ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

25-ый час 
The 25th Hour

Режиссер Spike Lee (Спайк Ли)
Сценарий David Benioff (Дэвид Бениофф)
В ролях:
Philip Seymour Hoffman (Филлип Сеймур Хоффман),
Anna Paquin (Анна Пакуин),
Rosario Dawson (Розарио Доусон),
Ed Norton (Эд Нортон),
Barry Pepper (Барри Пеппер),
Brian Cox (Брайан Кокс)
Официальный сайт: touchstonepictures.go.com/25thhour
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1

Режиссер Спайк Ли имеет в Голливуде репутацию принципиального режиссера, упорно снимающего фильмы о черной Америке. Его широко известные ленты «Malcolm X», “Jungle Fever”, “Do The Right Things”, “Get On The Bus”, “Mo’ Better Blues” с нескрываемой симпатией описывали жизнь афроамериканцев, а в своих многочисленных интервью Спайк обожал называть своих соплеменников по цвету кожи «братьями» и «сестрами». Многие кинокритики даже стали потихоньку выводить термин «расист наоборот», памятуя, что Спайк Ли снимал также видеоклипы преимущественно для черных музыкантов, а свою первую телерекламу сделал с баскетболистом Майклом Джорданом. Исключение для белого главного героя Спайк Ли сделал лишь в фильме «Лето Сэма», рассказывая о знаменитом… серийном убийце.

Так уж получается, что «25-ый час» - это его второй фильм с «плохим белым парнем» в главной роли!

Последние часы на свободе проводит Монти Броган. Совсем скоро тюремная дверь захлопнется за ним, и суровый приговор (семь лет заключения под стражу) вступит в свои права. Монти должен сказать «прощай» тому миру, к которому он успел привыкнуть за последнее время: роскошные вечеринки в лучших клубах Нью-Йорка, «легкие деньги» и шальные радости остаются в прошлом. Как и близкие ему люди, которых когда-то Монти Броган оттолкнул от себя и в поддержке которых нуждается сейчас больше всего… Среди этих, отвергнутых, родной отец (бывший пожарный, ставший совладельцем небольшой пивной), так и не простивший сыну его «забывчивости», два друга со студенческих лет Джэйкоб и Слатери. Любимая девушка Натюрелль, которая, возможно, и сообщила полиции о темных делишках Монти.

Теперь все эти подозрения, обиды и недомолвки уже ничего не значат для молодого человека, оказавшегося на краю пропасти. И ему нужно успеть за оставшиеся до тюрьмы часы замолить свои грехи и получить прощение у многих оскорбленных и отвергнутых им людей…

«Меня захватила идея снять фильм о 24 часах жизни героя в самый драматичный день его жизни», - рассказывает Спайк Ли. – «Сначала был прочитанный мною роман Дэвида Бениоффа. Потом пришла мысль перенести его на экран.»

Спайка Ли нисколько не остановило то, что героем истории является торговец наркотиками, осужденный на длительный срок за свои преступления. «Многие люди уже заранее готовы осуждать плохих парней. Но, как мне представляется, именно bad guys позволяют режиссеру поработать с интересным материалом, высечь искру из обыденных сюжетов, показать их внутренний драматизм, напряжение…»

«Монти – наркодилер и преступник, и он понес заслуженное наказание. – Продолжает актер Эдвард Нортон, сыгравший главную роль в фильме. – Он и его друзья, его семья совсем по-разному смотрят на поступки, и в этой путанице взглядов и скрыто противоречие нашей жизни: мы готовы осуждать, пока лично не встретимся с такими, как Монти Броган. А познакомившись поближе, мы уже не способны быть такими же категоричными в оценках, как прежде!»

Спайка Ли больше, чем сам Броган, интересовал ближний круг героя. Те, кто знал Брогана лучше остальных и кто не смог остановить его при вступлении на скользкую дорожку. Как им себя вести, что чувствовать и что говорить Брогану в последние 24 часа свободы, это занимало режиссера при подготовке и съемке фильма постоянно. « Я вырос в той части Нью-Йорка, где любой сосед мог легко оказаться преступником или героем за рекордно короткое время. И тогда наши родители, да и мы сами должны были внутренне решить про себя, как нам к нему относится. Это был непростой нравственный выбор. И в фильме такой выбор должны делать друзья и близкие Монти!

Хитрец Спайк Ли, снявший фильм до печальных событий 11 сентября, догадался включить в фильм несколько эпизодов, в которых видна панорама Манхэттена в районе бывшего Торгового Центра с копошащимися на площадке сотнями бульдозеров и самосвалов. Это добавило в ленту о Нью-Йорке актуальности, а вместе с нею привнесло в сюжет дополнительную интригу.

Стоит отметить блестящий актерский ансамбль, подобранный режиссером. Три талантливых представителя нового голливудского поколения, надежда американского кино Эдвард Нортон, Филип Сэймур Хоффман и Барри Пеппер настолько удачно воплотились в своих героев, что не сразу поймешь, что имеешь дело с актерским лицедейством, а не естественными переживаниями! Все актеры заявляют, что с большим почтением относятся к режиссеру Спайку Ли и дали согласие на съемки, даже не заглядывая в сценарий! Даже бывшая звезда американского футбола Тони Сирагуза не устоял перед обаянием и величием режиссера – а ведь ему пришлось играть украинского эмигранта Костю, телохранителя главного героя. Вообще-то выходцев из Советского Союза в фильме о Нью-Йорке предостаточно: перечисление персонажей займет довольно значительное место. Уж не знаю, рад этому обстоятельству или нет сам Спайк Ли, который таким образом невольно констатировал появление в нью-йоркской массе новых, весьма характерных лиц?

И еще один удивительный факт: одним из продюсеров явно не коммерческого проекта стал симпатичный молодой американский актер Тобби Магвайер, чья роль в мелодраме «Правила виноделов» сделала его известным, а роль в «Человеке-пауке» - богатым. Что интересного для себя открыл в экранизации непростого романа Дэвида Бениоофа юный голливудский талант – лично для меня большой вопрос.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Должен ли быть наказан плохой парень? Да, должен. Может ли плохой парень быть хорошим парнем? В общем, да, может, потому что парни редко бывают однозначно плохие или однозначно хорошие. Они бывают в чем-то плохие, а в чем-то хорошие. Вопрос в том, что именно перевешивает - плохое или хорошее - как и в чем. Может ли твой друг быть плохим парнем? Да, может. А ты сделал что-нибудь для того, чтобы он не был плохим парнем? И если нет, то сможешь ли ты помочь ему скрасить последние 24 часа перед семилетней отсидкой, из которой он имеет все основания не вернуться?..

Монти Броган (Эдвард Нортон) когда-то был наркоторговцем. Но не таким, конечно, наркоторговцем, который живет в огромном особняке где-то в Колумбии, имеет несколько самолетов и финансирует небольшую армию... Нет, он был обычным низовым наркоторговцем, который впаривает марихуану и более серьезную дурь школьникам и студентам. Началось все с продажи нескольких пакетиков с коноплей, а потом Монти втянулся и ему понравилось - еще бы, работа довольно простая, непыльная и занимает совсем немного времени: кое-куда съездил за товаром, в свою очередь отоварил за полчаса несколько человек - дальше делай, что хочешь...

Причем работа у Монти, в отличие от многих других наркоторговцев, была довольно спокойной. В конфликты он не ввязывался, крупные партии не перепродавал, а если вдруг возникали какие-то проблемы - их решал украинский парнишка огромных размеров по имени Костя (Тони Сиракуза). Да и проблемы возникали не часто, потому что Монти работал на дядю Николая (Левани Учаниешвили) - крутого авторитета из русской мафии, который сидел в тюрьмах трех различных стран, и которого боялись в намного большем количестве стран.

Однако в какой-то момент Монти все-таки решил завязать. Нет, не потому что он вдруг прозрел и стал хорошим мальчиком. Впрочем, может, и действительно решил стать хорошим мальчиком, осознав, каким дерьмом он зарабатывает деньги, - очень, кстати, неплохие деньги. У Монти есть отличная квартира в хорошем районе Нью-Йорка, приличные сбережения и подруга по имени Натурель Ривера (Розарио Доусон). Ему нужна более спокойная работа, чтобы не вздрагивать по ночам, платить налоги и спать спокойно.

И вот в тот самый момент, когда Монти решил начать новую жизнь, в его квартиру нагрянули копы, которые обнаружили несколько пачек долларов и пару довольно увесистых "котлет" с наркотой. Монти отказался выдать своих сообщников, поэтому ему впаяли по полной программе - семь лет строгого режима. И теперь у Монти есть 24 часа на то, чтобы привести свои дела в порядок и пообщаться с друзьями, с которыми он в последнее время почти и не виделся.

Друзей у него всего двое, и он с ними учился еще в школе. Это Фрэнк (Барри Пеппер) - успешный брокер, помешанный на девках, и толстый увалень Джакоб (Филип Сеймур Хофман) - учитель, имеющий массу всевозможных комплексов и мечтающий о сексе со своей ученицей Мэри (Анна Пакуин).

Монти очень и очень боится идти в тюрьму. Он не отличается физической силой, не имеет особой стойкости духа, а кроме того - внешне достаточно привлекателен, что в тюрьме может сослужить весьма дурную службу. Монти считает, что его жизнь на этом закончится - он не переживет тюрьмы. Так что эти двадцать четыре часа он проводит так, как будто они последние в его жизни. Ну и плюс оптимизма не прибавляет брошенная полицейским фраза о том, что заложила его - любимая женщина Натурель. Монти в это поверил. У Натурель свои резоны. После отправки Монти на отсидку у нее останется его шикарная нью-йоркская квартира...

***

Великолепный фильм. Очень сильный, мощный, психологически тонкий и - как бы это сказать - правильный. "Все было так, как бывает в мансардах"... Все происходит именно так, как происходит в этой жизни. С одной стороны, к Монти, безусловно, проникаешься глубоким сочувствием. Видно, как этот парень боится тюрьмы, понятно, почему он ее боится и ясно, что не без оснований. С другой стороны, Монти получает по заслугам - в этом нет никаких сомнений. Он не ангел, не святой, а совсем наоборот - преступник. Он продавал наркотики, он сажал людей на иглу, он должен быть наказан.

Монти и сам это все прекрасно понимает, поэтому не выпрашивает сочувствия и не ждет его. Он просто живет свои последние 24 часа перед тюрьмой, из которой выйти не надеется. Он раскаивается - это хорошо видно. Он в отчаянии. И его грызет жуткая, неотвязная мысль о том, что предал его самый близкий человек.

Эдвард Нортон играет совершенно потрясающе. Это очень сложная роль, но ему по плечу роли любого уровня. Нет никаких воплей, никаких истерик. Наоборот, он подчеркнуто спокоен и невозмутим, и только по глазам видно, что ему приходится испытывать и переживать. Срывается Монти практически один единственный раз - в сцене у зеркала, когда он своему изображению кроет всех подряд: полицейских, жителей Нью-Йорка, корейцев, итальянцев, евреев, русских и всех остальных. Но кроя всех вокруг, Монти очень быстро понимает, что по-хорошему крыть ему нужно одного единственного человека - самого себя. Только он сам дошел до этой черты. Никто в этом не виноват, кроме него самого. Человек сам выбирает свой путь, бэйби, человек сам идет по нему, и человек сам будет расплачиваться за каждый шаг этого пути.

Когда Монти встречается с друзьями, возникает такое ощущение, что он один в центре круга, а все остальные находятся на некотором расстоянии, и их лица как-то смазываются. Монти чувствует (или предполагает) свою близкую смерть, и он - как живой покойник в центре обычной суеты. Русские дружки не понимают, с чего парень так переживает - наоборот, старичок, с первой ходкой тебя, старичок. Натурель тоже не слишком вникает в то, что творится в душе у приятеля. Да и Джакоб больше увлечен своими собственными проблемами. Только один Фрэнк догадывается, что чувствует и о чем думает Монти, однако он все равно не может влезть в его шкуру - ведь не Фрэнку садиться на семь лет строгого режима...

Натурель в исполнении Розарио Доусон мне не очень понравилась, а вот роли друзей Монти - Фрэнка и Джакоба - великолепны. Барри Пеппера (Фрэнка) я видел раньше только в дурацкой картине "Поле битвы - Земля", где он никак не мог себя проявить, но после "25-го часа" его уже спокойно можно считать очень и очень серьезным актером. Его Фрэнк - нервный, дерганный и очень циничный парень, который тем не менее практически единственный искренне переживает за Монти и действительно старается ему помочь. Филип Сеймур Хофман великолепен в роли Джакоба, этого похотливого толстяка с жуткими комплексами. Сцена, когда он остается один на один со своей ученицей в ночном клубе - изумительна.

Что странно, снял этот фильм Спайк Ли. Не потому странно, что Спайк Ли не снимает отличные фильмы - скорее, наоборот. Просто чернокожий Спайк Ли давно провозгласил себя борцом за права чернокожего населения, и белых в своих фильмах он практически не снимает (ну разве что появляется роль какого-нибудь жуткого убийцы). В Голливуде Спайка даже называют "расист наоборот"... Тем не менее Спайк Ли все-таки поставил фильм с белым парнем, который хоть и действительно с какой-то стороны плохой, но его переживания близки и понятны. Поставил блестяще, с огромным мастерством. С постановочной точки зрения мне не понравился только один момент - беседа Монти с дядей Николаем. Дядю Николая (великолепного Левани Учаниешвили) подсвечивали прожектором снизу, чтобы его тонкое, интеллигентное и очень интересное лицо было похоже на морду какого-то упыря. Прием, в общем, довольно дешевый и недостойный, на мой взгляд, такого мастера, как Спайк Ли. Впрочем, это он режиссер, ему должно быть виднее, как снимать русских мафиози...

Что интересно, первоначально роль Монти Брогана должен был сыграть "человек-паук" - Тоби Магуайр. Точнее, еще до появления "Человека-паука" Магуайр выкупил права на постановку романа Дэвида Беньйоффа с целью сыграть в картине главную роль. Однако Тоби предпочел вместо этого фильма сыграть в "Челове-пауке" и в "25-м часе" выступил в роли продюсера.

Резюмирую. Великолепный фильм, очень умный, напряженный и драматичный. По настроению чем-то напоминает "Магнолию" Андерсона, а по накалу драматизма - "Реквием по мечте" Аронофски. Отличная постановка, блестящая игра актеров, - особенно Эдварда Нортона. Пожалуй, лучший фильм из всего, что я видел за все последнее время. Всем ли зрителям понравится этот фильм? Далеко не всем. Динамизм в картине намного более внутренний, чем внешний, интриги как таковой очень мало. Да и не все хорошо воспринимают уровень актерского мастерства, когда нет ни криков, ни истерик, а только взгляд, особый поворот головы, чуть искривленные губы. Нортон практически одними глазами сумел показать всю трагедию этого парня. Он гениальный актер.



А знаете ли вы, что...

- Съемки фильма начались 1-го мая 2002 года в Нью-Йорке при достаточно маленьком бюджете 5 миллионов $. Закончились в середине июля 2002 года.
- Первоначально роль, которую сыграла Анна Пакуин, должна была играть Бриттани Мерфи.
- Картина поставлена по одноименному роману Дэвида Бениоффа, который написал и сценарий к картине. Здесь вы можете прочитать рецензию на сценарий.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту:


Купите себе новые настенные часы с доставкой. |