ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Авиатор 
The Aviator

Режиссер Martin Scorsese (Мартин Скорцезе)
Сценарий John Logan (Джон Логан)
В ролях:
Leonardo DiCaprio (Леонардо ДиКаприо),
Cate Blanchett (Кейт Бланшетт),
John C. Reilly (Джон С. Рейлли),
Kate Beckinsale (Кейт Бекинсейл),
Jude Law (Джуд Лоу),
Adam Scott (Адам Скотт),
Kelli Garner (Келли Гарнер),
Gwen Stefani (Гвен Стефани),
Nellie Sciutto (Нелли Скиутто),
Alec Baldwin (Алек Болдуин),
Danny Huston (Дэнни Хастон),
Matt Ross (Мэтт Росс),
Ian Holm (Йен Холм)
Официальный сайт: theaviatormovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 168 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Биография Говарда Хьюза для Америки – одна из национальных легенд. В судьбе этого человека все было необычно и все – очень национально типично. Он умер в 1976 году, но до сих пор его имя служит синонимом феноменального успеха, всенародного поклонения и неразгаданной тайны. Гениальный делец, фантастический пилот и явный сумасшедший – какое невозможное сочетание!

Скорсезе сосредоточивается на одной части его личности – на пристрастии к самолетам. По признанию самого Хьюза, он понял свое призвание авиатора в тот же миг, как впервые сел за штурвал летательного аппарата на съемках фильма «Ангелы ада», который продюсировал. Это увлечение принесло ему мировую славу и, вероятно, привело к безумию. Есть такая версия. Правда, у Скорсезе причина душевной болезни Хьюза – несколько иная. Собственно, и начинается фильм со сцены, которая должна нам впоследствии объяснить переворот в мозгах авиатора Хьюза. Сцена, явно поставленная каким-то специально нанятым психоаналитиком: маленький мальчик лет десяти от роду стоит в тазу с водой, к нему подходит мама, аккуратно вынимает кусок мыла из жестяной коробочки и начинает мыть сына. Ведя с ним разговор с странной, но выразительной манере. Такие сеансы ребенку должны были запомниться надолго. И запомнились. Когда Говард вырос, он везде носил с собой кусок мыла в жестяной коробочке.

Леонардо Ди Каприо за исполнение роли Хьюза получил «Золотой глобус». Первый, между прочим, в своей карьере. Может быть, еще и «Оскар» получит – так бывает довольно часто, да и претендентов у него в этом году особо не предвидится. Не то, чтобы я хотел оспорить решение «глобусного» жюри (актер Ди Каприо очень даже приличный), только вот в «Авиаторе» он ничего выдающегося не показал. Ну, или показал не до конца. Причина, на мой взгляд – в том, что он категорически не хочет стариться. С физиономией подростка он никак не тянет даже на свои 30 лет – тем более, на те 40 с лишним, которые ему приходится изображать в конце «Авиатора». Для того, чтобы как-то состарить актера, Скорсезе налепил ему усы, но это совсем не помогло – смотрится, как школьный маскарад. Ди Каприо умеет сыграть многое, но вот возраст сыграть решительно не может.

Ну, а поскольку от его персональных усилий, в общем-то, зависит весь фильм, то так и получается. Первый час – это отличное кино: яркое, динамичное, наполненное блестящей голливудской мишурой, молодостью и энергией. Подготовившись смотреть, как Скорсезе, по обыкновению, неторопливо разворачивает свое очередное эпическое полотно, я был приятно поражен легкости и темпераментности того, что он сделал. Даже был готов отметить эту работу оценкой, близкой к высшей. Но Хьюз старел – и Ди Каприо явно терялся перед камерой, а первоначальный драйв фильма незаметно испарялся. Финалом Скорсезе все же искупил это впечатление – финал хорош своей открытостью и эмоциональной силой (а еще ему предшествует потрясающая сцена испытательного полета гигантского лайнера «Геркулес», который предваряет отличный эпизод разборок в сенатской комиссии). Но разве забудешь предшествующие минут сорок тягомотины, когда Хьюз постепенно сходил с ума, сходил долго и нудно – так, как, наверное, один Скорсезе может показывать? И как голый Ди Каприо со своей плейбойской внешностью пытался изобразить «сумерки разума»?

Словом, никакого высшего балла «Авиатор» в итоге не получил. Хотя, скорее всего, к числу лучших фильмов Скорсезе причислить его можно с легкой душой. Во всяком случае, из виденного мною он – лучшее произведение маститого режиссера, репутация которого, как говорят недоброжелатели, базируется в основном на знакомстве с несколькими нужными людьми. Нет, в самом деле: первый час «Авиатора» - это работа на высшем уровне. Просто режиссеру надо было вовремя сказать себе: «Стоп!» Можно было избавить зрителя от нескольких мучительных сцен хьюзовской паранойи. Но Скорсезе уже не в том возрасте, когда можно поступить вопреки своим застарелым особенностям. А большой метраж для него стал уже такой же манией, как для Говарда Хьюза – стерильно чистые руки. Наверное, что-то с маленьким Мартином мамочка в детстве сделала – и он разучился быть лаконичным…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

«Авиатор» - это эпическая биография уникальной личности – миллионера, кинопродюсера и конструктора самолетов Говарда Хьюза. Рано или поздно фильм про этого человека должен был выйти, такие люди никогда не остаются в тени после смерти и при жизни, особенно если речь идет об Америке. Режиссером, как все знают, выступил великий и ужасный, но несколько подкошенный недавними «Бандами» Мартин Скорсезе, а на роль Хьюза взяли столь нелюбимого российскими «пацанами» Ди Каприо. Альянс, который уже откровенно напортачил с «Бандами» вновь вышел на тропу большого кино. И что, получилось это самое большое кино?

Еще как получилось. Фильм действительно берет свое там, где хотел это сделать. Почти три часа пролетают под бешеной динамикой повествования, приправленного особым стилем и глубиной. Это картина, которая живет, в ней есть все, что человек вообще любит в Кино, и выполнены такие вещи на уровне высшего пилотажа. Скорсезе впервые удается соединить в «Авиаторе» две стороны своей натуры, два пути, по которому он до этого шел в своих фильмах. Это размах, масштабность истории и то, что осталось в нем еще со времен «Таксиста» - умение оживить своего героя, заставить его характер находиться в беспрерывном движении. Именно этого он не смог сделать в «Бандах Нью-Йорка», именно это и явилось ключом к великолепию «Авиатора». Его работа на протяжении всего фильма так разнообразна, но в то же время представляет из себя нерушимое целое. Камера работает с Ди Каприо так, как будто это именно он рассказывает нам историю. Первая часть фильма проносится стремительно, как олицетворение молодости, вторая часть – часть, в которой Говард начинает сходить с ума замедляет повествование, включает новые краски, а финал – это по сути конец жизни и творчества Хьюза, нервный и в то же время довольно лиричный (нет, он не умирает, сами увидите). Все это служит одному целому. Многим не нравится часть, в которой Хьюз начинает себя странно вести – середина фильма, но мне она наоборот показалась ключевой в истории героя.

Кстати о герое. Приготовьтесь, сейчас буду хвалить. Ди Каприо просто убил. Он очень силен в роли Хьюза, силен и в моментах шизофрении особенно. Его Говард Хьюз – нелюдимый, одержимый авиацией мечтатель, балансирующий на грани сумасшествия. Он живет своим будущим, постоянно выстраивая его, не замечая, как оно уходит. Скорсезе ловит его печальную сторону – Хьюз никогда не сможет жить в данный момент. Ди Каприо здорово все это показывает, приходит к пониманию своего героя. Момент, где он раз десять повторяет фразу «Покажи все чертежи» - это что-то. Наконец-то, дождались от Лео серьезной, добротно выполненной работы. Многие говорят, что у него не совсем получается играть старость. Что ж, здесь я никаких проблем не увидел. Ну да, выглядит моложе, чем должен быть, но сами сцены сыграны на «отлично». Стоит хотя бы вспомнить момент его разговора с героем Ольды во время ужина.

Спутница Хьюза по фильму и, наверное, единственная настоящая его любовь – это Кэтрин Хепберн, играет которую всегда великолепная Кейт Бланшетт. И здесь она себе не изменяет. Необычная и очень сложная роль такой же необычной и сложной женщины. Думаю, что, если бы Хепберн была жива, ей бы понравилось, как ее сыграла Кейт.

Лишний раз говорить о вездесущем Оскаре как-то не очень хочется. Все уже и так знают, что в этом году именно «Авиатор» готовит шампанское и благодарственные речи. Наверное, это вполне закономерно. Кино Скорсезе само по себе – событие, а уж если оно получается вот таким, как это, это называется «барабан на шею».

Короче, резюмирую. «Авиатор» - новый царь байопиков нашей декады, правдивый и грандиозный, глубокий и сильный. Скорсезе вернулся. Настоящий Скорсезе. Будем надеяться, что вернулся надолго.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Говард Хьюз для Америки - это как... как... черт его знает, как кто для России, потому что сравнение подобрать практически невозможно - уж больно уникален этот человек. В восемнадцать лет Говард стал сиротой - правда, горечь утраты родителей скрашивало нефтяное наследство, составляющее фантастическую по тем временам сумму в семь миллионов долларов. Молодой Хьюз очень увлекался кино, поэтому отправился в Голливуд, где произвел фурор среди актрис: молодой миллионер с печатью загадочности на лице - от такого у любой красотки снесет крышу. Впрочем, далеко не все из них знали, что загадочность Говарда объяснялась достаточно странными комплексами и фобиями юного богача: в детстве мамочка Хьюза внушила мальчику жуткую боязнь микробов, а кроме того, она постоянно таскала его к врачам-психоаналитикам, которые так энергично копались в психическом состоянии своего пациента, что это состояние совершенно вышло из равновесия. Кроме того, Говард в общении отличался крайней застенчивостью, которую он так и не смог побороть даже тогда, когда стал всемирно известным.

Впрочем, он вовсе не зацикливался на актрисках. Хьюз приехал в Голливуд заниматься кино - и стал самостоятельно снимать фильмы. Первый блин - фильм Swell Hogan - вышел комом, и картину даже не выпустили на экраны: в смонтированном виде ее не видели даже актеры - только сам Говард и редактор фильма. В Голливуде над Хьюзом хихикали, за глаза называли "мальчиком-мажором" и все были уверены, что с кино у паренька ничего не получится. Однако Говард ко всему, чем он занимался, подходил настолько тщательно, что успех был практически предопределен. Первый провал дал Хьюзу огромный опыт, и спустя три года на экран вышел фильм о британских летчиках "Ангелы ада", который просто потряс весь мир.

Чем потряс? Натуралистичностью съемок. Хьюз для фильма приобрел целую эскадрилью - 45 самолетов - и добивался того, чтобы воздушные бои выглядели совершенно реалистично. Точнее, он просто устраивал эти воздушные бои, снимая их с разных точек, а потом искусно монтировал сцены. Когда летчики отказывались выполнять сложные трюки, Говард, который бредил авиацией и во время съемок научился водить самолет, сам делал эти трюки. В воздухе он не боялся ничего - это была его родная стихия.

После "Ангелов ада" на Говарда стали с уважением смотреть в Голливуде, однако он вовсе не собирался ограничиваться одним кино. Хьюз был бизнесменом с уникальным чутьем и, может быть, уникальным везением. Все, во что он вкладывал деньги, приносило фантастические прибыли. Кроме продюсирования кинофильмов Хьюз очень серьезно занимался средствами массовой информации и создал целую медиаимперию. Он конструировал уникальные самолеты, самолично испытывал их и ставил фантастические рекорды. Он скупал заводы, выполняющие военные заказы: оружие и радиоэлектронику. Ему принадлежала крупнейшая пивоваренная фирма (что интересно, Говард вообще не употреблял алкоголь), огромный медицинский центр, который до сих пор носит его имя, а также больше половины отелей и казино Лас-Вегаса. Под конец жизни он решил приобрести в собственность небольшую страну - Соединенные Штаты. Разумеется, в аллегорическом смысле. Он просто купил Ричарда Никсона - это стоило недорого.

В расцвете лет Хьюз был безумно популярен в Штатах, и многие хотели бы видеть его президентом. Более того, Хьюз, скорее всего, с легкостью стал бы президентом, если бы захотел, - у него на это хватило бы и средств, и популярности. Но президентом Хьюз не стал. Зато он сошел с ума.

Собственно, проблемы с психикой у Хьюза были еще с детства. Трудно сказать, чем это все было вызвано - какими-то наследственными особенностями или фобиями, которые ему внушала матушка, - однако что-то нездоровое в психике Хьюза, несомненно, присутствовало. Когда Говард был в расцвете лет и могущества, странности его расценивались как милые чудачества (например, Хьюз в ресторане мог потребовать принести себе фасоль строго определенной длины и собственноручно измерял принесенное линейкой), однако несколько жутких авиакатастроф, в которые он попал (вторая катастрофа была кошмарной, и врачи были уверены, что он не выживет), приобретенный у проституток сифилис, а также кодеин с морфием, которые Говард начал принимать после первой катастрофы, постепенно привели к тому, что болезнь почти полностью подчинила его себе.

После этого Хьюз на долгие годы стал заложником собственной паранойи. Он панически боялся микробов, но при этом месяцами не мылся, не стриг волосы и ногти, а естественные потребности справлял на персидские ковры, расстеленные в комнатах, и запрещал это все убирать. Он затаскивал одежду до такого состояния, что она просто разваливалась - и тогда Говард ходил голым. С людьми Хьюз общался посредством записочек, а к себе допускал только нескольких мормонов, которым доверял.

Его огромная империя продолжала работать, но сознание Хьюза все меркло и меркло. Он даже не воспользовался Никсоном, который должен был ему по гроб жизни и со страхом ожидал, чего именно Хьюз от него потребует. Впрочем, один раз Хьюз все-таки кое-что потребовал от Никсона - чтобы тот прекратил ядерные испытания в Неваде, где тогда проживал Говард. Но Никсон испытания так и не прекратил... Позже судачили, что Уотергейт был делом рук Хьюза, но он вряд ли имел к этому отношение, так как к тому моменту представлял собой существо, крайне далекое от каких бы то ни было реалий обычной жизни...

И вот теперь эта личность заинтересовала Мартина Скорсезе...

Из всех увлечений Хьюза Скорсезе более всего интересует страсть Говарда к авиации - недаром фильм назван "Авиатор". Авиация, изобретения, невероятные летные рекорды, отношения Хьюза с женщинами - актрисой Кэтрин Хепберн (Кейт Бланшетт), Авой Гарднер (Кейт Бэкинсейл) и Джин Харлоу (Гвен Стефани), - а также постепенное схождение Хьюза с ума.

На роль Говарда Скорсезе, после некоторых раздумий, пригласил Леонардо Ди Каприо. (Есть данные, что на эту роль также рассматривали кандидатуру Джима Кэрри.) Скорсезе считал, что Ди Каприо справится. Я так не думал, особенно после явного мискастинга на роль Амстердама в "Бандах Нью-Йорка", но это фильм Скорсезе, поэтому решать было именно ему.

Что интересно, Ди Каприо сыграл эту роль значительно лучше, чем я ожидал. Намного, намного лучше! Парень явно заматерел, перестал быть похожим на капризного подростка, и роль Говарда им сыграна если не блестяще, то на твердую четверочку. Тем более что роль - очень и очень сложна, ведь более противоречивого, знакового и одновременно загадочного человека, чем Хьюз, трудно отыскать. Тем не менее я считаю, что на роль Хьюза можно было найти более подходящего актера. Конечно, не Джима Кэрри - нет, только не это! - но, например, Джуд Лоу, который в этом фильме появляется буквально на несколько секунд, на мой взгляд, сыграл бы Хьюза лучше, чем Ди Каприо. Впрочем, глупое занятие - давать советы режиссерам. Что сделано, то сделано, и сделано вполне неплохо.

В этом фильме, как и в "Бандах Нью-Йорка", весьма интересны вторые роли. Прежде всего - это Кейт Бланшетт, сыгравшая Кэтрин Хэпберн. Первоначально данная роль предлагалась Николь Кидман, но та была занята в "Степфордских женах", поэтому роль досталась Кейт. Скорсезе перед съемками заставил Бланшетт посмотреть 15 фильмов с Кэтрин Хэпберн, и знатоки говорят, что она воплотила эту актрису просто замечательно.

Алек Болдуин сыграл Джулиана Трайпа, владельца компании Pan American, с которой конкурировал Хьюз. Роль получилась впечатляющая - эдакий зубр крутого бизнеса, сражающийся с выскочкой-конкурентом. Особенно хорошо выглядели сцены, в которых Болдуин-Трайп находился в собственном роскошном и одновременно на редкость вульгарном кабинете.

На роль Авы Гарднер сначала планировалась Гуинет Пэлтроу, но та отказалась, и Аву Гарднер сыграла Кейт Бэкинсейл. Сыграла вполне неплохо, однако, как мне показалось, она гораздо лучше выглядела, чем играла. И это вполне закономерно - мастерство художников-декораторов и постановщиков в фильме проявилось в полном блеске: отличная стилизация под старые времена и тщательно выстроенные интерьеры.

В небольших эпизодических ролях появились Джон С. Рейли (он играл финансового управляющего Хьюза), Йен Хольм (профессор Фитц) и Джуд Лоу (актер Эррол Флинн). Отличные актеры. Жалко, что роли маленькие...

Фильм зрелищный и красивый - особенно во всем, что касается авиации (некоторые эпизоды выглядят просто потрясающе) и старых голливудских времен. Но, на мой взгляд, картина несколько затянута. Это фирменный стиль Скорсезе - делать, так сказать, эпические полотна, которые длятся по три часа, однако если, например, в "Казино" и "Славных парнях" это было вполне закономерно, то в "Авиаторе" подобная продолжительность уже несколько утомляет.

Вполне понятно, что весьма интересную для исследования личность Хьюза полностью не раскрыть и в десятичасовом фильме, но Скорсезе себе такой задачи и не ставил. Самолеты, актрисы и постепенное сумасшествие - вот три составляющие, на которых он остановился. Между тем у реального Хьюза были еще тридцать три составляющие, поэтому считать данную картину биографическим исследованием (как сейчас модно говорить - биопиком или байопиком) нет смысла.

Скорсезе снял сказку о Хьюзе - красивую голливудскую историю, которая, несмотря на некоторые неаппетитные подробности его фобий (в реальности они были на порядок более неаппетитные), покрыта определенным слоем гламура. Но смотрится это вполне неплохо, так что, на мой взгляд, картина вполне удалась. Мне, можно сказать, понравилось.

Правда, зрители в своих оценках вовсе не единодушны. Люди, которые вообще не знают, кто такой Хьюз, считают картину скучноватой. Те, кто, наоборот, отлично знают биографию Хьюза и интересовались фактами его биографии, утверждают, что Скорсезе не смог показать весь масштаб личности этого великого человека и свел его к какому-то Ди Каприо. Ну и еще один ряд зрителей, к которым отношусь и я, картиной вполне довольны. Да, это, в общем, не Хьюз, но какая разница? Красивая история, очень добротно снята, хорошие актеры, зрелищные эпизоды и даже Ди Каприо вовсе не раздражает - какого Хьюза еще вам надо?..


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Итак, биография Говарда Хьюза, мультимиллионера, летчика, инженера, кинопродюсера, героя-любовника, политического деятеля и психически нездорового человека. В главных ролях: желваки Леонардо ДиКаприо, шея Кейт Бланшетт, волосы Кейт Бекинсэйл, зубы Гвен Стефани, килограммы Алека Болдуина и отпечатки пальцев Алана Алды. Цель: «Оскар» за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую мужскую роль – вообще, за все лучшее и за все хорошее.

Для того, чтобы мы знали, что для нас значит Пушкин, нам внушали образ совершенного поэта. Логично, что из этого образа выпали бабник, сплетник и картежник. Для того, чтобы мы узнали, что для нас значит Сталин, нам внушили образ совершенного тирана. Логично, что и из этого образа кое-что вымылось. А жизнеописания Ленина в пору счастливой советской пионерии и вовсе походили на коммунистические Евангелия.

Выдержать необходимые в представлении любого образа условия – цельность и понятность – сценаристу «Авиатора» Джону Логану и режиссеру Мартину Скорсезе, в общем-то, удалось. И нет особой разницы в том, похож ДиКаприо на Хьюза или нет – внешнее сходство в деле создания образа является решающим фактором, когда больше судить не о чем. В конце концов, играл же Пушкина Безруков, а Сталина – Збруев. Требовалось раскрыть три бзика Говарда Хьюза (самолеты, знаменитых актрис, гигиену), конфликт этих самых бзиков и то, как сквозь эти нагромождения пробивается сильная личность. И задача эта была выполнена.

Однако… неслучайно было сказано «нагромождения». Как и в «Бандах Нью-Йорка», предыдущей оскаронацеленной работе Скорсезе, цельность натужна, а понятность условна. Хотя стремление облегчить понимание явно присутствовало: так, зарождение одного бзика происходило в юном возрасте, а для любого представителя широкой аудитории это непреложная истина – потрясенные дети вырастают либо маньяками-убийцами, либо говардами-хьюзами. Лео ДиКаприо устраивает мимические бури, Кейт Бланшетт нервно трясет головой – это все тоже для пущей доступности. Которая фильму нисколько не вредит. Этому гиганту вообще мало что может повредить. Стоит отметить безупречную, выверенную работу режиссера, оператора, декораторов, костюмеров, актеров и вообще, большинства тех, кто работал над фильмом.

Большинству «Оскара» не дали. А что дали, то из дипломатических соображений. Номинация для этого фильма – уже награда, абсолютно заслуженная и при этом максимальная. Этим и стоило отметить. Гигантский размах, сила желания (заполучить статуэтку), совокупная заслуженность – не то, за что фильмы называют лучшими. Они ведь по нормальным, по обычным меркам определяются, лучшие. «Авиатор» – безусловно, хороший фильм. В нем есть все, кроме изящества.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 7-го июля 2003 года в Монреале при приблизительном бюджете в 108 миллионов $, затем переместившись в Лос-Анджелес в сентябре того же года. Закончились съемки 17-го ноября 2003 года, на один день позже установленного 90-дневного графика. Задержка на один была вызвана "дикими" калифорнийскими пожарами.
- Рецензии на сценарий находятся здесь, здесь и здесь.
- Годы жизни Говарда Хьюза - 1905-1976.
- Когда режиссером проекта значился Майкл Манн, то непонятно откуда взялся слух, что режиссер хочет показать в фильме Говарда Хьюза бисексуалом, основываясь на одном из самых известных описаний его жизни "Говард Хьюз: Тайная жизнь" Чарльза Хайэма. Никто подтверждать этого не стал, тем более, что вскоре режиссер сменился.
- Первоначально Аву Гарднер предлагали сыграть Николь Кидман, но ей пришлось отказаться из-за занятости на съемках "Стэпфордских жен". Ее место заняла Кейт Бекинсейл.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: