РЕЦЕНЗИЯ №1
Это не кино, а какой-то жалкий выродок, утверждает сам Кассовиц. Редко бывает, чтобы режиссер «наезжал» на свой продукт. Что там у Кассовица – месячные? Приступ самобичевания? Да нет, «наезжает»-то он не на себя, а на студию Fox, устроившую его версии «Вавилона» обрезание по полной программе. 70 минут просто выбросили, монтаж дополнительно искорежил авторский замысел, финал получился совсем не тот. Короче, кругом беда. Как-то не вписывается Кассовиц в голливудские ландшафты.
А нам что? Нам, как обычно приходится иметь дело с тем, что вышло.
Будущее, и похоже – не очень далекое. Туроп – качок, способный выполнить любое физически ответственное задание. Как раз подваливает очередное: восточноевропейский криминальный авторитет Горский поручает доставить в Нью-Йорк одну девицу. Проблема в том, что Американский континент самоизолировался в своем блистательном великолепии, и пересечь кордон можно только со спецпаспортом ООН. Но для Туропа нет ничего невозможного. Во-первых, ему дают паспорт, во-вторых, он и без паспорта, конечно, справился бы. Так что проблема, на самом деле, не в этом. Она – совсем в другом: его ценный груз, его попутчица по имени Аврора оказывается инфицирована чем-то очень подозрительным…
Короче, антиутопия. Начинается в полностью разложившемся государстве, зачем-то названном New Serbia. Заканчивается в New York, где тоже все очень жестко. Не планета, а полное беспросветье, которое Кассовиц пытается сделать максимально стильным. Это не проблема: трэш, например, и стоит на высокой эстетике помойки. Но Кассовиц-то снимал не трэш, а высокобюджетное кино, ориентированное на хорошие сборы. В итоге, получился продукт, ориентированный на бесполого анацефала. Из-за конфликта режиссера со студией, фильм даже не получил полноценного продвижения. Бюджет в 70 миллионов долларов так и не покрыли в прокате: мировые сборы бессильно остановились на цифре 56 миллионов. Одним Вином Дизелем, как оказалось, кассу не сделаешь.
Первоисточника (роман «Дитя Вавилона» Мориса Дантека) я совершенно не знаю, можно только гадать, что там за философия. Фильм дарит нам очередной детский лепет про судьбы человечества. Поводов для наслаждения, в конечном итоге, остается два: звероподобная харизма Вина Дизеля и эффектное мочилово, в котором участвуют все – от, собственно, товарища Дизеля до хрупкой Авроры. Короче – нормальный такой боевичок с грамотными компьютерными наворотами. Стоило из-за этого, вообще, Кассовица насиловать?
РЕЦЕНЗИЯ №2
Недалекое печальное будущее. Восточная Европа. Регион под названием Новая Сербия, находящийся где-то в районе Казахстана. Вообще, Казахстан в этом будущем представляет собой мрачное зрелище. Грязь, разруха, раздолбанные хрущобы, палатки, стихийные рынки, а среди всего этого - куча террористов, обвешанных до зубов оружием, а также просто всякие темные личности и отчаявшиеся обыватели.
Туроп (Вин Дизель) живет в этой Новой Сербии. Он вообще-то родился в Америке, где большие дома и всякие блага цивилизации, но жизнь его потрепала, а также сам Туроп много кого потрепал в этой жизни, в результате чего он числится в ооновских списках террористом, так что ему только и остается, что околачиваться в подобном регионе. Кстати, Туроп - вовсе не террорист. Он - наемник, причем со своим кодексом чести. Но ООН все равно: написано - террорист, значит - террорист.
В какой-то момент размеренное, хотя и скучноватое существование Туропа в комфортных условиях всеобщей разрухи было грубо нарушено. В его обиталище ворвались вооруженные люди во главе с неким Карлом, которые пригласили Туропа встретиться с одним очень влиятельным человеком по фамилии Горский (Жерар Депардье).
Горский - богатый человек весьма сомнительной внешности и с еще более сомнительным прошлым. По Новой Сербии Горский путешествует на комфортабельном танке-лимузине, а для Туропа у него есть одно интересное предложение. Туроп должен забрать из одного уединенного монастыря, что в Монголии, девушку по имени Аврора (Мелани Тьерри) и доставить ее в Нью-Йорк. За это Горский готов забыть о тех суммах, что Туроп ему задолжал за десять лет работы, ну и даже заплатит еще полмиллиона. Кроме того, Туроп получит поддельный паспорт ООН, который позволит ему въехать в Штаты.
Туроп соглашается - собственно, ему нечего терять. Его доставляют на вертолете в Монголию к монастырю. Но тут выясняется, что Аврора едет не одна. Ее сопровождает сестра Ребекка (Мишель Йео) - дама почтенных лет. Ребекка сначала попыталась научить Туропа хорошим манерам - мол, Аврора не должна сталкиваться с проявлениями современного мира, при ней не выражаться и не сморкаться в занавески, однако Туроп, как вы понимаете, не джентльмен, поэтому он быстро объяснил Ребекке, что не надо ему крутить бейцы. Доедем с комфортом, если будем меня слушаться, пояснил Туроп. Ну, может, и без комфорта, но все-таки доедем.
Между тем долог путь до городу Нью-Йорку. Сначала нужно вернуться в Казахстан - там из города Троицка можно доехать на поезде до Владивостока. Во Владике следует тормознуть какую-то непонятную русскую подлодку, которая довезет до Аляски. Там на снегоходах через пограничную зону - до Канады. Ну и оттуда рукой подать до Нью-Йорка. На все про все - шесть дней.
Троих путешественников, как вы понимаете, подстерегают жуткие опасности. Кроме того, Туропу предстоит выяснить, кто такая Аврора, что она умеет и на черта, вообще, столько людей озабочены тем, чтобы она доехала до Нью-Йорка...
***
Вообще-то, "Вавилон н. э." после просмотра в кинотеатрах все ругали. Более того, этот фильм костерил во все корки... сам режиссер - Матье Кассовиц. Француз, вероятно, решил, что ему уже нечего терять с этим Голливудом, поэтому во всеуслышание объявил, что в студии "XX век Фокс" сидят полные дуболомы, которые не только не дали ему снять картину так, как он планировал, но еще и полностью ее изуродовали, выкинув 71 минуту режиссерского материала (почти половину фильма, между прочим) и смонтировав из остатков какой-то полный дебилизм. Причем для Штатов сделали 90 минут, для Европы - 101 минуту.
После просмотра картины понимаешь, что Кассовиц, скорее всего, был прав и его заявления - не вопиющее нарушение всяких корпоративных законов, а, в общем-то, вопль отчаяния: кому понравится, когда из твоей картины оставляют какой-то маловменяемый обрубок. А ведь в этом "Шестнадцатом веке Фокс" так и сделали: первую половину фильма, судя по всему, оставили практически нетронутой, а второй половине, где раскрываются все карты и объясняется суть интриги, сделали "монтаж". А точнее, пластическую операцию, превратив захватывающую фантастику в отрывки алкогольных сновидений какого-то там вшивого продюсера.
И это, между прочим, очень даже жаль. Потому что первая половина "Вавилона н. э." смотрится весьма неплохо. Вин Дизель, с чьей харизмой из героев боевичков мало кто может сравниться, и сам по себе очень хорош, но тут нельзя сказать, что картина держится только на нем: нужно отдать должное Кассовицу, вся эта раздолбанная Восточная Европа снята очень эффектно, а уж у бывших советских так просто выбивает слезу умиления (но не ностальгии, нет!).
Да и в деталях Кассовиц не поскупился: русская речь (слегка кривоватая: "Двигай жопу", но тем не менее), автомобиль "Чайка" с решетками на окнах, индийское кино на огромном экране вокзала Троицка, хайтековый загаженный поезд, танк-лимузин Горского, да и макияж Горского (Депардье) - это что-то с чем-то!
Конечно, сюжет фильма особой оригинальностью не блещет, а уж с недавним "Дитем человеческим" первая половина коррелирует очень заметно, однако явные отличия также присутствуют. Во-первых, в "Дите человеческом" главный герой был обычным обывателем, а вовсе не наемником-боевиком. Во-вторых, там все выглядело значительно более реалистичным и драматичным - в "Вавилоне н. э." все-таки многое от боевика, а не от драмы. Ну и в-третьих, если в "Дите человеческом" в финале был сотрясаемый войной город и встреча с кораблем, то в "Вавилоне н. э." после встречи с подлодкой осталось еще где-то половина фильма.
И вот вторая половина, к сожалению, начинает заметно влиять на мнение зрителей не в лучшую сторону. Ибо там чем дальше, тем больше фильм скатывается в полную невнятицу. А уж когда становится видно, что там просто откромсали целые куски, а потом пропустили минут сорок и просто прилепили непонятно откуда взявшийся финал, - хочется ласково посмотреть в глаза этим фоксанутым негодяям и сказать им что-нибудь на том великом и могучем языке, на котором Туроп говорил в самом начале фильма.
Обидно, между прочим! Мог получиться очень неплохой фантастический боевичок. Возможно, он даже таким получился - в режиссерской версии. А теперь по вине продюсеров мы вынуждены смотреть какой-то обрубок: сверху идет эффектная голова, плечи, мощный и внушительный торс, а ниже пояса - какие-то обрывки, не говоря уж об отсутствии самого главного органа - внятного сюжета.
Тем не менее я этот фильм посмотрел не без удовольствия. Тем более что смотрел в оригинале - все-таки у Дизеля потрясающий тембр голоса и очень эффектная манера говорить. (В оригинале, кстати, значительно интереснее смотреть - там, в отличие от дубляжа, хотя бы слышно, когда они говорят по-русски, а когда по-английски.)
Концовка, конечно, многое испортила, но чем-то эта картина меня зацепила. Я решил изгнать из памяти все, что происходит после приезда в Штаты, и как следует запомнить первую половину фильма - она того стоит.
Посмотрим, может быть, они все-таки выпустят режиссерскую версию - я бы ее с удовольствием посмотрел. На данный же момент эта картина остается памятником произвола и непрофессионализма продюсеров компании "XX век Фокс", что б их лисица погрызла!
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 60 млн. $ начались 11 декабря 2006 года. Во время съемок бюджет был перерасходован, а график выбился на три недели.
- Рабочее название картины "Дети Вавилона".
- Картина поставлена по роману Мориса Дантека "Дети Вавилона".
- Первоначально главную роль должен был исполнять Винсан Кассель.
- Вин Дизель отказался от участия в фильме "Хитмен" из-за занятости в "Вавилоне н.э.".
|