РЕЦЕНЗИЯ №1
Сюжет фильма укладывается в пару предложений. Америка, 1973 год. Пятнадцатилетнему парню по имени Уильям Миллер предстоит написать статью о группе Stillwater для журнала Rolling Stone. Он отправляется с группой в тур. Все.
Вопрос: что можно снять при таком сюжете? Ответ: если все сделать правильно, то без пяти минут шедевр. Редкий случай, но "Почти Знаменит" пользовался успехом, как у критиков, так и у простых зрителей. Фильм получил значительное количество наград, в том числе и "Оскар" за лучший оригинальный сценарий полюс еще несколько номинаций, но тягаться с "Гладиатором", "Траффиком" и "Крадущимся тигром, затаившимся драконом" не смог, что можно считать показателем качеств Американской Киноакадемии, нежели качеств самого фильма. Снял и написал сценарий замечательный человек Кэмерон Кроу, наверняка известный по "Джерри Магуайр".
Фильмы вроде этого я называю "срез", в данном случае не только "срез жизни", но и "срез времени". Камерон Кроу вспоминает 70-е с такой подкупающей теплотой и любовью, что фильм можно считать автобиографией, хотя так ли это на самом деле ручаться не могу. Хотя в 73 ему было всего 16, так что мои предположения не беспочвенны. Ни малейшего намека на пафос, ни грамма патетики. Слоган фильма звучит так - "Попробуй это. Насладись этим. Но только не увлекайся".
Актеры в "Почти знаменит" разговор отдельный - достаточно сказать, что Френсис МакДорманд ("Фарго") номинировалась на тот же "Оскар" за роль слегка тронутой матери главного героя, к сожалению она его не получила. Тем не менее настоящая звезда этого фильма без сомнения Кэйт Хадсон и ее Пэнни Лэйн - фанатка, колесящая с группой по стране. Когда она на экране то от нее невозможно глаз отвести, такой потрясающей актерской работы я не видел давно, и это помимо того, что на Кэйт просто приятно смотреть. Её не обошли наградами - Золотой Глобус за роль второго плана. Хорошо, что на афишу фильма и обложку кассеты поместили именно Пэнни Лэйн - косвенное доказательство того, что именно она центральный персонаж этого фильма.
Это совершенно "не современное кино", никаких sex-drugs-rock'n'roll, никакой кислоты, как можно было ожидать, тем более тема подходящая: взгляд изнутри глазами новичка на тур рок группы. Более того, наличествуют хэппи-энды: Пэнни уезжает в Марокко, статью Уильяма публикуют, группа становится "почти знаменита". Жанр определить трудно - бывает смешно, бывает грустно, а чаще всего меня охватывала ностальгия по тем временам, в которых я даже не жил, в той стране, где меня никогда не будет. Думаю, это и есть показатель действительно шедевра.
Один из центровых эпизодов фильма. Старшая сестра Уильяма уезжая из "дома лжи" шепнула ему на ухо - "Загляни под диван. Станешь свободным!". Под диваном оказалась сумка с пластинками - Beach Boys, Хэндрикс, Джонни Митчелл, Cream, второй альбом Led Zeppelin. Маленькие сокровища давно канувшей в Лету эпоху, которая живет только в памяти. К счастью, находятся люди, которые могут перенести ее на кинопленку.
Общее впечатление от фильма самое благоприятное. Он хорош как в общем так и частности, это действительно умное, доброе, не много грустное и смешное кино, какого не было уже очень давно. Хочу поблагодарить всех кто создал этот фильм, я получил искреннее удовольствие от просмотра. Примите мои рекомендации.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Тот, кто по-настоящему любил тяжелый рок, дрожал над первой в его жизни, чудом дошедшей до Сызрани или Донецка фирменной пластинки «Лед Зеппелин», ловил в ночной тиши развязный баритон Севы Новгородцева – для тех этот фильм. Впрочем, и для всех остальных – тоже.
Конец 60-х. В неполной (без отца) американской семье Миллеров растет мальчик Уильям. Полностью подчиненный материнской воле, он был отдан в школу на год раньше положенного возраста (мама хотела, чтобы Уильям не растрачивал время на детские глупости). Его свободолюбивая сестра Анита, в свое время тоже прошедшая через горнило материнской опеки, едва дождалась восемнадцатилетия, чтобы сбежать из дома куда глядят глаза (то есть, в стюардессы). Уильяму она оставила коллекцию пластинок, за которую в 80-е годы любой отечественный меломан с ходу продал бы душу дьяволу (суммарная стоимость этих пластинок по тогдашнему «черному» курсу могла составить тысячу рублей – за эти деньги можно было купить недорогую «стенку», или холодильник с телевизором, или импортную дубленку, или мотоцикл или, скажем, два с половиной магнитофона «Юпитер»). Короче, Уильям начал слушать музыку Аниты. И «подсел» на нее. Прошло лет пять – и он уже законченный меломан и начинающий журналист. Конечно, он хочет писать о роке и будет это делать во что бы то ни стало. Мама предпринимает отчаянные попытки удержать сына в рамках домашней вселенной – ведь она ее так долго и любовно (как ей кажется) создавала! Но Уильям, преодолевая природную робость и успешно борясь с любовью к маме, делает самый главный шаг в своей жизни – знакомится с начинающей группой «Стиллуотер» («Стоячая вода» в переводе). Путем милого обмана он добивается от маститого музыкального журнала «Роллинг Стоун» внештатного редакционного задания – написать что-нибудь про этих самых «Стиллуотер». Прикрываясь этим заданием, Уильям получает согласие от лидеров группы на участие в их гастрольном турне.
И он отправляется в путь, крепко-накрепко пообещав мамочке не курить траву.
Ему нет еще и 16, а в окружении «Стиллуотер» он столкнется с примерно 20-летней девицей. Ее зовут Пенни Лейн – как песню «Битлз». Что-то между ними сложится с первой же встречи. Но это – совсем не любовь. По крайней мере, не со стороны Пенни Лейн. Она – одна из «группиз», девчонок, сопровождающих рокеров. Она влюблена в гитариста «Стиллуотер» Расселла Хаммонда. Пенни Лейн в исполнении Кейт Хадсон – настоящая изюминка этого фильма, ключ ко всем сюжетным загадкам. В 2000 г. она была еще почти дебютанткой – благодаря фильму Камерона Кроу стала знаменитой. Играет она так умело, как мама ее, Голди Хоун, пожалуй, почти никогда не умела. Пенни Лейн источает какой-то теплый свет, она – сама человечность, ее веселье неподдельно и безудержно, ее отчаяние – не на показ, но – на весь мир. Вся эта прямая и непостижимая натура показана с удивительной простотой и силой. Есть глубочайшая справедливость в том, что Кейт Хадсон за эту роль получила «Золотой глобус».
Есть справедливость также в том, что Камерон Кроу получил «Оскара». Не за режиссуру, правда – за сценарий. Он тоже – из фанатов той эпохи, из фанатов «Крим» и «Лед Зеппелин». Да что там – ведь Кроу в 16 лет начал сотрудничать… с журналом «Роллинг Стоун». В рассказе о своей, наверняка, юности он не имел права слажать. И Кроу сделал работу ювелирную. Каждый квадратный сантиметр мира 70-х, созданный им, реален и пронзительно обаятелен. Вот только Уильям в исполнении Патрика Фьюджита слабоват. Бледноват, простоват, напряжен. Таким и должен быть наивный маменькин сынок в компании видавших все виды рокеров, говорите? Не знаю, не знаю… Все-таки, думается мне, Кроу вряд ли был доволен таким Уильямом.
Ну и, наконец, еще об одном «Оскаре»: он достался Фрэнсис Макдорманд за роль миссис Миллер, матери Уильяма. Справедлив и этот выбор. Моя мама была точно такая же. Поверьте: Фрэнсис Макдорманд показала все именно так, как бывает в этой непростой жизни, где благо и вред смешаны и неразделимы, как любовь и предательство. Как секс, драгз и рок-н-ролл.
|