ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Алексей Учитель: 

Пока актеры не заговорят по-английски...

Алексея УЧИТЕЛЯ - того самого режиссера, кто получил за свой фильм о Бунине "Дневник его жены" награду на отечественной "Нике" и номинировался от России на "Оскар", мы встретили во время его путешествия между кинофестивалями. Алексей вернулся с Каннского фестиваля и уже отбывает на кинофорум в Португалию, где в конкурсе, начинающемся 1 июня, нашу страну представит все тот же "Дневник". Поделиться впечатлениями от фестивальной жизни, порассуждать об успехах и неудачах нашего кино мы и попросили режиссера.

     - У российского кино вообще трудная судьба - мы никак не можем при всех своих талантах пробиться на мировой экран так, как это сделали в последние годы картины тех же китайцев и корейцев... При всех творческих успехах наших режиссеров и их зарубежных коллег все чаще главные награды достаются картинам, востребованным простым зрителем, так получилось и в Каннах с картиной Сокурова "Телец".

     - Я размышлял об этом при встречах с американскими и английскими кинематографистами. Ведь самое грустное в том, что сегодня кинематографический круг знает и воспринимает двух-трех режиссеров из России. Это очень опасная тенденция. Пожалуй, что бы мы сейчас ни делали в кино - пусть даже сверхталантливое - так и будем оставаться на обочине общего процесса. Потому что мы до сих пор не интегрированы ни в европейскую, ни в американскую киноиндустрию. А ведь сегодня почти не снимают картину исключительно французскую или американскую. Мировое кино, как никогда, стало интернациональным производством!

     - Получается, что нас и знать не хотят, да и наше великое кино не помнят?

     - Ни кино, ни культуру нашу не забыли. Крупные американские студии готовы делать кино вместе с нами. Вот тема одного проекта - история ростовской девушки, которую вылечил и страстно полюбил знаменитый Юнг. Предлагали подумать о совместном фильме, рассказывающем о любви Пастернака и Ольги Ивинской.
     Пока хороший русский фильм может прокатываться в 10-15 элитарных американских кинотеатрах. Для того чтобы нас помнили, узнавали и принимали, нужно участвовать в создании проектов, в том числе и вкладывая в съемочный процесс деньги - пусть небольшие, но это даст нам чувство взаимовыгодного партнерства. А ведь пока нас используют как рабочую силу: организуем съемки на территории России, оказываем технические услуги.

     - Получается, что, став полноценным партнером в интернациональном проекте, русские кинематографисты получат мировое признание. Неужели так проста дорога к славе?

     - Придется еще начать снимать картины на английском языке. Да, да, в том, что мы делаем русскоязычные ленты, - главный тормоз успеха за границей. Мне возразят, что тогда может потеряться вся аура русского фильма. Но ведь тот же "Молох" Сокурова был снят на немецком языке! Именно снят. Затем режиссер выпустил две версии: одну на немецком, а в русском варианте идет перевод с немецкого, почти незаметно прочитанный самим режиссером. И у Сокурова получилось. Может быть, принять такую концепцию для успешного и широкого проката российского кино?

     - Такое чувство, что вы проговариваете идею, пытаясь самого себя убедить в правоте...

     - Ну нет у нас пока другого выхода! Хотя как режиссер я за голову хватаюсь - что ж тогда твориться на съемках будет! Как организовать производственный процесс такого "двуязычного" кино - ясности нет...

     - В Каннах вы вели переговоры о своих новых кинопроектах?

     - Я приехал на фестиваль по двум причинам: первое - на кинорынке фестиваля показывали "Дневник его жены" и, второе, вел переговоры о моих следующих проектах. Оставалось не так много времени для просмотра картин - победительниц кинофестиваля. "Комнату сына" и "Пианистку" я не смог посмотреть. Но мне удалось-таки увидеть работу Сокурова "Телец", и она меня потрясла. При всем моем особом отношении к творчеству этого режиссера нужно честно сказать: это высокое искусство. Меня поразило в этой картине все: не только сложнейшая актерская задача, но и грим, освещение, фантастическая работа оператора. Уверен - независимо от судьбы "Тельца" в официальной программе Каннского фестиваля - картина Сокурова имеет огромное значение для всего российского кино. По сравнению с другими фильмами, показанными в Каннах, сразу видно, как далеко вперед продвинулось наше кино благодаря этой работе мастера. Я лично был горд тем, что такое создал мой соотечественник и коллега, сказал об этому Сокурову и, знаете, оказался первым российским режиссером, кто за все время показов картины подошел и поздравил его с новой картиной!

     - А что, на ваш взгляд, интересного показали в Каннах другие режиссеры, были ли открытия? Пресса в этот раз называла фестиваль скучным...

     Меня поразил режиссерский дебют популярных американских актеров Денифер Джеймс Ли и Алана Каминга. Их картину The Anniversary Party показывали во второй по значению программе "Особый взгляд".
     Сюжет невероятно прост - муж и жена (он режиссер, она актриса) собирают друзей на вечеринку, решив попробовать опять жить вместе после годичного разрыва. Почти все происходит в доме или возле него, картина малобюджетна, но увлекательна. Каждый эпизод, каждый гость - это история яркая, разыгранная чрезвычайно талантливо и, заметьте, по Станиславскому! Актеры просто поразительны, среди них немало звезд, таких, как Гвинет Пэлтроу. Лента совершенно выпадает из стилистики традиционного американского кино. Фильм замечательный, а вот прокатчики им абсолютно не заинтересовались - мол, не кассовое это кино! То есть у американцев те же проблемы, и авторы картины честно признаются, что дистрибьюторы их картину просто игнорируют...
     Новый фильм Дэвида Линча Mulholland Drive рассказывает о Лос-Анджелесе и Голливуде. Смотреть ее мне было чрезвычайно интересно еще и потому, что я сам там бывал. Атмосфера города и Голливуда передана Линчем удивительно точно. Режиссер показал историю метаморфоз с человеком, попавшим в мир кино. Появляются мистические нотки - я видел этих безумных странных существ, созданных Голливудом и живущих вокруг него!

     - В эти дни картину о Бунине увидят на кинофестивале в Португалии. На ваш взгляд, судьба фильма "Дневник его жены" счастливая или сложная?

     - Конечно, счастливая! Это ведь вторая моя работа в качестве режиссера. Сначала была "Мания Жизели", через год - эта история любви Бунина... Честно сказать, когда мы впервые показывали "Дневник" на прошлом "Кинотавре", сценарист Дуня Смирнова и я так тряслись, ожидая окончания просмотра картины собратьями по киноцеху, что приходилось в фойе ее отвлекать шампанским, а себя успокаивать коньяком. Мы страшно волновались. И когда раздались аплодисменты, даже не верили, что картину так хорошо приняли.

     - Картину вы делали с замечательным коллективом очень красивых и юных созданий. Скажите честно - эту "женскую банду" вы теперь сколотили на целую серию кинопроектов?

     - Мне действительно повезло: вокруг меня редкие умницы и красавицы, к тому же талантливые. Это уже сложившаяся команда, почти семья, и расставаться с ней не собираюсь...




Режиссера расспрашивала Юлия МАЛАХОВА


ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: