ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Играй, как Бекхем 
Bend It Like Backham

Режиссер Gurinder Chadha (Гюриндер Чадха)
Сценарий Paul Mayeda Berges (Пол Майеда Берджес),
Guljit Bindra (Гюлджит Биндра),
Gurinder Chadha (Гюриндер Чадха)
В ролях:
Keira Knightley (Кейра Найтли),
Parminder Nagra (Парминдер Награ),
Jonathan Rhys Meyers (Джонатан Рис Майерс),
Anupam Kher (Анупам Кхер),
Archie Panjabi (Арчи Панджаби)
Официальный сайт: foxsearchlight.com/benditlikebeckham
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 113 мин.
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1

Этот фильм был назван лучшей британской комедией прошлого года и лучшим юмористическим фильмом Туманного Альбиона со времен "Дневников Бриджет Джонс"! Согласитесь, такая высокая оценка дорогого стоит.

Однако, фильм "Будь как Бэкхем" - если честно и откровенно - лишь НАПОЛОВИНУ британский. Да и то, потому что футбол (одна из важных составляющих сюжета) родился именно здесь, на вечно зеленых стриженых газонах! А так этот фильм "своим" могут считать кто угодно. И в первую очередь индусы! На это намекает и интригующий киноплакат фильма: мы видим стоящую к нам спиной девушку в индийском национальном костюме, которая мнет в руках пару затасканных кроссовок. В семье индийских эмигрантов в английском городе Манчестер живет юная Джасминдер Бхамра. Или проще - Джесси. Смуглолицая девчушка любит своих родителей, сестру Пинки, бесчисленных тетушек и родственников. Но куда больше она любит: футбол. И самого лучшего игрока английской премьер-лиги Дэвида Бэкхема. Достаточно зайти в ее комнату, чтобы убедиться в необычной одержимости - повсюду фотографии и плакаты любимца. И, заметьте, ни одного плаката "Тату" или Гарри Поттера! В тайне от родителей она гоняет мяч в городском парке, а когда ее в очередной раз загрузят по полной программе домашними делами, то она и здесь не бросит любимого занятия: развесит разноцветные платья-сари на бельевые веревки и давай лупить по ним мячом, представляя себя на стадионе "Олд Трафорд".

Старательную молчунью увидит однажды такая же одержимая футболом Джули Пакстон, которая и соблазнит застенчивую индуску принять участие в тренировках местного любительского клуба, а затем и сыграть товарищеский матч против немецкой команды! Две подружки будут увлеченно отрабатывать приемы и трюки настоящих футболистов, еще не догадываясь, что совсем скоро судьба сведет их вне футбольного поля в непримиримой борьбе за сердце симпатичного тренера женской команды по имени Джо. А тем временем семья Джасминдер Бхамра готовится к грандиозному событию: выходит замуж сестра Пинки. Вот уж кто радует родителей, так радует! И жених у нее - настоящий индус, и свадьба - в лучших индийских традициях, и гостей полон дом, и свадебный кортеж разукрашен, словно дело происходит в Калькутте, а не Манчестере. Эх, красота! "Джигги-джигги, ача-ача"! Радостная за сестру Джесси понимает, кто, как только уляжется свадебная лихорадка, ее тайная страсть - футбол - уже перестанет быть тайной. А тогда жди грозы и молнии - родительского гнева. Представить, что их "целомудренная девочка" бегает перед мужчинами-зрителями в коротких трусах с голыми ногами и руками, они наверняка не в силах, а потому юной Джесси уже заранее страшно за последствия своего разоблачения. В этой ироничной и светлой комедии режиссер-индус Гуриндер Чадха постарался как можно искреннее выразить всю свою любовь к собственному народу, живущему в чуждой для себя среде и пытающемуся сохранить при этом корни и традиции. Эти забавные дородные дамочки в национальных платьях-накидках, увешанные дорогими украшениями, бусами и серьгами, крикливые в ссоре и сердечные в проявлении своих привязанностей. Эти славные папашки, которые уже не помечают переносицу черной точкой, но по-прежнему тоскуют, вспоминая свое индийское детство и рассказывая часами о том, как полноводна река Ганг и как высоки горы Балистана. А их громкоголосые и любопытные дети, бегающие стайками по улочкам английского города, а затем вырастающие в смуглых наследников великой славы индийской нации?! Любовь и уважение к своему народу режиссер Чадха завернул в тонкую бумагу самоиронии, мягко высмеивая то своеобразные обычаи индусов, то их неповторимый акцент в английском языке. Что-то похожее мы уже видели некоторое время назад. Правда, фильм был американским, рассказывал о греках и назывался "Моя большая греческая свадьба". Согласен, параллели напрашиваются, и эмоции очень похожи.

Для получения наилучшего результата продюсеры фильма "Будь как Бэкхем" собрали блестящий актерский ансамбль. В главной роли отметилась "солнечная девочка" -дебютантка Парминдер Награ (громкое актерское будущее ей гарантировано!), в роли ее отца снялся звезда индийского кино Анупам Хер (фамилия такая!), а одну из подружек Джесси сыграла бывшая участница популярной поп-группы "All Saints" Шэзни Льюис. Промелькнул на пару секунд в кадре и сам футбольный небожитель Дэвид Бекхем. Зато его супруга отметилась по полной: исполнила заглавную песню к фильму! Кстати, саундтрэк к фильму я настоятельно рекомендую всем ценителям редкого сочетания модного клубного ритма и индийских этно-мелодий. Получился очень необычный коктейль, в котором главным ингредиентом является Балли Сагу, еще одна "солнечная индуска", живущая на британских островах.

Не знаю, заметили вы или нет, но в последенее время индийская тема все активнее продвигается в рекламе известных европейских товаров: то в ролике раджа предлагает отчаявшемуся жениху выбрать невесту среди танцующих красоток, жующих "Orbit", то в другой рекламе индус уродует свою малолитражку, чтобы она походила на модную авто марки "Пежо". Вспомнили? Если подобная "индийская мода" стала своеобразной реакцией европейской кино-телеэлиты на успех "Будь как Бэкхем", то это, согласитесь, еще один убедительный повод, чтобы обратить свое внимание на очередную премьеру кинопроката! Позвольте приурочить старт в нашей стране проката фильма "Bend It Like Backham" к финальному матчу Лиги чемпионов, состоявшемуся 28 мая в: Манчестере на стадионе "Олд Трафорд"!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Можно оспаривать приоритет "Оскара" над другими кинематографическими наградами. Можно не соглашаться с навязанной Голливудом коммерческой конъюнктурой. Но нельзя не признать, что лучшие спортивные фильмы снимаются в Америке. Дело в том, что США - ведущая спортивная держава, если не по числу завоевываемых атлетами этой страны наград, то по уровню организации точно. И фильмы про спорт там делаются на зрителя, умеющего ценить динамику и накал.

При просмотре английской ленты "Играй как Бекхэм" так и напрашивались сравнения с другой прошлогодней спортивной мелодрамой, только американской - "Как Майк". В ней юный воспитанник приюта, надевая старые кроссовки "Его Воздушества", становился непобедимым на баскетбольной площадке. С точки зрения научной фантастики завязка, конечно, так себе, но фильм был хорош своей назидательностью.

Боссов НБА не может не тревожить ее моральный облик. Газетные передовицы то и дело оккупируют новости следующего рода: один кудесник оранжевого мяча арестован за вождение в нетрезвом виде, другой дисквалифицирован за употребление кокаина, третий устроил дебош в баре, четвертый угрожал оружием... Хорошим тоном для суперзвезд считается бравирование воспоминаниями о тысячах соблазненных ими женщин. Апофигей этого антиобщественного шабаша - дело Коби Брайанта. Если обвинение в изнасиловании будет доказано, один из лучших в мире игроков надолго загремит в тюрягу. Главная причина ситуации лежит на поверхности: спортивными кумирами в массе своей становятся парни с улиц, от которых прежде требовалось только играть в баскетбол, во всем остальном они были предоставлены самим себе. Да, профессиональная лига - не Академия духовности, но все же, все же... Потому сюжетную основу "Майка" составлял процесс перевоспитания как раз такой суперзвезды.

"Бекс" высвечивает проблему иного рода - проблему интеграции этнических меньшинств в традиционный европейский уклад. Зрителям был представлен полный букет национальных особенностей, позволяющих ездить на "Мерседесах" и "Роллс-Ройсах" и непозволяющих играть в футбол. То есть, до поры до времени на увлечение героини "скинхедом" (описываются события времен бекхэмовской лысины - а воды с той поры утекло немало) родители глаза закрывают, но когда она начинает носить бесстыдную футбольную форму и обниматься с аборигенами... Однако дело, указывают авторы, вовсе не в одних традициях - белая мамаша тоже по-своему консервативна. Настороженное отношение иммигрантов к западным новшествам исподволь подменяется настороженным отношением к новшествам вообще и к женскому футболу в частности.

Так Америка стала футбольной Меккой. Спортивная база там и в самом деле сильнейшая, но в настоящем европейском футболе Старый Свет позиции вроде удерживает. А в спортивном кино - уже нет, что "Бекс" и доказывает. Как показаны игровые эпизоды в "Майке"? В стиле, максимально напоминающем спортивные репортажи. Там не просто ставят перед фактом - игрок такой-то забил мяч - там показывают эпизод в развитии, с четким акцентом на техническое исполнение. Если хотите, составляют учебное пособие. Быть может, наш кризис в игровых видах и связан с тем, что долгое время не было таких фильмов. И потому наши пацаны, вдохновленные нарезками лучших моментов, по двадцать раз в одной игре пытаться сделать то, что звезды делают один раз в двадцати играх. Ясное дело, в ущерб отработке обязательных элементов. И наши переводчики называют заслон блоком (это два совершенно разных элемента). И даже так называемые эксперты зачастую демонстрируют поверхностное понимание на уровне "Лошадью ходить надо было!" Культура игры, прививаемая сызмальства - вот чего не хватает в подготовке юных дарований. В "Майке" премудрости баскетбола показаны одновременно и гротескно, и профессионально - как раз для формирующегося игрового мышления.

Авторы "Бекса", ратуя за право женщин на профессиональный футбол, не ставят перед собой цель воспитать поколение футболисток. Поэтому в показе непосредственно игры используются непривычные для болельщика ракурсы, а главная звезда семенит, не отводя глаз от мяча. Так футбол не показывают. И не только: Кира Найтли, в "Пиратах Карибского моря" оказавшаяся роскошной красавицей, здесь предстает всего лишь долговязой спорти. И вообще, лично я не разделяю энтузиазма по части женского футбола. Сама по себе игра эта очень жесткая и травмоопасная, а без стыков, столкновений и жестоких подкатов это будет либо идеальный футбол, либо не футбол вовсе. Да и, согласитесь, "умирающая" на поле женщина (мужчинам вымаливать штрафные еще куда бы то ни шло) - зрелище не из приятных. В фильме эти проблемы затрагиваются, но лишь самую малость. С прочей достоверностью дела обстоят не лучше: так, героиня с дворового уровня перескакивает прямиком на профессиональный (профессионал, которого папа и мама не отпускают, ха!). Сама по себе обводка без атлетизма, без игрового интеллекта, вырабатываемого годами, ничего не значит - пусть даже если мячи словно рукой забрасывает. Короче, умение готовить индийские блюда героине за океаном еще пригодится.

Популярность Бекса среди так называемых нефутбольных наций стала притчей во языцех. Дошло до того, что недоброжелатели из числа дилетантов кличут его посредственным игроком, раскрученным лишь благодаря браку с "перчинкой". Чушь. Бекхэм, конечно, игрок очень незаурядный, но до джордановского уровня однозначно недотягивающий. Джордан обожествляем по праву, потому как сумел стать бесспорно лучшим среди отборнейшего материала. И для юных почитателей даже его старые тапки могут превратиться в чудодейственную реликвию. Играть как Майк - значит, высовывать язык, разводить ноги в прыжке (эмблема Nike Air Jordan) и... играть как Майк. Бекхэм на коллекцию фирменных жестов еще не наработал, если не считать таковым его и супруги вальяжную походку. Дэвид, как полагается кумиру, где-то поодаль. Майкл, как полагается богу - где-то "там". Статус!

В чем еще ощущается разница не в пользу британского фильма, так это в том, что звезды НБА все-таки играли в "Майке", отпускали реплики, корчили гримасы, а в "Бексе" просто задействован фрагмент реальной игры. И вальяжной походкой по зданию аэропорта прошлись дублеры Дэвида и Виктории. При таком раскладе настоящие Гари Линекер и Джон Барнс, звезды английского футбола 80-х, картину не спасают.

Оба фильма представляют из себя социальную рекламу. Но "Как Майк" - настоящий спортивный фильм для детей и взрослых, а "Моя большая индийская футбольная карьера" политкорректна и наставительна до утраты границ между спортивным фильмом и индийской мелодрамой. Для умиляющихся наиболее значимо в ней не то, что индусская девушка стала звездой английского футбола, а то, что индусская девушка стала полноправным участником английского любовного треугольника.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили в 2001 году в Соузхолле и Хаунслоу, Миддлсекс (Великобритания).
- Картина заняла 3-е место приза зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Торонто в 2002 году, такой же приз в Локарно в 2002 году и Серебрянного Хичкока на Британском Фестивале Независимого Кино.
- Режиссер картины, Гюриндер Чадха, является женщиной, хотя на всех фестивалях благодаря ее "мужскому" имени все встречали мужчину.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: