ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Артист 
The Artist

Режиссер Мишель Хазанавичус
Сценарий Мишель Хазанавичус
В ролях:
Жан Дюжарден,
Беренис Бежо,
Джон Гудман,
Джеймс Кромвель,
Пенелопа Энн Миллер
Официальный сайт: www.theartistmovie.net
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 100 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

Если гроссмейстер в разгар партии получит по башке шахматной доской – он наверняка запомнит эту партию, даже если она будет самой невзрачной. Похожий номер устроил с нами Мишель Хазанавичус. Простая, даже примитивная история рассказана так, как этого никто сейчас не делает – и потому не забудется никогда.

В самом деле, ну что за сюжет? Звезда немого кино Джордж Валентин случайно знакомится с бойкой девицей Пеппи Миллер, которая становится сначала статисткой, а потом звездой. Тем временем, немое кино становится звуковым, и наш Джордж понимает, что в этом новом мире никому не нужен. Он цепляется за обломки кораблекрушения и сам, без конъюнктурных продюсеров снимает увлекательный фильм, который всем хорош, кроме одного – он немой, и потому публика на него не идет. Джорджа ждет пучина отчаяния, а рядом бродит облитая славой Пеппи, которая, разумеется, никак не может найти подходящего случая, чтобы сказать нужные слова.

Я уважаю людей, увидевших здесь прекрасную, трогательную историю любви. Этих людей слишком много, чтобы такую реакцию можно было объяснять лишь снобизмом или модой. В их искренности я не сомневаюсь. В искренности раздатчиков призов – да, и сильно. «Артист» (в силу комплекса причин) стал всеобщим любимчиком, его обласкали и в Англии, и во Франции, и в Европе, и везде. То была мода сезона – и «Оскару» ли быть немодным? «Оскар» не остался в стороне, отвалив три главных приза странному французскому фильму, так отличающемуся от всего, что одного этого оказалось бы достаточно.

А «Артист» к тому же оказался очень мил, и Дюжарден действительно блестяще вписался в пластику немого кино, и Хазанавичус сделал великолепную стилизацию… Но вот вопрос – заметил бы кто-нибудь этого «Артиста», выйди он в 1927 году?
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) - звезда голливудского немого кино. Публика валом идет на его фильмы, глава студии Аль Циммер (Джон Гудман) потирает руки и подсчитывает барыши. Валентайн живет в роскошном особняке с красавицей-женой и наслаждается своим успехом.

Как-то раз на студию пришла молодая актриса Пеппи Миллер (Беренис Бежо) - наниматься в танцевальную массовку. Валентайн обратил внимание на Пеппи, между ними стали проявляться какие-то романтические чувства, однако вскорости звезда Джорджа довольно быстро стала закатываться. Дело в том, что в кинематографе начинается эпоха звукового кино, в которую Валентайн совершенно не вписывается.

Циммер, как акула бизнеса, отлично понимает, что студия должна двигаться дальше семимильными шагами и как можно быстрее уходить от немого кино, в результате чего Джордж получает отставку, а место главной звезды студии теперь занимает Пеппи - она отлично подошла для нового вида кинематографа.

Валентайн, который еще не понимает, что его время ушло, вкладывает все свои средства в постановку нового фильма, в котором он не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве режиссера.

Излишне говорить, что этот фильм полностью провалился, а вот новые картины студии с Пеппи Миллер в главной роли прокатывались с ошеломляющим успехом.

Джордж потерял все сбережения, жена его выгнала из их роскошного особняка, в результате чего бывший любимец публики живет в какой-то хибаре, а рядом с ним остались только собачка-терьер и шофер Клифтон (Джеймс Кромвелл), которому он уже полгода не платит зарплату.

Валентайн скатывается все ниже и ниже, и все могло бы закончиться очень плохо, если бы не Пеппи Миллер, которая вовремя пришла Джорджу на помощь.

***

Потрясающий фильм, просто шедевр! Немой черно-белый фильм, снятый в 2011 году, который буквально "порвал" все кинофестивали, получил 110 престижнейших наград и 76 номинаций - да что это вообще такое?

Более или менее похожий эксперимент проводил Мэл Брукс в 1976 году, когда он снял "Немое кино" - черно-белую немую комедию. Картина получилась забавной, ее номинировали на четыре "Золотых глобуса", однако тогда не было ничего похожего на взрыв наград и эмоций, сопровождающих "Артиста" Хазанавичюса.

Идея снять подобное кино у режиссера возникла давно. Причем он первоначально понимал, что это не будет чистая стилизация под старые немые фильмы. Да, картина будет черно-белая и немая, однако ее будут смотреть нынешние зрители, поэтому там будут использоваться некоторые приемы, не характерные для кинематографа начала XX века.

Хазанавичюс ставил своего рода эксперимент: сможет ли он донести до зрителя историю бывшей кинозвезды, пользуясь при этом только изображением - без цвета и диалогов.

При подготовке к созданию этого фильма и он, и главные актеры - Жан Дюжарден и Беренис Бежо - пересмотрели огромное количество старых немых фильмов. Им нужно было изучить, как тогда двигались, как использовали мимику, как ставили кадр.

Задача перед режиссером стояла очень и очень сложная. Казалось бы, кто в XXI веке будет смотреть немой черно-белый фильм, когда даже "Титаник" уже выпустили в 3D?

Но именно данная картина показала, что дело не в красках, не в звуках и даже не в 3D. Почему на "Артиста" обрушился такой ошеломляющий водопад престижнейших наград? Ведь здесь рассказывается не об одноногом негре-гомосексуалисте, пытающемся найти взаимопонимание со своей пьющей матерью из племени сиу. Это вроде как совершенно простая и немудреная история о любимце публики, вышедшем в тираж. Ну и история любви (банальность детектед!), пронесенной сквозь долгие годы.

А крышу у всех сорвало по одной простой причине. Это невероятно талантливый фильм! Тонкий, элегантный, романтичный и какой-то очень и очень светлый. В нем настолько великолепно сочетаются постановка, игра актеров, потрясающая музыка Людовика Бурсе, работа художников-дизайнеров, что никто из членов американской Киноакадемии уже и не подумал о том, что они дают "Оскары" за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую главную роль, лучшую музыку и лучший дизайн костюмов - французскому фильму. (Впрочем, замечу, что тут снялись и несколько замечательных голливудских актеров - Джон Гудман, Джеймс Кромвелл, Малкольм Макдауэлл.)

Это теперь самый обласканный наградами французский фильм в истории, а Дюжарден - первый французский актер, получивший "Оскара" за лучшую мужскую роль. Ну ничего члены киноакадемий и кинокритики не могли поделать с этим фильмом, он никого не оставил равнодушным!

Что интересно, первоначально Хазанавичюс хотел делать картину о немецком немом кино времен расцвета экспрессионизма - фильмов Фрица Ланга, Фридриха Мурнау, Георга Пабста. Однако потом в качестве основы был взят все-таки Голливуд, так что прототипами (весьма, конечно, условными) Валентайна и Миллер послужили Дуглас Фэрбенкс и Глория Свенсон.

Чтобы соблюсти достоверность, все снималось в Лос-Анджелесе - это раздуло бюджет до $15 миллионов, хотя первоначально планировалось потратить заметно меньше. Весь период съемок Дюжарден жил в здании 1930 года на Голливудских холмах. Особняк Пеппи Миллер в действительности - реальный дом, где жила звезда немого кино Мэри Пикфорд, так что Валентайн в фильме лежит на кровати Мэри Пикфорд.

В самом Голливуде очень благосклонно приняли этот проект. Студия Уайнстинов согласилась выступить дистрибуторами, Хазанавичюсу во время съемок оказывали всяческое содействие. Джон Гудман принял предложение сыграть Циммера после нескольких минут знакомства со сценарием, Джеймс Кромвелл также не колебался, ну и Малкольм Макдауэлл сам предложил сыграть в картине крошечную роль одного из актеров массовки во время проб Пеппи Миллер.

С точки зрения постановки в картине много чрезвычайно удачных и эффектных эпизодов. Некоторые из них - просто-таки чаплинского уровня: игра Пеппи с плащом Валентайна, совершенно изумительная сцена дублей с Валентайном, когда он танцует с Пеппи. Также Хазанавичюс искусно использует неожиданные звуковые эффекты - например, в сцене, когда Валентайну везде начинает чудиться звуковое кино.

Но, конечно, одна постановка не вознесла бы картину на такой уровень, если бы не изумительная игра главных исполнителей - Жана Дюжардена и Беренис Бежо. Они вместе уже играли у Хазанавичюса в очень милой пародийной комедии "Агент 117", после которой, кстати, и Дюжардена заметили как актера, в результате чего он получил роль в картине "99 франков", и Хазанавичюса заметили как режиссера, благодаря чему вообще состоялся проект "Артист".

Роли Валентайна - Миллер Хазанавичюсом изначально писались под Дюжардена - Бежо, и никакие другие кандидатуры не рассматривались. (Кстати, Беренис Бежо - жена Хазанавичюса.)

У меня Жан Дюжарден - один из любимейших актеров. У него редчайшее обаяние (прям новое воплощение Жерара Филипа), замечательное актерское дарование плюс, несмотря на очень эффектную внешность, присутствует отличное чувство самоиронии.

Что интересно, Дюжарден особо и не собирался становиться актером художественных фильмов. Он работал в жанре стендап-комеди, часто выступал в телевизионных шоу, а в кино снимался постольку-поскольку. Теперь, конечно, перед ним любые кинематографические дорожки открыты, однако сам Дюжарден утверждает, что не собирается перебираться в Голливуд и продолжит сниматься во Франции.

Роль Валентайна написана именно для него, и никто не смог бы там выглядеть более органично. Между тем задача перед актером стояла непростая. Валентайн в своем звездном статусе - личность, в общем, не слишком приятная. Нарциссизм, самолюбование, пошлейший двухметровый портрет в особняке, изображающий Валентайна в пафосном одеянии, - типичная суперзвезда с манией величия.

После наступления эпохи звукового кино - другая сторона: полнейшая деградация, алкоголизм и идиотские пьяные выходки.

Но что в одной, что в другой ипостаси персонаж Дюжардена не теряет ни грамма своего невероятного обаяния и благородства. Я не знаю, насколько благородство присуще самому Дюжардену, однако сыграно это совершенно безукоризненно.

И как филигранно он изображает во время дублей с Пеппи нахмуренную физиономию главного героя, а потом срывается на совершенно некиношную широченную улыбку, когда оказывается с Миллер лицом к лицу. Это одна из самых изумительных сцен в картине.

Беренис Бежо также очень и очень хороша! В "Агенте 117" она явно терялась в тени Дюжардена, однако здесь - они совершенно равнозначные партнеры. Причем Бежо вовсе не изображает какую-то из знаменитых актрис прошлого, хотя она очень внимательно изучала их манеру держаться на экране. Хазанавичюс перед съемками ей сказал, что ему требуется совершенно оригинальный персонаж, который будет участвовать в рассказываемой на экране истории, и это не должна быть, например, Мэри Пикфорд или Глория Свенсон.

Так что Пеппи у Бежо - совершенно оригинальная, при этом задорная, обаятельная и не менее яркая, чем Валентайн у Дюжардена. А уж как замечательно она сыграла сцены встречи с Валентайном, когда он скатился на самое дно...

Кстати, о финальном танце. Конечно, Хазанавичюс мог воспользоваться возможностями современного кинематографа, чтобы снять профессиональных танцоров, периодически показывая головы Дюжардена и Бежо. Но он потребовал от актеров, чтобы они самолично исполнили этот танец, - они его сделали, причем на репетиции потратили два месяца. Результат того стоил - когда видишь, что это танцуют именно они, эффект совершенно другой, Хазанавичюс был совершенно прав.

Ну и пара слов о еще одном актере, который сыграл заметную роль в данной картине. Это терьер по кличке Угги, сыгравший тут любимца Валентайна. И Дюжарден, и Хазанавичюс говорили, что Угги сам по себе - прекрасный актер, и они были просто поражены тем, насколько четко тот выполнял все, что от него требовалось. (Хотя, добавлял Дюжарден, при этом в кармане обязательно надо было носить пару сосисок.) Обычно в таких случаях снимают несколько собак, но практически все сцены играл именно Угги, и только в сцене пробега собачки к полицейскому был задействован какой-то другой песик. Кто-то из рецензентов сетовал на то, что Угги не сможет получить своего "Оскара", однако это не так - Угги был вручен приз Palm Dog, который специально предназначен для собак, снимающихся в кино.

Говоря о фильме, невозможно не отметить музыку Людовика Бурсе, которая также является важнейшей составной частью успеха "Артиста", особенно учитывая тот факт, что картина - немая. Музыка совершенно изумительная, на мой взгляд - на уровне мелодий Морриконе для "Однажды в Америке". Не знаю, будут ли они так же популярны вне картины, как это случилось с музыкой Морриконе, но в фильме это все звучит просто потрясающе.

В общем, съемочная группа сделала просто шедевр! Который лишний раз доказывает, что для создания действительно замечательных (и при этом, замечу, кассовых) картин не нужны ни огромные деньги, ни 3D, ни даже цвет. Нужны только талант и профессионализм, которые у этих людей присутствуют в избытке. Просто молодцы, замечательное кино сделали!
     


А знаете ли вы, что...

- Прототипами Джорджа Валентина выступили Дуглас Фэрбенкс и Фредрик Марч.
- В фильме звучит тема любви из саундтрека к фильму «Головокружение» Альфреда Хичкока.
- На Каннском кинофестивале приза был удостоен не только Жан Дюжарден, но и Джек-Рассел-терьер по кличке Угги. Он получил специальный приз PALM DOG, который на фестивале ежегодно вручают за лучшую роль в исполнении собаки.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: