Режиссер Terry Zwigoff (Терри Цвигофф)
Сценарий John Requa (Джон Рекуа), Glenn Ficarra (Гленн Фикарра), Terry Zwigoff (Терри Цвигофф), Arnie Marx (Эрни Маркс)
В ролях: Billy Bob Thornton (Билли Боб Торнтон), Bernie Mac (Берни Мак), Lauren Graham (Лорен Грэхэм), Cloris Leachman (Клорис Личмен), John Ritter (Джон Риттер), Tony Cox (Тони Кокс)
Видеоролик:Quicktime Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1
Комедия с Билли Боб Торнтоном - это что-то новое. Ему бы
преступников или тюремных надзирателей играть, что он, впрочем, с
удовольствием делает. Хотя в компании с Берни Маком -
американской телезвездой - может, что-то и получится. Рождественский
сезон в американском кинематографе обычно означает волну приторно
сладких фильмов о волшебниках, несчастных детях и критических
ситуациях, в которых все заканчивается хорошо. Bad Santa - тоже
рождественский фильм. Снабженный, впрочем, значком R (restricted),
чтобы на него случайно не зашли дети в поисках истории про доброго
Санту и умную девочку, которой Санта в итоге делает подарок.
Герой Торнтона - Уилли - зарабатывает
на жизнь, исполняя роли популярных персонажей в крупных американских
магазинах. Т.е. на Рождество он становится добрым Санта Клаусом, с
приближением весны мрачный небритый герой Торнтона становится
пасхальным зайцем и т.д. Бешеных денег на этом, разумеется, не
сделаешь, однако у Санты есть одно неоспоримое преимущество - карлик
Маркус, с которым неконкурентоспособный Санта превращается в
идеального кандидата для работы, так как должен же у Санта Клауса
быть в наличии эльф.
Впрочем, денег, как я уже вроде упоминал, на этом особо не
заработаешь. А как еще их можно сделать в крупном американском
магазине-молле, где под одной крышей расположены сотни торговых
точек? Правильно, воруя то, что плохо лежит. Парочка Уилли-Маркус
специализируется на дерзких ограблениях ювелирных магазинов. Маркус
ввиду своего роста всегда сумеет спрятаться в магазине перед его
закрытием и умело выключить сигнализацию, когда из помещения уйдет
последний охранник. Уилли же специализируется на сейфах. К компании
с карликом работает и его рослая жена, выписанная им по интернету из
какой-то азиатской провинции, по-английски говорящая мало, но охотно
исполняющая все другие требования мужа.
Разработанный план пока что вроде бы не дает сбоев, и у героев
остается достаточно денег для того, чтобы следующий год жить в свое
удовольствие, а затем под Рождество снова появиться в магазине в
костюмах Санта Клаусы и эльфа. Впрочем, именно из-за такой легкой
жизни у Уилли появляется забавное хобби - потребление спиртного,
причем пьет непатриотичный Санта Клаус в основном Столичную. Из-за
этого появляется целая куча проблем, из которых не самая последняя -
постоянное косноязычие Уилли, которое нормально проходит в барах и
мрачных гостиницах, а вот в присутствии мамаш и их пятилетних
детишек лавина матерщины воспринимается как-то по-другому.
Многое меняется в жизни Уилли и его команды, когда на его пути
появляется толстый глуповатый мальчик из неблагополучной семьи,
который не особо верит в существование Санта Клауса, однако называет
пахнущего перегаром Уилли своим другом. Более
того, узнав, что за мальчиком приглядывает только шизофреническая
бабушка, так как отец его находится в тюрьме, а мать развелась и
уехала в другой штат, Уилли на время переселяется в шикарный
пригородный дом и начинает приезжать на работу в отцовском БМВ.
Остальное рассказывать не стоит, так как фильм стоит посмотреть и
из-за сюжета.
Bad Santa - это черная комедия со специфическим чувством юмора,
постоянным матом, сценами секса, драки, насилия и убийства. Несмотря
на это, отрицательный персонаж Торнтона воспринимается с юмором.
Пусть для связи слов в предложениях он использует мат, пусть ему
доверяет глупый мальчик с ангельским видом, но пьяный и небритый
Торнтон в этой комедии вызывает больше позитивных зрительский
эмоций, чем холеные герои, играющие в комедиях, где черного юмора
нет совсем.
Сцена, где бегущего Санта Клауса в костюме и пр. в замедленном
режиме и под музыку а ля "Список Шиндлера" расстреливают
полицейские, душераздирающа и комична одновременно. Фильм стоит
посмотреть ради отличной работы режиссеров и отличного юмора,
причем, если есть такая возможность, то ввиду богатства устной речи
Уилли фильм стоит смотреть на языке оригинала.
Как же замучили все эти бесконечные рождественские сказки! Все эти плохие дядьки, которые тиранят жену, кричат на детей, ведут себя самым что ни на есть антиобщественным образом, но в канун Рождества, когда их посещают три духа, ну или маленький мальчик, проникновенно глядя им в лицо, произносит: "Господи, храни нас каждого!" - дядьки тут же начинают ревмя рыдать, вспоминая свою никчемную жизнь, после чего становятся намного лучше и даже обещают бросить пить на какое-то продолжительное время - дня на три. Впрочем, врать не буду, рождественские фильмы бывают хорошие. Бывают даже почти гениальные - как, например, "Новая рождественская сказка" с Биллом Мюррем, хотя уж это рождественский фильм - рождественней не придумаешь...
К чему это вступление? К тому, что "Плохой Санта" - очередной слащавый рождественский фильм о плохом Санте, который увидел трех призраков и исправился? Или о том, как маленькая девочка исправила плохого Санту, который бил несчастного северного оленя? НЕТ, ДЕТИ, ВАШУ МАТЬ! К счастью, нет! То есть, конечно, это тоже рождественский фильм и все такое, но, к огромной радости моей и кота Бублика, его нельзя показывать детишкам. Ни одному маленькому засранцу нельзя показывать это кино, потому что там Санта - какой надо Санта! Жизненный! Настоящая сволочь во всей своей пьяно-мерзавной красе! Так их, этих рождественских алкашей! Ату их!..
Короче говоря, у съемочной группы родилась классная идея из серии: а что если сделать антирождественскую сказку? Ну, где Санта - исключительный мерзавец, которого, как водится, окружают всякие разные мальчики и девочки, похожие на ангелочков, но он, в отличие от всех остальных рождественских сказочек, вовсе не исправляется в канун Рождества, а остается таким мерзким негодяем! Подумано - сделано. И вот что из этого получилось...
***
Вилли (Билли Боб Торнтон) - личность примечательная во всех отношениях. Некоторое время жизни он провел в различных пенитенциарных заведениях (там общество наказало Вилли за его интерес к чужому имуществу), в результате чего стал мизантропом. Какова участь всех мизантропов? Алкоголизм, алкоголизм и еще раз алкоголизм. Постоянный и непросыхающий. Только так можно попытаться забыть о том, какие сволочи все эти людишки.
Однако по поводу себя, любимого, Вилли также не испытывает никаких иллюзий. Он знает, что он - дерьмо, и это еще один повод накачаться водкой "Столичная" по полной программе, причем так, чтобы очнувшись, снова накачаться водкой по все той же полной программе. Ну и, кроме того, у Вилли есть еще одно развлечение в жизни, которому он отдается с большим азартом, - это девки. Любые. По возможности - толстые. Но можно и худые. Вилли, в общем-то, все равно. Он пьет все, что горит, и имеет все, что шевелится.
Думаете, с таким подходом к жизни Вилли никто не возьмет на работу? Так и есть, он безработный. Впрочем, один небольшой бизнес у него все же имеется. В канун Рождества Вилли со своим приятелем лилипутом Маркусом (Тони Кокс) устраивается работать Сантой в большой универмаг. Что значит "работать Сантой"? Это означает - сидеть на кресле в полном боевом облачении Санта Клауса, чтобы родители могли сделать бесплатный снимок собственного чада, сидящего на коленях у этого пропахшего перегаром мерзавца. А Маркус, изображающий эльфа, носится вокруг и зазывает ребятишек сесть на колени к дедушке Санте, чтобы попросить у него какой-нибудь подарок к Рождеству.
На черта им это все нужно? Ради бизнеса. В последний вечер перед Рождеством малютка Маркус спрячется на территории магазина, отключит сигнализацию, после чего они с Вилли обчистят это заведение сверху донизу, не забыв вскрыть сейф, ведь Вилли - опытный медвежатник, который до сих пор так и не пропил свое незаурядное мастерство. После этого им остается целый год жить-поживать в свое удовольствие, пока не придет время следующего Рождества...
В фильме рассказывается о том, как Вилли с Маркусом готовят ограбление очередного универмага в небольшом городишке. Однако на этот раз у них все идет не так уж и гладко. Менеджер универмага Боб Чипеска (Джон Риттер) не сильно доволен этой парочкой - Сантой с эльфом, - которую он собственноручно принял на работу. То есть эльф-то его устраивает - лилипут бегает туда-сюда, веселя детишек, - а вот Санта... С Сантой проблемы. Мало того, что почтенный дидусь насквозь вонюч и пьян, так он еще взял моду трахать посетительниц универмага прямо в кабинках для переодевания. Причем иногда эти возмутительные соития еще и носят прямо-таки анальный характер.
Но Чипеска не может просто так их уволить - из соображений политкорректности. С Вилли-то все в порядке - белый, не инвалид, к тому же ведущий антиобщественный образ жизни. Такого выставить - пара пустяков. А вот с Маркусом - большие проблемы. Потому что он лилипут, черный и латиноамериканец. Если такого уволить - универмагу кранты. Он не вынесет осуждения всех слоев населения Америки. Поэтому Чипеске приходится обратиться к начальнику службы безопасности универмага Джину (Берни Мак) с просьбой "нарыть" что-нибудь на этих ребят. Ну, чтобы их можно было уволить. Но, как вы понимаете, если уж начать "рыть" по этим ребятам, то "нарыть" тут можно целые траншеи...
***
Прикольное кино. Действительно - антирождественское. Ему бы больше подошло название "Дед Мороз - ублюдок". (Кстати, был такой фильм, снятый Клодом Зиди. Американцы потом сделали его ремейк со Стивом Мартином, который назывался "Mixed Nuts".) Санта в исполнении традиционно мрачного и аутичного Билли Боба Торнтона - безусловно, омерзителен. Со всех сторон. Причем от начала фильма и до самого конца. Он не меняется. Не становится лучше под воздействием всяких толстых тормозных мальчиков. И этим очень хорош. Потому что я бы не выдержал раскаявшегося Санту. Их и так было слишком много. А вот Дед Мороз мерзавец, причем в жестких рамках рождественского фильма, - это классно!
Что весьма интересно, первоначально эту роль должен был играть Билл Мюррей. Да-да, Билл Мюррей, который с таким блеском сыграл раскаявшегося Фрэнсиса Кросса в "Новой рождественской сказке". Видимо, это гнетет старину Билли, и он решил сыграть негодяйского Санту. Но не смог - из-за "Трудностей перевода". А жаль. Безусловно, отдавая должное весьма колоритному Билли Бобу Торнтону, должен сказать, что мне было бы весьма интересно посмотреть, что Мюррей бы сделал из этой роли. Но у Мюррея не получился бы такой мерзавец. Его Санта все равно был бы чем-то симпатичен. А это не очень правильно - по крайней мере для данного фильма.
Джек Николсон также читал сценарий и выражал заинтересованность в этой роли, однако был вынужден от нее отказаться из-за фильма "Любовь по правилам... и без". Таким образом, роль досталась Билли Бобу Торнтону, и он внес в нее совершенно правильную составляющую мрачности, аутичности и мерзопакостности. Сыграно классно, просто классно. Впрочем, как и всегда у Билли Боба.
Лилипут Тони Кокс (его рост - один метр семь сантиметров) составил Торнтону вполне достойную пару. Причем его персонаж - значительно более неоднозначный. Его характер раскрывается только в процессе фильма: если в начале картины это довольно милый маленький мужичок, который искренне желает Винсенту добра и переживает, когда тот называет ребятишек "засранцами", то с развитием сюжета выясняется, что Маркус - тот еще милый мужичок. В том смысле, что он вовсе не милый.
Отдельная сказка и песня - парочка: менеджер универмага Боб Чипеска в исполнении довольно популярного актера Джона Риттера (он много снимался в детских телесериалах) и начальник охраны универмага Джин, которого играет очень известный комик Берни Мак (у него есть собственное телешоу). У них буквально два небольших эпизода, но это просто блеск, уж поверьте.
Кстати, этот фильм чуть было не "задрал" "Криминальное чтиво" по частоте произнесения слова fuck. В первоначальном варианте, который затем прилично порезали, слово fuck произносилось 170 раз (в "Криминальном чтиве" - 271; для сравнения, на XXV съезде Партии его почему-то не произнесли ни разу), слово "дерьмо" - 74, "задница" - 31, "сука" - 10 и "ублюдок" - всего один раз. За что ублюдкам такая дискриминация - сказать не могу, но после редактирования количество fuck'ов (забавно, читается - как "fuck off") резко уменьшилось до 147, и это здорово снижает впечатление.
Резюмирую. Настоящая антирождественская сказка - нарочито черноюморная, стебовая и временами противная (я имею в виду личность главного персонажа). Но не за гранью - нет, не за гранью. В самом финале они даже не удержались от легкого хеппи-энда - вероятно, чтобы благодарные зрители все-таки не линчевали съемочную группу. Это, конечно, картину портит, но не настолько, чтобы ее уже не имело смысла смотреть. Имеет смысл, вполне имеет. Особенно если вам остеопорозили сопливые рождественские сказки и хочется чего-нибудь крепенького и продирающего. Честное слово, я даже удивлен. Не ожидал от Голливуда такого фильма. Бра-во! Мо-лод-цы!
- Съемки картины начались 8-го июля 2002 года в Нью-Йорке, сдвинувшись с конца марта, а закончились в начале сентября того же года.
- Первоначально главную роль в фильме должен был исполнить Билл Мюррей.
- Рецензию с первого тест-просмотра можно прочитать здесь.