ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

9 рота 
9-ya Rota

Режиссер Федор Бондарчук
В ролях:
Артур Смольянинов,
Алексей Чадов,
Иван Кокорин,
Константин Крюков,
Михаил Евланов,
Артем Михалков,
Сослан Фидаров,
Ирина Рахманова,
Дмитрий Мухамадеев,
Михаил Пореченков,
Михаил Ефремов,
Амаду Мамадаков,
Алексей Кравченко,
Александр Лыков,
Алексей Серебряков,
Федор Бондарчук,
Александр Башаров,
Станислав Говорухин,
Андрей Краско
Официальный сайт: www.9rota.ru
Продолжительность: 130 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

1988 год. Призыв в армию. Семеро ребят из различных городов попадают в одну команду. Они зовут друг друга по прозвищам: бывший детдомовец Лютый (Артур Смольянинов), интеллигент Воробей (Алексей Чадов), рабочий парень Чугун (Иван Кокорин), художник Джоконда (Константин Крюков), простоватый Ряба (Михаил Евланов), серьезный Стас (Артем Михалков) и вспыльчивый Пиночет (Сослан Фидаров). Их привозят в учебку под Фергану - готовить к переброске в Афган.

Муштрует команду прапорщик Дыгало (Михаил Пореченков). Он сам чудом выбрался из Афгана, где погиб весь его взвод, был контужен и теперь занимается подготовкой бойцов в учебке. Дыгало обучает команду очень жестко и безо всяких сантиментов: чуть что - сразу по физиономии. Практические занятия также не отличаются мягкостью: набивай камней полную сумку и - вперед, штурмовать высоту. А потом кросс по сильно пересеченной местности в полной амуниции. А потом полоса препятствий, и если сдох по пути - это твои проблемы, потому что до финиша нужно дойти, добежать или доползти в любом случае и в установленное время. Впрочем, оно понятно, что расслабляться нет времени ни у Дыгало, ни у ребят. Через несколько месяцев им отправляться в Афган. А там идет война. И кто из них выберется оттуда живым, во многом зависит от умений, приобретенных в учебке.

А потом был Афган, 9 рота. Новые сослуживцы - "старички" Хохол (Федор Бондарчук), Афанасий (Дмитрий Мухамадеев) и Курбаши (Амаду Мамадаков). Рота под командованием капитана Быстрова (Алексей Кравченко) отправляется на некую высоту, откуда хорошо просматривается ущелье, получив задание: не подпускать душманов-духов и охранять ущелье, по которому должна пройти колонна. Душманов вокруг будет видимо-невидимо, и сможет ли рота продержаться - совершенно неизвестно.

***

Информация и отзывы об этом фильме гуляли задолго до официальной премьеры. Одни смотрели фильм в пиратской копии и рассказали о том, насколько паршиво это снято - мутная картинка, глухой звук и все такое, - другие сходили на пресс-показ (я сам принципиально не хожу на пресс-показы), третьи посмотрели еще какими-то сложными путями - то ли знакомый киномеханик показал, то ли друг свата брата шурина самого Федора Бондарчука экзотическими путями достал (вытащил, выкрал, выцыганил) диск с монтажной копией, - словом, количество посмотревших исчислялось сотнями. Что говорили? Слухи доносились весьма разные. От "мажор Федя снял пафосную агитку" до "Бондарчук - молодец, сделал действительно хороший фильм".

Что я ожидал от этого фильма? Трудно сказать. Трейлер оптимизма не прибавлял - по нему казалось, что Бондарчук снял тщательно просчитанную спекуляцию на весьма больную для большинства россиян тему - позорную Афганскую войну, которая для России значила примерно то же, что и Вьетнам для Соединенных Штатов. На теме Афгана, думал я, нельзя спекулировать. Про Афган нужно или снимать честное кино, или не снимать ничего вообще. Тем не менее все-таки хотелось самому посмотреть, что же за кино получилось, потому что я не верил, что Бондарчук снимет откровенный отстой или пафосную клюкву...

Что же получилось? Как это можно охарактеризовать в двух словах? Получилось действительно хорошее кино. Не шедевр, впрочем, не "Они сражались за родину" Сергея Бондарчука, но тем не менее - вполне хорошее кино. Главное - искреннее. Под словами некоторых рецензентов о том, что, цитирую близко к тексту, "никогда не нюхавший афганских портянок Федя снял своих дружков в картонно-кукольной агитке", не подпишусь ни под одной буквой.

Тема Афгана - она очень сложная и очень болезненная. Браться за нее с целью сделать "агитку" или пафосный лубок с закосом под Голливуд - я думаю, что мало кто рискнул бы пойти на такое. Бондарчук снимал "9 роту" все-таки с несколько другой целью. Он попытался показать афганскую войну так, как она была: почти полная бессмысленность происходящего (кучка старперов из руководства решила, что СССР должен помочь "братскому афганскому народу сохранить социалистические завоевания"), молодые ребята-призывники, которых бросают в эту мясорубку, и самые настоящие подвиги, которые они совершают, потому что у них нет другого выхода.

Что очень понравилось - в фильме, несмотря на то что он выстроен по всем законам жанра военной драмы, почти нет излишнего пафоса. И главное - акценты расставлены, на мой взгляд, очень и очень правильно. Эти ребята, попавшие в кошмар афганской войны, совершенно не задумываются над тем, кто там прав и кто виноват. Да они и не должны над этим задумываться. Их забросили туда, поставили боевую задачу - они должны ее выполнять. При этом почти каждый день они совершают настоящий подвиг - жертвуют собой ради друга, сослуживца, ради выполнения задачи. Потому что иначе нельзя, да у них и нет другого выхода.

В картине это все показано достаточно обыденно и без педалирования определенных болезненных тем. Жесткая муштра в учебке - ну да, так и было надо. Времени не было рассусоливать, нужно было хоть как-то научить этих ребят выживать. Ужасы войны также показаны без особого пафоса и без особой героики. Сидели на высоте, шутили, выпивали, сражались, убивали и умирали. И от этого действительно страшно, потому что это не голливудский боевик, где один крепкий орешек дает прокашляться мировому злу в лице какого-нибудь мужчины с недобрым лицом и его сотне подручных, а история о том, как это все было на самом деле. Пусть неточно, пусть с определенными допущениями и натяжками, но никто не снимет это все на сто процентов достоверно, никто!

Бондарчук попытался сделать честное кино - и, как я считаю, у него получилось честное кино. Да, к фильму есть претензии, причем немало. Некоторые моменты туда вставили совершенно напрасно (опять-таки, на мой взгляд, но я, с вашего позволения, больше не буду это повторять). Во-первых, плачущий Дыгало в красных маках - это достаточно пошлый кадр. Напрасно они его туда вставили. Я имею в виду - маковое поле. Потому что в самом плачущем от бессилия прапорщике, которого не пускают обратно в Афган, куда он давно рвется, ровным счетом нет ничего смешного или пошлого. Но маковое поле превращает трагедию в фарс. Это кадр, сделанный исключительно для романтичных девочек, а фильм, судя по всему, снимался вовсе не для них.

Во-вторых, есть определенные проблемы с возрастом многих персонажей фильма. Оно понятно, что кинематограф имеет право на определенные преувеличения, но почему двадцатилетних дембелей и двадцатипятилетних прапоров играют тридцатипяти- и сорокалетние актеры - не понятно. Это просто бросается в глаза.

Ну и в-третьих - самому Федору не стоило играть Хохла. Ну, ни к чему это. Он на самом деле очень неплохой актер - я с удовольствием смотрел его в различных ролях. Но, как минимум, не нужно снимать себя в главной роли в фильме, который ты ставишь, если тебя зовут не Вуди Аллен, а кроме того, Хохол у Бондарчука просто не получился. Совершенно искусственный и вычурный персонаж. Ну не верю я в него, не получается. Хотя большинство остальных персонажей - вполне естественные и жизненные.

Ребята-призывники получились очень и очень неплохо, особенно Лютый. Лютый там просто номер один, да и по сценарию он играет центральную роль. Взаимоотношения между ними, ссоры и братания - все выглядит очень и очень достоверно. Особенно порадовали диалоги - они сделаны именно так, как надо: простая, живая и вполне человеческая речь, что нечасто можно встретить в кино. И даже редкие матюки, за что отдельное спасибо сценаристу, причем безо всяких дураков, вставлены в сценарий очень аккуратно и вполне правильно: с одной стороны, они подчеркивают реальность происходящего, а с другой стороны, их именно столько, сколько нужно, - не больше и не меньше.

"9 рота" вызвала довольно большое количество весьма экспрессивных рецензий различных известных (и не очень) людей - и это еще один признак того, что фильм по крайней мере имеет полное право на существование. Рецензии были весьма разные. Во многих из них Федора Бондарчука обвиняли во всех смертных грехах - причем, что интересно, нередко в прямо противоположных. Например, камрад Гоблин, говоря о фильме, объяснил, что война в Афгане была просто-таки необходима для государства СССР, а о "кровавой бойне" визжала только всякая интеллигентская шелупонь, которая всегда визжит не по делу. И что режиссер Федор Бондарчук зверски исказил действительность, потому что на самом деле все было совсем не так. Журналист Дмитрий Быков все того же Федора Бондарчука и съемочную группу обвиняет в том, что - вот цитата: "Сценаристу Юрию Короткову принадлежит, конечно, главная заслуга в создании этой увлекательной, без шуток, картины. Задача перед ним стояла титаническая - осмыслить и оправдать Афган".

На самом деле Бондарчук не снял кино о том, что можно оправдать Афган, он также не снял фильм о том, как наши доблестные парни выполняли "интернациональный долг". Он просто снял "9 роту", в которой попытался показать, как это все было на самом деле. Попытка, на мой взгляд, была, во-первых, вполне искренняя, а во-вторых, вполне профессиональная. И кино получилось. Причем - без дураков.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Они были единым целым – рабочие, крестьяне, интеллигенция, искусство, детдомовцы, нацменьшинства. Они были детьми издыхающей Империи, членами пусть неблагополучной, но все же семьи. Реальность их была, подобно Белоснежке, страшноватой, бесстыдной, но своей, близкой и, таки да, по-своему привлекательной. Войну, на которой они погибли, в горячке слома системы поспешили назвать бессмысленной. «9 рота» – первая достойная попытка воздать им почести не из жалостливости и обличительного пафоса. Сочувствие – присутствует, безалаберность власти – описывается. Нет внушения беспомощности.

Глупо заставлять автора нюхать портянки. Глупо поминать ему Кубрика, Стоуна, Копполу, Скотта-старшего и всех-всех-всех. Если пользование стандартом – грех, всем нам гореть в аду. К тому же, подробный показ муштры в той же «Цельнометаллической оболочке» преследовал совершенно иные цели. Для тех, кто сомневается в этом: «9 рота» – не антивоенный фильм. Пенять Федору Бондарчуку его происхождением и образом жизни можно было бы, разве что дополняя разгромные аргументы. Таковых не нашлось.

Успех Бондарчука – в том, что ему удалось гармонично смешать модный американский военный экшн, модный формат сериала про пацанов и модную (да-да!) патриотическую доктрину. Гармонично – это о фильме в целом: конфликтов епархий полностью избежать не удалось. Скажем, сцена с алыми маками отношение к культуре имеет весьма косвенное. Критики по ее поводу произнесли дружное «фе!», массы же заполучили броский, четко оформленный транспарант – вы когда-нибудь видели высокохудожественные транспаранты?

Парни из стали, занятые переделом чужой собственности – пугало. Парни из стали, сражающиеся не за деньги – социально-рекламный клип. «9 рота» не то чтобы честнее многого из современного российского кино. Правильнее. Это «Бригада» с приставкой «агит-». Тут чеченец говорит «братцы». Тут лозунг – «Дедовщина без садизма».

Среди атакующих высоту 3234 «Черных аистов» выделяется лицо явно (чтобы, по крайней мере, российский зритель заметил) неафганской внешности – с длинными, развевающимися на ветру волосами, в солнцезащитных очках и в куфии (палестинском клетчатом платке). Этим, в общем-то, достаточно художественным средством подчеркивается, что наши в Афгане воевали с теми, кто сейчас называется международными террористами, и война эта продолжается.

Собственно кино далеко не без огрехов. В основном это дежурно воспроизведенные штампы. Усики свидетельствуют о том, что пацан повзрослел. Малолетка предательски стреляет в спину, после чего никому уже не жалко ровняемый с землей кишлак. Последствия передачи амулета, ближайшее и итоговое, становятся ясны в ту же секунду – да и какой из 41-летнего Ефремова солдат-срочник?

Но на примере этого крепкого сочетания бизнеса, культуры и идеологии видно, насколько были близоруки те, кто, не дождавшись зрелой стадии, воспел 72-метровый лубок. И, в отличие от другого потомственного режиссера, про Бондарчука-младшего не скажешь, что искусства у него уже не получится.

А в сети был замечен не один Лютый.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Если от фильма ничего особенного не ждешь, то в половине случаев ничего особенного и не получаешь. Однако в половине случаев результат превосходит твои ожидания. И тогда бывает невыразимо приятно, что ни один из источников негативной информации (критики, заинтересованные интернет-активисты, просто случайные попутчики) тебя не сбил с толку. И ты оказался… Не то, чтобы умнее их всех – просто спокойнее.

Хотя, конечно, сохранить стартовое спокойствие насчет такого фильма, как «9 рота», было почти невозможно. Уж больно зацепил он русскоговорящую общественность – от Австралии до города Анкоридж (штат Аляска). А уж на собственно российских просторах фильм Федора Бондарчука и вовсе стал самым обсуждаемым кинособытием года.

И знаете, он стоит разговоров…

Красноярск, 1988-й год. Группа молодых людей (раздолбаев и интеллектуалов, беспризорников и живописцев) отправляется в Афган. Разные биографии, разные мотивы, разные исходные данные – и одна команда. Лютый, Ряба, Чугун, Джоконда, Воробей, Стас. «Ни имен, ни фамилий, одни кликухи поганые!» - воскликнул бы Глеб Жеглов. В общем-то, поначалу эти пацаны большего и не больно-то заслуживали. Прав был прапорщик Дыгало, в руки которого парни попали в «учебке»: «Вы – не люди, вы - говно!» Такими они ему и достались. Через полгода они, в принципе, были готовы к Афгану. Прапорщик драл их с утра до вечера, не вынимая – и добился своего: ребята стали мужиками. Но вот две беды: Дыгало был героическим психом, а к Афгану, как выяснилось, нельзя вполне подготовиться, какую школу не проходи.

Наверное, прапорщик Дыгало мог стать главным персонажем фильма, играй его человек с более внушительным актерским потенциалом. Михаилу Пореченкову роли такого накала – не по плечу. Достоверно изобразить «куска»-садиста – это да, это пожалуйста. А «кусок» разрываемый страстями и маниями – это как раз извините. Впрочем, в таком фильме главных героев быть не могло по определению. Какой-то балбес в одной из газет написал даже, что героев тут нет вообще. Разумеется, это не так. «9 рота» - фильм о коллективном герое, о всем так называемом «миротворческом контингенте». Афганская война не была войной одиночек. Тяжкий кровавый коллективный труд – именно так о ней рассказывают те одиночки, которые выжили и оказались в состоянии рассказать нечто связное. Советский Союз эту войну, в общем, проиграл – но каждый из ребят, составлявших контингент, мог одержать на этой войне свою персональную победу. Даже если кому-то из них не было суждено вернуться домой. И большинство – одержали.

В общем, фильм Бондарчука и не должен был иметь главного героя. Высшая справедливость как раз в том и заключалась, что каждый из полутора десятков персонажей первого ряда имел свой вес в сюжете. Прием не новый, из более-менее свежих примеров вспоминается «Падение Черного ястреба» Ридли Скотта. Не новый – но в афганском контексте вполне оправданный.

Бондарчук отлично поработал с подбором актеров. Из молодых бойцов 9-й роты лично мне известен только Алексей Чадов. Но, не сомневаюсь, вскоре многие из этой семерки будут мелькать в кино так же часто, как Краско или Хабенский. Но, конечно, не так часто, как Гоша Куценко. Хотя… Учитывая, что один из пацанов носит фамилию Михалков, а другой, хоть и Константин Крюков, но – родной племянник Федора Бондарчука, может, они со временем и Гошу за пояс заткнут.

Впрочем, я не такой уж противник семейственности в кино, если она приносит хорошие результаты. Как, например, в случае с Федором Бондарчуком. Он оказался очень хорошим режиссером. Некоторые эстеты, ревнители чистоты и непорочности, поносили его обидными словами, намекали на темное клипмейкерское прошлое, которое, дескать, никакими большими форматами не вытравишь. Ну, отчасти-то они правы: клипов в фильме действительно много. Но эстеты не увидели главного: клипы-то не висят в безвоздушном пространстве. Они грамотно вмонтированы в фильм, они служат общей идее, они создают зрелище, в котором есть все, что нужно нормальному зрителю: картинка, мысль, сюжет. Зрелище высокого качества, который я бы назвал лучшим русскоязычным фильмом о войне со времен «В августе 44-го». Но то было совсем другое кино…


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: