Режиссер Егор Кончаловский
В ролях: Георгий Куценко, Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Александр Белявский, Иван Бортник, Евгений Голубенко, Александр Балуев, Евгений Сидихин, Виктор Сухоруков, Михаил Ефремов, Виктория Толстоганова
Официальный сайт:www.antikiller.ru
РЕЦЕНЗИЯ №1
- Короче, как мы этих "северных" узнаем?
- А они такие же, как мы. Только рожи незнакомые...
- Я клялся давить таких, как ты - по мере сил. А сил у меня - немерено!
Пожалуй, это первый фильм со времен "Брата-2", который просто взорвал околокиношную журналистскую братию. Точнее, взорвал небольшую гранату с конфетти где-то посредине их тесной тусовочной полянки, побудив ребят взяться за перья (ручки, пишущие машинки или клавиатуры компьютеров) и строчить, строчить, строчить, со стоном обличая, негодуя, возмущаясь и так далее.
Я получил истинное удовольствие, читая рецензии. Честно говоря, такого наслаждения я не получал еще со времен "Брата-2", после выхода которого читать критику было намного интереснее, чем смотреть фильм. Правда, сейчас я не рекомендую читать критику до просмотра "Антикиллера". Лучше всего сначала его посмотреть, а потом уже потешить себя эскападами журналистов. И не вздумайте начинать с рецензий в Интернете - там, как правило, пишут независимые критики и зрители, которые просто высказывают собственное мнение. Читать нужно рецензии во всяких серьезных журналах и еженедельниках, вот там - самый сок!
Больше всего я рыдал от рецензии в "Аргументах и фактах". Ну, оно понятно, что "Аргументы и факты" рассчитаны на соответствующую аудиторию, средний возраст которой стремительно приближается к 65 годам, но даже этот факт не может для меня объяснить пафоса, с которым журналистка Марина Мурзина пишет об этом фильме. Вот несколько избранных абзацев...
В нем заняты лучшие силы нашего актерского цеха - от уважаемого народного артиста Михаила Александро-вича Ульянова до Гоши Куценко (можно назвать его культовым, но, по-моему, он просто хороший артист) Далее - Александр Белявский, Александр Балуев, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов, Виктор Сухоруков, Иван Бортник, восходящая звезда Виктория Толстоганова, Евгений Сидихин. Вот и первый вопрос - понятно, конечно, что кушать хочется, но все-таки, уважаемые и любимые господа артисты, зачем же уж так хлопотать лицом? Все в том же прессрелизе актеры проходят под кликухами Баркас, Шаман, Отец, Амбал, Клоп. Страшно представить, что через какое-то время наши дети будут читать в таких же релизах, что актер такой-то известен благодаря роли Шамана или Клопа...
Я оставлю на совести Марины использованию вовсе не ею придуманного выражения "хлопотать лицом", которое сюда приплетено совершенно не по делу, но вот предложение, начинающееся со "страшно представить" - это просто шедевр! (с пафосом) Страшно представить, что через какое-то время наши дети будут читать в таких же релизах, что Марлон Брандо известен благодаря роли Дона Вито Корлеоне! Страшно представить, что Аль Пачино известен благодаря роли Тони Монтана! Страшно представить, что Белявский известен благодаря роли Фокса! Ой, пардон, перепутал. Не Фокса, а Короля...
Читаем далее откровения Марины:
В съемках использовано 40 автомобилей лучших иномарок, которые, разумеется, взорваны. Хотя по новейшим техно-логиям их вполне можно было 'взорвать" на компьютере.
Уровень познаний Марины в технологиях современного кинематографа просто поражает.
Трудно воспринимать тексты типа "Баркас его схавает", "мудила - сам мудила", "где зону топтап", "предъява", "мазу потянем", "короновали на зоне"...
Вот тут подпишусь под каждым словом! Меня это тоже возмутило! Что такое, весь фильм одни грубые выражения! Это нежизненно! Бандиты должны общаться друг с другом нежно, деликатно и ласково. Например: "Баркас ему сделает отеческое внушение с последующими пышными похоронами", "Вы, дорогой друг, не совсем правы! - Ну что вы, сударь! Это вы не совсем правы!", "Простите, любезнейший, что я интересуюсь, но не подскажете ли вы, в каком именно исправительном заведении вы имели честь находиться?" и так далее. Вот тогда Марина (и другие критики) будет довольна, и ее нежный слух не будут резать всякие "мудила - сам мудила"...
Финал рецензии хоть и ожидаем, но читая его, я все равно рыдал полчаса:
Поневоле думаешь: режиссер, потомок известной династии Михалковых-Кончаловских. режиссеров, снявших "Дядю Ваню", "Дворянское гнездо", 'Неоконченную пьесу для механического пианино", - и всерьез занимается вот этим?
(поддакивая) Точно! Потомок "Зайца во хмелю" - и вдруг какие-то предъявы, ксивы, мудилы и прочие дурилки картонные! Нет чтобы снять "Дядю Степу милиционера"... Ой, Марина! (радостно) Так он же и снял! "Антикиллер" - это же и есть про дядю Гошу милиционера! Бл# буду! Ой! В смысле, вот вам крест! "Дядя Степа милиционер" на новый лад! Имеет право, между прочим! Егор просто творчески переосмыслил наследие предков! Это дядя Степа милиционер, который замочил выеживающегося дядю Ваню, наигрывающего неоконченную пьесу для механического пианино в дворянском гнезде. Так и есть! Вы посмотрите кино, посмотрите! Увидите, что я не вру...
Подобного типа рецензий я прочитал примерно десяток. Аргументация из серии: "Да как он мог! Он, потомок "Сбежавшего поезда"...", "Сергей Михалков проклянет собственного внука!", "Судя по фильму, в Москве только и делают, что стреляют на улицах!"...
Так забавно читать, когда критики пытаются серьезно рассуждать о боевике. С этой точки зрения можно было взять "Смертельно оружие" и начать возмущаться: "Да как мог Мэл Гибсон, играющий Гамлета, изобразить Мартина Риггса - этого отморозка, стреляющего направо и налево!", "Судя по фильму, в Лос-Анджелесе только и делают, что стреляют на улицах"...
Ладно, бог с ними, с критиками. Давайте говорить о фильме...
Собственно, сюжет укладывается буквально в несколько телеграфных строчек... Майора милиции Корнеева по кличке Лис (Гоша Куценко) подставили и посадили. Лис отсидел и вышел. Хочет зажить спокойной жизнью, но не получается: вокруг кипит всякая бандитская жизнь, которая так или иначе касается Лиса своим пакостным крылом. Кроме того, в одном из налетов подручными авторитета Шамана (Александр Балуев) убит близкий друг Лиса, и бывший милиционер поклялся отомстить.
Но прежде всего ему нужно разобраться в том, что вообще сейчас происходит в криминальном мире, потому что за время его отсидки многое изменилось. А в этом мире происходит следующее... Есть "папа" по кличке Отец (Михаил Ульянов), который презрел старейшие воровские законы и живет в пошлой роскоши. Примерно такого же образа жизни придерживается известный авторитет Король (Александр Белявский). Зато другой авторитет, Крест (Сергей Шакуров), живет "по понятиям" и не приемлет роскошь.
Старым авторитетам на пятки наступает вор новой формации - Шаман. Он тоже живет в пошлой роскоши, но ему на все наплевать, потому что он живет не по старым "понятиям", а по своим собственным. Шаман - в большой силе, он постепенно подминает под себя те области, где раньше господствовали прежние авторитеты. Помогает в этом Шаману бригадир самой многочисленной и мощной бандитской группировки Баркас (Евгений Сидихин).
Но всем - и старым, и новым авторитетам, - портит кровь банда откровенного отморозка по кличке Амбал (Виктор Сухоруков). Амбалу в детстве удалили часть мозга, что снизило до отрицательных величин его болевой порог, а также некоторым образом повлияло на мировоззрение: Амбал с корешами мочит всех вокруг, невзирая ни на какие авторитеты. Ему все пофиг. Потому что в стволе вся сила, брат! Поэл?
***
Кстати, я вовсе не говорю, что Егора Кончаловского не за что ругать. Еще как есть за что! Поэтому сначала поговорим о том, что мне не понравилось в "Антикиллере"...
Сценарий, конечно, не фонтан. Если бы Кончаловский напрягся и пригласил хорошего сценариста вместо того, чтобы снимать фильм по книжке, которую он нашел на заднем сидении машины своего водителя (его собственные слова), то, может быть, кино получилось бы значительно лучше. Я понимаю, что "Антикиллер" Корецкого разошелся какими-то безумными тиражами, но это еще не значит, что из него можно сделать хорошее кино. Ну можно было хотя бы пригласить кого-нибудь (лучше всего - Константина Мурзенко, написавшего сценарий к "Мама, не горюй") переписать эти картонные и тяжеловесные диалоги на хорошую, качественную феню. А то как-то забавно слушать беседы всяких отморозков, во время которых они говорят то высоким штилем, то, словно опомнившись, сбиваются на довольно неумелый мат.
Тщательнее, ребята, надо подходить к диалогам! В них - вся соль! Вон как "Мама, не горюй" хорошо получилась! А все потому, что герои говорят вполне естественным (для них) языком! "И передай Туристу, что базар держать - в уровень посылают людей, - по всем понятиям так... А мне с хомячками не интересно плясать, я в детстве их отлюбил... И не надо мне тут сейчас рылом целиться - может и предъява покатить..." Правда, Марина Мурзина от этих бесед, вероятно, упала бы в обморок, но мы же не на нее ориентируемся, правда?
Второй момент, который меня изрядно раздражал, это несуразное смешение стилей. Потому что нельзя так! Нужно четко определиться, что именно снимается: боевик, комедия, пародия, трагедия, трагикомедия, драма или мелодрама. "Антикиллер" сделан явно как криминальная драма, однако совершенно не понятно, какого черта туда вставлены комедийные и пародийные моменты. Например, Ульянов явно изображает дона Вито Корлеоне, - а на черта? Причем это не пародия. А просто... Что просто - я так и не понял.
В сцене попытки убийства Амбала Кончаловский попытался спародировать (или скопировать) знаменитый эпизод в баре из "Desperado" Родригеса. Амбал, минут пять гордо вышагивающий с двумя палящими пистолетами в руках, это, конечно, круто и все такое, но смысла в подобном цитировании нет никакого.
Кроме того, если уж снимается реалистичная криминальная драма, тогда зачем все эти явные дурацкие натяжки, вроде сцены, когда Король лично и без охраны приезжает на стрелку с отморозками (вот дурдом-то), а также все та же сцена попытки убийства Амбала: ну, разумеется, киллеры должны были прийти на дискотеку и начать там всех мочить, в надежде также зацепить Амбала?.. Из серии, что "за сто тысяч долларов номер квартиры называть не обязательно"...
Финал.. Финала не понял никто. Причем его не понял и сам Кончаловский. То ли ему просто хотелось появиться в этом фильме в роли киллера-снайпера, вот он и появился, ради хохмы прицелившись в первого попавшегося главного персонажа, то ли они так долго монтировали картину, что измонтировались в дупель и оставили в фильме финальную сцену, которая не в склад не в лад, поцелуй кошку в голову. "Соев, голубчик, я вас умоляю - посмотрите финал!" Впрочем, поздно увещевать Егора. Кино уже прокатывается. А зрители, выходя из зала, тупо друг друга спрашивают: "Подожди, я че-та не поэл - а че эта Крест Лиса-то решил замочить, а? На фига?"... Кстати, я тут подпишусь под каждым словом. Я тоже конкретно не поэл, однозначно!
И последний момент, который меня явно раздражал. Оно понятно, что Кончаловский, оператор и монтажер фильма достаточно недавно изучили всякие новомодные технологичные примочки: размывку кадра, визуальные эффекты при смене эпизодов и так далее, - но на черта это все было пихать в фильм в таких количествах? Мне монтажные стыки между эпизодами все время напоминали ситуацию с начинающим вебмастером, который узнал о наличии в html тэга, задающего всякие идиотские видеоэффекты, возникающие при заходе на страницу, и теперь распихивающего эти тэги по всем разделам сайта. Смотрелось это все как-то беспомощно и по-детски - как будто ребятишки играются, а не взрослые дяди кино снимают.
Ладно, хватит о минусах, давайте о плюсах... Несмотря на все недостатки, кино получилось вполне даже неплохим. Эдакий российский боевичок "с претензиями", который, однако, вполне можно посмотреть. Все-таки, в нем играют вполне хорошие актеры, можно сказать - самый цвет отечественного кино, и в их исполнении даже эти дурацкие диалоги слушаются довольно неплохо. Главная роль - вполне достойная. Гоша Куценко - очень колоритный актер, и он хорошо смотрится практически везде. Здесь - не исключение. Гоша не стал изображать убитого горем и скрежещего зубами киллера, мстящего за смерть друга. Он - настоящий кинематографический "герой": загадочный, холодный и рассудительный, спокойствие которого, однако, напоминает невозмутимость гремучей змеи. Остальные герои явно нервничают: кричат, орут, скандалят, носятся туда-сюда, бьют друг другу морды, но Лис находится как бы сверху. Он наблюдает и сопоставляет. Когда из разрозненных кусочков сложилась четкая картинка, Лис начал действовать: для этого ему понадобилось сделать один единственный выстрел, который вышиб краеугольный камень хрупкого равновесия между двумя бандитскими группировками. И все умерли. Кроме "правильных" воров (которого в данном случае олицетворяет Крест). Так что в фильме даже есть мораль: долой беспредел, жить нужно "по понятиям". Ну и опять же - "братва, не стреляйте друг в друга" и все такое...
Ульянов мне совершенно не понравился. Прежде всего из-за этого дурацкого подражания дону Вито. Уж хочешь подражать дону Вито - становись доном Вито. Ну на крайний случай - доном Клерикуцио, а не странноватым старичком, живущим в Пушкинском музее как у себя дома.
Белявский в роли Короля - тот же Фокс, только сильно постаревший. Фраза "вы на кого залупились" в его устах слушается на редкость искусственно и почему-то очень напоминает его же роль Брежнева в "Серых волках".
Сидихин - хорош, как обычно. Классический бригадир. Исполнительный, убедительный, но несамостоятельный, которому хорошо под "папой". Только из Шамана "папа" неправильный... Инструкция Баркаса своим бандитам перед схваткой с "северными", приведенная в качестве эпиграфа к рецензии, обязательно станет крылатым выражением.
Сухоруков... Тут мнения сильно расходятся. Они и у меня с собой сильно расходятся. С одной стороны, отморозка он сыграл вполне грамотно и вполне в своем духе. С другой стороны, это до предела фальшивое и никуда не клеящееся выступление Амбала на лестнице перед своими соратниками, когда не понимаешь, смотришь ты боевичок с претензией на "жизненность" или "Дети капитана Гранта" на детском утреннике - до того это все напыщенно и театрально... Впрочем, будем считать, что Сухоруков понравился. Потому что текст - не его вина. Он-то как раз делает все, что может.
Лучше всех, пожалуй, выглядит Шакуров в роли "правильного" авторитета - Креста. Во-первых, роль не такая гротескная, как у Белявского и Ульянова, а во-вторых, текст хоть немного поприличнее. Кроме того, с Шакуровым играет очень забавный персонаж - подручный Креста, который хихикает на его похоронах...
Ладно, пора резюмировать, а то я что-то расписался... Скажем так, этот фильм оказался несколько лучше, чем я ожидал. С определенными натяжками можно считать, что получилась та самая криминальная драма, которую Кончаловский пытался снять. Определенные удачи картины несколько перевешивают явные неудачи. Кримидраматический боевичок - он такой и есть. Куценко - просто класс. Если бы еще и диалоги поприличнее сделали, тогда вообще можно было бы четверочку поставить. Без этого - нечто среднее между тройкой с плюсом и четверкой с минусом. Ближе, впрочем, к четверке с минусом.
P.S. Уже даже есть официальный сайт фильма. Правда, из актеров там перечислена примерно треть, а в трех предложениях краткой аннотации к фильму ребята ухитрились пять раз неправильно поставить запятые, в результате чего аннотация превратилась в нечто неудобоваримое, но графика - хороша. Ребята явно старались.
Эту картину ждали долго. Мало того что долго, так еще как ждали. Уже несколько лет подряд все масс-медиа издания то и твердили как об "Антикиллере" Михалкова-Кончаловского. Уже около года назад в Москве показывали некоторые отснятые материалы, а наши киносети расписывали график проката картины.
Вот и дождались. Получилось, скажу сразу честно, ни то ни сё. По сюжету я так и не понял, что это - боевик, драма, бандитская картина или стеб... Фильм начинается с выхода из тюрьмы милиционера по прозвищу Лис, сидевшего за незаконные методы расправы над преступниками. Первая фраза звучит примерно так: "Слышь, Лис, вчера ваши менты наших таможенников отпи..дили..", через десять секунд после которой Лис кроит черепа двух бравым парным, пытавшихся его зарезать. А дальше... А дальше начинается такое, что голова кругом идет: съезд воров или паханов, даже не знаю как их называть. Диалог примерно состоит из таких слов: общак, доля, братва, Крест, малява, сходняк, крыша... И все они такие крутые, что просто диву даешься как у них все просто, а когда после этого крутые ребята идут отвоевывать торговый центр у северных, то просто от смеха упасть можно: куча детин с арматуринами приходит на пустынный торговый центр и начинает драться с такими же детинами. Зрелище это не для слабонервных: зубы, проломанные черепа, сломанные руки, ноги, кровь, асфальт и т.д. Жестоко, но весьма технично снято, а музыка подобрана как нельзя кстати. Перед "битвой" у Баркаса спрашивает его "гном":
- А как мы их узнаем?
- А они такие же как и мы, только рожи незнакомые.
Персонаж Виктора Сухорукова был непонятно для чего вставлен фильм. Его появление весьма наиграно: три придурка в подвале читают книжку вслух. И вдруг они прочитываю, что если тебя убьют с пистолетом, то попадешь в Валгаллу, став бессмертным. И их, блин, осеняет: "Надо нам пистолеты достать". Далее они, достав оружие, приносят местной братве столько хлопот, что сценарий начинает казаться полным маразмом. Ребята оказываются настолько крутыми, что они без проблем убивают Короля, никто не может их найти, не пытается убить... Детский сад, одним словом.
Лучшая фраза: Амбал (Сухоруков) и его отморозки подходят к клубу. На входе стоит охранник:
- Вход только для членов!
- А ты, видимо, член, с утра стоишь?
По ходу фильма Лис без труда узнает якобы сверхсекретную информацию о волнениях в жизни братвы, подставляет всех и вся, все друг друга убивают, он остается живой, сделав при этом всего один выстрел.
Что в фильме понравилось? Начальный драйв, саундтрек, диалоги, неплохие сцены перестрелок, драки, герой Евгения Сидихина (Баркас), Лис (Гоша Куценко) и ... все. Монтаж типа рваной пленки, сменяющийся на новые кадры идет в первой половине, а во второй бесследно исчезает. Так зачем было его вообще вводить? Ботание по фене раздражало больше всего. Такое впечатление, что нашей страной управляют одни урки. Я понимаю, что к этому фильму не стоит относиться серьезно, но доработав сцены с "братвой", это было бы совсем другое кино, оставляющее гордость за современное отечественное кино.
Напоследок пару диалогов из "Антикиллера":
Лис после того как омоновец убивает одного из Отморозков:
Егор Михалков-Кончаловский, как никто иной в современном отечественном кинематографе, знает, что такое проблема отцов и детей. Своего «Антикиллера» он сделал в пику всем правилам традиционного отечественного кино. Революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась.
Говорят, на детях гениев природа отдыхает. Это не правило, а отговорка для тех, кто ожидает увидеть в ребенке гения его отражение, а видит совершенно иного человека. Для того, чтобы понять, зеркало это или истинное лицо гения должны пройти годы. В отличие от гениев свершившихся, чьи первые шаги никто не видел, за поколением отпрысков следят пристально. Право на неверный шаг у них отсутствует.
Егор Михалков-Кончаловский – человек, третий в династии гениев, один из многих детей кино, которые пошли по стопам родителей, но, в отличие от большинства, ему удалось пойти своей особой дорогой. В то время, как иные только ищут свой путь в кино, ему удалось нащупать тропку, по которой прежде ходили только в обход, а он направился по прямой. Тропа «криминального кино» в России вытоптана, однако как такового боевика, в традиционном его понимании, прежде у нас не делали. Было безымянное дешевое кино про пацанов, а он сотворил «Антикиллера» – дорогое кино про «воров и бизнесменов», про Отцов и Детей. Большое кино подразумевает хорошие деньги, а все, на что хватало в последние годы наших кинопроизводителей – это похождения Бешеного или Удары Лотоса. Весь эффект держался не на масштабности происходящего, а на местечковых сценах восточных единоборств. Разве такое кино может собрать кассу?
Спорить о том, по какому пути идет российское кино, сегодня смешно. Успехи голливудских блокбастеров указывают российскому кино путь на Голливуд, но проблема в том, что бюджеты отечественного кино немного несопоставимы с масштабами Фабрики Грез. Решение было найдено простое, не уходя далеко из восточного стиля, с небольшим по Голливудским масштабам (и невероятным, по меркам отечественным) 5 миллионным бюджетом было снято качественное европейское кино. В конце концов, страна мы пограничная, у нас особый путь.
Кино удалось на славу, хотя и не без очевидных промахов, заметных даже не вооруженному журналистским пером зрителю. Круто сваренный боевик, порой напоминает театр. У каждого героя есть своя реплика, по которой их потом будут различать. Персонажи нынешних телевизионных детективов меняют свое обличие – Сидихин уже не мент, но «бизнесмен», Балуев (человек, у которого не сложилось определенного образа на экране, благодаря тому, что он очень много играет) – сын Вора в законе, такой же вор, но новой формации, Ворошиловский стрелок Михаил Ульянов – вор старый, живущий в роскоши, как порядочным ворам жить не положено, Король преступного мира Москвы Александр Белявский, как был Фоксом, так и остался, равно как и Иван Бортник, недалеко ушел от образа Промокашки…
О ворах, пацанах и беспредельщиках серьезное кино снимать нельзя. Поэтому и воспринимать происходящее на экране серьезно тоже не стоит. Сходка воров в суши-баре, чьи пальцы в наколках, не очень ловко оперируют палочками – это смешно, картонные диалоги, сошедшие со страниц бульварных романов – тоже. Это фарс, взгляд на наше прошлое через призму настоящего. Кто поверит, что сегодня возможны масштабные перестрелки между «местными» и «залетными». Нынче только фанаты да экстремисты ходят стенка на стенку. Это детский сад. У новых бизнесменов свои законы. И прошлое кажется сном…