РЕЦЕНЗИЯ №1
Это отличный вестерн с дерьмовым концом. Давно уже не видел такого хорошего вестерна. Давно уже так не поганили фильм развязкой.
Впрочем, начнем все же с начала.
США, штат Аризона, приблизительно 1870-й год. Мистер Бенджамин Уэйд населению этих мест известен гораздо лучше, чем Бенджамин Франклин. Он – первоклассный бандит, с ним ничего не может поделать ни полиция штата, ни Господь Бог Всемогущий. Мистер Дэниел Эванс, напротив, известен только лицам, непосредственно его окружающим. Он – злосчастный фермер, богатый сосед всячески его притесняет, жена и старший сын перестали видеть в нем надежду и опору, к тому же, после ранения на Гражданской у него оттяпали часть ноги. В Аризоне судьба играет людьми, как Иисус Кинтана – кеглями. На узкой дорожке (в пустыне они не менее узки, чем в городе Срань-Сити, штат Висконсин) пути двух мужчин перекрещиваются. Бен Уэйд потрошит почтовую тачанку, оснащенную пулеметом Гэтлинга, и отпускает случайно подвернувшегося Дэна как несущественного свидетеля. В благодарность, Дэн помогает задержать Бена в ближайшем городке. Теперь негодяя и подонка нужно доставить в городок…в общем, в другой городок, единственное преимущество которого – железнодорожная станция. Оттуда Бена Уэйда переправят в губернский город Юма, где осудят по закону и, несомненно, вздернут. Дэн, отчаянно нуждающийся в средствах, соглашается стать участником конвоя за 200 долларов.
Первоисточник этого сюжета – рассказ Элмора Леонарда. В 1957 году Голливуд на него уже купился – фильм с тем же названием снял некто Дэлмер Дэйвз, успешно паразитировавший на жанре вестерна. Концовка там была немножко другая: с одной стороны – менее жестокая, с другой – более реалистичная. Еще раз повторю: в концовке – главная беда нынешнего фильма. Она не так уж безнадежна, нет – но она явно ниже наших ожиданий. И она абсолютно не в струе.
Прежде, чем дело подойдет к неизбежной развязке, новая «Юма» воспринимается как один из шедевров жанра – не хуже, чем «Хороший, плохой, злой» или какое-нибудь «Сокровище Сьерра-Мадре». Все, как положено – скупые эмоции, простецкий юмор, настоящие мужики, интригующий сюжет. Индейцев, правда, маловато – но в войнах с ними так и было: вспышка в ночи, красномордая фигура в раскраске и в перьях, пара выстрелов – и ты труп (или, как вариант, труп – твой враг). Джеймс Мэнголд – режиссер аккуратный, имеет репутацию специалиста, не растрачивающего свое добро почем зря. Он грамотно конструирует вестерн (жанр, в котором, кстати, он раньше никогда не работал) – неторопливо, но с отменнейшим вкусом.
Впрочем, забудьте все, что говорилось только что. Потому что главная опора Мэнголда – не его мастерство и не его материал, а два с половиной актера, на которых, по большому счету, фильм и выезжает. Они совершенно неотразимы. Бен Уэйд от Рассела Кроу – это стопроцентный мерзавец, но это такой плохой, которого невозможно ненавидеть. Дэн Эванс от Кристиана Бэйла проходит сложную, но быструю эволюцию от забитого рохли до дедушки Джона Рэмбо. И еще Бен Фостер. Обязательно обратите внимание на Бена Фостера – он тут играет Чарли Принса, подручного бандита Уэйда. И как играет – это такой злой, что и Эли Уоллах мог бы поучиться, если бы еще был в форме.
Ну, а концовка… Черт с ней, в конце концов! В «Юме» есть масса вещей, ради которых можно простить и более дурную дурость.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Очень дикий Запад, конец XIX века, штат Аризона. Два главных героя - Бэн Уэйд (Рассел Кроу) и Дэн Эванс (Кристиан Бэйл). Первый - бандит и преступник, но одновременно личность весьма интересная и даже в чем-то симпатичная - хорош, мерзавец, плюс самый быстрый пистолет Запада, что в те суровые времена ценилось на порядок выше, чем изрядное образование. Второй - полунищий фермер, который в Гражданку потерял часть ноги, а теперь его добивают засуха и вечные невыплаченные долги.
В какой-то момент пути-дорожки двух главных героев пересеклись - Бэн со своей бандой грабил дилижанс с деньгами, который сопровождали бравые ребята агентства Пинкертона, вооруженные пулеметом Гатлинга, а Дэн с пацанами (то есть с детьми) ехал в город, чтобы попытаться призвать к ответу своего кредитора Холландера (Ленни Лофтин), который поджег его сарай, разогнал коров и чуть было не надругался над крышей дома несчастного ветерана.
Вопреки ожиданиям Бэн не пристрелил неожиданного свидетеля. Нет, на самом деле Уэйду ничего не стоит прихлопнуть человека, однако он любит демонстрировать свой бандитский кураж, поэтому всякая шелупонь вроде неожиданных свидетелей его не волнует. Бэн даже отправляется со своими бандюками в ближайший городишко, где его могут схватить, - до того плевать он хотел на всяких шерифов, пинкертонов и прочих прекрасных мужчин. В городишке бандиты получают от главаря свою долю, слегка выпивают и отправляются по своим личным делам. А Бэн зависает в городе с барменшей - чем-то она ему приглянулась.
Но подобное наплевательское отношение к собственной безопасности даром не проходит. Шериф с подручными на следующий день задерживают Бэна, и теперь им нужно сформировать отряд, чтобы доставить преступника на ближайшую железнодорожную станцию, до которой несколько дней пути. Они должны успеть на поезд до форта Юма, где располагается тюрьма.
К сожалению, подручных у шерифа явно маловато, тем более что наверняка шайка Уэйда постарается отбить своего главаря. И тогда Дэн Эванс, который присутствует при аресте Бэна, предлагает шерифу свою помощь - небезвозмедно, разумеется, а за двести долларов, которые помогут ему отдать часть долгов.
Шериф соглашается, и теперь этот отряд везет арестованного через прерию к станции. Вокруг боевые апачи, охотники за головами, бандиты всех мастей, ну и подручные Бэна. Так что поездочка будет - я вас умоляю...
***
Странный фильм. Как жанр вестерн отцвел уже достаточно давно. И редкие всплески в виде "Джека Булла" или "Открытого простора" общую картину не меняют. А тут - не просто вестерн, а прямо-таки достаточно дорогой блокбастер с топовыми актерами. Как-то это несколько неожиданно. Впрочем, Голливуд остался верным себе - это тоже ремейк, причем фильма 1957 года, в котором играли Гленн Форд и Ван Хефлин.
В современном "Поезде на Юму" главное - не бешеные погони и перестрелки, хотя они там тоже присутствуют. Основной упор в фильме делается на психологические портреты персонажей. Бэн Уэйд - не карикатурный злодей. Наоборот, он довольно интересная личность с определенными жизненными ценностями. Он с легкостью убивает своего подручного, допустившего ошибку, однако оставляет в живых пинкертоновца, который ему больше не угрожает. Также он оставляет в живых Дэна и даже платит ему компенсацию за коров. (А тот, насколько мы помним, "в благодарность" конвоирует Бэна в тюрьму.) Уэйд явно прилично образован, он учтиво обращается с женщинами, цитирует Библию и хорошо рисует. В общем, не бандит, а просто какой-то лорд Байрон.
Дэн Эванс тоже не так прост. В начале фильма он - зачуханный и почти отчаявшийся фермер, а ближе к концу мужик все крутеет и крутеет, хотя это может стоить ему жизни.
Сыграны оба этих персонажа очень хорошо. Кристиану Бэйлу, конечно, было тяжко на фоне очень эффектного Рассела Кроу изображать зачуханного фермера, но он, на мой взгляд, с задачей справился с блеском: процесс окрутения бедолаги показан вполне достоверно, и я ничуть не соглашусь с мнением о том, что Бэйл выглядел в этом фильме несколько деревянно. Он и должен был так выглядеть, ведь это персонаж Кроу - обаятельный негодяй, а персонаж Бэйла - убогий фермер, которого даже собственный сын презирает за слабость и ничтожество.
Ну а Кроу сумел по полной развернуться в роли Бэна: таких непростых и харизматичных мерзавцев всегда любят зрители, а уж Кроу подобные роли играет просто с блеском.
Также очень яркой получилась роль у Бена Фостера, сыгравшего главного подручного Бэна по имени Чарли Принс. Казалось, совсем недавно Фостер играл рыжего пацанчика в "Больших неприятностях" и крылатого юношу в последней битве "Людей Икс", а теперь - крутой бандюк, причем сыграно это было просто блестяще! В некоторых моментах даже было непонятно, у кого из них круче харизма - у Кроу или у Фостера.
Ну и порадовал Алан Тьюдик из FireFly в роли доктора Поттера. Развернуться ему толком не дали, но этого актера всегда приятно видеть.
Ну а теперь, Федор, о главном. При всем том, что фильм снят и сыгран на весьма высоком уровне, в нем содержится несколько прямо-таки приводящих в изумление сценарных нелепостей. Подробно о них говорить сложно, чтобы не спойлерить, но что завязка сюжета, что тем более концовка - удивили безмерно. И разочаровали.
С завязкой - совершенно непонятно, с какой стати Бэн не просто безо всякой на то нужды полез прямо в логово шерифа и железнодорожников, но и еще загужевался там с теткой, то есть сделал все, чтобы его уж наверняка арестовали. Из развития сюжета никак не следовало, что он прямо так и жаждет, чтобы его схватили и потащили на поезд до тюряги.
А уж концовка - это просто за гранью хоть какой-то логики и хоть какого-то понимания. Жутко натянуто, высосано даже не из пальца, а вообще не пойми откуда, ну и в результате изрядно портит впечатление от этого в общем и целом вполне достойного фильма. Почему, зачем - я понять так и не смог. Кот Бублик высказал предположение, что у трех сценаристов (а их у картины именно столько) - герой без финала. Ну, если только...
С реакцией зрителей на этот фильм тоже как-то странно. На IMDB у "Поезда на Юму" рейтинг очень высокий - 194-е место в Top250. А прокатился он достаточно скромно - еле-еле собрал кассу, что равнозначно практически провалу.
Посмотреть его, конечно, можно - как современный вестерн это все выглядит на твердую четверку. Но зачем картину заметно изгваздали финалом - ответ тут знает только ветер прерий. Но он ничего не говорит.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 50 млн. $ проходили с 23 октября 2006 года по 20 января 2007 года.
- Картина является римейком одноименного фильма 1957 года.
- Рассел Кроу, Джеймс Мэнголд и продюсер Кэти Конрад единогласно одобрили кандидатуру Кристиана Бейла. На эту роль изначально претендовал Эрик Бана.
- Рассел Кроу был личным выбором Джеймса Мэнголда. После того как Том Круз отказался от участия в проекте, Кроу попал в картину мгновенно.
- Тэглайн картины гласит: "Время ждет одного человека".
|