ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Артистка 
Artistka

Режиссер Станислав Говорухин
В ролях:
Евгения Добровольская,
Юрий Степанов,
Мария Аронова,
Дмитрий Певцов,
Александр Абдулов,
Михаил Ефремов,
Федор Бондарчук
Официальный сайт: www.artistka-film.ru
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2007
РЕЦЕНЗИЯ №1

Театральной артистке Анне Петровой – глубоко под сорок, а удачи нет как нет. На личном фронте – полный мрак: ни кола (в любом смысле), ни двора. Живет в одной квартире с театральным электриком и престарелой актрисой Ираидой Эдуардовной. Утешения нет и в профессиональной сфере: роли официанток с репликами максимум в два слова – вот предел ее карьеры. Она же мечтает сыграть Гертруду. А еще надеется на главную роль в телесериале. Выучила наизусть все реплики. И вот – о чудо! – ее приглашают на пробы. Режиссер (а надо сказать, нынче в любом режиссере есть что-то от Федора Бондарчука) просит ее заплакать. Она не может. Трудно понять, как это удается профессиональной актрисе, но элементарный тест она не проходит. Остается только надраться водки, которую для фильма Станислава Говорухина в неограниченных количествах предоставил спонсор, не заплативший мне ни копейки за упоминание своей торговой марки (поэтому и упоминать ее не буду). Итак, Аня надирается в компании со своей соседкой Мусей. Питаться спонсорской водкой для девушек, судя по всему, дело привычное. В общем, все идет, как обычно. Но в этот вечер небеса улыбнулись, и события приняли неожиданный поворот. Открылась дверь, и на пороге возник принц с физиономией нормального русского бандита, прошедшего ускоренный курс лоботомии и возведенного в ранг профессора-паразитолога…

Мощный старик Говорухин упрямо гнет свою линию. Он снимает кино вне времени и пространства. Работает так, как ему нравится. Или, возможно, как требуется в связи с его жизненными установками. Кстати, установки далеко не самые плохие, да и в интервью Говорухин произносит очень правильные слова. В общем, фильм получился действительно без единого мата, за что по нашим временам уже можно выносить специальную благодарность в титрах. Даже электрик-Абдулов для выражения сверхчувств отваживается только на невнятные скороговорочки.

Подбор актеров впечатляет. Собственно, эта компания, без лишней скромности прописанная на постере, и привлекает в основном зрителя. Потом окажется, что Бондарчук появляется секунд на 40, а Ефремов и Певцов бенефисят где-то на заднем фоне. Но зритель не очень возмущается – прежде всего, потому, что все (абсолютно все!) актеры играют классно. У Говорухина не схалтуришь, это известно любому. Да и сам он к работе своей относится крайне серьезно. Часто серьезность эта его и подводит.

Сценарий сделан по театральной пьесе Валерия Мухарьямова, лично мне не особенно известного – но, говорят, одно его произведение поставлено в Монреале. В Москве с ним дела иметь не захотел ни один театральный режиссер. Говорухин увидел в пьесе про театральную Золушку нечто очень близкое себе – и принял Мухарьямова в свои объятия. Симбиоз получился интересный, но неоднозначный. Фильм наполнен блестящими диалогами и остроумными сценками, которые усилиями актеров иногда доводятся до совершенного блеска. Но при этом «Артистка» лишена чего-то важного.

Дело не в неправдоподобии – сказка, она сказка и есть. Дело не в том даже, что в кадре много и навязчиво пьют – без спонсорских денег в наше время и светлое кино не снимешь, а водка – такая же правда жизни, как и грошовая актерская зарплата. Проблема в другом – у фильма нет конца. Или это такой конец, который совершенно не из чего не вытекает. Как если бы гроссмейстер, разыграв тонкий миттельшпиль, вдруг сгреб бы фигуры и швырнул их в физиономию соперника…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Анна (Евгения Добровольская) - артистка в театре имени Грибоедова. К сожалению, творческая судьба ее сложилась неудачно: из когда-то давно "подающих надежды" она, в силу подсорокалетнего возраста, превратилась в типичную театральную неудачницу, которая всю жизнь ждет роль Гертруды или королевы Марго, а играет буфетчиц на ролях "подай-унеси". Да и с личной жизнью у Анны - большие проблемы. Замуж сходила неудачно, ребенка не родила, мужа-пьяницу бросила и осталась одна-одинешенька с комнатушкой в коммуналке, где кроме нее живут престарелая актриса Ираида Эдуардовна и электрик из того же театра Босякин (Александр Абдулов).

Одна отрада в жизни Анны - задушевная подруга Муся (Мария Аронова), живущая в отдельной квартире, расположенной на той же площадке, с мужем-фирмачом (Дмитрий Певцов). У Муси, в отличие от Анны, в этой жизни все хорошо: она четыре раза была замужем, причем все четыре - удачно. Нынешний ее муж, которого в юности все звали Котом за любвеобильность, и сейчас продолжает свои похождения на стороне в чужих огородах, но Мусю это все не сильно заботит: были бы дом - полная чаша, взаимопонимание, отсутствие скандалов, хорошая работа и разлюбезные подруги.

Муся любит разлюбезную подругу Аню и жалеет ее. Кроме того, Аня с удовольствием принимает участие в легких выпивонах, которые Муся частенько устраивает, и тогда подруги особенно долго разговаривают по душам, а также поют песню о придурочном отряде времен Гражданской войны, который в составе аж сотни конных бойцов был отправлен на разведку, чтобы все тихонько разнюхать так, чтобы ни одна веточка не хрястнула.

Как-то раз в жизни Ани и сочувствующей ей Муси случилась приятнейшая неожиданность. К Мусиному мужу заявился его старый школьный друг по кличке Вика - его настоящее имя было Викентий Иванович (Юрий Степанов), - а так как Кот в этот момент мотался по своим кошачьим делам, Муся с Аней приняли Вику, напоили его водовкой и развлекли светской беседой.

Аня сразу запала на Вику. Потому что он - мужчина положительный и интеллигентный. Вика ученый, доктор наук, изучающий паразитов, - клоповод, короче говоря. Потенциальный, как считает его мама, лауреат Нобелевской премии. Кроме того, в ближайшее время он должен ехать на три года в Испанию - ему там дают лабораторию, ну а самое главное - Вика до сих пор неженат, ибо все как-то не сложилось с делами-заботами и паразитами.

Ну могла ли Аня не увлечься таким перспективным женихом? Ну да, паразитолог! Ну да, застенчивый, рассеянный, тютя и поц, любит рассказывать о своих паразитах-шмаразитах, но ведь действительно не пьет, перспективный и насквозь положительный! В общем, у Ани с Викой возникла ожидаемая любовь, тщательно подогреваемая умелыми Мусиными кунштюками. Ведь не за Босякина же Ане выходить, правильно? Босякин, правда, вовсю зовет, да и мужчина - явно с руками и не так уж сильно и пьющий, однако тонкая театральная душа Ани жаждет чего-то неземного, паразитологического!

А тут еще Гертруду вдруг дадут, кинорежиссер с физиономией Бондарчука возьмет играть в сериале, так что счастья у Ани будет - только успевай окапываться! Вот тут - и сказочке конец, а кто попкорн во время просмотра кушал - молодчинка, однозначно!

***

В отличие от крайне, на мой взгляд, слабенькой картины "Простые вещи", которая при этом была обласкана "Кинотавром" так, что аж заблестела, "Артистка" - кино вполне неплохое. Однако не без недостатков, о которых сейчас поговорим.

Основной недостаток - отсутствие легкости в некоторых моментах и эпизодах. К сюжету, в общем, придираться нечего - оно и понятно, что сказочка о нелегкой женской доле и о том, как вдруг все само собой станет хорошо в тот момент, когда все ужасно плохо. И Гертруду дадут, и роль в сериале дадут, и паразитолог даст - ну, в том смысле, что сделает предложение руки, сердца и карьеры жены сподвижника науки. Но при этом какие-то эпизоды выглядели тяжеловесно, искусственно и достаточно фальшиво - особенно эпизоды со спаиванием Вики, посещения мамашей дома Муси и беседы с Анной, признания в любви Вики.

Может быть, это связано с тем, что мне - в отличие, замечу, от многих других зрителей - не сильно понравилось, как Евгения Добровольская сыграла Анну. Не то чтобы плохо, но, на мой взгляд, не дотягивала. На троечку с плюсом. Максимум - на четверочку с минусом. Слезливые глазки и общая неустроенная женская судьба - есть, а харизмы - маловато. Особенно хорошо это было заметно на фоне ну просто ураганной и крышесносящей Марии Ароновой, которая, во-первых, стала главным украшением этого фильма, а во-вторых, перевела его из разряда слезливой мелодрамы в лирическую комедию.

Вот ее персонаж - это что-то с чем-то! Невероятно живая и естественная, ироничная, остроумная, одновременно сентиментальная и сочувствующая - абсолютно во всех сценах Аронова играла блестяще и очень часто эти сцены просто спасала. Недаром не понравились мне только те сцены, где ее персонажа нет.

Викентий в исполнении Юрия Степанова - как-то средненько. Смешного и обаятельного Хоботова не получилось, реального ученого - тоже. Из Викентия вышла какая-то не слишком смешная пародия на биолога - так, как его видят тетки-домохозяйки. Ну и ведет он себя соответствующим образом - как будто его тетки-домохозяйки дергают за ниточки.

Остальные эпизодические роли удались почти все, кроме совершенно картонной мамы Викентия. Александр Абдулов блеснул в роли Босякина - не переигрывал, сыграл ярко и образно. В конце в паре эпизодов мастерство так просто прорвалось во всю ширь, несмотря на некоторую картонность текста, который он должен был произносить.

Михаил Ефремов, который давно себя показал мастером эпизода (достаточно вспомнить убойное "Как для себя-с" из "Статского советника"), здесь себя показал мастером эпизода, прошу прощения за тавтологическую тавтологию. Роль актера-алкаша - слегка ловеласничающего, но все больше клянчащего трешку (ну, трехсотку) до зарплаты - удалась на все сто. Буквально несколько эпизодов, а удовольствие гарантировано.

Кстати, все вот эти слегка советские стереотипы в фильме проявлялись постоянно: трешка до зарплаты; раз бизнесмен - значит, жулик; раз ученый - значит, водку не пьет, застенчив до невозможности и при этом почему-то состоятельный (где вы сейчас-то состоятельного ученого найдете?), ну и так далее.

Меня, если честно, несколько удивило, что этот фильм снял такой могутный мужик, как Говорухин. По стилю он все-таки несколько женский - слегка розовые слюни по поводу несчастной артистической женской судьбы Гертруды, которая заканчивается счастливой свадебкой (условно) с Полонием-паразитологом. Много нарочитого наива, много чисто театральных условностей, не совсем уместно выглядящих в кино (что тем более странно, ведь Говорухин - именно кинорежиссер), однако в общем и целом - постановка достаточно крепкая, смотрится неплохо и, безусловно, угодит широкому кругу зрителей, особенно тем, кому за тридцать вплоть до пятидесяти и у кого муж-пьяница. Мужьям - пьяницам и не пьяницам - тоже понравится. Особенно социальному кругу Босякина. А вот ученые-биологи подвергнут Говорухина остракизму.

Вывод - вполне можно посмотреть, особенно если вы - те, кому за тридцать, сорок, пятьдесят, далее со всеми остановками. За режиссуру - четверка. За сценарий - тройка с плюсом. А вот с актерской игрой будем выводить среднее артистическое: Аронова - просто пять с плюсом, Абдулов и Ефремов - пять, Добровольская - четыре с большим минусом, туда же Певцов (впрочем, у него совсем маленькая роль), остальные - на подхвате.

Говорухин слегка удивил, но все-таки не разочаровал, что в эпоху, когда признанные мэтры староклячат в тихих омутах, - более чем хорошо.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту:


oneplus 5t купить | Шикарное свадебное платье низкие цены более 1000 штук в наличии |