ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

8 миля 
8 Mile

Режиссер Curtis Hanson (Кертис Хэнсон)
Сценарий Scott Silver (Скотт Силвер),
Jesse Wigutow (Джесс Вигутов)
В ролях:
Eminem,
Kim Basinger (Ким Бэсингер),
Brittany Murphy (Бриттани Мерфи),
Mekhi Phifer (Мекхи Пфайфер),
Eugene Byrd (Юджин Берд),
Taryn Manning (Тэрин Мэннинг)
Официальный сайт: www.8-mile.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Комсомолец Эминем днем работал на штамповочной фабрике, а вечером выступал в художественной самодеятельности. Рэппер Эминем всю ночь драл глотку в клубе Shelter, а утром с трудом поднимался и шел халтурить на фабрику. Так бы эта история и продолжалась бесконечно, если б они не встретились где-то в автобусе, которой ездит прямиком по Восьмой миле, дороге, отделяющей пригороды Детройта от собственно города. С обеих сторон царит бедность.

Жизнь в трейлер-парке вряд ли прельстит кого-нибудь. Впрочем, если там родиться и вырасти, то установленный порядок вещей может показаться разумным. В любом случае, на многие мили вокруг ничего приличнее выжженного пригорода нет. Вот тут-то наши пролетарии и творят революцию.

Днем штампуют, толстый менеджер им - царь и бог, а вечером в грязном сортире заблеванного клуба бьются в конвульсиях, предвкушая, как удолбанный диджей will spin his shit и польется поток ритмичной матершины, никуда не ведущий из этой ловушки. Воистину, Detroit sucks.

Никто не ожидал от Эминема такой прыти - оказалось, что он отлично играет самого себя в кино. Отлично играет в революцию. Окружающий же Детройт служит замечательной серой декорацией отчаявшимся актерам, которые хоть не режут себе вены на съемках.

Ким Бессингер, мать-алкоголичка нашего Эминема-Кролика заслуживает отдельного слова. Как бы хорошо не справлялся со своей ролью сам Главный Белый Рэппер, Бэссингер ее роль удается даже лучше. Столь убедительной опустившейся алкоголички в кино мы не видели уже давно.

Еще один якобы автобиографический фильм о нашей любви к музыке. Еще один - а какова разительная перемена - ритм ушедших уже 90-х кажется нам предсмертным хрипом. Безысходность не рождает мажорных мелодий.

Макеты революции обычно оказываются несколько дороже ее самой, так что не удивительно, что бюджет "Эминем в Ноябре" можно было употребить на устроение трех новых трейлер-парков. Зато упитанные благополучные зрители, лузгая пошлый поп-корн, могут наблюдать отчаявшихся рэпперов, не вставая со своих теплых кресел.

Столь жизнеутверждающее зрелище не останется безнаказанным. Бесчисленные критиканы будут петь оды операторской работе, микшерскому пульту, многим, многим талантам режиссера Хэнсона. Я не буду им мешать.

Главное - быть человеком, - сказал Эминем и зашагал прочь. Рэпперы долго, долго глядели ему вслед...


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Сюжет: Джимми Смит по кличке Кролик (Эминем) ненавидит и свой город Детройт, и трейлер, в котором ему приходится жить вместе с матерью (Бэсингер), а также на дух не переносит ее ухажера (Майкл Шеннон). Единственная отдушина для него – рэп, читать который Кролик умеет намного лучше своих чернокожих соседей. В том, что у Джимми настоящий талант, никто из его друзей не сомневается, но в черном квартале, где царит нищета, грязь и смерть, трудно доказать, что ты на что-то способен.

Оценить этот фильм в полной мере смогут лишь самые преданные поклонники рэпа, которые, так же как Джимми и сам Эминем, исполняющий главную роль, не могут представить свою жизнь без сухого рваного ритма и отрывистых рифм. В своем роде «Пурпурный дождь» нового тысячелетия, «8 миля» снималась с прицелом на фанатов этого направления в музыке и самого Эминема, и для них картина может войти в число самых любимых. Но даже с учетом того, что сценарные ходы предсказуемы и вторичны (особенно много таких сюжетов в фильмах на спортивную тематику), «8 миля» достойна того, чтобы рекомендовать ее и тем, кого творчество Эминема оставляет равнодушным.

Что хочется отметить в первую очередь – это то, как метко режиссеру удалось передать сам дух и тяжелую, угрюмую атмосферу детройтского гетто. Почти все действие фильма разворачивается либо ночью, либо внутри тесных комнатушек, из-за чего создается ощущение, что солнце будто специально обходит этих людей стороной. А они отвечают ему тем же: улыбка на лице Джимми так же редка, как снегопад в дельте Амазонки, а протянутые к нему руки он кусает с озлобленностью загнанного зверя, будь то занесенный для удара кулак или рука помощи.

С первой же сцены, в которой Джимми, выйдя на сцену переполненного неграми клуба, не может выдавить из себя ни единого слова в микрофон, мы уже прекрасно знаем, к чему все идет и чем все закончится. Но Куртис Хенсон – талантливый режиссер, умеющий работать с актерами и делать персонажей своих картин объемными и неоднозначными, поэтому фильм ни на секунду не становится скучным и не кажется вымученным. Разнообразия вносит и тот факт, что политкорректность на этот раз развернулась на сто восемьдесят градусов – Джимми в буквальном смысле «белая ворона», и основное препятствие, которое ему предстоит преодолеть, заключается в предубеждении окружающих против рэппера с иным цветом кожи.

Западные критики в один голос расхвалили игру Эминема, но все это очень относительно. Актер сам вырос в схожих условиях, и сценарий картины во многом пересекается с фактами его личной биографии, поэтому изображать отчаяние, боль и гнев для него нетрудно. За пределы этих эмоций он не выходит и, скорее всего, потому, что вряд ли вытянет роль персонажа, жизнь которого ему не так близка (сомневающиеся могут вспомнить ужасную комедию «Мойка», в которой Эминем «сыграл» психованного работника автомойки). Ким Бэсингер, Меки Файфер и Бриттани Мерфи играют более осмысленно и ярко, и хотя это ничуть не умаляет фактурности образа Кролика, решение продолжить актерскую карьеру в других жанрах может стать для Эминема большой ошибкой.

С другой стороны, все это будет потом – если будет вообще. А сейчас мы имеем увлекательную, правдивую картину о том, как сложно пробиваться наверх, как трудно научиться любить людей, если с самого рождения ты ничего хорошего от них не видел, и вписаться в общество, которое, скорее всего, даже не заметит, если тебя вдруг не станет. И при этом – дань уважения рэпу, которого в фильме так много, что к финалу кажется, будто вот-вот сам начнешь говорить рифмами.

Резюме: Неоригинальное, но профессионально сделанное и интересное кино. «Оскара» Эминему, правда, пророчить не будем.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №3

"Здравствуй, милый Золушок! Как твой заворот кишок?" - уверен, добрый фей Сивохо такого рифмоблудства пополам с мизантропией мог бы накалякать полные карманы. А Маяковский с его "Нате!" и желтой кофтой - чем не рэппер? Можно копнуть глубже, в русский фольклор - оттуда тоже рэп прет. "Если ты Силантий, то с моей лошади слезантий". В детской байке про Шиша (псевдоним, кстати, тоже ничего) разворачивается настоящее рэп-соревнование - все, как полагается, никакого уважения к достоинству оппонента. Можно также пошарить по поверхности: "Я узнал, что у меня..." И пусть строчки эти вышли умилительными даже, зато каким действием сопровождались! - черные братки были в отпаде.

Надо заметить, в английском языке к рифме требования менее строги, чем в русском. То есть, "когда я ЕМ, я глух И НЕМ" - это хорошо, "улетают в родные края дембеля, дембеля, дембеля" - не хуже. С точки зрения серьезной поэзии рэп этот, конечно, никуда не годен, зато преимущество его заключается в отсутствии балласта поэтичности. Зрители могли в полной мере оценить сочетание вольного размера с электронной ритм-секцией (ау, "чикагцы"!), при том, что субтитры делились с ними секундами для индивидуального истолкования отдельных реплик.

"Восьмая миля", на самом деле, не столько музыкальный фильм, сколько спортивный. Суть его в том, что от начала и до конца агрессивные оболтусы доказывают преимущества своих "школ кунг-фу". Особо в процессе доказательства ценятся умение выслушать друг друга и неумение отвечать за базар. Причем эти петушиные бои проводятся с целью попадания в респектабельное общество, каждый член которого, между прочим, всеми фибрами души боится быть обвиненным в расизме, сексизме и прочих измах.

Способов свернуть с Восьмой мили придумано не так много: толкать наркоту, гонять в баскет и болтать рэп. Работа на заводе как бы не в счет. Упомянутые оболтусы слепотой своего социального протеста удивительно напоминают нашу, измордованную пропагандой беспросветности, перестроечную молодежь. Если вы думаете, что "Восьмая миля" полна конструктивных идей, вы глубоко заблуждаетесь. Конструктивные идеи массовым людским потоком не вырабатываются. Вместо них умы масс начинены злостью, и это объяснимо. Когда какой-нибудь кухонный идеолог ругает власть, богачей и мировой заговор, он сам себе кажется умнее.

Собственно, благодаря этому рэп и зародился. Когда-то во главе черного движения стояли мыслители-проповедники - такие, как Букер Т. Вашингтон, Мартин Лютер Кинг. На смену им пришли ораторы, трибуны - такие, как Малькольм Икс. Будучи, в общем-то, далекими от философии людьми, они выбивали себе плюсы тем, что публично обсуждали запретные для их оппонентов темы. Свобода волеизъявления породила принцип "протестное мышление - лучше, чем никакое". Что рэп, что социальный рок - отражение этого принципа в масс-культуре

Кстати, 8 Mile - улица, разделяющая белые и черные районы Детройта. Но как таковой расовой подоплеки в фильме нет. Да, Эминему припоминают при случае, что он белый, но до конкретных случаев сегрегации дело не доходит. Жизнь его и так хренова настолько, что он вправе считать себя большим ниггером, чем кто-либо из его черного окружения. Впрочем, в Америке любят, когда белый "чувствует, как негр" и наоборот: например, Деннис Родман ведет себя, как типичный белый аутсайдер, благодаря чему и стал звездой таблоидов.

Эминем ведет себя как типичный черный аутсайдер. И даже фильм этот сам по себе - вызов общественной морали. Всем понятно, что гражданский летун (противоположность военному ныряльщику) Джимми Смит и есть сам Эминем, и что с женским полом у него непримиримые противоречия. Так оно и вышло: мамаша - нимфоманка-алкоголичка, бывшая подруга в открытую называет его лузером, новая подруга и не подруга вовсе - так, его единственная группи, ненатурально блондинистая и натурально потасканная. Сам он то и дело пускает в ход кулаки, получает сам, и все с пользой для дела: злодеи не просто разозлили его окончательно, они выбили из него последние остатки мещанского стремления к стяжательству. Так, в противовес названию основной музыкальной темы фильма, он сохранил себя, осознав, что рэп - это не способ заработать, это стиль жизни, это средство протеста. С тем и поперся на завод, чтоб еще пару годиков покантоваться между вирой и майной.

Потому-то он и чтец рэпа - по аналогии с певцом джаза и танцором диско. Покуда главный герой самоутверждается, рэп как стиль подвергается ревизии. В своих истоках рэп принадлежал отщепенцам. Потом были порочная связь с диско, зарождение отдельного попсового направления (когда хит-парады оккупировали MC Hammer и Vanilla Ice), гангста-лихорадка и даже симбиоз с классической музыкой. Бешеный спрос на скороговорки привел к тому, что оболтусы, не имеющие ни голоса, ни слуха, стали миллионерами, читая речитативом исключительно перед студийным микрофоном. Эминем, "придя к власти", провозгласил: настоящий рэппер должен подтверждать класс в "обязательных упражнениях", которым и был посвящен данный фильм. А в том, что он настоящий рэппер, похоже, не сомневается даже самый отъявленный черный расист. Сейчас даже шоколад может быть белым.

Кроме столь масштабного посвящения рэпу, ничем оригинальным фильм не блещет. Эминем просто повторил путь Рокки. История его жизненного успеха была пересказана языком мелодрамы, вышло почти душещипательно. До всеамериканского триумфа в фильме Эминем не добрался, но все и так знают, что это произошло.


     
А знаете ли вы, что...

- Рецензия на сценарий картины находится здесь.
- Если бы Ким Бэсингер (8/12/53) была бы действительно мамой Эминема (17/10/72), то она была бы очень молодой мамой.
- Первоначально проект назывался "Fight Song", затем был переименован в "Fight Music", но в конечном итоге картина стала называться "8 mile". Именно 8 миль длится граница между белыми и черными кварталами Детройта.
- Съемки картины начались 18-го октября 2001 года в Детройте при бюджете 50 миллионов $, а закончились в конце января 2002 года.
- Официальный сайт Эминема находится здесь.
- Сам Эминем после первого просмотра признался, что ему было очень страшно наблюдать себя на большом экране, и он даже не досмотрел картину до конца. В клипах все намного проще.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: