ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Тайные агенты 
Agents secrets

Режиссер Фредерик Шёндёрфер
Сценарий Фредерик Шёндёрфер,
Оливье Дуйер
В ролях:
Венсан Кассель,
Моника Беллуччи,
Андре Дюссолье,
Шарль Берлен,
Брюно Тодескини,
Серхио Перис-Менчета,
Людовик Шёндёрфер,
Серж Аведикян,
Габриель Лазюр
Официальный сайт: www.agentsecret.ru
Продолжительность: 109 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Есть такой жанр – социальная реклама. Творения, принадлежащие ему, зачастую обернуты в форму полезных советов подрастающему поколению: пользуйтесь презервативами, не курите, не сорите. Фильм Фредерика Шёндёрффера также предостерегает младых и незрелых: не ходите, дети, во спецслужбы. Никакой вам там романтики – будете пешками, вероятность выхода которых в ферзи как-то пониже вероятности того, что их разменяют по пути.

«Они готовы рисковать», – говорит посредник приготовленной к размену пешке, передавая ей волю начальства. «Если ты такой честный, то тебе надо было идти в жандармерию, а не в тайные агенты», – говорит шпион своему коллеге, из чего убеждаешься, что шпионство – работа-таки грязная. Только происходит это не в первый, далеко не в первый раз. Может, кто-то из юных зрителей и был доселе незнаком с подобными вещами – но почему они вдалбливаются опытным, в общем-то, сотрудникам? Почему американская разведка жмет не на начальников-стратегов, а на рядовых исполнителей? Американцев, кстати, кошонами здесь не обзывают, но, чувствуется, не такие уж они ребята и хорошие. И такой подход вполне в духе времени (см. «Спецназ Города Ангелов», «Свадебная вечеринка» и т.д.).

«Ничего вы не понимаете!» – возразит тут некто искушенный в житейской чернухе. – «Правду говорят. Кругом одна химия! Мафия! КаГэБэ!» И приведет в поддержку фильма убойный аргумент «за душу взяло». Да, что и говорить, нелегко с равнодушием наблюдать за тем, как в очередной раз терзаема всеми напастями красавица Моника. Давление на жалость не устареет никогда…

Седьмой совместный выход Беллуччи и Касселя, в жизни уже разошедшихся, эксплуатирует наиболее характерные для этих актеров задачи: она вновь возвышенно страдает, он вновь предстает крутым мужиком – дерется, стреляет, прыгает с парашютом (последнее, видимо, понадобилось для более доступного обозначения тесной связи Касселя с экстримом). И все же, как не особо притязательный боевик, фильм смотрится. Не в последнюю очередь способствует этому классная работа со звуком: опасность по обыкновению надвигается тревожными шумами, и даже выстрел из пистолета с глушителем действует оглушающе. Режиссер похвальным образом не дает картине провиснуть, время от времени вливая порции качественного action. Но техническое совершенство – это, пожалуй, единственное, что отличает «Тайных агентов» от типовых шпионских боевиков.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Поначалу кажется, что это классический шпионский боевик... Бесцветный взъерошенный шпион, за которым наблюдают чуть ли не со спутника, нервно, но профессионально пытается скрыться от погони. Его догоняют, но он успевает проглотить чип с записанной информацией, необходимой для обезвреживания международного авантюриста, зловредного русского (я горд за то, что наши парни в последние несколько лет вышли на мировую кинематографическую арену - хотя бы и в качестве авантюристов всех мастей) Игоря Липовского.

Чтобы разрушить козни Липовского, спецслужбы отправляют на задание двух серьезных агентов: Бриссо (Венсан Кассель) и Барбару (Моника Белуччи). Они друг с другом не знакомы, но по легенде должны разыгрывать супружескую пару. Вопреки ожиданиям зрителей точное следование легенде вовсе не приводит к тому, что между коллегами по работе вдруг вспыхивает нежное и совсем неколлегиальное чувство. Скорее наоборот, их взаимоотношения совершенно холодны, профессиональны и они заняты только лишь тщательной подготовкой выполнения очередного задания: с помощью двух опытных подводников, старых знакомых Бриссо, они должны уничтожить корабль, на котором Липовский переправляет оружие.

К подводникам, изображающим крутых парней на отдыхе, клеятся какие-то две подозрительные девки, а подводники не настолько профессионалы, чтобы изобразить из себя голубых и избежать приставаний подозрительных девок. Впрочем, у Бриссо с Барбарой также есть свои проблемы: похоже, что их тщательно пасет какая-то чужая разведка - возможно, ЦРУ, - причем тайным агентам было передано предупреждение о том, чтобы они не взрывали корабль. Ну, не нужно. А то ребята обидятся...

Однако Бриссо с Барбарой подчиняются только одной разведке - французской, так что обиды ребят из других разведок - вовсе не их собачье дело...

***

Кино своеобразное. Начинается оно действительно как классический шпионский боевик (Бриссо даже сбросили с парашютом, чтобы подчеркнуть его джеймсбондовскую крутизну, - правда, только в его сне) и так же продолжается примерно половину фильма. Специальное задание, полная тайна вкладов, то есть организаций, круговерть шпионов всех мастей, а зрители все ждут ослепительной романтики, жуткого предательства, последующего наказания и старательного выполнения почетного задания Партии и Правительства. Разумеется, среди партийного правительства затесался сука-предатель, которого главный Бонд обезвредит в последний момент, когда тот уже будет готов нажать Красную кнопку...

К счастью, ничего этого нет. Режиссер Шендерфер в одном из интервью говорил, что основная его задача - показать реальную работу спецслужб. То есть не слепить очередную, уже навязшую на зубах бондиану, а попытаться проанализировать, что же такое работа тайных агентов.

К решению этой задачи Шендерфер подошел со всей серьезностью и даже самоотверженностью, потому что проще всего было снять именно бондиану - так бы хоть денег заработал. В данном же случае, когда после возвращения тайных агентов домой начинается то, ради чего снимался этот фильм, большинство зрителей испытывают чувство глубокого разочарования. "Как?!! - спрашивают они. - Почему Кассель больше не прыгает с парашютом, не пинает врагов в интимные места, не носится взад-вперед на машинах и мотоциклах, преследуя других шпионов, не взрывается кипением страстей вместе с Моникой на кровати шикарного отеля, ну и так далее?!! А блистательная Моника Белуччи?!! Шендерфер! Что ты с ней сделал? Ты хочешь сказать, что эта усталая и сломленная тетка с потухшим взглядом - та самая Моника Белуччи?!! Да тебя убить за это мало, негодяй! Изнасиловать в переходе!.."

Тем не менее, на мой взгляд, не нужно пинать Шендерфера, несмотря на то, что "Тайные агенты" - это, конечно, не шедевр ни с какой точки зрения. Однако каких-то добрых слов эта картина заслуживает - прежде всего за честность. Потому что она действительно показывает определенные стороны реальной работы тайных агентов. И это, разумеется, резко отличается от джеймсбондовского гламура попивания "мартини с водкой встряхивая но не размешивая", перепихона со всякими очаровательными полями ивановыми и выполнения между делом суперсекретных суперзаданий.

Здесь же - усталые люди, которые являются только пешками в играх "патриотов" всех властных мастей, причем этим сильным мира сего все эти агенты - до фонаря. Они их и за людей-то не считают. Только прикидывают, имеет смысл в данном случае разменять этих пешек на фигурки покрупнее или овчинка все-таки не стоит выделки.

Шендерфер же исследует ситуацию именно со стороны этих пешек - Бриссо и Барбары. Что они будут делать, попав в определенную ситуацию, как они действуют, выполняя секретные задания, из чего вообще состоит их жизнь. Исследует аккуратно, методично и, на взгляд определенной части зрителей, скучновато. Просто потому, что "да за реальную жизнь", как говорил в свое время Довлатов, "вы меня сами убьете".

Мне очень понравилось то, что Шендерфер старается не допускать ни одной фальшивой ноты. Нет никакой пламенной любви, никаких "счастливых стечений обстоятельств", никаких роялей в кустах или слюнявых хеппи-эндов. И даже чуть ли не единственная драка в фильме, когда Бриссо сражается в магазинчике с теткой-киллершей, снята вполне достоверно: беспорядочные махания руками и ногами в тесном пространстве комнатушки, в которой толком не развернуться, а не четко выверенные прыжки, повороты, блоки и подсечки, как это обычно бывает в кино.

Минусы в картине, конечно же, есть (все-таки рецензенты и зрители ругаются не зря). Она не сильно динамична, особенно во второй части, и если в начале фильма настраиваться на французскую бондиану - тогда ждет откровенное разочарование. Однако у Шендерфера, к сожалению, его стремление честно показать будни тайных агентов явно повлияло на художественные достоинства фильма. Если бы не весьма колоритная парочка Кассель-Белуччи - фильм стал бы просто скучным. Кассель с Белуччи картину здорово скрашивают - в том смысле, что ее все-таки хочется досмотреть до конца, - но полностью вытянуть картину не могут, хотя и очень стараются. Виной тому - постановка. Не хватает какой-то искры. И в этом основная вина именно режиссера.

Резюмирую. Фильм, в общем, вполне неплохой. Честный. Но скучноватый. Посмотреть его можно, но ощущения после просмотра характеризует фраза: "Интересно, что именно помешало сделать из этого хорошего фильма действительно хороший фильм?" Лично я на этот вопрос ответить не могу. Что печально, Шендерфер - тоже.


     
А знаете ли вы, что...

- Заявление режиссера:

Тема фильма: проследить за шпионской операцией группы тайных агентов Генеральной дирекции внешней безопасности и посмотреть, как они будут реагировать, столкнувшись с предательством своего начальства. Речь пойдет о том, что каждую минуту люди должны делать выбор: поступить, руководствуясь своими личными и моральными убеждениям, или подчиниться обязательствам перед обществом, профессией или гражданскому долгу, вес которых может оказаться намного больше. Меня не интересует давать моральные оценки выбору, сделанному главным героем фильма. Я намереваюсь проследить за ним и наблюдать за его реакциями до, во время и после того, когда он принимает важное решение.

Трактовка темы: показать деятельность тайной службы в максимально реалистической манере… Сюжет является чистым вымыслом, но все детали и подробности должны быть правдивы. Для этого я досконально изучил этот вопрос.

Фильм представляет собой попытку показать жизнь тайных агентов в реалистической манере и попутно поставить следующие вопросы: Каков мир, в котором они живут и работают? Какие мотивы заставляют людей выбрать эту профессию? Насколько далеко они готовы зайти, выполняя свои профессиональные обязанности? Как они живут в условиях постоянной необходимости соблюдать секретность и каковы последствия этого для их личной жизни?

Несмотря на стремление к реализму, я хочу сделать стилизованный фильм. Моими источниками являются американские боевики и шпионские фильмы 1970-х годов («Три дня Кондора», «Марофонец» и др.) и французские детективные картины 1960-х (фильмы Жана-Пьера Мельвиля). Я хочу рассказать яркую историю, не опираясь на привычные стереотипы: не показывать ни героя, ни антигероя и не заменять традиционную любовную историю дружбой между мужчиной и женщиной.

Но при этом фильм будет зрелищным. Он предназначен для зрителей, которые хотят, чтобы к ним относились с уважением. Они хотят увидеть умный фильм, который заставит их сидеть, затаив дыхание. Фильм, пронизанный динамичным ритмом и полный неожиданных поворотов сюжета.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: