ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

13-й район 
Banlieue 13

Режиссер Пьер Морель
В ролях:
Сирил Раффаэлли,
Дэвид Бэлль,
Тони Д'Амарио,
Биби Насери,
Дэни Вериссимо,
Франсуа Шато
Официальный сайт: www.13raion.ru
Продолжительность: 85 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

В далеком футуристически-фантастическом будущем, а именно в 2010 году, Париж представляет собой нечто не сильно привлекательное. Впрочем, не весь Париж, а один из районов, который по странному стечению обстоятельств носит не вполне счастливый номер - тринадцать. В этом районе заправляет гнусный мужчина по кличке Таха (Биби Насери), который сплотил вокруг себя целую армию криминальных личностей и зарабатывает большие деньги торговлей наркотиками, проституцией (ну, в смысле, не то что он сам проституирует, а просто контролирует данное направление), поставками оружия и так далее. Нет в тринадцатом районе такого преступного бизнеса, которым бы не занимался Таха.

Что характерно, ни полиция, ни власти с Таха ничего не могут сделать. Полиция коррумпируется до совершенно закоррумпированного состояния, руководство города - так просто ведет себя откровенно безответственно, в результате чего тринадцатый район превращается в самую настоящую клоаку. Школы в нем закрыли, последний полицейский участок также готовятся ликвидировать. А район просто обнесли бетонным забором и перекрыли там все входы и выходы - мол, вы там, ребята, уж сами между собой разбирайтесь...

Но есть еще люди, которым дорого просвещение в Париже! Это паренек по кличке Лето (Дэвид Бэлль). Да, он тоже вырос в гнусном окружении тринадцатого квартала, чей воздух буквально проникнут миазмами порока! Но он учился в школе - по крайней мере, пока ее не закрыли. Он проникался идеями свободы, равенства и братства! Он понял, что Таха - просто подлый негодяй, который оболванивает народ своими наркотиками, а народ между тем заслуживает лучшей доли.

И тогда Лето сколотил свою собственную банду, которая в отсутствие полиции занимается наведением порядка в тринадцатом районе: переводит старушек через улицы, скупает оружие, чтобы оно не досталось криминальным элементам, ворует у Таха наркотики и уничтожает их варварским способом - спуская в канализацию.

Лето настолько крут, что даже ухитрился собственноручно захватить Таха и доставить его в последний незакрытый полицейский участок, но начальник полиции, который слишком стар для всего этого дерьма и через день выходит в отставку, блистательно подтвердил свой коррумпированный статус тем, что Таха отпустил, подарив ему сестричку Лето, а самого Лето засадил, причем надолго, потому что Лето слегка уменьшил ряды коррупционеров - как раз на одного начальника полиции. Лето, видите ли, не понравилось, что начальник отдал Таха его сестру, поэтому он начальничка и замочил.

Однако через некоторое время глубоко и надолго сидящий Лето вновь понадобился властям. Дело в том, что бандюганы Таха захватили военный грузовичок с кошмарной бомбой. И через сутки эта бомба должна самоликвидироваться, уничтожив заодно весь тринадцатый район (если она будет оставаться именно там). Правительство приглашает для выполнения ответственного задания по обезвреживанию бомбы суперкрутого полицейского-одиночку Дамьена (Сирил Раффаэлли). Однако Дамьену придется изменить своим одиночным привычкам, потому что тринадцатый район - не то место, где можно обойтись без проводника. Кто послужит этим проводником? Конечно же, Лето. У Лето свои счеты с Таха, он родился и вырос в этом районе, значит, лучше кандидатуры и не найти.

И вот тогда начинается беспримерный по героизму поход правдоруба из тринадцатого района и крутого полицейского в самое логово короля бандитского мира. Им нужно обезвредить бомбу. На все у них менее суток. Успеют, не успеют? Их судьба волнует зрителей...

***

Что получилось из очередного продюсерства Бессона, радующего кинематографический мир всяким отстоем вроде дансеров, ямакаси и прочих васаби? На этот раз, к счастью, не так уж и плохо, что для Бессона-продюсера уже хорошо. Впрочем, Пьер Морель, который сидел в режиссерском кресле, на самом деле профессиональный оператор, работавший с Бессоном в нескольких картинах, и это его режиссерский дебют. Когда оператор переквалифицируется в режиссера, почти всегда происходит один и тот же момент: фильм весьма качественно снят и очень зрелищен, зато постановка как таковая - ниже всякой критики.

Данный случай исключением не стал. Сценарий, к которому Бессон традиционно приложил руку, традиционно туп и заштампован. Правда, с шедеврами тупизны вроде "Дансера" и "Ямакаси" этот фильм не сравнить, однако в общем и целом все вполне печально. Картонный тринадцатый район с картонным злодеем-мафиози, картонный правдоруб Лето, картонные полицейские, которые ни во что не вмешиваются, картонный мэр Парижа, который этот тринадцатый район хочет уничтожить, ну и картонный герой-полицейский, который с правдорубом должен всех спасти и всех разоблачить.

Диалоги персонажей - просто убивают. Полицейский Дамьен все время цитирует речи Брежнева с различных съездов КПСС - о моральном долге строителя коммунизма, а Лето цитирует пункты из Устава Коммунистического союза молодежи. Вот и все диалоги. Слушается это, конечно, кошмарно. Даже на этот сюжет можно было наложить хотя бы более или менее прикольные диалоги - стало бы в два раза лучше. Но у Бессона с диалогами беда - это давно известно. А вот с сопливым пафосом - как раз хорошо. Вероятно, он просто зрителей считает за полных кретинов, которых только этим сопливым пафосом и прошибешь. Кстати, актер Биби Насери (родной брат звезды "Такси" Сэми Насери), играющий негодяя Таха, также один из авторов сценария. Так что, может быть, это все его заслуга...

Больше всего мне понравился сюжетный поворот, когда Таха сообщает полиции номер своего расчетного счета для перевода денег и через десять минут личный бухгалтер Таха, глядя в ноутбук, заявляет, что полиция, дескать, воспользовалась этим номером счета для того, чтобы снять деньги со всех счетов Таха, - так что он теперь нищий. Я считаю, что за такой поворот сюжета сценариста нужно расстреливать через повешение. Ну, или навсегда лишать права писать сценарии даже для "Голубого огонька".

Однако, как я уже говорил, операторское происхождение режиссера хотя бы в одной составляющей картины дало свои положительные плоды. В фильме совершенно роскошные трюки. На удивление классные. Этот Лето - попрыгунчик из "Ямакаси" (я имею в виду саму акробатическую труппу, а не фильм) - выделывает что-то невероятное! Причем снимается это все очень качественно и реалистично, так что просто дух захватывает, когда смотришь на все его кульбиты. Улепетывание Лето от подручных Таха в начале фильма - просто что-то невероятное!

Дамьен же показывает класс в области единоборств. Причем это не совсем манерные восточные единоборства, а крутые кинематографические драки с большим количеством акробатических элементов, которые отлично придуманы и классно поставлены.

В фильме также присутствует довольно большое количество серьезно тюнингованных автомобилей, однако никаких серьезных гонок, как ни странно, не показывают. То есть ружье, висящее на стене в первом акте, так и продолжает висеть, ни разу не выстрелив. Ну и черт бы с ним, на самом деле. Бессон спродюсировал несколько фильмов с классными гонками, так что на самом деле хватит. В данном же случае самый блеск - это беготня Лето и драки Дамьена. Меня они впечатлили, честное слово. Не то чтобы Джеки Чен нервно курит, но старина Чен на такое уже не способен. А эти ребята показывают полный класс. Жаль только, что все это перемежается тупыми диалогами и дурацким сюжетом. Но из-за действительно высококлассных трюков я совершенно не пожалел, что посмотрел этот фильм. Очень эффектно и очень зрелищно!

Кстати, картина мне чем-то напомнила фильм "Перевозчик", который продюсировал все тот же Бессон и снимал все тот же Морель (правда, как оператор). Те же эффектные трюки и дебильный сценарий. В "Перевозчике", правда, был весьма харизматичный главный персонаж, коих здесь вообще не наблюдается (если не считать симпатяшку К-2), но здесь зато трюки заметно круче и разнообразнее.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Париж, недалекое антиутопическое будущее. Территория неблагополучного 13-го района обнесена стеной, при попытке покинуть район или проникнуть в него ведется огонь на поражение. Закрыты школы, больницы и даже полицейские участки. Несмотря на очевидное нарушение прав человека, закрыт доступ международным наблюдателям и сотрудникам гуманитарных организаций. Зато наркота, оружие и дензнаки проникают туда исправно. Заправляет всем в этом заповеднике дикой преступности араб-кокаинист, от которого его подручные головорезы даже пули принимают с покорностью.

Однако в контролируемом им районе завелся бунтарь-одиночка, который в отместку за потерянное детство и отсутствие жизненных перспектив перехватывает грузы наркотиков на миллионы евро и спускает их в канализацию. Столь дерзкая форма неподчинения бесспорному авторитету сродни кощунству, но повоздействовать на нахала не удается – больно прыток, больно увертлив, хоть сети на него расставляй. Как уже говорилось, за стену относительно свободно попадают оружие, новые тачки и прочее-прочее. «Каким-то» образом туда попадает и ядерная бомба – и чтобы ее обезвредить (во всяком случае, так сформулирована задача), в район направляется крутой-прекрутой полицейский, фанат законопослушания и правопорядка. Проводником у него должен выступить тот самый попрыгунчик, которого сперва еще надо завербовать…

Люка Бессона, должно быть, успех «Леона-киллера» впечатлил настолько, что по истечении голливудской визы он принялся клепать его сиквелы-приквелы-спиноффы-римейки-и-все-такое. Отсутствие в них Леона, Матильды, здравого смысла и художественной ценности месье Бессона не смущали – кажется, он понимал, что вовсе не конкретным персонажам и абстрактным категориям он обязан своим положением. «13-й район» – энная серия по выведенному некогда рецепту. Опять-таки, главный герой – странный супермен-одиночка. Опять-таки, главный злодей – безжалостный эстет-психопат. И, хотя энность подразумевает и потерю качества в энной степени, на экшне – главной бессоновской фишке – это не сказывается. Бессоновское кино сейчас – это мощный экшн с атрофировавшимся всем остальным.

В битве Франции с Голливудом Бессон выступает эдаким хранителем магического снадобья. В выходных данных он числится то продюсером, то соавтором сценария, то еще кем-нибудь, но настоящая его должность – Люк Бессон сам по себе, великий лидер. Голливудских студий много, а Люк Бессон один – вот он и набирает техперсонал, работоспособность которого позволяет национальному кинохламу не затеряться средь кинохлама импортного. Так рвутся на свет божий всякие ямакаси, васаби, такси, перевозчики и целующиеся драконы. Есть в этом, если хотите, некая романтика старого Голливуда – стояние у истоков, так сказать. И есть в этом еще комплекс младшего брата, который любыми способами старается выглядеть лучше.

Верный способ опередить ненавистных конкурентов – выдать то, чем они еще не располагают. А поскольку многое в развлекательном кинематографе уже придумано, оригинальность подменяется элементарным увеличением дозы. Французская оригинальность – в запредельной жестокости, вульгарности, причудливости, ловкости и еще чем-нибудь. Французские банды – всем бандам банды! Если показывать группу качков, то не пять, максимум десять штук, а целый склад отборного анаболического мяса!

Однако желание это – совместить зрелищность с эдакой национальной крутизной (дескать, крутые ребята не только в Америке, да и не такие уж они крутые, эти американцы) – первично. В этом легко убедиться, посмотрев какой-нибудь «Бандитский Петербург». Что там чисто кинематографические недочеты – у нас самая крутая мафия, самые сисястые бабы, самое необузданное водкопитие! И, поскольку вся соль – в тривиальном несоблюдении пропорций, вполне возможно, подобная национальная оригинальность – то, чем конкуренты не спешат располагать. Корни у развлекательного кино все равно одни и те же. «13-й район», к примеру, во всем, кроме экшна, уступает карпентеровскому «Побегу из Нью-Йорка» четвертьвековой давности.

Стиль Бессона – как почерк: выработался, и уже не улучшишь. Потому нет ничего странного в том, что у него на главные роли стали утверждаться вчерашние каскадеры. А чтобы эти каскадоактеры не выглядели совсем по-идиотски, основная доля идиотизма достается сценарию. Это за всю историю боевика его любителями прощалось.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: