ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

База "Клейтон" 
Basic

Режиссер John McTiernan (Джон МакТирнан)
Сценарий James Vanderbilt (Джеймс Вандербит)
В ролях:
John Travolta (Джон Траволта),
Samuel L. Jackson (Сэмюэл Л. Джексон),
Andy Garcia (Энди Гарсиа),
Connie Nielsen (Конни Нильсен),
Giovanni Ribisi (Джованни Рибизи),
Taye Diggs (Тай Диггз)
Официальный сайт: www.basicmovie.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сюжет: На американской военной базе в Панаме произошло ЧП – отряд сержанта Уэста (Джексон) не вернулся с военных учений. Отправленный на поиски вертолет подбирает двух рядовых, Данбара и Кендала, из слов которых становится ясно, что Уэст и остальные солдаты погибли. Но кто их убил? Для расследования происшествия начальник базы приглашает бывшего военного следователя Тома Харди (Траволта), а в пару ему выделяет не очень опытную, но крайне дотошную Джулию Осборн (Нильсен).

Если после таких картин, как «Тринадцатый воин» и «Роллербол», вы все еще считаете, что Джон Мактирнан просто переживает «не лучший период» в своей карьере, то «Форт Клейтон» вас в этом разубедит. Хотя сам Мактирнан не потерял режиссерскую хватку, его выбор материала оставляет в недоумении. Если он надеялся, что из сценария «Форта Клейтон» может выйти толк, значит, проблема куда серьезнее, чем кажется.

Интересно, что начинается лента очень многообещающе и примерно до середины может даже казаться, что вы смотрите отлично закрученный триллер – в лучших традициях «Расёмона» Акиры Куросавы нам показывают несколько версий происходившего той злополучной ночью в джунглях. Данбар рассказывает одну историю, рассказ Кендала противоречит ей практически во всем, а сами следователи догадываются, что ни одному из них верить не стоит. Где-то за полчаса до окончания сюжет делает первый непредсказуемый и неожиданный поворот, а затем его начинает швырять и «колбасить» так, что от обилия информации голова идет кругом. К тому моменту, когда сценарий в десятый раз переворачивает предыдущие события с ног на голову, хочется только одного – чтобы это издевательство над здравым смыслом и законами кинологики наконец-то закончилось.

Хуже всего, что столь сложная сюжетная конструкция абсолютно ничем не оправдана. Сценаристу Джеймсу Вандербилту она нужна не для того, чтобы заставить нас задуматься над какими-то важными мыслями и глубокими идеями. Ему просто нравится сам процесс – обманывать ожидания и уводить по ложному пути. Он «не совсем» понимает, что зрителя надо развлекать, а не издеваться над ним – в подброшенных уликах должны быть намеки на последующие события, единожды сказанные слова не должны перечеркиваться и, что самое главное, финал должен быть хоть как-то привязан к тому, с чего фильм начинался. «Форт Клейтон» же развивается не по порядку, а ходит кругами, постоянно возвращаясь в точку старта, – чтобы запуститься оттуда заново, но уже по совсем другой траектории.

Мактирнан со своей стороны не делает ничего, что оправдало бы сюжет первого часа картины, и сосредоточивается на визуальной части. Эпизоды-«флэшбеки» в джунглях сняты им в динамичной, «дерганой» манере – ливень, ночь, тьма, крупные планы лиц, освещаемых редкими всполохами молний… В сценах допросов солирует иронично-самоуверенный Траволта, а хладнокровная Конни Нильсен неплохо уравновешивает его энергичность. Правда, персонажи в картине не менее «размыты», чем сценарий – чуть ли не каждый в конце концов оказывается не тем, за кого себя выдает, так что ни о какой характеризации и речи быть не может.

Безусловно, «Форт Клейтон» не так плох, как тот же «Роллербол». По крайней мере, здесь Мактирнан понимает, что делает, и делает это достаточно профессионально. Но если он не увидел того, что видим мы, – беспомощного, неправдоподобного, зацикленного на своей запутанности сценария, – грош ему цена как режиссеру. С точки зрения обычного зрителя, оба этих фильма достойны друг друга – они только гадят на мозги.

Резюме: Если вы цените неожиданные сюжетные повороты, то «Форт Клейтон» предоставит вам их на всю оставшуюся жизнь. Это – не комплимент.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №2

Студия Columbia Pictures. Кабинет продюсера Майка Медавого. Сам Майк сидит в кресле за столом, напротив него сидит режиссер Джон Мактирнан и сценарист Джеймс Вандербилт. Майк молчит, Джон и Джеймс также безмолвствуют.

- Ну что, Карло, - наконец прерывает тяжелое молчание Медавой, глядя в глаза Мактирнану. - Пришло время, дружок, ответить за Сонни.

- Как вы меня затрахали с этим "Роллерболом", - с отвращением отвечает Мактирнан. - Ладно еще, когда на MGM изгаляются - они хоть реальные бабки потеряли. А вам-то что в Columbia - не понимаю.

- Да ладно тебе, успокойся, - говорит Майк. - Дядя шутит, ничего личного. Тем более, что я тебе хочу предложить один новый проектик.

- Лимонов на семьдесят? - оживляется Мактирнан.

- Щас, - язвительно отвечает Майк. - Тебе только дай семьдесят лимонов... Сразу выстроишь стадион в лесах Казахстана и посадишь туда русского полковника Алексиса Петровича в исполнении самого французистого из всех испанцев Хуана Морено.

Мактирнан делает кислую физиономию.

- Ладно, не кислись ты, - говорит Медавой. - Семьдесят, предположим, не дам, а двадцать-тридцать дам. Может быть, даже сорок. Если используешь шанс, сможешь реабилитироваться за "Роллербол".

- О, это разговор, - снова оживляется Мактирнан. - Майк, я знал, что ты мне друг.

- Это пофиг, - отмахивается Медавой. - Сам знаешь, разговор простой: я выбиваю бабки, ты на них должен снять фильмец, который бабки отобьет и принесет прибыль. И если на этот раз прибыли не будет, то я твои бейцы, милый друг, своими руками прибью к аллее славы Голливуда.

- Не боись, - торопливо говорит Мактирнан, - все будет. Ты же знаешь, я круто снимаю. На одном "Крепком орешке" какие бабки сделали. А "Роллербол" - это трагическая ошибка.

- Я поэтому тебя со счетов и не списываю, - объясняет Майк. - У всех бывают трагические ошибки, вроде "Роллербола". Но, к сожалению, "Роллербол" снял ты, поэтому тебе эту ошибку и искупать. Кровью. Должно быть много крови.

- Как в "Крепком орешке"? - уточняет Мактирнан.

- Нет, немного поменьше, - пугается Майк. - Впрочем, Джеймс тебе сейчас все объяснит. Ты же знаешь Джеймса - он наш Сальери. Поверяет алгеброй гармонию. Точнее, поверяет тонким расчетом свои сценарии. Джейс, повтори Джону то, что ты мне рассказывал.

- Короче, - вступает в разговор Джеймс, - есть задумка сценария. Причем чтобы не было ошибки, сценарий базируется на четком расчете.

- А именно? - заинтересовался Мактирнан. - Излагай, это интересно. Потому что ошибки быть не должно.

- Помнишь фильм "Генеральская дочь" с Траволтой? - спросил Джеймс.

- Да, помню, - кивнул Мактирнан. - Хороший фильмец. Если я не ошибаюсь, при шестидесяти лимонах бюджета собрал порядка ста двадцати. Плюс еще кучу наград огреб.

- Точно, - сказал Джеймс. - Вот я и подумал, что его успех можно повторить.

- Не понял, - сказал Мактирнан. - Ремейк сделать, что ли? Нет, я пас. Хватит с меня ремейков.

- Не ремейк, - заявил Джеймс. - И даже никаких отчислений не придется платить. Просто у меня есть свой метод, по которому мы сделаем свой сценарий.

- Ну-ка, ну-ка, - совсем заинтересовался Мактирнан. - Расскажи.

- Короче, - начал Джеймс, - берем "Генеральскую дочь". Что там было?

- Раскабаневший Траволта вместе с симпатичной теткой расследовал таинственное убийство генеральской дочурки, - ответил Мактирнан. - В этом был замешан сам генерал, и перед Траволтой стояла сложная психологическая проблема.

- Вот, - кивнул Джеймс. - Точно. Берем всю эту бодягу и слегка переиначиваем.

- Как? - недоуменно спросил Мактирнан. - Вместо Траволты возьмем моего любимого Брюса Уиллиса?

- Я пас Уиллиса, мужики, - встревожено сказал Медавой. - Мы его гонорары не потянем. Бюджет у нас скромный - я сразу предупредил. Если хотите хоть один спецэффект мощнее, чем взрыв зажигалки, об Уиллисе даже и не думайте.

- Нам вообще не нужны спецэффекты, - успокаивающе сказал Джеймс. - Я такой сюжет заверну - у зрителей уши будут дымиться. И безо всяких спецффектов. Чистая психология, мужики, все пропрутся.

- Ну и в чем психология-то? - спросил Мактирнан. - Я пока ни черта не понял.

- Короче, так, - заторопился Вандербилт. - Берем военную базу. На ней произошло жуткое убийство.

- Дочери генерала? - спросил Мактирнан.

- Сына генерала, - язвительно ответил Вандербилт. - Конечно, не дочери, - рассердился он. - Зачем повторяться? Произошло жуткое убийство одного отряда. В живых осталось двое. Два бравых парня.

- Пускай один будет не бравый, - предложил Майк. - Какой-нибудь маменькин сынок. Да еще и голубой - для антуражу. Проблемы голубых в армии и все такое. Сейчас это модно.

- Не вижу ничего плохого в сыне генерала, - сказал Мактирнан. - Это будет аллюзия.

- Старичок, не нужно иллюзий, - встревожился Майк. - Мне нужен крепкий триллер. Но без мистики.

- Не иллюзия, а аллюзия, - объяснил Мактирнан. - Отсыл к дочери генерала. Чтобы зрители быстро поняли.

- К дочери генерала проще отослать самим Траволтой, - сказал Медавой. - Я говорил с его агентом. Джон наконец перестал строить из себя сраную звезду и уже не требует двадцать лимонов за роль. Так что мы его заполучим на вполне пристойных условиях.

- Не слишком ли это будет прозрачно - все тот же Траволта? - усомнился Мактирнан.

- Это аллюзия, старик, - ответил Медавой. - Чтобы зрители сразу врубились.

- Тогда давай ему в подмогу дадим красивую девку-следователя, - предложил Мактирнан. - Как в "дочери". Аллюзировать - так по полной.

- Давай, - легко согласился Майк. - Я завсегда не против красивой девки.

- Можно я скажу? - встрял обиженный Вандербилт. - А то вы уже, как я понял, весь сценарий написали...

- Джеймс, не обижайся, - сделал широкий жест Медавой. - Тонкости сценария - на тебе. Мы обсуждаем внешний антураж. Дашь Траволте девку в помощницы?

- Да как скажете, - пожал плечами Вандербилт. - Будет крутая девка, которой треснуть мужика по яйцам - как щелкнуть по носу.

- Вот НАСТОЛЬКО крутую не надо, - поморщился Медавой. - Траволта у нас сам будет достаточно крут, чтобы треснуть кого надо куда надо. Ты лучше скажи, в чем тонкость, а то я пока не понял, чем эта бодяга отличается от капитанской дочки.

- Генеральской, - поправил его Мактирнан, но Медавой от него отмахнулся.

- В общем, - продолжил Вандербилт, - произошло страшное убийство. Все полегли во главе с сержантом Уэстом. Остался генеральский педерастический сынок и крутой парень Данбар, который отказывается говорить с кем-нибудь, кроме бывшего зеленого берета - своего в доску парня.

- И кто у нас свой в доску, - спросил Мактирнан. - Траволта?

- Ну да, он, - кивнул Джеймс. - Я рад, что ты сразу въехал.

- Я бы на месте Данбара все рассказал сисястой девке, а не какому-то там зеленому берету, - вставил Медавой, но знаком показал, что дядя просто шутит, и это не нужно воспринимать всерьез.

- Короче, Данбар Траволте все рассказал, - продолжил Вандербилт. - Этот сержант Уэст - был жуткая сволочь. Он всех со страшной силой тиранил, а когда...

- Подожди, - прервал его Медавой. - Избавь нас от подробностей. Лучше скажи сразу, в чем мулька.

- Мулька в том, - заторопился Джеймс, - что история все время ходит по кругу. Данбар рассказывает одно, генеральский сынок другое, Траволта выясняет третье, девка четвертое, руководство базы во всем этом замешано, а на самом деле - все совсем не так, как кажется.

- Мудро, - сказал Медавой. - Зрителей явно заколбасит. А что там на самом деле было? Кто всех убил? Какой-нибудь Чужой? - и он подмигнул Мактирнану.

- Я еще не придумал, если честно, - сконфуженно признался Вандербилт. - Но концовка будет охренительная - обещаю. Я такого наворочу, что вообще никто ни черта не поймет.

- Это правильно, - одобрил Медавой. - Чем непонятнее, тем лучше. Зритель протащится. Только не забудь поставить Траволту перед какой-нибудь очень серьезной нравственной проблемой.

- Обязательно, - согласился Джеймс. - Он задумается, трахнуть ему эту телку или нет.

- Ну, можно так, - согласился Медавой. - Что скажешь? - спросил он Мактирнана. - Возьмешься?

- Да, можно, - кивнул тот. - Джеймс мыслит в правильном направлении. Мы возьмем "Генеральскую дочь", запутаем сюжет до невозможности и сделаем соответствующие аллюзии. И я расквитаюсь за "Роллербол".

- Ну и отлично, - сказал Медавой. - Начинайте работать, парни. А я выбиваю бабки. Только Траволте скажите, чтобы он похудел килограмм на двадцать. Такой же кабан, как в "Генеральской дочери" нам не нужен. Это слишком прямая аллюзия.

***

Все именно так и было сделано. Взяли "Генеральскую дочь" и ее чуть-чуть переписали. Однако кино в общем и целом - почти один в один, причем с тем же следователем Траволтой (и правда похудевшим) и сопутствующей ему девкой (Конни Нильсен). Сценарист Джеймс Вандербилт в процессе написания сценария явно злоупотреблял различными галлюциногенами, потому что уже в середине рукописи он забыл, о чем шла речь в самом начале, а в конце он так просто перечеркнул жирной чертой все предыдущие события, руководствуясь одной единственной целью - завернуть все так, чтобы никто развернуть этот бред уже не смог.

Однако первая половина фильма смотрится как более или менее пристойный военный детективчик. Но когда Вандербилт начинает разу по пятому заходить на один и тот же запасной аэродром - раскручивает сюжет с самого начала под другим углом зрения, - становится понятно, что дальше будет все хуже и хуже. Так оно и происходит, и это довольно обидно, потому что понимаешь, что зрителя в очередной раз поимели, подсунув горький леденец в красивой обертке.

Тем не менее многим зрителям "База 'Клейтон'" даже нравится, потому что термин "лихо закручено" фильм оправдывает на все сто. Настолько лихо, что и не раскрутить. Точнее, раскрутить, но тогда выяснится, что этот фильм вообще не нужно было снимать, потому что никакой даже формальной логики и даже формального соответствия одних фактов другим здесь не наблюдается.

Однако Вандербилту с его извращенной фантазией можно сказать спасибо хотя бы за то, что деваха не оказалась незаконнорожденной дочерью Траволты, а он сам не превратился в венерианского скалозуба - уже хлеб.

Нужно ли смотреть? Не знаю, решайте сами. Если вам удастся отключить голову и смотреть этот фильм без попыток проанализировать завихрения сюжета - тогда, может, даже и понравится. Если вы любите все разложить по полочкам - тогда это все лучше не смотреть, потому что Вандербилт сам не сможет внятно разложить по составляющим весь тот бред, который он там навалял. Там все было сделано, исходя из задачи - завернуть покруче, а куда это все приведет - пофиг. Вот ему и пофиг. Если вам тоже пофиг - тогда смотрите и наслаждайтесь.

Впрочем, если вы видели "Генеральскую дочь", тогда можно и не напрягаться. Там не просто есть аллюзии, а аллюзия на аллюзии сидит и аллюзией погоняет. Но дочка генерала хоть лежала голой на газоне. А здесь нам подсунули сынка-педераста, которого раздевать, понятное дело, никакого смысла не имело.

О чем фильм? О коррупции в армии и о вреде алкоголизма для отдельно взятых сценаристов.

P.S. Сэмюэль Джексон в роли сержанта-расиста смотрится хоть и несколько неожиданно, но тем не менее вполне хорошо.



А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 26 ноября 2001 года в окрестностях Флориды и Панамы. 9 апреля 2002 года съемки картины были завершены.
- Рабочее название картины было "Форт Клейтон".
- Первоначально на главные роли в фильме рассматривались кандидатуры Бенисио Дель Торо и Кэтрин Кинер, а на место режиссера Ли Тамахори.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: