(6-th Day)
"Я изменился?" – первые слова, сказанные Арни Шварценеггером в
новом фантастическом боевике "6-й день". Он изменился. После
долгого отсутствия на экранах 53-летний шедевр бодибилдинга
пытается вернуться на Олимп, но его первый раунд в фильме "Конец
света" был проигран. "6-й день" чуть лучше: в нем дают вволю
поностальгировать по прекрасным временам "Правдивой лжи" или
"Вспомнить все". Но у Шварца есть основания для тревоги: он,
несомненно, теряет форму.
Для хорошего актера возраст не помеха: сколько
героев-любовников стали стариками-разбойниками! У Шварценеггера
переход будет болезненным: быстрота удара истаивает, медальный
профиль оплывает, а новая характерность не брезжит. И пока он
пытается вспомнить все.
На 6-й день, известно, Бог создал человека. Но божий завет
"плодиться и размножаться" человек понял слишком широко и,
сотворив овцу Долли, вплотную приблизился к клонированию себе
подобных. У великого почина много противников, от защитников этики
до церкви, которую бесит сама мысль о смертном, отнимающем у Бога
профессию создателя. Поэтому через десять лет – ко времени
действия фильма – клонирование человека запрещено "Законом 6-го
дня". Собачек-кошечек пожалуйста, а человека нельзя. А если кто
кого склонирует, то первого посадят, а второго аннулируют.
Фильм следует по знакомому маршруту наукофобских ужастиков, от
"Франкенштейна" до "Невидимки". Ученый-преступник алчен и наделен
внешностью Билла Гейтса. Его фамилия Дракер должна вызывать в
памяти тень Дракулы. Выйдя после сеанса, неприязненно косишься на
любого с внешностью интеллектуала-технаря – стало быть, режиссер
точно работает с общественными стереотипами.
Фабула скручена на скорую руку. Важно запустить действие, а как
в него запустить именно Шварценеггера, авторы не решили. Он играет
пилота чартерной компании и доставляет на лыжный курорт ученого
Дракера, а вернувшись, обнаруживает жену в объятиях другого
Шварца. Но точно такого же. Но другого. Шварц-первый возмущен и
пытается отбить семью у Шварца-второго. С этого момента мы
теряемся в догадках, кто из двоих Шварц, а кто – клон.
Режиссер Роджер Споттисвуд не пытается поражать нас близким
будущим – понимает, что мир не успеет перевернуться. Правда,
расплодились виртуальные создания – уличные ораторы и персональные
любовницы, заменившие резиновых кукол из секс-шопов. Использовав,
не надо провожать даму до виллы – можно выключить, удобно. К тому
же Споттисвуд извлекает из них несколько забавных
трюков-гэгов.
Изготовление клонов у злодея Дракера поставлено на
индустриальную основу. В резервуарах, окутанные голубыми
пузырьками, качаются марсианоподобные заготовки-зародыши – "чистые
бланки", которые предстоит загрузить чьей-то ДНК и чьей-то
памятью. Жизнь им предстоит страшная: преступник нарочно вносит в
ДНК клонов врожденные дефекты, чтобы сделать несчастных
зависимыми: хочет – казнит, хочет – помилует. Один бракованный
экземпляр можно в любой момент уничтожить и заменить новым.
Клонирование – способ создать идеального подчиненного. Выживают
только управляемые.
Перед нами встают видения нового тоталитарного общества, где
правит алчный технократ. Шварцу остается распутать клубок ученых
козней, и мы с вступительных титров не сомневаемся, что он это
сделает.
Позиция фильма по отношению к научному прорыву двойственна. С
одной стороны, Дракеров надо уничтожать как угрозу морали,
религии, обществу и миру. С другой – появились ни в чем не
повинные два Шварценеггера, и они рвут друг другу уши,
оглушительно бранятся, пока сами не запутываются в том, кто тут
клон. Так и не решив базовый вопрос, мирятся и будут
сосуществовать. То есть принцип принципом, но Шварцами не
бросаются. Теперь их в Голливуде двое, и легче будет справиться с
предстоящими съемками "Правдивой лжи-2", "Вспомнить все-2",
"Терминатора-3" и "Конана-3". Сиквелы – это заговор клонов.
Клонами можно считать и артистов, дублировавших картину на
русском языке. Шварц теперь говорит с интонациями басовитого
дебила. Наверное, Дракер и тут запустил бракованную ДНК. Надо
срочно уничтожать.