ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

1941 
1941

Режиссер Стивен Спилберг
В ролях:
Дэн Эйкройд,
Джон Белуши,
Нед Битти,
Лорейн Гэри,
Джон Кенди,
Мюррей Гамильтон,
Тим Мэтисон,
Тосиро Мифуне,
Трит Уильямс
Год выпуска: 1979 (США)
Продолжительность: 146 мин.
РЕЦЕНЗИЯ №1

"Это самый сумасшедший сукин сын из всех, кого я видел..."

генерал-майор Джозеф Стилуэлл

На мой взгляд, это один из лучших фильмов Стивена Спилберга и одна из лучших комедий о войне, вполне сравнимая по уровню классическими "Большая прогулка" и "Мистер Питкин". Что интересно, в Штатах этот фильм с грохотом провалился - американцы не оценили стеба над самими собой, - однако Спилберг из этого сделал определенные выводы и в своих следующих фильмах попадал уже в самую точку, не допуская больше подобных экспериментов - великолепных, но нерентабельных.

Тем не менее комедия "1941" в истории мировой кинематографии все-таки осталась, и я совсем недавно на нее наткнулся, причем совершенно случайно - ведь в официально в лицензии фильм еще не выпускался. Впрочем, рассуждать о фильме будем чуть позже, а сейчас - немного о сюжете...

1941 год. Японцы только что отбомбились на "Перл-Харборе" и, пользуясь тем, что генерал Дулитл еще не отправил Бэна Эффлека с Джошем Хартнеттом раздолбать половину Японии, вынашивают всяческие коварные планы. Негодяйским самураям мало Перл-Харбора. Они хотят ударить в самое сердце Америки, причем ударить так, чтобы весь мир содрогнулся сотрясучим протрясом от эдакого коварства.

Что является сердцем Америки? Разумеется, Голливуд. Его и нужно уничтожить! И для выполнения этого жуткого замысла японцы направляют на западное побережье Штатов подводную лодку, командир которой, Акиро Митамуро (Тоширо Мифуне), получил четкий и недвусмысленный приказ: "Командира! Ты дорзен найти эта Гарривуда и раздорбать его к тертовой матери, поняр?"

Акиро - старый подводный волк. Поэтому он сделает все, чтобы выполнить приказ. Однако у него тоже есть свои проблемы. Подводную лодку Японии продала нацистская Германия. И, как водится, всучила залежалый товарец, поэтому на лодке не работает ни один навигационный прибор, включая компас. Подлодка-то добралась до берегов западного побережья США, но где найти этот чертов Голливуд - не очень и понятно.

Акиро отправляет на берег своих лучших воинов-ниндзя, чтобы они разведали обстановку, но они притаскивают на борт дровосека-пьяницу по имени Холлис П. Вуд и задача все равно остается невыполненной. Тем не менее Акиро не теряет надежды найти фабрику мечты. В конце концов, можно спокойно мотаться вдоль берега и посматривать - не видать ли чего-нибудь эдакого... голливудского?..

Вы думаете, простые американцы и не подозревают, что над их головами нависла такая страшная опасность? Еще как подозревают! Они знают, что враг близко, и что он в любой момент может нанести коварный удар. Поэтому главный лозунг сегодняшнего дня - солдат, береги родину, мать твою! А девушки должны отдать все свои чувства и все свои девичьи помыслы - им, солдатам. Даже если они будут хулиганить и грязно домогаться. Потому что солдаты - это главное! Их боевой дух нужно поддержать.

Даже простая американская семья Дугласов из Калифорнии знает, что солдаты - это наше все! И когда боевой зенитный расчет бравого сержанта Фрэнка Дерево (Дэн Эйкройд) занимает позицию прямо во дворе их дома, папаша Вард (Нэд Битти) не только не протестует, но и наоборот - поддерживает солдат со страшной силой, особенно когда ефрейтор Чак Ситарски (Трит Уильямс) волочится за его дочкой красавицей Джоан. Пусть лучше солдат, патриотично думает Вард, чем бездельник Уолли (Бобби Ди Кикко), у которого только танцульки на уме. Однако сама Джоан думает не так, но кто ее будет слушать, эту дурочку, когда страна в опасности!

Впрочем, не все военные одинаково смотрят на возможность вторжения. Одни смотрят через бинокль. Другие используют бутылку с виски. А генерал-майор Джозеф Стилуэлл смотрит на японцев сквозь призму диснеевских мультиков. Он смеется и плачет, в волнении стискивает кулаки и приходит в восторг. Никто не посмеет напасть на страну, думает генерал, которая делает такие фильмы! Поэтому единственное спасение нации - безымянные герои, вроде неистового летчика капитана Бешеный бык Келсо (Джон Белуши). Только он - толстячок, которому неведом страх, бравый летчик с белым шарфиком, неисправимый пьяница с белой горячкой, не боящийся ни Гитлера, ни японцев, ни даже налогового инспектора - только он сможет остановить зарвавшихся носом в воду японцев и спасти Голливуд от неминуемого необнаружения, потому что японцы компас так и не достали, поэтому принимают за Голливуд парк аттракционов в каком-то поселке.

И пускай Бешеный бык Келсо - самый сумасшедший сукин сын из всех, кого только видел генерал Стилуэлл, - именно он сделает невозможное: что-нибудь от кого-нибудь спасет! А на земле его поддержат друзья - расчет сержанта Дерево, адьютант генерала Стилуэлла - Лумис, который задался целью соблазнить секретаршу в самолете, гражданская служба обороны, несущая свою вахту на колесе обозрения, ну и все остальные сознательные и бессознательные люди. Враг будет разбит! Победа будет за нами! Ну или перед нами! Это как получится!

***

Совершенно убойная комедия. Одна из лучших комедий о войне и одна из лучших комедий из всех, что я вообще видел. Хохма на хохме, стеб на стебе, крутой эффект на эффекте - фильм пролетает совершенно незаметно, и ты только сидишь и молишься, чтобы это подольше не заканчивалось.

-Несмотря на немалую продолжительность (почти два с половиной часа), фильм безумно динамичный, чему способствует то, что Спилберг напихал в картину большое количество всевозможных разнообразных сюжетных линий, причем персонажи каждого сюжетного завихрения - очень колоритны и забавны. Вот простое перечисление только основных направлений сюжета:

-японская подводная лодка, которую консультирует нацистский офицер;

-пьяница Холлис Вуд, который не выдаст Военную тайну;

-зенитный расчет сержанта Дерево;

-танцор Уолли, ухаживающий за Джоан;

-сама Джоан с подружкой, влюбленной в ефрейтора Ситарски;

-генерал-майор Стилуэлл, не верящий во вторжение;

-полковник Мэддокс, ожидающий вторжения;

-адъютант Стилуэлла, пытающийся трахнуть секретаршу в самолете;

-гражданская оборона, занимающая пост на колесе обозрения;

-папаша Вард и его детишки, защищающие свой дом;

-сумасшедший летчик Бешеный бык Келсо.

И вся эта пестрая мешанина персонажей и характеров готовится к вторжению, не верит в японцев, пьет, танцует, влюбляется, кадрится, воюет, летает, соблазняет, защищает, негодует, наблюдает, боится, храбрится и дает японцам прокашляться. Все это безумно весело, забавно, прикольно, уморительно и невероятно смешно.

Бешеный бык Келсо - совершенно потрясающая роль легендарного Джона Белуши, который, увы, умер в 1982 году от передозировки, оставив после себя всего лишь несколько фильмов, среди которых незабываемый фильм "Братья блюз" (в нем, кстати, Стивен Спилберг снялся в качестве актера). Эпизоды с неистовым Келсо можно пересматривать бесконечно, особенно сцены, когда он влезает на самолет, садится на мотоцикл, обнаруживает пистолетную пулю в фонаре кабины или врывается на борт подводной лодки. После фразы, обращенной к японцам: "А ну, быра развернули свое корыто! Отвезете меня в Токио!", у нас с котом Бубликом случилась истерика. У меня - от восторга, а у Бублика - от удивления, потому что он никогда до этого не видел меня в истерике.

Впрочем, там все характеры совершенно изумительные, и нет нужды их подробно описывать, потому что это все нужно просто смотреть. Потрясные хохмы начинаются в фильме с начала и продолжаются до самого конца. Кроме того, там есть масса находок, которые затем неоднократно использовались в фильмах, снятых намного позже. Так что Спилберг снял просто шедевр, у меня в этом нет никаких сомнений.

Почему "1941" в Штатах провалился? Американцы не были готовы к такому стебу. Вероятно, им не понравилось, что Спилберг над ними смеется. Они этого не оценили. То ли ставили себя на место персонажей, то ли еще почему-то... Впрочем, это дело знакомое. Вон, сколько Войновича пинали за "Чонкина". И тебе издевательство над великим народом, и тебе принижение роли армии, и тебе кощунство, и тебе глумление над святынями...

Однако что в "Чонкине" нет никакого глумления над святынями, что в "1941". Спилберг снял совершенно прелестную, забавную, ироничную и уморительно смешную комедию, которую в Штатах совершенно не оценили. Но зато мы с котом Бубликом были от этого фильма в диком восторге. У меня теперь это одна из самых любимых комедий...

Впрочем, мне не хочется, чтобы вы заранее настраивались на что-то шедевральное. Черт его знает, вкусы у всех разные. Иногда мне кажутся полным отстоем фильмы, которые у других зрителей вызывают бурю восторга. Так что вполне возможно, что некоторым из вас "1941" покажется самый заурядной комедией, вовсе не заслуживающих таких лестных эпитетов. Но я думаю, что посмотреть ее в любом случае стоит. Хотя бы для того, чтобы составить свое собственное впечатление.

P.S. Где его достать? Честно говоря, трудно сказать. На кассетах он мне не попадался, в магазинах его нет. Я его достал на каком-то пиратском DVD. Правда, качество там было вполне даже пристойное, да и перевод хороший (многоголосый, при котором слышен оригинальный текст).



 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: