РЕЦЕНЗИЯ №1
Как оказалось, считать Алана Паркера автором "Сердца ангела" не совсем правильно. То есть "Сердце ангела", действительно, снял он, но эта картина не стала поворотной или показательной в его творчестве. Даже скорее наоборот, - "Сердце ангела" нехарактерная для Паркера работа. Хотя борьба добра и зла в его фильмах всегда была на первом месте. Но вот изобразительные средства "Сердца" - исключение.
А вот его последний фильм "Прах Анжелы", показанный в рамках Мофеста, как раз и является показательным для английского режиссера, снимающего в Америке. Так же, как и в "Эвите", "Миссисипи в огне", для Паркера очень важно повествовательное начало. То есть он долго и с мельчайшими подробностями рассказывает зрителю историю своих героев.
Основой для сценария последней картины стала автобиографическая книга Фрэнка МакКорта. На протяжении двух с половиной часов автор убеждает нас, что "нет ничего ужасней, чем ирландское католическое детство". Вот про это детство и рассказывает автор книги, а вслед за ним и повторяет Паркер. МакКорт рассказывает о своей семье, о нищете, болезнях, смерти. Собственно говоря, для Паркера, родившегося в Лондоне, неудивительно такое отношение к Ирландии. Для него Ирландия - это воздух, насквозь пронизанный болезнями, это люди, просящие подаяние, это ИРА и бесконечные смерти. И для него же спасение - Америка. Статуя Свободы манит к себе героя, мечтающего о солнце и тепле.
Точно так же как и раньше, Паркер не рассказывает историю отдельно взятой несчастной семьи. Для него сюжет МакКорта - лишь повод. Повод рассказать историю всех несчастных ирландский семей. Он обстоятельно и подробно показывает очереди за подаянием, в которых, кроме главных героев, стоят еще человек двести. Грязные улицы Лимерика, босые дети, кладбище с покосившимися надгробиями.
История, рассказанная мастером, получилась бесконечно скучной. Финал - герой истории с палубы парохода наконец видит свою мечту - великую Америку и статую Свободы как ее материальное выражение. Все это происходит под соответствующую величию момента музыку. Когда-то давно для ирландцев Америка действительно была "раем на земле", приютом для обездоленных. Большинство современных ирландцев так уже не считает - они принимают свою страну такой, какая она есть и не собираются никуда "драпать". Вообще, я не уверена, что в Ирландии этот фильм примут "на ура"
|