РЕЦЕНЗИЯ №1
Прирожденный неудачник Андре задолжал много денег нехорошим людям. Расплатиться шансов нет. В порыве отчаяния Андре пытается прыгнуть с моста в реку. Но ведь он же неудачник – даже этого толком не получилось. Тот же мост для аналогичной цели решила использовать красивая блондинка в маленьком черном платье. Сводить счеты с жизнью в такой нервной обстановке Андре раздумал – он прыгнул, но только для того, что бы вытащить блондинку из воды. Ее звали Ангела, и раз Андре ее спас, то на сегодняшний день самоубийства отложены – для обоих. Ангела пообещала, что поможет Андре, но простак даже не мог предположить, кем окажется его новая знакомая на самом деле и чем закончиться его приключение…
Ангелы в современном кино персонажи популярные. Зачастую они посылаются небом, что бы страждущий понял себя и стал лучше - «Майкл» с Джоном Траволтой, «Нет вестей от Бога» с Викторией Абриль, «Жизнь не такая обыкновенная», где в роли ангелов выступили Дэлрой Линдо и Холли Хантер. Впрочем есть разудалая «Догма» с Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном, филосовский «Небо над Берлином» с Бруно Ганцем, и его сиропно-клюквенная голливудская версия с Николасом Кэйджем.
В этом году в ангельской теме решил отметиться некогда очень хороший европейский режиссер, а ныне продюсер-многостаночник Люк Бессон. Что характерно – в роли именно режиссера. Но и конечно сценариста и продюсера – зачем себя ограничивать? Что ждать от некогда любимого режиссера, который снял с одной стороны «Леон» и «Голубая бездна», а с другой стороны - за последние шесть лет приложившего руку в той или иной степени к более чем полусотне фильмов, в том числе: сериал «Такси», «Васаби», «Ze фильм», «Мишель Вальян», «Бандитки», новая версия «Фанфан-Тюльпан» плюс фильмы с Джетом Ли и Джейсоном Стэтемом. Что-то из этого можно было смотреть, что-то – категорически невозможно, но в любом случае в этих фильмах и в помине не было той щемящей атмосферы, той теплоты и человечности, что была в режиссерских работах Бессона. Почему Бессон решил «тряхнуть стариной» и снять «Ангел-А» лично? Возможно художник, заснувший в теле прожженного продюсера просто проснулся от прикосновения своей новой музы – датчанки Риэ Расмуссен?
В качестве режиссера Бессон снял фильм разительно отличающийся от своих продюсерских работ и весьма напоминающее свои лучшие работы – стильное, красивое кино в черно-белой гамме, строящееся на диалогах двух героев и демонстрации стилизованных красот Парижа. Оператор Тьерри Арбогаст, постоянный оператор Бессонна квалификации так же не растерял – любой кадр из фильма хочется напечатать и повесить на стенку, как окно в другой мир. Фирменные кадры фильма – дальний план моста с двумя фигурками – высокой и стройной Ангелы и семенящей за ней маленькой.
Представить себе больших антиподов, чем Риэ Расмуссен и Джамаль Дэбоуз невозможно. Она – величественная красавица с ледяным взглядом, он – суетливый мозгляк в плохо сидящем плаще. И эта разница играет существенную роль в фильме, потому что когда нам не показывают черно-белые красоты Парижа мы наблюдаем за перепалками героев, которые оба отрабатывают самым лучшим образом. Дебоуз зарекомендовал себя в качестве отличного комика в «Амели» и «Миссия Клеопатра», Расмуссен – модель, однако с запомнившимся многим дебютом в кино - сцену в туалете из печально известной «Роковой женщины» помните? Ювелирное «платье» носила именно она. Прибавьте к этому две короткометражки, в которых она не только сыграла, но и сама их режиссировала.
Даже не смотря на то что к концу фильма он выруливает на обычный хэппи-энд, а герои скатываются в не обременительное морализаторство, минусов у фильма куда меньше чем положительных сторон. До высочайшего уровня работ Бессонна 90-х годов фильм не дотягивает, но при этом он весьма и весьма симпатичен любом зрителю.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Андре (Жамель Деббуз) - типичный чертов неудачник. Он не умеет нормально общаться с людьми, все время врет, все время занимает деньги у всяких бандитов на различные идиотские прожекты и эти деньги мгновенно спускает без малейшей пользы для себя - словом, добром это закончиться не может. В какой-то момент у Андре украли все документы и кредитные карточки - и вот тут стало понятно, что парню уже не выкрутиться, поскольку он должен несусветную сумму денег всем мерзавцам Парижа, которые больше ждать не собираются.
Тогда Андре не находит ничего лучше, как влезть на парапет моста Александра III и сурово и жестко задать вопрос Большому Боссу на тему, какого черта он, Большой Босс, позволяет ему, противному и мелкому чертовому лузеру, быть таким противным и мелким чертовым лузером. Почему Большой Босс не сделал так, спрашивает Андре, чтобы вокруг него все было круто и классно, чтобы суровые мужики его боялись, а длинноногие телки одаривали его своим длинноноготелочьим вниманием?
Доподлинно неизвестно, почему Большой Босс вдруг отреагировал на подобные вопли (обычно он не отвечает и на значительно более справедливые претензии), но он тут же прислал на мост одного из своих ангелов, на этот раз принявшего образ длинноногой эффектной шлюхи (ангелы, как известно, существа бесполые, поэтому могут обращаться в кого угодно). Шлюха прыгает в воду, Андре, разумеется, сигает вслед за ней, чтобы спасти для Парижа эти длиннющие ноги, после чего спасенная шлюха, назвавшаяся Ангелом-А, говорит Андре: "Вася, теперь я вся твоя". - "Как моя?" - не понимает Андре, глядя в начало ангельских ног, которое располагается у нее где-то на уровне переносицы. Шлюха объясняет, что очень просто: ты меня, дескать, спас, а я теперь буду решать все твои проблемы, да и вообще - делай теперь со мной что хочешь!
Проблемы Андре решаются быстро и эффективно: Ангел-А тренькается за тысячу евро в сортире ночного клуба с любым подвернувшимся мужиком, а маленький лузер напивается в баре, потому что ему не очень нравится чувствовать себя сутенером. На этом вроде фильм можно заканчивать, потому что долги розданы и теперь Андре может начать новую жизнь, но Ангел-А также озабочена моральным состоянием Андре: несчастный лузер чувствует себя несчастным лузером, а должен, как считает ангел, чувствовать себя Аленом Делоном. Поэтому Ангел-А проводит с Андре в очередном сортире сеанс психотерапии и учит его любить самого себя - можно даже прямо там, в сортире.
А потом они будут гулять по черно-белому городу Парижу и между ними будет рождаться Любовь - в самом высоком смысле этого слова: Любовь между все еще дурно пахнущим лузером (помыться во время этих приключений он так и не сподобился) и бесполым существом трехсот лет от роду, которое для выполнения очередного спецзадания приняло образ шлюхи. И кого не тронет эта величественная и романтичная картина, тот идиот и козел, короче говоря.
***
Когда хороший некогда режиссер делает значительный перерыв в несколько лет, чтобы потом все-таки появиться с новым фильмом, - это всегда опасно. В том смысле что при этом велика вероятность получить от него нечто совершенно разочаровывающее. Потому что раз хороший некогда режиссер перестал снимать - значит, ему уже нечего сказать. А раз ему нечего сказать, значит, и снимать-то ни к чему, иначе получится нечто такое, над чем смеяться будут.
Над этой слезливо-пафосно-инфантильно-банальной нудятиной под названием "Ангел-А" смеяться не тянет. Тянет плакать. Потому что больно смотреть, как режиссер, когда-то снимавший действительно хорошие фильмы (одна "Голубая бездна" чего стоит), скатывается в эдакое болото.
С ним произошло примерно то же самое, что и с Брайаном де Пальма, который решил на старости лет снять гламурный боевичок с красивой девкой. Напомню, что там в начале фильма Ребекка Ромин-Стамос (точнее, ее персонаж) трахалась в туалете с персонажем Ри Расмуссен. Две фотомодельные девки отстраненно и гламурно трахаются в туалете - старина Бессон как увидел эту божественную картину, так и пропал. "Хочу, - потом шептали его губы в ночном бреду, - чтобы эта девка и у меня в картине трахалась в туалете".
Впрочем, мы с Бубликом там свечку не держали, поэтому доподлинно неизвестно, что именно шептал Бессон на самом деле. Но факт остается фактом: ради того чтобы Ри Расмуссен еще раз потрахалась в сортире, Бессон прекратил продюсировать всякий несусветный отстой, чем он с успехом занимался последние шесть лет, и даже сел в режиссерское кресло - как выяснилось, чтобы сотворить этот отстой собственноручно.
Кстати, с чисто визуальной точки зрения снято это вполне пристойно и, скажем так, высокопрофессионально. Да, конечно, из Парижа нынешнего Бессона торчат бесконечные уши различной киноклассики, но если считать, что это сам Бессон придумал девушку на мосту и черно-белый Париж (он же Берлин), тогда, может, и сойдет. Тогда, может, возникнет впечатление, что Бессон в чем-то оригинален, хотя оригинален он только в этом кошмарном сюжете, который сам же и породил.
Однако, как показывает реакция многих зрителей, Бессон, в общем-то, не просчитался. Я после просмотра "Ангела-А" поискал различные рецензии и мнения зрителей и был крайне удивлен, встретив, в общем-то, благожелательные, а иногда даже восторженные отзывы. Значит, Бессон оказался прав. Достаточно взять подчеркнуто асексуальную модельную девку, влепить ее в сюжет, уровень инфантильности и слюнявости которого может соревноваться только с его же глубочайшей безнравственностью, назвать это "фильмом о любви" и "картиной о том, как неудачник может поверить в себя", наложить сюжет на красивые картинки черно-белого Парижа - и все, часть зрителей на это вполне купится. Они будут во время просмотра пускать слезу, глядя на замухрышистого лузера, они будут пускать слюни, глядя на профессионально и с большой любовью снятые откореннозубные ноги Ри Расмуссен! И все - картина, считай, удалась.
А что неромантичные циники вроде какого-нибудь Экслера плюются и бурчат себе под нос всякие гадости - так это же не Бессона проблемы, правильно? Это проблемы неромантичных циников. Они ни черта не понимают в кинематографе, вот что мы вам скажем!
Любите кино! Любите длинноногих блондинок! В конце концов, Париж стоит мессы, а "Ангел-А" стоит того, чтобы 88 минут терпеть этот дебилизм ради ног Ри Расмуссен. Так, по крайней мере, считает Бессон. Многие, как выяснилось, с ним согласны.
А знаете ли вы, что...
- Рабочее название картины "Alerte rouge".
|