживания."
Более того, патология Хики ни разу не принижается и не ослабляется кинематографическим клише глупого и бесконтрольного противника. Как отмечает Бэйкон, Хики "необразованный человек, но он очень сообразителен. Он верит в психологическую власть, которую может иметь над своими жертвами, для этого он использует угрозу насилия, но не само насилие. Он всегда имеет дело с женами, ему нравится показывать им свою власть. Он гордится тем, что может сломить их сопротивление и делать их ручными".
Но эта тактика, столь успешная с другими жертвами, оказалась неэффективной в отношении Карен Дженнигз. "Между моим героем и Шарлиз происходит настоящее противоборство. До сих пор Джою удавалось держать большинство женщин в ежовых рукавицах, но у Карен оказались припрятанные козыри в рукаве. И у нее есть интересные мысли насчет того, как выиграть эту игру. Она переворачивает всё с ног на голову."
В противоположность ей, героиня Кортни Лав, Черил, сломленная женщина. Она мучается как эмоционально, так и физически, она похожа на подранок. Как и в случае с Хики, было важно найти актрису, которая правдоподобно показала бы характер Черил. "Мне нужна была актриса, глядя на которую вы бы верили, что она прожила тяжелую жизнь, - объясняет режиссер. - В ней должен быть виден этот нерв. И Кортни оказалась способна показать это."
То психологическое воздействие, которое оказывает Хики на людей, очень хорошо видно по его кузену Марвину. Марвин в исполнении актера Пруитта Тэйлора Винса - это "просто большой ребенок в теле взрослого мужчины". Он похож на доброго медведя, который внезапно превращается в свирепого убийцу вследствие манипуляций Хики. "Меньше всего на свете он хочет причинить кому-либо зло, - объясняет Винс. - Но он сделает всё, что ему скажет Хики. Он живет от одних тридцати минут до других. Он не расстается с часами, на нем двое часов. Часы находятся у него дома, в грузовике, и если через 30 минут он не получит вестей от Хики, он должен совершить немыслимое. Так что он действительно живет от одних 30-ти минут до следующих.
Хики своим извращенным способом отвечает ему той же преданностью. По мнению Кевина Бэйкона, "у Хики интересные взаимоотношения с Марвином. Он действительно любит его, он заботится о нем, но обращается с ним, как с ребенком. Марвин во всем слушается его".
В качестве дома Дженнигзов Мандоки выбрал потрясающую виллу на Брансуик Бич с окнами по всему периметру. Это позволяло поворачивать камеру во всех направлениях. В зависимости от требуемой погоды и времени суток окна покрывались особым густым гелем.
Художник-постановщик Ричард Силберт говорит, что выбор пал на этот дом еще и потому, что он стоит возле воды, а это было необходимым фактором для показа основных тем фильма. "Идея фильма заключалась в том, чтобы зритель постоянно ощущал этот образ воды и зеркала. В фильме как бы присутствует зеркало, расположенное между двумя супружескими парами и, соответственно, двумя разными образами жизни: с одной стороны образцовая семья с образцовым ребенком, которые живут комфортабельной, успешной жизнью под знаком "мы скоро будем знамениты", а с другой - супружеская пара, которую привела к преступлению личная трагедия."
Некоторые технические сложности вызывались тем, что Мандоки хотел, чтобы снимали "очень напряженно и крупным планом". Те, кто знакомы со стилем Мандоки, будут удивлены, потому что в этом фильме совершенно иной стиль: он снимает во всех направлениях, часто прибегает к ручной камере и зуму. Мандоки поясняет, что этот радикальный подход вызван тем, что он передает ту напряженность, в которой находятся все участники событий.
"В первый же день съемок Пётр сказал: "Мы будем нарушать все правила". Мы то использовали зум в совершенно неожиданном моменте, то давали очень много верхнего света, чтобы в любой момент можно было поворачивать камеру на 360 градусов."
Между режиссером Мандоки и его главным оператором Петром Собоцински с давних пор установилось полное взаимопонимание. А потому для всех стало невосполнимой личной и профессиональной утратой его неожиданная смерть через неделю съемок.
"Мы уже работали с ним на "Ангельских глазках", - говорит исполнительный продюсер Нил Сантон, - и очень полюбили его. Его смерть была трагедий и для его семьи, и для нас. Нам предстояло собрать всё по кусочкам и идти дальше."
Для замены Собоцинского пригласили лауреата многих премий оператора и монтажера Фредерика Элмза с ASC. Перед ним стояла тяжелая задача. Собоцински и Мандоки много часов провели, обсуждая съемки фильма, к тому же они уже давно дружили. Новому главному оператору пришлось благородно отказаться от собственного стиля, чтобы завершить работу своего предшественника. "Фред великолепный техник и настоящий художник в работе со светом и камерой, но больше всего в нем поражало его уважительное отношение к работе своего предшественника."
Отдельно стоит поговорить о финале. Все три пары актеров - Терон/Бэйкон, Тонсенд/Лав, Винс/Фаннинг - до финала ни разу не видели друг друга. Поскольку актеры снимались в разных местах и в разные дни, к концу съемок большинство из них к концу фильма еще не были знакомы друг с другом. Мандоки практически снимал три фильма. Но, как оказалось в ходе съемок, нет худа без добра: это помогло актерам правдоподобнее сыграть свои роли. "Мы не знали, что играли они, а они не знали, что делаем мы, - объясняет Терон, - и это помогало нам, как актерам, потому что нам не нужно было притворяться, что мы не знаем всей интриги, мы ее действительно не знали." Так что в финале актеры впервые задействованы вместе.
Ко всему прочему для финала требовалась пятнадцатикилометровая четырехполосная трасса, которую можно было бы закрыть для движения не меньше, чем две недели. "Поиски такой дороги были очень трудным дело, - говорит Гитлин. - Такое место нашлось только на острове Ванкувер. На этой трассе все действующий лица впервые и единственный раз оказываются вместе." Для этой кульминационной сцены было разрешено разбить от 35 до 40 автомобилей, один грузовик и один вертолет.
ШАРЛИЗ ТЕРОН
2002 - Проснувшись в Рино (Waking up in Reno)
24 часа (Trapped)
2001 - Проклятие нефритового скорпиона (Curse of the Jade
Scorpion)
Сладкий ноябрь (Sweet November)
2000 - Люди чести (Men of Honor)
1999 - Правила виноделов (Cider House Rules)
Жена астронавта (Astronaut's wife)
1998 - Могучий Джо Янг (Mighty Joe Young)
1997 - Процесс и ошибка (Trial and Error)
Адвокат дьявола (Devil's Avocate)
КЕВИН БЭЙКОН
2000 - Невидимка (Hollow man)
1999 - Мой пес Скип (My Dog Skip)
1998 - Дикость (Дикие штучки) (Wild things)
1997 - Портрет совершенства (Picture Perfect)
Каково врать в Америке (Telling Lies in America)
КОРТНИ ЛАВ
2000 - Удар
Битники
1999 - 200 сигарет (200 Cigarettes)
Народ против Ларри Флинта (The People vs/ Larry Flint)
ЛУИС МАНДОКИ
2001 - Ангельские глазки (Angel Eyes)
1999 - Послание в бутылке (Message in a bottle)
1994 - Когда мужчина любит женщину (When a Man Loves a
Woman)
1993 - Уроки любви (Не вчера родилась) (Born Yesterday)
1990 - Закусочная "Белый дворец" (White Palace)
1987 - Габи, правдивая история (Gaby, a True Story)