ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Искусственный разум 
A.I.: Artificial Intelligence

Режиссёр: Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
Сценарий:
Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
В ролях: Джуд Лоу (Jude Law) ,
Хейли Джоэль Осмент (Haley Joel Osment) ,
Френсис о'Коннор (Frances O'Connor)
Robin Williams (Робин Уильямс-рассказчик),
Sam Robards (Сэм Робардс),
Brendan Gleeson (Брендан Глисон)
Видеоролик: Quicktime
Официальный сайт: www.ai-movie.com
РЕЦЕНЗИЯ №1

Если вы ищете сентиментальную семейную сказку, не ступайте на Жёлтую брусчатую мостовую, ведущую к Искусственному интеллекту Стивена Спилберга - несмотря на аббревиатуру в названии, это не редакс Инопланетянина (E.T.). На самом деле это детский вариант Апельсина с часовым механизмом (A Clockwork Orange), благоговейное осуществление последнего завета Стэнли Кубрика. Визуально изумительный в своём воссоздании дистопичного [то есть, в котором всё плохо] будущего, фильм является скорее психологическим исследованием сказок, нежели историей со счастливым концом. Бруно Беттельхайм может гордиться, а аудитория разделится. Если вы увлекаетесь чернухой в стиле Братьев Гримм, Искусственный интеллект - это путешествие, которое стоит предпринять.
         В показанном в фильме будущем в стиле Маргарет Этвуд семьи подчиняются жёстким правительственным положениям, а сложные роботы могут удовлетворять любые основные нужды людей... кроме любви. Пока не появляется 12-летний Дэвид (Хэйли Джоел Осмент), запрограммированный выдающимся изобретателем (Уильям Хёрт) на привязанность. Смогут ли люди любить его в ответ? Революционный механоид в целях эксперимента усыновляется Свинтонами, Моникой (Фрэнсес О'Коннор) и Генри (сдержанный и алогичный Сэм Робардс), состоятельной парой, чей собственный неизлечимо больной ребёнок был заморожен криогеном. К несчастью, Дэвид становится частью семьи как раз к тому времени, как собственный сын пары, Мартин (Джэйк Томас), возвращается домой в добром здравии. После того, как Моника прочитывает мальчикам сказку про Пиноккио, заброшенный Дэвид просит Голубую фею подарить ему смертность. Разрывающийся между человеческими порывами и своей механической природой, Дэвид в конце концов убегает из свинтонского дома. В сопровождении лишь Тедди, симпатичного робомишки, и механоида-проститута по кличке Жиголо Джо (Джуд Лоу) Дэвид отправляется в опасное путешествие, чтобы найти Голубую фею, стать настоящим мальчиком и вновь заслужить любовь Моники. (Что касается папы, то Дэвиду и фильму нет до этого никакого дела).
          Критики осудили подавленную игру О'Коннор, но это отсыл в сторону истеричных, невротичных женщин, обычных для кубриковской вселенной - Шелли Дюваль из Сияния (The Shining), например. (Не случайно книгой для чтения Моники в ванной является Фрёйд и женщины). И эдипов комплекс Дэвида по отношению к его матери исходит чисто из его программы, так что становится совершенно ясно, что он рассматривает её не более чем как предсексуальную проекцию, шикарную девицу, которая живёт исключительно ради его любви. Из второстепенных актёров Лоу оживляет действие в качестве гибрида Фреда Астера и Джонни Уадда (его первая сцена - самая смешная в фильме), а Хёрт играет изобретателя с полной двусмысленностью, сохраняя как комплекс Бога, так и что-то приближающееся к родительскому теплу. (Как и в случае с привлекательным магнатом Ричарда Аттенборо из Парка Юрского периода, Спилберг не может быть слишком критичным к персонажам, которые отражают его собственную роль главного кукловода).
          Постоянные посетители знают, что я [не в пример большинству обозревателей] не поклонник игры Хэйли Джоеля Осмента в Шестом чувстве (The Sixth Sense), но здесь он исключительно к месту. Бедный ребёнок противостоял смерти и людской ошибочности как в "Чувстве", так и в Плати вперёд (Pay It Forward), и снова его просят взвалить на плечи огромную философскую ношу. Но, как и раньше с другими молодыми актёрами, Спилберг добивается ужасно волнующей игры от Осмента, который отражает одержимость режиссёра ребёнком внутри него самого.
     Искусственный интеллект не зацикливается на проблемах компьютеризации. Эпизод на Ярмарке плоти, мрачном мероприятии в стиле WWF [организации по защите животных с коалой на эмблеме], где люди уничтожают механоидов в знак протеста против искусственной жизни, слишком явно критичен по отношению к фанатизму противников абортов. И глупый эпилог фильма ослабляет эффект предшествующего эпизода: кошмарное подводное плавание. Но артистизм посмертного сотрудничества Спилберга с Кубриком неоспорим. Поэтически, неизменно ребяческий режиссёр спрял мифы о Питере Пене в трогательное размышление над бременем фантазии.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Произведения Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) редко пестрят событиями, их очень трудно пересказывать, и построены они в основном на эмоциях и состояниях души, именно поэтому Eyes Wide Shut гораздо легче посмотреть, чем пересказать. Стивен Спилберг (Steven Spielberg), напротив, придерживается весьма жестких сюжетов, жонглируя событиями и заставляя обстоятельства иногда следовать неожиданным путем.

Фильм Искусственный интеллект является совместной работой покойного Кубрика, который работал над этой темой более чем 15 лет, и Стивена Спилберга, которому и досталась нелегкая роль воплощения весьма насыщенного эмоционального мира героев Кубрика.

В начале фильма перед нами предстает довольно неоптимистичная картина будущего - уровень воды на Земле поднялся, многие районы оказались затоплены, ресурсов постепенно начинает не хватать, и правительство вынуждено налагать строгие запреты на размножение homo sapiens. Именно в такой обстановке группы ученых в различных корпорациях начинают массовое производство "меков" - механических роботов, на вид весьма напоминающих людей и обладающими весьма неплохими эвристическими способностями. Роботы знают, что они роботы, в то же время в процессе своей жизни они начинают понимать, что такое физическая боль, не переходят за межу недозволенного и обслуживают человечество как только оно этого захочет.

Профессор Хобби (его играет William Hurt) в процессе своих исследований предлагает совершить следующий шаг в развитии индустрии. Существа с искусственным интеллектом, считает он, способны любить, А именно, они способны чувствовать привязанность, близость, осознавать то, что о них заботятся и платить своей преданностью. Насколько реально при этом создать человеческое существо, ребенка, который бы смог ощутить чувство материнской любви?

Дэвид (а его играет известный вам по фильму The Sixth Sense Haley Joel Osment) и является таким существом. Ребенок с ясными голубыми глазами и неаккуратной прической внутри содержит мириады чипов и микросхем, а также модули памяти. Внешне он ничем не похож на робота и лишь только его пристальный взгляд и слишком покладистое поведение наводят на мысли о том, что перед нами не реальное существо из человеческого мира, а робот.

В то же время, семья из Нью-Джерси, состоящая из отца, которого зовут Генри (его играет Sam Robards) и молодой матери по имени Моника (ее играет Frances O'Connor), уже и не надеется вернуть себе сына Мартина (его играет Jake Thomas), который находится в коматозном состоянии. Моника весьма тяжело переживает предстоящую утрату, поскольку шансы выжить у Мартина довольно малы, и профессор Хобби с трудом, но уговаривает семью Свинтонов усыновить Дэвида, продукта корпорации Cybertronics.

Дэвид мало чем отличается от остальных роботов, которые на данный момент присутствуют на планете в больших количествах. Хотя некоторые отличия все же есть - его кожа, черты лица, манеры поведения очень напоминают человеческие и даже на близком расстоянии принять его за робота довольно трудно. Кроме того, в руководстве по эксплуатации содержится инструкция о включателе любви - кода из нескольких слов, которые нужно прочесть роботу для того, чтобы он навсегда привязался к читателю, и, следовательно, полюбил.

Включатель любви работает только в одну сторону, то есть выключателя в нем не предусмотрено - любовь робота автоматически прошивается в микросхемах и удалить ее без уничтожения самого робота невозможно. "Какова ответственность человека, который заставит робота полюбить себя?" - вопрошает в начале фильма одна из сотрудниц Хобби. Ответ на этот вопрос мы стараемся получить в течение всего фильма.

Первая его часть - Дэвид в семье Свинтонов. Здесь повествование в основном ведется с точки зрения Моники, и нам предложена возможность проследить за гаммой чувств, которая она испытывает. Поведение робота вначале просто раздражает и пугает - на первом этапе он просто учится поведению и поэтому постоянно следит за людьми и их действиями, следит пристально и внимательно.

Затем в какой-то момент дела идут вверх у Мартина, сына Свинтонов, он выходит из коматозного состояния и возвращается домой только для того, чтобы найти там своего нового искусственного "брата", который уж слишком правилен и послушен во всем, что раздражает Мартина до неимоверности. Дает себя знать и детская ревность - Мартин постоянно играет на доверии искусственного интеллекта Дэвида, друзья Мартина подшучивают над "меком", и несколько раз мы стаем свидетелями весьма опасных сцен, где под угрозой находятся жизни Моники и Мартина.

В определенный момент Моника все-таки понимает, что время настало, и она открывает запечатанный пакет руководства по эксплуатации и зачитывает Дэвиду секретный код, после чего становится объектом его любви и нежности. Между тем, события и обстоятельства приводят к тому, что от Дэвида решают избавиться. По дороге в Cybertronics, где приобретенного робота можно сдать на утиль, Моника старается возобладать над своими чувствами и решает не убивать Дэвида. Она оставляет его одного, в лесу, несмотря на мольбы ребенка не покидать его. С ним остается и Тедди - робот-медведь с зачатками искусственного интеллекта, который уже стар, повидал жизнь, и поэтому постоянно ворчит.

Предположительно вторая часть истории начинается здесь. Дэвид знакомится с Жиголо Джо (его играет Jude Law), который в человеческом мире исполняет роль удовлетворителя женских желаний. "Как только ты попробуешь это с меком, тебе никогда больше не захочется мужчину-человека", - объясняет он свои преимущества молодой девушке, сомневающейся в том, стоит ли ей вступать в столь пикантную с точки зрения биологии связь.

Жиголо Джо и Дэвид становятся товарищами по несчастью - их отлавливают организаторы шоу, где главной изюминкой является убийство механического существа. Тысячи зрителей весьма сомнительной натуры собираются на больших стадионах для того, чтобы поучаствовать в "празднике жизни" - растерзании робота железным пропеллером или пролитии на него кислоты.

Дэвид, в котором тот самый включатель находится в положении "ON", не теряет надежды найти свою семью, и доказать Монике, своей маме, что он любит ее. В его память глубоко врезалась сцена из "Пиноккио", где западный Буратино находит прекрасную фею, которая превращает Пиноккио в настоящего мальчика. Дэвид глубоко уверен, что мама непременно полюбит его настоящего и все свои силы посвящает поиску феи.

О событиях фильма рассказывать, наверное, не стоит, иначе тогда его неинтересно будет смотреть, а посмотреть есть на что. Жиголо Джо, зная, что Дэвид ищет некую женщину, предлагает ему свою помощь, так как, по его словам, никто не знает женщин лучше. Вместе Дэвид и Джо освобождаются неким чудом из клетки на шоу, попадают в город красных фонарей Rouge City, летят на вертолете, и попадают в полузатопленный Манхэттен, вход в который разрешен только людям.

Именно там Дэвид встречается с профессором Хобби, именно там в его искусственном уме происходит первый конфликт личности, поскольку он, представляющий к тому времени себя единственным, узнает о "штамповке" корпорацией Cybertronics тысяч таких же Дэвидов, именно там он падает на дно Манхэттена, где и попадает в волшебный сад, который некогда служил прибежищем для детей и их нянь. Сад, посвященный сказке Коллоди, содержит самое главное - волшебную фею.

Казалось бы, на этом фильм и заканчивается. Дэвид остается у феи и продолжает свои молитвы, Жиголо Джо схвачен полицией, однако в последний момент кричит Дэвиду ту сокровенную фразу "I am", которая теоретически должна отличать человека от робота.

Однако Спилберг бы не был неожиданным режиссером, если бы не его любовь к неожиданным поворотам развития событий - с Дэвидом мы переносимся на две тысячи лет вперед, когда человеческая раса уже давно погрязла под густым слоем снега и льда, а планету в качестве возможного местопребывания выбирают пришельцы. Чудом сохранившийся в массе льда мозг Дэвида дает возможность узнать о тех, кто жил на этой планете раньше, и чем была цивилизация.

В конце фильма Дэвиду представляется возможность осуществить самое заветное желание, что он и делает.

Резюмировать подобные фильмы трудно, так как обычно после окончания остается больше вопросов. Игра Хейли Осмента поражает, в процессе фильма мы можем следить за развитием искусственного интеллекта его героя, настолько похожего на человека. Натуральны и естественны и другие персонажи этого фильма, весьма домашняя Моника, несколько эмоциональный Генри, ревностный Мартин, жизнерадостный Жиголо Джо.

В целом, фильм посмотреть стоит. Стоит посмотреть для того, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, который звучит в самом начале. Стоит посмотреть ради сценария Кубрика и спецэффектов Спилберга. Стоит посмотреть ради того, чтобы попробовать себя в новом мире, где жизнь, смерть и чувства являются уже продуктом научных исследований, и где приближенность интеллекта к жизни становится продуктом корпораций.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

«По-хозяйски» – вот как Стивен Спилберг относится к нам, вам и к Я Сам с заглавными «я» и «с». Он – самый большой с самым длинным, возражения не принимаются, вы не выстоите эту очередь. Он – Билл Гейтс мира движущихся образов, хип-хоп бог мира, в котором хип-хоп всегда будет оставаться низким жанром. Последний эпитет совершенно неслучаен: самоуверенность и panache, с которыми был выпущен Искусственный Интеллект (AI) сродни разве что выходу мультиплатинового альбома-компиляции друзей и соседей очередного рэп-идола. Тематика большинства трэков такового будет нехитрой: «скажите, как меня зовут? Бу! Ра! Ти! Но!», «больше денег – больше проблем», «все вокруг карабасы-барабасы, я один – Д’Артаньян» и т.д. С AI – история та же.

Нелегко трансформировать себя в серьёзного, мучимого комплексами мрачного гения, если всю сознательную и именно оттого неправдоподобно успешную творческую жизнь ты прокламировал себя как Новая Агния Барто, мастер политкорректности коммерческого кинематографа. Из болота тащить бегемота, даже если Стэн твой близкий друг (соответствующий yo! to Eminem, wrong Stan, man…). Дабы не показаться голословным: Спилберг действительно был дружен с одним из режиссеров, доминирующих в силу разных причин в истории мирового кино. Стэнли Кубрик, известен Доктором Стрэйнджлав, Космической Одиссеей 2001, Заводным Апельсином, Цельнометаллической Оболочкой, манерой заставлять актеров снимать десятки дублей (пожилой Скэтман Крозерс, игравший второстепенную роль в Сиянии, вовсе не по своему желанию 75 раз захлопывал дверь автомобиля) и прочими замечательными вещами. Стэнли Кубрик никому не советовал летать самолетами и скончался за 666 дней до 01.01.2001, незадолго до завершения работы над своим фильмом Широко Закрытые Глаза, возможно, единственным хоррором о человеческой нежности и близости. Последним словом в его последнем фильме было слово «fuck». Стивен Спилберг же скорее тот одаренный и исключительно многоплановый режиссер, в работах которого «fuck» может быть интерпретировано как «ой! Господи, как же это…».

Однако, без единого междометия, в пронзительном свете собственной славы, отрицающем тень сомнений, свойственную нам двуногим, вышеуказанный Стивен Спилберг взялся продолжить и довести до логического конца проект своего оказавшегося вдруг друга. Искусственный Интеллект потенциально мог бы стать идейным и визуальным сиквелом Космической Одиссеи, но оформился в нечто невнятное, достаточно безликое, чтобы затеряться в толпе ничем особо не примечательных летних премьер этого года. Спасибо Стивену Спилбергу.

Повторюсь, одаренный и исключительно многоплановый, ОК?

Поразительно. Переименовать руку в длань и вышвырнуть вперед. По слогам, поясняя и рассчитывая на широкую, очень широкую аудиторию как Спилберг, – по-ра-зи-тель-но, но бешено отвязанная манера Расхитительницы Гробниц и Возвращения Мумии, полностью отказавшихся от сюжета, здравого смысла и логики, удивляет в меньшей степени, чем размазанная по плоской плоскости собственного гуаноманитарного мировоззрения последовательность картин, склеенная нарративом из Пиноккио. AI – во многом вторичное или – вежливее – почти целиком беззастенчиво заимствованное кино. Более того, мало-мальски независимый взгляд и оригинальность считанных эпизодов, достойных внимания, сводится на нет колоссальными пустотами и дефолтной безликостью персонажей. Словно проходишь сквозь громадные безлюдные залы декорации, на которую неискренними дизайнерами была истрачена неприличная куча казенных денег в приготовлениях к пошлому протокольному мероприятию. Последнее же представляет собой якобы притчу, а по сути не очень умный агитпроп для «двуногих вообще» как целевой аудитории. Скучно и пошло. Сам фильм в значительно меньшей степени интересен, чем история его многотрудного создания и контекста, в котором он воспринимается сейчас и скорее всего будет рассматриваться в дальнейшем.

Приведенный выше эпиграф может быть переведен по-разному. Это одновременно шальное заявление собственной безнаказанности, оправданной имиджем, наглостью, бог-весть чем ещё, и декларация спонтанного выражения таланта, хрупкого и то же время абсолютно независимого от мнения толпы. Это может быть убедительно. В нашем очень белом мире можно женственно отдаться агрессивной харизме рэп-идолов. Не хочется и, наверное, нельзя уступать эгоцентричным самоуверенным дядям, забывшим словосочетание «нежный возраст», когда они утверждают, что их «всю дорогу ох супер как несёт» и самодовольно хотят flow forever. Самое ужасное в Списке Шиндлера был Амистад, тошнотворно политкорректно выпущенный следом, Индиана Джоунс стар, суперстар, Парк Юрского Периода переживает ещё одну пластическую операцию, а ET (Иноплянетянин) предан забвению, ибо правда не может быть здесь, она – где-то там. Наверное, там же осталась и искренность, принадлежавшая прежде некоторым дядям, бывшим некогда хрупкими юношами.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Девиду 11 лет. Его вес 60 фунтов. У него карие глаза. Его любовь настоящая. Но он сам - нет.

"Искусственный интеллект", о чем этот фильм? Ужастик, о том, как землю поработили машины? Красочная картина, описывающая безоблачное будущее? Не такое уж оно и безоблачное может быть.

Парниковый эффект, началось таяние полярных льдов. Затоплено множество прибрежных городов, и среди них такие гиганты как Нью-Йорк. Человечество находится в сложной ситуации. Установлен жесткий контроль над рождаемостью. И не каждому выпадает счастье иметь ребенка. И можно представить, какое горе в семье, когда умирает единственный сын.

Чтобы выжить, человечество начинает повсеместно использовать искусственный интеллект. Появляется множество роботов, удовлетворяющих насущные потребности человечества. Роботы-повара, сиделки, домработницы и даже роботы для любовных утех. Но несмотря на то, что внешне они выглядят абсолютно так же как и люди, они все равно остаются машинами. Но прогресс не стоит на месте, и технологии совершенствуются с космическими скоростями.

Главный герой фильма - Девид (Haley Joel Osment), мальчик-киборг с искусственным интеллектом -опытный образец, который был отдан на испытания в семью, в которой случилось несчастье, и родной сын лежит в криогенной лаборатории, практически без надежды на выздоровление. Мальчик, который должен заменить родного сына. Идея не совсем новая в кинематографе. В 1985 году на экраны Америки вышла картина D.A.R.Y.L, режиссера Саймона Винсера (Simon Wincer), рассказывающая злоключениях мальчика-робота Баррет Оливер (Barret Oliver), созданного Пентагоном как новое совершенное оружие, и не востребованного затем, по причине того, что он слишком стал похож на человека. Потому что ему перестали быть чужды человеческие чувства, такие как страх, любовь, сострадание.

Стивен Спилберг вернулся к этой теме, но проблемы, которые рассматривает фильм намного шире и глобальнее.

К моменту создания Девида искусственный интеллект широко используется человечеством. Но детей никто не создавал. Тем более никто не создавал их для такой цели, как Девид. Он должен был быть не просто послушным, добрым мальчиком. Он должен был ЛЮБИТЬ! Любить своих родителей. Однако ни для кого не секрет, что любовь - это чувство, которое должно быть взаимное. Драма разыгрывается тогда, когда Девид не получает ответа на свою любовь. Моника, отчаявшись увидеть своего ребенка живым, инициирует у Девида программу, благодаря которой он начинает считать ее мамой, и относиться к ней с такой нежностью и любовью, какую не всегда встретишь и настоящих детей. Одна проблема, сможет ли Моника полюбить машину. Может и да, но только не тогда, когда чудесным образом выздоравливает ее собственный сын, и Девид становится не нужным. Не нужным не потому что он плохой, а потому что «механический»

Вряд ли кого-то оставит равнодушным эпизод, когда Моника принимает решение оставить Девида в лесу, оставить, что бы навсегда вычеркнуть его из своей жизни. Больно даже представить себе, что испытывает в этот момент Девид, который и без этого прекрасно сознавал, что ему трудно тягаться со своим «братом», по той причине, что Мартин (Jake Thomas) живой, а он всего лишь машина. Современный Пиноккио, который тоже хочет стать настоящим мальчиком, только никто не в силах ему помочь. Хочет стать настоящим, чтобы его полюбили. Чтобы ответили на его любовь. Хотя, по большому счету он стал им, если не считать, что он сделан не из плоти и крови. Потому что он не только знает что такое любовь, и не просто любит свою маму, а испытывает необходимость в обратном чувстве, и него появляется мечта, мечта, к которой он стремится. Мечта найти Добрую Фею, и стать настоящим мальчиком. Как в той доброй сказке, которую ему и его «брату» читала перед сном «мама». Бездушная машина не может мечтать. А значит Девид более не машина.

Его поиск проводит его через множество испытаний, в том числе и смертельно опасных. Как то, когда он попадает в «Театр плоти», где публично уничтожают сбежавших или списанных «механических». Однако мир не без добрых людей. Зрители поняли, что Девид не просто «механический», что у него есть душа. Однако эта душа не находит покоя даже тогда, когда находит своего создателя. Девид сталкивается все с тем же отношением к нему, как и у «мамы». Профессор (William Hurt) прекрасно знает, что ему удалось создать прототип души человека, используя достижения современной науки. И Девид, пришедший к нему в поисках Доброй Феи, прекрасное тому подтверждение. Но вместе с тем, он относится к нему как к машине. Пути к научному успеху, к славе. Но ни в коем роде как к человеку. И только потому, что он создан не из плоти и крови.

Его поиски заканчиваются на дне морском, где в затопленных развалинах парка, он находит Добрую Фею, и остается там, прося ее только об одном, что бы она сделала его настоящим мальчиком…

Но этого не может сделать даже развитый инопланетный разум, спустя 2000 лет. Который проникся состраданием к маленькому одинокому мальчику, не может вернуть ему маму… больше чем на один день…

Очень печальная картина. Блестяще срежессированная Спилбергом. Однако душой этого фильма является Хейли Джоел Осмент, который позволил нам пережить все, что пережил он, оставшись один в лесу, когда его друзьями были электронный игрушечный медведь и Киборг-жигало. То, что он пережил, когда искал Фею. Его игра в фильме как всегда превосходна. Не мало детей снимается в кино, но у Осмента есть особый талант. Талант к драматическим ролям. Взять для примера его роль в фильме «Шестое чувство». Все прониклись состраданием к маленькому мальчику, для которого дар стал проклятьем. «Я вижу мертвых людей». Не поворачивается язык сказать, что мальчик играл в фильме. Нет, он жил в отведенной ему роли. Он действительно стал тем самым мальчишкой, который столкнулся с проблемой, трудноразрешимой даже для взрослого человека. В картине «Заплати вперед» (Pay it forward) Осмент перерождается в совершенно другого человека, Тревора Маккини. И все также всецело как и «Шестом чувстве». И «Искусственный разум» не был исключением. Мальчик вновь сливается с фильмом, становясь его неотъемлемой частью. Собственно говоря, весь фильм построен исключительно на Девиде. Гений Спилберга и талант Осмента сделали свое дело. Фильм проникает глубоко в душу.

Печально видеть сугубо потребительское отношение человека ко всему, что он создает. А ведь Девиду нужно было не так много… только что бы его любили.. любили как человека. Никто не подумал о том, что Девида создали не только для того, что бы он любил кого-то. Но вдохнув в механическое тело человеческую душу, ему так и не дали того, для чего создавали. Ему не дали любви… Так кто оказался бездушным? Готовы ли мы ко встрече высокими технологиями? Готовы ли мы взять на себя такую ответственность?


     
РЕЦЕНЗИЯ №5

Идея создания фильма об искусственном интеллекте принадлежала гениальному, но, к сожалению, ныне покойному режиссёру Стэнли Кубрику. Ещё в далёком 1969 году, после того, как журнал Harper's Bazaar напечатал небольшой рассказ Брайана Элдиса "Суперигрушки на всё лето", Кубрика посетила мысль о создании фильма о мальчике-роботе, который пытается добиться любви своих приёмных родителей. К сожалению, технический прогресс не позволял воплотить всё это на экране - Стэнли не желал, чтобы его мальчика играл актёр, он хотел создать его на компьютере...

В 1999 году Кубрик скончался, и "Искусственный Разум" так бы и остался всего лишь идеей, если бы не Стивен Спилберг, который занялся экранизацией данного творения. Стоит отметить, что работу над A.I. режиссёр "Парка Юрского Периода" начал не с голого листа: вдова покойного Кубрика передала Спилбергу эскизы города будущего, а также переписку режиссёра за последние семь лет. Да и при жизни Стэнли Кубрик говорил, что не прочь передать проект какому-нибудь более молодому режиссёру. И Спилберг в этом списке был на первом месте.

Летом 2001 года "Искусственный Разум" был снят, а осенью его наконец-то начали крутить на большом экране в России. Конечно же, я не мог пропустить такое событие и не сходить на эту ленту. Начать, наверное, стоит с того, кто был выбран на главные роли.

Хэйли Джоэль Осмент - любимец Спилберга, известный нам по "Шестому Чувству", играет в A.I. главную роль - мальчика робота, который хочет одного - любви женщины, которую он считает своей матерью. И в самом деле, для своих лет парень играет гениально - не зря Спилберг его так сильно холит и лелеет. На роль самой матери была выбрана Фрэнсис О'Коннэр. Играет чувственно, хорошо - это факт. Ещё одной яркой фигурой в фильме является персонаж Джуда Лоу - робот, созданный для любовных утех. Он и послужит эдаким проводником Дэвида (мальчика робота) в мире будущего.

Сюжет фильма на первый взгляд прост. В будущем льды растаяли, затопив большую часть земного шара. Основная масса населения голодает и живёт в нищете. Кроме Америки, конечно. Здесь прогресс, развитие и процветание. Роботы уже давно вошли в обиход и используются везде, где это только возможно. Учёные создают новую модель робота-ребёнка, который создан для того, чтобы любить родителей. Первыми, кто берут такого мальчика, является семья, где собственный ребёнок погружен в криогенный сон, из-за какой-то тяжёлой болезни. Но, когда Давида берут в эту семью, мальчик неожиданно выздоравливает, и Давид становится никому не нужен. Его выбрасывают... Далее робот-ребёнок будет пытаться стать настоящим. В конце же нас ждёт очень большой сюрприз, который, уверен, не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Нельзя не признать, что A.I. кино гениальное. Спилберг, хоть и является создателем поп-корновых блокбастеров, на этот раз создал кино умное, интересное и заставляющее думать. Так держать! Кубрик был прав, когда называл Спилберга лучшей кандидатурой для своего фильма. Получилось кино высшего класса. Возможно даже именно A.I. получит главный оскар этого года.


     
РЕЦЕНЗИЯ №6

В не слишком близком будущем на Земле царит уже привычный по многим фантастическим фильмам бардак: глобальное потепление, затопленные прибрежные города, перенаселение, как следствие, искусственное ограничение рождаемости и весь прочий букет проблем, которые никто не знает, как разрешить. Впрочем, технологии продвинулись так далеко, что последнее, что предложили ученые, стал робот-ребенок, способный любить своих "родителей". Именно такую пробную модель решили "усыновить" семейная пара, потому что их настоящий ребенок лежит в холодильнике, то есть, прошу прощения, в крио-камере, и ждет, когда врачи изобретут лекарство от какой-то болезни. Однако, как только родители начинают привыкать к новому "сыну", их настоящий сын выходит из комы и возвращается домой живым здоровым. Соответственно, ребенок-робот становится не нужен. Мама отвезла его в лес и бросила там, закатывая истерики, хотя я так и не понял, а с чего бы это? Ведь не живого мальчика там бросает, да и волков в будущем скорее всего уже нет.

Малыш пораскинул своими электронными мозгами и решил, что если он станет настоящим мальчиком, то его мама снова полюбит его. А для того, что бы стать настоящим, надо найти Голубую Фею, она взмахнет волшебной палочкой и превратит его в самого настоящего мальчика. Совсем как Пиноккио (это такой американский Буратино - если кто не знает) в сказке, которую ему читали на ночь. Дэвид (именно так зовут робота) начинает свое путешествие…

Фильм делится на две больших части. Часть первая, камерная или, если говорить терминами кино - "арт-хаузная". Все действие происходит буквально в нескольких комнатах дома, никаких спецэффектов (серьезное кино значит), минимум декораций, минимум работы оператора. Видимо целью было показать отношения человека и "не человека". Как ведет себя "не человек", созданный для того, что бы заменить человека, более того, заменить ребенка? А как обычный ребенок. Он играет, он шалит, он любит, чтобы ему почитали сказку, и, конечно, он очень любит своих папу и маму, но по-моему маму все таки больше, программа у него такая. А как ведут себя люди, в присутствии "не человека". Впадают в истерики и произносят длинные, бессодержательные монологи на тему "если он похож на человека, то он и есть человек". А не кажется ли вам, что ситуация мягко говоря надуманная и совершенно бесчеловечная? Разве можно роботом, пусть и самым совершенным, заменить ушедшего любимого человека, пусть и не совершенного? С актерскими работами все очень посредственно. Пару родителей и их настоящего сына играют актеры, которых лично я никогда не видел и больше не увижу. Ясное дело, ставка делалась на Джоэля Хэйли Осмента. Мысль Спилберга понятна - дать пареньку побольше пространства и он та-а-ак сыграет! Не-а. Не сыграл, просто нечего там играть. Не в силах двенадцатилетнего пацана развеять тот космический вакуум скуки, который столь тщательно нагнетали господа создатели.

После того как робота выкинули на улицу, начинается часть вторая: поиски Голубой Феи. Вы удивитесь, но Дэвид ее все-таки нашел, пройдя через множество испытаний и лишений, доказав таким образом свою истинно человеческую сущность. Находит ее не где нибудь, а на дне затопленного Нью-Йорка. А дальше происходит то, что заставляет задуматься о вменяемости создателей фильма. Нет, в настоящего мальчика Дэвид не превращается, хотя я допускал и такую возможность. Ну, хоть до этого не дошло, спасибо тебе Стивен, большое! Дэвид замерзает во льдах на две тысячи лет! За это время человечество окончательно перемерло, надо полагать от ограничения рождаемости, и на Земле живут роботы "второго поколения", то есть роботы которых спроектировали другие роботы. Они ничего не знают о человечестве, и поэтому Дэвид для них исключительно ценен как свидетель истории. Они вернули ему маму! Вырастили из генов, взятых из одного единственно волоса. Правда, жить этот клон может всего сутки, он это не страшно - главное Дэвид будет счастлив. Счастье оно ведь так мимолетно.

Сказать, что сюжет нелеп, не сказать ничего вообще. Практически на каждой сцене можно воскликнуть по-станиславскому "Не верю!". Отметаются законы самой элементарной логики, взамен нагромождается непонятно что и неясно зачем. Уже к середине становится понятно, что не может быть у фильма хоть какого-то стоящего финала, да еще я вспомнил, что "маэстро" Спилберг обещал финал "шокирующий". Это верный признак того, что ничего хорошего не будет, заявления подобного рода всегда означают, что режиссер не представляет себе, чем же должен кончится фильм, поэтому лепиться максимально противоречивый и не правдоподобный финал. Это и называется "шок от Спилберга".

Сказать, что визуальный ряд в целом убогий не могу, но не покидало меня ощущение, что все это я уже видел, причем в гораздо лучшем исполнении. Я конечно не ссылаюсь на такие святыни фантастики как "Звездные Войны" или "Бегущий по лезвию". Ничего такого, что сильно радовало бы глаз я в "Искусственном Разуме" не увидел. Но объяснить это можно - Спилберг считает, что серьезный фильм, это фильм максимально невыразительный с точки зрения визуального ряда.

Если прибегнуть к языку метафор, Спилберг попытался сбить масло и воду. Результат известен заранее. Фантастика, которую смотреть неинтересно, по причине скупого визуального ряда. Драма, которую смотреть тоже неинтересно по причине отсутствия внятно поставленной проблемы и конфликта. Я так и не понял, в чем же идеологическая нагрузка фильма. Вообще это странно, если не сказать подозрительно: фильм самого американского режиссера без идеологической нагрузки. Как относится к существу, полностью копирующего человека? Где та грань, которая отделяет человека от "не человека"? Вроде бы такие вопросы можно задать себе после просмотра фильма, но только если очень напрячься. Я не представляю, кому может быть интересен этот фильм, целевая аудитория не просматривается. Нет зрителя, нет и фильма - кассовые сборы в Америке ничтожны. Не без ехидства замечу: Спилберг и раньше всегда снимал посредственное кино, но оно хоть кассу делало.

На афише фильма написано: "Путешествие в мир, где роботы могут любить и мечтать". Много десятков лет назад Филипп Дик задал вопрос: "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Может быть, но только не в мире Спилберга!


     
РЕЦЕНЗИЯ №7

Стивен Спилберг кино снимает редко - видимо, боится зрителю надоесть. В свободное же время именитый режиссер занимается продюсерской деятельностью, продвигает собственную студию DreamWorks, растит пятерых детей от первых двух жен, и вообще всячески доволен жизнью. Периодически Спилберг даже снимается в кино. Справедливо было бы отметить, что играет он самого себя - других ролей, видимо Спилбергу не доверяют. Да и наряд "живого классика" ни к чему другому не располагает.

Тем не менее, вся эта спокойная звездная жизнь ни до чего хорошего ни одного талантливого человека не доводила. Если периодически не напоминать о себе, через некоторое время зрители забудут о самом твоем существовании, что, в свою очередь, черевато потерей не только заработка, но и статуса "живого классика первой степени".

Собственно, под тяжестью таких мыслей согнулся не один режиссер, и Спилберг - не исключение. Да, да, пора снимать, снимать, снимать... В суете многие не замечают, что снимать, по сути, уже нечего. Все, что хотелось когда-то снять, уже отсняли, и не один раз. Киногении сейчас кишат буквально повсюду - как же, экономическое похолодание и возможная депрессия сулят этим грифам от искусства неслыханные возможности - совершенно по-ленински они верно предполагают, что чем хуже будет зрителям, тем охотнее пойдут они за сказкой в кино.

Но и Спилбергу не занимать смекалки - обратите внимание на заставку "Stanley Kubrick Productions" в начале фильма. Кое-кто, скорее всего, пропустит это мимо ушей... глаз, и совершенно напрасно. По мнению американского музыкального журнала "Rolling Stone", незадолго до смерти Кубрик являлся Спилбергу, консультируясь по вопросам эффектов для своего очередного фильма. Так или иначе, Кубрик умер, а дело его - живет. Спилберг жульничает - "Stanley Kubrick Productions" никогда не существовала. Эта компания - плод воображения лично Спилберга, которому было не вполне удобно позаимствовать идею не вполне живого сейчас Кубрика.

Тот же Rolling Stone предполагает, что A.I. можно рассматривать как плод совместной работы. Я лично в этом сомневаюсь, поскольку Кубрик скорее мертв, чем жив, а вот Спилберга в картине необыкновенно много. Поэтому бронзовый бюстик Кубрика я уже разослал всем желающим почтой, и сейчас попытаюсь рассказать собственно о фильме.

Итак, идея очеловечившихся андроидов (человекоподобных роботов) не нова. Одним из самых известных популяризаторов этой темы был тот самый Айзек Азимов, по рассказам которого сняли Bicentennial Man ("Двухсотлетний человек"). Впрочем, творил Азимов в доспилберговскую эпоху, да и тему Bicentennial Man отхватил какой-то другой режиссер-конкурент. Другой пример, опять же, из эпохи, когда свежих идей было навалом - Blade Runner ("Бегущий по лезвию бритвы") по мотивам произведений Филиппа К. Дика. Оба фильма рассказывают о том, что робот, в принципе, может стать человеком. Или, по крайней мере, человек может, в принципе, оказаться роботом. Спилбергу этого показалось мало.

Как вы считаете, если робот питает нежные чувства к человеку, сможет ли человек полюбить робота? Лично Вы, к примеру, сможете полюбить муху, которая обожает Вас больше жизни? Что-то я сомневаюсь. Мораль нашего общества такого либерализма не допускает; более того, такое поведение считалось бы отклонением. Любителя мух поместили бы к Наполеонам - и были бы совершенно правы. Зачем понапрасну тратить человеческий генофонд - ведь наша основная цель разводить людей, словно бройлерных кур.

Отдаленное будущее человечества, куда переносит нас A.I., не слишком обнадеживает. Из-за глобального потепления площадь суши значительно уменьшилась, уменьшилось и жизненное пространство, многие народы погрузились в нищету, и лишь немногие (и то испытывающие недостаток в ресурсах), продолжают жить беспечной жизнью.

Не все хорошо в этом мире. Многие родители теряют своих детей из-за неизлечимых болезней. Поэтому некий бизнесмен от науки, занимающийся созданием андроидов, решает создать робота-ребенка, который бы обрушивал на приютившую его семью водопады сыновней любви.

В качестве такой семьи эскулапы выбрали семейство Свинтонов, настоящий сын которых, Мартин, из-за неизлечимой раковой опухоли, лежит, замороженный, как Уолт Дисней, в маленьком, но уютном хрустальном гробике. Робот, Дэвид, как ни крутите, в семье не Свинтонов не прижился. Мартин подозрительно быстро поправился и немедленно почувствовал конкуренцию - Дэвид точно так же требовал любви, за что, собственно и поплатился. Более того, приемные "родители" Дэвида вывезли его в лес, где бы он собственно и сгинул.

Уместно вспомнить надоевшего всем Сент-Экзюпери, впрочем, некоторые родители так поступают со своими собственными детьми. А робот - что с него взять, он же всего-навсего машина - пускай пропадает. Его не жалко. Монику (мать Мартина) тоже можно понять - Дэвид представляет серьезную угрозу для ее собственного сына, впрочем, и Дэвида тоже жалко. Поэтому вместо того, чтобы отвезти его обратно в институт, для последующего уничтожения, она и выпускает его в лес, кишащий дикими зверями и беглыми роботами. Понятие гуманизма в те далекие годы мало отличается от нашего, и моральное право того или иного человека на его поступки мы можем судить с привычной точки зрения. Оправданы ли аборты, или их запрет является вмешательством в частную жизнь? Должен ли робот, любящий свою семью, возненавидеть человечество и перерезать всех, попавшихся ему на пути, циркулярной пилой?

Впрочем, достаточно пугать. Спилберг снял фильм, в котором точку можно поставить дважды. Первый раз она будет скорее моралистской - индивидуальность не терпит повторения, и тот, кто растиражирован в коробках "Вот ваша настоящая любовь" не может обрести личность, как бы не просил. Да, это жестоко, но что поделать - общество тоже жестоко. Надоела собачка - выгнал на улицу. Второй раз Спилберг пытается закончить фильм надморальными соображениями - Дэвид не может стать человеком, но он может остаться один-одинешинек на этом свете, где других людей, кроме него уже нет. Да так ли это важно?

Трагедия маленького робота, обретшего свою индивидуальность, потерявшего ее, и нашедшего вновь тронет многих из вас. Не пытайтесь искать в A.I, несоответствия физическим законам, не стоит вглядываться в экран, чтобы увидеть какую-то странную деталь. Спилберг поведал нам притчу. Она может показаться странной. Но главное - верно. До тех пор, пока мы не полюбим своих ближних, рассчитывать на райское блаженство нам не приходится.

Напоследок отмечу великолепную режиссерскую и актерскую работу, которую вы все увидите в A.I. Конечно же, Хейли Осмента и Джуда Ло. И конечно же, самого Спилберга, который, возможно, уворовал идею фильма у самого Кубрика.

"Его любовь реальна, а сам он - нет" - гласит реклама. В действительности, все не так просто - Дэвид реален. А вот реальны ли мы с вами?


     
РЕЦЕНЗИЯ №8

О, ребята, это такая история, такая история... Вокруг нее было очень много шуму. Потому что задумал ее еще великий Стэнли Кубрик. Да и задумал аж в 69 году и тридцать лет потихоньку готовился к съемкам. К сожалению, когда было уже почти все готово, Кубрик ушел из жизни. Но его друг, Стивен Спилберг, подхватил упавшее знамя и в память о великом режиссере воплотил эту его задумку. Поэтому я как бы в недоумении. С одной стороны, я люблю Кубрика, а этот фильм, вроде как, сделан в память о нем. С другой, это фильм не Кубрика, а Стивена Спилберга (а это совсем не одно и то же), и нам его предлагают как самостоятельное произведение, а вовсе не как исключительно дань памяти. Причем это самостоятельное произведение идет больше двух часов, а за такое время нам с котом Бубликом эта величественная картина настолько истрепала все нервы, что я не могу удержаться от того, чтобы не высказать все, что я о ней думаю.

Ведь почтить память Стэнли Кубрика я могу каким-нибудь другим образом. Например, пересмотрев мой любимый "Заводной апельсин" или менее понятный, но тоже классный "Широко закрытые глаза". В конце концов, я просто повешу портрет Кубрика на стену и буду на него смотреть, вспоминая Мэтра. Но я не буду чтить память Кубрика фильмом "A.I.", потому что... А вот почему - сейчас изложу подробно.

Земля, недалекое будущее. Глобальное потепление вызвало всяческие катаклизмы, в результате чего Нью-Йорк доконали окончательно. Профессор Аллен Хобби (Уильям Харт), занимающийся роботехникой, сконструировал робота, способного, как утверждает профессор, любить. То есть робот настроен на привязанность к определенным человеческим особям. Так, по крайней мере, сделана его программа. Ну как если бы кофеварка внезапно полюбила своего хозяина и отказывалась бы готовить кофе любым другим особям.

Этого робота, который выполнен в виде самого настоящего маленького мальчика, разговаривающего с привидениями (его играет самый тоскливый и жалостливый мальчик всех времен и некоторых народов - Хэйли Джоэл Осмент), профессор запускает в семью, где маленький сын лежит в коме уже несколько лет. Профессор считает, что такой семье будет легче полюбить эмоциональную кофеварку, чем какой-либо другой.

Но, как и ожидалось, особой любви не происходит, потому что мамаша (Фрэнсис О'Коннор), в отличие от Спилберга, не проникается человеческими чувствами к этому железному чудовищу, бродящему за ней по пятам, хоть он и выглядит как самый настоящий слезливый мальчик. Кстати, кофеварка тоже не сразу воспылала к маме нежными чувствами. У нее надо было сначала активизировать подпрограмму, отвечающую за нежность чувств к конкретным особям. Только после этого, когда тетка произнесла: "Крибле, крабле, бумс, бля", кофеварка вдруг поняла, что именно эта тетка - его настоящая мама, которую можно дергать за волосы и задавать ей идиотские вопросы из серии: "почему вода мокрая?", "почему небо голубое?", "почему число "пи" равно 3,1415926536", а также "почему при решении уравнений третьего порядка методом Берстоу очень важно правильно подобрать стартовые коэффициенты?"...

Но тетка почему-то так и не смогла проникнуться чувствами к любвеобильной кофеварке. Тем более, что ее настоящий сын вышел из комы и тоже не стал фанатом своего нового маленького дружка. Опять же, у маленького дружка наблюдаются какие-то странные сбои в программе. То он маме ножницами в глаз пырнул (этому профессору, конечно, надо руки оторвать), то живого сыночка почти полностью утопил...

Короче говоря, любвеобильная кофеварка не пришлась ко двору простых человеческих существ. Правда, кофеварка умеет не только любить, но и логически мыслить, хотя логика у нее, конечно, не машинная, а какая-то человеческая: мама как-то прочитала кофеварке сказку о Пиноккио, и робот решил, что если он сам найдет фею с голубыми волосами, то фея превратит его в самого настоящего мальчика, и мама его наконец полюбит и перестанет обижаться на ножницы в глаз и на то, что он немного утопил ее реального сынульку. (На этом месте мы с котом Бубликом зарыдали навзрыд... Правда, потом оказалось, что Бублик просто захрапел.)

Но тут уж сердце мамы не выдержало! При мысли о том, что кофеварка притащит в дом Голубую фею, которая прямо в их квартире произведет процесс очеловечивания кофеварки, сердце мамы огрубело, она схватила псевдомальчика в охапку, сунула его в машину, отвезла в лес и бросила там на съедение процессу окисления металла. (Эта сцена снята с таким внутренним трагизмом, что я быстро сбегал на кухню и на всякий случай погладил свою кофеварку по блестящему боку.)

Конечно, все эти сложные этические вопросы можно было бы решить по-другому, будь профессор, создавший эмоциональную кофеварку, чуть менее криворук, однако профессор такого наваял, что кофеварку действительно лучше закопать где-нибудь поглубже в лесу. Почему? Да потому что профессор ни черта не смыслит в программировании! Он, видите ли, сделал так, что если настроить кофеварку на какую-нибудь конкретную человеческую особь, то программу больше изменить нельзя. То есть если эта особь не захочет полюбить опасную для жизни кофеварку, то ее, кофеварку, надо будет расплавить, как уже ни на что не годную. Вот такое идиотское расходование средств. А этот профессор, заметьте, получает бюджетное финансирование, и мне, как налогоплательщику, смотреть на это все было очень неприятно.

Кроме того, профессор также оказался никудышным конструктором! Знаете, что он сделал с машиной стоимостью в черт знает сколько миллионов долларов? Он ее сконструировал так, что если машина запихает себе в рот пучок шпината, то это выведет из строя все микросхемы в ее пузе. Думаете, когда это выяснилось, профессора расстреляли за сортиром? Черта с два! Доктора просто вычистили у кофеварки из пуза весь шпинат, перепаяли микросхемы, а мамочка стояла рядом, держала кофеварку за руку и говорила: "Потерпи, милый, еще один микрочип перепаяют - и все"! Тоже редкостная по трагизму сцена.

Ну а после этого начались скитания несчастной кофеварки по миру жестоких людей. Ему даже пришлось присутствовать на шоу, устроенным сектой "За мир без устаревших роботов", где производились жуткие зверства: электрическим чайникам отрывали шнуры, у компьютеров зверски выдиралась память, а человекообразных роботов казнили жуткими казнями, примерно как первых христиан. Но кофеварку спас мальчикообразный внешний вид. Возбужденная публика не поверила, что он робот (все люди в этом фильме на редкость непоследовательны), поэтому паренек сбежал вместе со своим другом - человекообразным вибратором-удовлетворителем Жиголо Джоем (Джуд Лоу), и они отправились в затонувший Нью-Йорк искать фею с голубыми волосами, чтобы она превратила кофеварку в настоящего мальчика, которому шпинат не пережигает микросхемы.

Ну а дальше... Дальше все очень просто. Кофеварка будет две тыщи лет трогательно молить скульптуру феи сделать его настоящим мальчиком, а зрители будут две тыщи лет рыдать, глядя на эту "трогательную картину". Потом инопланетные крокодилы прилетят в голубом вертолете и воссоздадут мальчику его маму из случайно оказавшегося у мальчика маминого глаза, пардон, локона волос. Однако воссозданная мама окажется очень нестойкой (инопланетяне, вероятно, так же криворуки, как и профессор), поэтому проживет всего один день, после чего в слезах и соплях всего зала умрет вместе с кофеваркой, который за две тыщи лет, проведенных на дне океана, не только не исчерпал свои энергоресурсы, но даже и не поцарапался. Аминь. Все рыдают так, что спинки и сиденья кресел после сеанса приходится сушить феном. Ну или дрыхнут так, что болты кресел приходится все время подкручивать. Короче говоря, кинотеатрам от этой потрясающей картины - сплошные убытки.

***

Что интересно, этот фильм неплохо задуман и вполне прилично снят. Ведь Спилберг - это хоть и не Кубрик, но режиссер тем не менее вполне неплохой. По крайней мере, обычно он знает, что делает, и умеет давить на всякие невидимые пупочки, вызывающие у человеческих особей сентиментальные чувства. Так что это первый хороший фильм, который у меня вызывал стойкое чувство отвращения. Почему? Да потому что у меня он, вероятно, надавил не на ту пупочку.

Между прочим, я, как и всякий закоренелый циник, в душе очень сентиментален! Крайне сентиментален! Я люблю сказку "Русалочка" и всегда плачу, когда ее читаю. По крайней мере лет в 12 я плакал навзрыд - точно помню! Я и сейчас могу расчувствоваться просто так - например, увидев, как этот пушистый мерзавец, кот Бублик, спрыгивая с подоконника, приземляется не на четыре лапы, а на левое ухо.

Однако вся эта безумно слезливая история о кофеварке, которая была запрограммирована любить, меня невероятно раздражала. Просто потому, что прием довольно дешевый. Нельзя давить на одну эмоциональную составляющую. Надо давить хотя бы на две - тогда будет определенная цельность и в изложении, и в восприятии. А здесь весь фильм идет на каких-то совершенно истерических эмоциях, оставляющих крайне гнетущее впечатление.

Более того, этот фильм вовсе не производит впечатление доброй сказки (хотя задуман он был именно так). Я не знаю, какие эмоции испытывают дети, но даже я после просмотра этой картины был вынужден посмотреть пару выпусков "Летающего цирка Монти Пайтон", чтобы снять подавленное и раздраженное состояние. Похожие чувства у меня обычно возникают после общения с крайне истеричной и неуравновешенной особой, которая пытается повесить на меня все свои идиотские проблемы. Но особу я могу вежливо послать куда подальше, а фильм пришлось смотреть весь целиком, чтобы написать рецензию.

Честно говоря, без этого я бы картину выключил после первых двадцати минут. Тем более, что вся первая часть фильма - проживание кофеварки в "мамочкиной семье" - это полный кошмар. Чуть веселее становится, когда парня все-таки выставили из дома, и он путешествует с роботом-жиголо, однако все эти нарочитые страдания "первых христиан" - роботов, снятые также достаточно истерично и натуралистично, раздражают не меньше, чем все эти слюни-сопли в мамочкиной семье.

Один классный персонаж в этом фильме - робот-жиголо Джуд Лоу! Из-за него я даже чуть-чуть примирился с этой картиной. Честное слово, этот персонаж достоин отдельного фильма! Но только не давайте его снимать Спилбергу, умоляю вас!

Думаете, я не люблю Спилберга? Люблю. В смысле, что мне нравятся некоторые его фильмы. Я даже с симпатией отношусь к его сентиментальным фантастическим мелодрамам, вроде "Поступил без батареек". Но этот "Искусственный разум" - я вас умоляю! Тяжелая, гнетущая, истеричная картина с этим истеричным мальчиком (кстати, в лицензионном варианте он еще и озвучен совершенно ужасным мальчишеским голосом), которая лично у меня вызвала стойкое раздражение от начала и до конца. По-моему, детям этот фильм смотреть просто противопоказано. Никакая, к черту, это не красивая и добрая сказка. Это какая-то вивисекция, честное слово! Берегите детей, ребята, берегите детей! Даже взрослый дядя Экслер с трудом пережил эту картину, а у детей может наступить психологический коллапс. Кстати, я не шучу...

Говорите - этические проблемы, вопросы искусственного интеллекта? Конечно, если сильно постараться, то можно и отсюда выдернуть несколько общих положений и долго рассуждать на эту тему, что и делают некоторые критики. Но я не хочу им уподобляться. Нельзя подобные вопросы рассматривать таким образом. Намного лучше почитать старика Исаака Азимова. Вот он хорошо знал, что и зачем писал. А вот зачем Спилберг снял этот фильм - я так и не понял. По-моему, ему требуется помощь психоаналитика. Нельзя "добрые сказки" снимать таким образом.



А знаете ли вы, что...

- Джуд Ло, играющий андроида, который существует только для того, чтобы приносить людям физическое удовольствие рассказывает: "Он очень хорошо работает. Стивен [Спилберг] хотел, чтобы я выглядел по-настоящему романтично, например как Ген Келли, Рудольф Валентино. Я проводил по три часа в день в гримёрной, чтобы преобразоваться в робота. Мы использовали очень простой метод, не используемый прежде. Я напоминаю каучук в этом фильме... "
- Cinema Confidential назвали интернет-промоушн "Искусственного разума" самым сильным со времён "Проекта Ведьмы из Блэйр".
- "Искусственный разум" должен был выпущен 29 июня, 2001 года вместе с "Джонсонс Файв" (комедия Адама Сэндлера), и "Говорящих с ветром" (военный фильм Джона Ву с Николасом Кейджем)., но конкуренты не выдержали и перенесли дату релизов на более поздний срок.
- Спилберг начал работу с Томом Крузом в "Докладе меньшинства", когда начал монтировать "Искусственный разум". В это же время ему пришлось отказаться от "Гарри Поттера".
- Хотя задолго до премьеры в России название фильма и перевели как "Искусственный интеллект", российские прокатчики решили назвать его "Искусственный разумом".
- Стэнли Кубрик провел обширное исследование относительно проекта в области спецэффектов и поделился своими мыслями со Стивеном Спилбергом. Но великий режиссёр так и не дожил дожил до начала съёмок этого творения, и поэтому за работу взялся его друг.

 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: