ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Живой 
Alive

Режиссер Александр Велединский
В ролях:
Андрей Чадов,
Максим Лагашкин,
Владимир Епифанцев,
Александр Робак,
Виктория Смирнова,
Алексей Чадов,
Ольга Арнтгольц,
Екатерина Волкова
Официальный сайт: www.alivefilm.ru
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2006
РЕЦЕНЗИЯ №1

Молодой человек по кличке Кир воевал в Чечне. Там его чуть не убили (а может, кстати, и убили – поди разберись). Ну, в общем, допустим, что его не убили. Два товарища в белых маскхалатах (дело было зимой) вместе с лейтенантом вытащили его к своим. А сами погибли (лейтенант, кстати, тоже). Киру отрезали ступню, и в таком виде выпустили в гражданский социум. Свое пребывание в мирном пространстве-времени Кир начинает с того, что мочит в гараже майора из военкомата – толстую рожу, наживающуюся на чеченских героях. Потом Кир попадает под колеса джипа – но, опять-таки, вроде остается жив. А очнувшись, видит, что сидит у костра, а перед ним – два его боевых товарища в белых маскхалатах. Они не ожили – просто каким-то образом просочились в реальный мир Кира. Другие живые их не видят – ну, разве что с жестокого бодунища. Теперь Кир с товарищами будут жить втроем.

Чеченская тема уже до того обсосана российским кинематографом, что просто так к ней не подойдешь. Нужны нестандартные ходы. А чем ход нестандартней – тем он дальше получается от реальной боли за судьбы этих несчастных парней, тем больше получается стилистических вывертов и чистого искусства. Это раздражает: в такой теме голая правда – ей-богу, лучший вариант. Чистое искусство на этом поле могут себе позволить разве что особо великие режиссеры, но среди молодой российской поросли таковых не наблюдается. Александр Велединский уж к ним определенно не относится. В бездарности его не обвинишь, но со сложными задачами он справляется совсем не лучшим образом.

В «Живом» столкнулось сразу все – православие, народность, загробный мир, загробный юмор, интернациональный долг. Совладать с этим не может никто – ни режиссер, ни актеры. Андрей Чадов старательнее других. Он стремится играть просто и искренне, но временами его заставляют, раззявив рот, орать на бога – и это выглядит настолько фальшиво, что вмиг забываешь про его предыдущие заслуги. Вообще, религиозный дискурс, ради которого все, похоже, и затевалось, освоен крайне бездарно. Тот самый случай, когда очень хочется, но вообще не можется.

После фильма остаются странные ощущения. Обманутые ожидания – лишь малая их часть. Кроме этого, есть еще и непонимание замысла, раздражение от невнятно рассказанной истории. И смутное подозрение, что тебя, прилежного зрителя, просто каким-то образом поимели. Я так и не смог разобраться, каким именно. Допускаю, что у режиссера и в мыслях ничего подобного не было, что я просто не «въехал». Такое случается, к сожалению, чаще, чем хотелось бы. При этом, что самое интересное – не могу сказать, что фильм показался плохим. Есть в нем и чувство, и стиль, и сцены замечательные. Но за всем этим маячит какой-то нехороший расчет, мешающий воспринимать «Живого» позитивно.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Русский рок

Сверхсрочная закончилась для Кира (Андрей Чадов) ампутацией ноги и потерей спасавших его боевых товарищей. Отлежав в госпитале, опустошив одну из бессчетных в фильме бутылок водки, он в припадке гнева рубит купленной в подарок шашкой мздоимца-начфина. С этого начинается путь к покаянию, и хотя его в тот же день сбивает джип, путь нужно завершить, покаяться нужно успеть. Киру являются два погибших товарища (Максим Лагашкин и Владимир Епифанцев) в маскхалатах, в полной боевой выкладке, с неутолимой жаждой курева, баб и водки.

Писатель Никос Казандзакис вверг героя в последнее искушение, позволив ему сойти с креста и зажить мирской жизнью с Марией Магдалиной, а после вымолить прощение и оказаться снова на кресте. Режиссер и сценарист Александр Велединский проделал примерно то же самое, разве что масштабы личности и деяний избрал поскромнее. Замысел этот очевиден уже в эпизоде столкновения с Surf-ом – достаточно для того, чтобы не маскировать его в рецензии. Из экскурса в несостоявшуюся жизнь Кира следует, что в ней ему и так не было места: вместо работы – выбор между лоховством и криминалом, вместо любви – физиология, вместо пищи духовной – водка (в нашем кино, как известно, серьезности без водки не бывает). Был ли у него другой выбор? Возможно, в лице другого Чадова, напугавшего поклонниц поповской бородой.

События фильма с рабочим названием «Какими мы не будем» разворачиваются в 2005 году, когда ожесточенных боестолкновений в Чечне уже не происходило. Дело в том, что идея сценария возникла еще до начала чеченской войны. То десятилетие с гаком, на которое фильм опоздал, Велединский и его однокурсник Игорь Порублев, который, собственно, и написал рассказ-основу, прозанимались сценариями к «Дальнобойщикам» и «Бригаде». Герой неприкаян по творческой моде времен перестройки, и атрибуты в фильме нетеперешние – коммерческая будка, например. Страна, все же, изменилась. В ней уже и военные кампании в размере блокбастера экранизируются. И нет той безысходности – по крайней мере, она выпала из списка ходовых культурных аргументов. Отрицать это – какая-то, извините, антироссийская позиция. Быть может, авторы хотели намекнуть, что национальный характер не зависит от внешних факторов? А слишком серьезную мину зачем тогда строить?

Просто этот фильм – русский рок. Который за два десятка лет прошел путь от «пожарный выдал мне справку» до «многоликие монголы пьют карбидовые смолы», от «все идет по плану» до «два слова строка, да шнурок с потолка-а-а». Когда идейная часть в нем выключается, следует какая-нибудь «Холодная весна» с сопровождающим ее резюме: мол, ее бы лучше спел Меладзе. А когда, напротив, идейности нагоняется – много шума, много надрыва, много философствования сквозь площадную брань, и мы уже привыкли к тому, что все это быстро сдувается и становится потешным. Сквозь призму юношеского максимализма это смотрится и воспринимается с интересом, взрослый же максимализм наталкивает на укоризну.

В конце концов, русский рок – нагромождение стихийно позаимствованных творческих идей. Местами, надо отдать должное, очень удачное. Но не в случае с «Живым», в котором угадываются и «Охотник на оленей», и джармушевский «Мертвец», и ругавшийся с богом герой Гэри Синайза в «Форресте Гампе». Попытка компенсировать натянутость повествования густотой пацанских ценностей не выглядит убедительной. Не убеждает и выданная «Кинотавром» премия за лучший сценарий. Джармуша из Велединского не вышло.
     


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: