ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

13 
13

Режиссер Gela Babluani (Гела Баблуани)
Сценарий Gela Babluani (Гела Баблуани),
Greg Pruss (Грег Прасс)
В ролях:
Jason Statham (Джейсон Стэтэм),
Mickey Rourke (Микки Рурк),
Sam Riley (Сэм Райли),
Ray Winstone (Рэй Уинстоун),
David Zayas (Дэвид Заяс)
Видеоролик: Flash
Продолжительность: 107 мин.
Год выпуска: 2010
РЕЦЕНЗИЯ №1

Цитата: - Крутите барабаны!

 

Для чего барану барабан? Как и козе баян — просто так. Из жадности. Жадность — это универсальная патология, от создания времен превращающая людей в парнокопытных. Как, впрочем, и глупость. Только вот, если баян — изделие, по сути, безобидное, то кручением отдельных барабанов лучше не увлекаться. Особенно, когда начинка в них крупного калибра. Грузинский самородок французской закалки Гела Баблуани решил повторить фестивальный успех своего полнометражного дебюта. И переснял фильм «13» — только в Голливуде и дороже. Правда, где-то по пути режиссер банально забыл, что 13 — это чертова дюжина. А рогатый, как известно, два раза одну и ту же руку не пожимает.

На северо-востоке самых соединенных штатов мира в малобюджетном домишке проживает слегка картонная семья. Отец — в гипсе, мать — официантка, денег — ноль, долгов — море. Есть еще пара дочерей (для колорита) и сын Винсент (к сожалению, не Ван Гог). В общем, пришла беда — ворота настежь. Пока семья планирует продавать купленный в кредит дом, упомянутый Винсент подрабатывает электриком и от большого ума подслушивает чужие разговоры. А в них говорят исключительно о таинственном конверте, который принесет получателю славу, деньги и пожизненный проездной на трамвай. О том, что такие конверты куда чаще приносят вечный покой, наш герой почему-то не задумывается. А потому, когда истинный адресат слегка перевкушает героина и отправляется в Страну Большой Охоты, Винс решает ухватить удачу за всякое. Всего делов-то — выдать себя за покойного, выполнить инструкции из конверта и разбогатеть. Ну, или получить пулю в голову. Но это уже детали.

В общем, таинственное письмо ожидаемо приводит парня отнюдь не в хранилище золотого запаса. А совсем даже наоборот — на подпольный турнир по русской рулетке. Деньги там тоже крутятся немалые. Только вот вместе с ними крутятся еще и револьверные барабаны. И пустых гнезд в них с каждым туром все меньше. Как, впрочем, и надежды на хэппиэнд.

***

Римейки и сиквелы — это неизбывное зло западного кинематографа, сгубившее не одного талантливого режиссера. Нельзя изменить прошлое. Нельзя переснять успех. В любом случае получится тот же халатик, но с перламутровыми пуговицами. А перламутр, как известно, из моды вышел еще при Брежневе. Грузин Баблуани с восточной педантичностью разложил на кинопленке разнообразные ментальные грабли. А потом взял и зачем-то прошелся по ним зажигательной лезгинкой.

И дожить — не дожил, и допеть не успел.

Оригинальный фильм «Tzameti» открыто бравировал своей монохромностью, малобюджетностью и круто завинченным нервом. Потому и был обласкан критиками и зрителями. А вот деньги и зачетные лица в кадре фильма «13» почему-то сыграли с режиссером злую шутку. Потратившись на гонорары Рурка и Стэтхема, Баблуани решил выжать из них по полной. В результате камера елозит по их, в принципе, второстепенным персонажам так бесстыдно и надоедливо, что на главного героя остается преступно мало пленки. Первые полчаса бедолага Винсент вообще представлен архетипически. Зато потеки кетчупа, притворившегося кровью, на усталом лице Микки Рурка можно изучить с энциклопедической дотошностью. Тот самый пресловутый нерв возникает только ближе к концу. Там, где обшарпанные стены, тринадцать револьверов, параноик на стремянке и лампочка с пауком — бергмановским символом Бога. Да-да, это он на лампочке решает, кто превратится мертвую груду мяса, а кто все тем же мясом, только пока живым, перейдет в следующий тур. И чем ближе к финалу, тем отчетливее понимаешь, что нищие духом (а в турнире других и нету) здесь отнюдь не блаженны. Именно поэтому путь к покою сквозь трупы обернется тремя пулями в животе, а путь к свету сквозь туннель — всего-навсего божьим агнцем в сумке.

Причем ни актеров, ни режиссера не обвинишь в халтуре. И злобный Стэтхем, и потерянный Райли, и отрешенный Уинстон, и даже ощутимо воняющий Рурк — все исключительно на своем месте. Напевающий же какую-то агрессивную чушь Микки вообще не был так прелестен со времен Марва из «Города грехов». Ну и пусть он не меняет облика уже третий фильм подряд. Таким он нам нравится куда больше, чем в роли лощеного плохиша из «9 ? недель». Плюс ко всему, с 2005 года Баблуани отнюдь не разучился нагнетать саспенс и пинками подгонять зрителя к катарсису.

Только вот все это было и в первом фильме. Быстрее, выше и сильнее. А тут на передний план вышел бюджет. И, видимо, гонорар режиссера. Сначала Гела Баблуани своей историей доказал, что алчность и глупость — отнюдь не самая приятная компания. А затем сам, пожадничав, решил вновь подоить успех. В лужу, вроде бы, не сел, но и до открытого моря откровенно не догреб. Что называется, крутнул барабан на поле чудес, а оказался в стране дураков. Ведь человек не Бог. А жадный человек — и вовсе паук. А пауков никто не любит. Разве что арахнологи.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Есть такое кинематографическое правило: если в начале фильма девочка просит, чтобы ей купили ягненка с черными ушками – значит, на этом можно заканчивать просмотр. Добра от такого фильма не жди. Гела Баблуани не стал рушить традицию.

Девочка, мечтающая о ягненке – сестра (или племянница?) одного молодого электрика из штата Огайо. Отец его тяжело болен, на лечение денег нет, семья решает продать дом. Но тут парню подворачивается такой случай, такой случай! Хозяин дома, в котором наш герой чинит проводку, получает конверт, сулящий большое бабло. О чем он тут же начинает трезвонить направо и налево. Электрик все это слышит, а когда хозяин отбрасывает сандалии из-за передозировки – ну, тут электрик вспоминает про больного папу. Стащив из ящичка бюро волшебный конверт, он попадает в мир смертельной игры, где участники стреляют друг другу в башку из револьверов с одним патроном.

По задумке, электрику вполне можно симпатизировать. В конце концов, он не виноват, что приходится стрелять в других: условий игры он не знал, а когда ввязался – назад дороги уже не было, да и ставки высоки (больной папа и все такое). В общем, его поза не лишена благородства. Но молодой человек по имени Сэм Райли умудряется сыграть электрика так несимпатично, что хочется одного: побыстрее увидеть его среди проигравших. Даже не надейтесь: мы обречены наблюдать его до самых финальных сцен, иначе кина бы не было. Почему роль ему не подошла, вопрос философский. Вроде все парня хвалят, и приз самого многообещающего новичка британского независимого кино Сэму давали. Но его попытки сыграть в «13» плачущего убийцу вызывают смех и неловкость.

Это натужное актерство накладывает отпечаток на восприятие всей истории – тоже далеко не безупречной. Сюжетные «бока» вылезают даже при взгляде, брошенном без особого пристрастия. Ну, а так… Сама идея круговой «русской антирулетки» интересна. Те, на кого приманивают публику (Стэтхем, Рурк, Уинстон) дают примерно то, чего от них и ждешь. Интрига, хоть и туповатая, есть. Полтора часа просмотра скучными не назовешь. Но, когда тебя потом спрашивают: «Ну как, понравилось?» - внезапно обнаруживаешь, что сказать-то и нечего.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Семья молодого парня по имени Винс (Сэм Райли) находится в очень сложной ситуации. Отец Винса лежит в больнице, и ему требуется дорогостоящее лечение, поэтому мать Винса вынуждена заложить дом, за который они с отцом выплачивали много лет. Винс изо всех сил пытается хоть что-то заработать, однако он еще не получил лицензию электрика, поэтому работает нелегально, выполняя заказы за мизерную оплату.

Как-то раз Винс чинил провода в доме одной постоянно ругающейся семейной пары и услышал, как муж обещал жене, что скоро отъедет буквально на пару дней и, если все будет нормально, по возвращении привезет целую кучу денег. При этом муж вертел в руках некое письмо, в котором, судя по всему, пришло предложение.

Однако мужу было не суждено отправиться за кучей денег. Он был законченным наркоманом и во время очередного наркотического трипа переусердствовал, в результате чего отправился в путешествие, конца которому уже не видно.

Винс, которого нужда толкает на отчаянные поступки, похищает то самое письмо. В нем обнаруживаются мобильный телефон, ключ и инструкция с требованием отправляться в Нью-Йорк, там из ячейки достать содержимое, поселиться в некий отель и на следующий день позвонить по телефону за инструкциями.

В общем-то, Винс понимает, что дело - сложное и опасное. Понятно, что кучу денег никто никому не будет платить ни за что. Но он не представлял, что ему придется участвовать в самой настоящей русской рулетке - на потеху прекрасным мужчинам, которые ставят огромные деньги на определенных участников, коих всего - семнадцать человек. Только единицы из них смогут выжить и тогда получат очень большие деньги.

***

У этого фильма интересная предыстория. Гела Баблуани - сын грузинского режиссера, сценариста и актера Теймураза Баблуани. Гела родился в Тбилиси, после перестройки и распада СССР уехал учиться в Париж (собственно, туда уехала вся семья Баблуани.)

Свой первый полнометражный фильм Гела снял в 2005 году во Франции. Фильм назывался "13 (Tzameti)" (грузинское слово Tzameti и означает число 13). Сценарий написал сам Гела. Сюжет, как вы понимаете, был очень похож на то, что происходит в фильме "13", только главный герой был из грузинской семьи и его играл младший брат Гелы - Георгий Баблуани.

Картина была снята на черно-белую пленку, ее показали на нескольких фестивалях, и она произвела фурор - 8 наград и еще 3 номинации. Причем среди наград - Гран-при жюри фестиваля в Санденсе, приз имени Луиджи де Лаурентиса, премия Netpac на Венецианском международном кинофестивале, приз "За лучшую операторскую работу" на Трансильванском международном кинофестивале и так далее.

Мне не удалось выяснить, кто и как предложил Геле сделать американский ремейк его же фильма. Среди финансирующих компаний - какая-то Barbarian Films, Magnet Media Group и так далее, у каждой из которых - участие в производстве одной-двух картин.

Впрочем, какая разница, кто и зачем это финансировал? Главное - режиссер получил возможность снять американскую версию фильма, и он этой возможностью воспользовался.

Состав актеров тут интересный и несколько неожиданный для дебютанта. Впрочем, хорошо нынче засвеченные Микки Рурк и Джейсон Стэйтэм (мы помним, что для Рурка это уже второй виток после ухода в небытие после мощнейшего взлета) до сих пор получают не больше полумиллиона за роль, что по нынешним временам - довольно скромно. Рэй Уинстон - звезда только в Великобритании, а в Штатах появляется в эпизодических ролях. Бен Газарра и Дэвид Зайас - эпизодники. Майкл Шеннон уже был достаточно известным (номинация на "Оскар" в 2008 году), но в звезды еще никак не вышел. А на главную роль Гела пригласил практически неизвестного актера Сэма Райли.

К сожалению, я не видел оригинального фильма (кроме трейлера и нескольких кусочков). Но похоже, что Баблуани, с одной стороны, тщательно перенес в американский вариант многие находки оригинала (вся общая канва сюжета, загорающаяся лампа, ведущий аттракциона, сидящий на высоком стуле, дуэль, поведение некоторых участников и так далее), но с другой - добавил некоторых персонажей и связанные с ними эпизоды, построенные по стандартным голливудским канонам.

Персонаж Микки Рурка - явно американский, в оригинальном фильме подобного вообще не было. Уголовник, которого вытаскивают из мексиканской тюрьмы для участия в шоу, - Рурк смотрелся просто отлично, даже еще и спел мимоходом, однако линия с ним в фильме выглядела несколько искусственно, а кроме того, концовку этой линии Гела Баблуани откровенно "слил". Но оно понятно, что-то другое просто не вписывалось в оригинальный сюжет. Также хорошо видно, как Рурк, только появляясь в кадре, сразу начинает перетаскивать на себя не только одеяло, но и всю постель.

Джейсон Стэйтэм тут, на моей памяти, впервые сыграл законченного мерзавца. Выражение лица у него от этого не изменилось, однако то ли он сам, то ли с помощью постановщика нашел для своего персонажа какие-то интересные мазки: Джаспер, которого играет Стэйтэм, постоянно ходит в дурацкой шляпе и в перчатках, причем эту униформу сохраняет даже во время еды.

Брата Джаспера, участвующего в шоу, играет хороший британский актер Рэй Уинстон. Роль у него небольшая, но очень запоминающаяся - Уинстон буквально в трех-четырех небольших эпизодах создал яркий и мощный характер. Что значит - мастер. Кстати, Стэйтэм на его фоне выглядит довольно бледненько.

Майкл Шеннон замечательно сыграл ведущего шоу. Во французском варианте, кстати, ведущий тоже сидел на высоком стуле и заводил участников и болельщиков. Но Шеннон, на мой взгляд, был заметно эффектнее.

Александр Скарсгард (да, старший сын Стеллана Скарсгарда) здесь играет некоего Джека - подручного устроителей шоу, который следит за Винсом и одновременно сочувствует ему. Персонаж получился заметный и интересный, но чисто сценарно не особенно понятна его мотивация: если он работает подручным у этих ублюдков, то с чего он вдруг так явно сочувствует Винсу.

Рэпер "50 центов" изобразил одного из охранников, которого персонаж Рурка пытается подкупить. Этот "Полудоллар" сыграл более чем в тридцати фильмах и сериалах, и за все это время ему никто не удосужился сказать, что парень играть не умеет совершенно. (В отличие, например, от того же Ти Ая.) Видимо, приглашают для того, чтобы слегка увеличить аудиторию картины за счет фанатов.

Ну и теперь о главном - о Винсе, которого сыграл Сэм Райли. Роль сложная, к тому же в окружении таких актеров, как Рурк, Шеннон и Уинстон, Райли в любом случае было очень и очень непросто. На мой взгляд, он неплохо справился с ролью, особенно учитывая обстоятельства. Но в начале шоу явно переигрывал. А точнее, не смог достоверно показать переход от первоначального ужаса к озлоблению и стремлению победить любой ценой. Тем не менее персонаж получился достаточно запоминающийся.

Что в общем и целом? Мне фильм понравился. Не без оговорок, но картина, безусловно, цепляет, а кроме того, явно выбивается из традиционного голливудского мейнстрима, хотя Баблуани многое сделал для того, чтобы этот мейнстрим в фильме все-таки присутствовал. Здесь есть некоторые постановочные огрехи, вызванные недостатком опыта, но я сходу могу назвать сотню режиссеров, которые при наличии приличного опыта снимают намного хуже.

Ничего не могу сказать по поводу того, насколько удачно получился ремейк в сравнении с оригиналом, но ремейк, на мой взгляд, вполне имеет смысл посмотреть. Главным образом - из-за оригинальности и не сильной мейнстримости.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 20 ноября 2008 года.
- Картина является римейком одноименного французского фильма 2005 года.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: