ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Будь круче 
Be Cool

Режиссер F. Gary Gray (Ф. Гэри Грэй)
Сценарий Peter Steinfeld (Питер Стейнфелд)
В ролях:
John Travolta (Джон Траволта),
Danny DeVito (Денни ДеВито),
Uma Thurman (Ума Турман),
Vince Vaughn (Винс Вон),
James Gandolfini (Джеймс Гандольфини),
The Rock (Скала),
Cedric the Entertainer (Седрик Развлекатель),
Christina Milian (Кристина Милиан),
Andre 3000,
Harvey Keitel (Харви Кейтель)
Официальный сайт: www.becoolmovie.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Чили Палмер (Джон Траволта), переквалифицировавшийся из ростовщика-гангстера в кинопродюсера, подумывает уйти из бизнеса, но его друг, музыкальный продюсер Томми (Джеймс Вудс), предлагает снять кино о нем и его жизни. Впрочем, Томми убивает русская мафия, но Чили Палмеру становиться интересно выяснить, чем музыкальный бизнес отличается от кино. Увы, но рекорд-компания Томми была в долгах как в шелках – русские братки и клан гангста-рэпперов так и ждут момента, что бы наложить лапу на имущество Томми. Но его вдова Иди (Ума Турман) не собирается легко сдаваться.

Чили Палмер берет в оборот молодую, но подающую надежду певицу Линду Мун (молодая, но подающая надежды певица Кристина Миллиан), но у той кабальный контракт с продюсером Раджи (Винс Вон) – чокнутым белым, который считает себя черным и в случае опасности предпочитает прятаться за широкую спину своего "телохранителя" Эллиота Вильгельма (Скала). Врочем Эллиоту его теперешняя работа не нравиться – он видит себя певцом и актером. Если контракт Линды Мун расторгнуть и не особенно заморачиваться средствами достижения этой цели, то с ее помощью можно спасти тонущую компанию своего убитого друга – чем Чили и собирается заняться. То, что музыкальный бизнес еще меньше отличается от работы в гангстерских синдикатах, чем в кино, Чили не смущает ни сколько – ведь это его стихия.

"Достать коротышку" на мой вкус это одна из лучших криминальных комедий и "кино про кино" – хлесткая и динамичная, с запутанным сюжетом и сочными персонажами сыгранными отличными актерами. Лучший фильм Барри Зоннефельда и одна из самых лучших ролей Джона Траволты. 10 лет спустя, помня про успех "Достать коротышку" компания MGM решила экранизировать второй роман Элмора Леонарда о Чили Палмере.

"Будь круче" дотягивает до "Достать коротышку" по почти всем параметрам. Актерский состав замечательный – опять же это лучшая работа Траволты за последние лет пять, Ума Турман лучиться обаянием, Скала демонстрирует недюжинные комедийные навыки и отменную самоиронию (и не удивительно, он же звезда юмористического шоу WWF - "Всемирная Федерации Рестлинга"!), отличные образы создали Винс Вон, Андре "3000" Бенджамин, Харви Кайтел, Роберт Пасторелли, Джеймс Вудс.

Юмор довольно саркастичный и вертится в основном вокруг негров, которые думают, что они крутые "гангсты", хотя закончили колледж и имеют степень по менеджменту, а чай пьют, оттопыривая мизинчик и придерживая чашку стволом 38-го калибра. Второй объект "шуток юмора" – Вильгельм Эллиот, хреновый актер (из всех дарований – убойная способность вскидывать бровь), еще более хреновый певец в стиле кантри, да в добавок – гей, со всеми вытекающими: бейсбольную биту надо купить обязательно розовую и из блестящего алюминия, песню в клипе спеть обязательно "женскую", для демонстрации отсутствия актерского таланта надо обязательно выбрать монолог из культового фильма про болельщиц (которые с помпонами скачут по стадиону, поддерживая свои команды) "Добейся успеха!". Но если за дело возьмется Чили Палмер, то роль с фильме с Николь Кидман ему обеспечена.

Все было бы совсем здорово, если бы не одно весьма значительное "но". "Будь круче" это калька с "Достать Коротышку". Режиссер Ф. Гарри Грэй сказал в одном из интервью, что зритель будет смотреть не "Достать Коротышку 2", а именно "Будь Круче". Это правда, но в том смысле, что "Будь круче" кажется фильмом с условным названием "Достать коротышку 1.1" – этакой версией первого фильма, но никак не его сиквелом. Единственная значимая деталь – перенос действия фильма из области кинобизнеса в бизнес музыкальный. Остальное все то же самое – предметы, ситуации и персонажи, играющие те же самые роли. Раньше был ключ от камеры хранения, где лежала сумка с деньгами, а теперь есть квитанция от ломбарда, где лежит контракт Линды Мун. Разумеется, в обоих случаях наблюдение ФБРовцев, готовых повязать пришедшего за "товаром" обеспечено – соответственно главного плохиша подставят именно сдав его "органам". Здоровяка Биера, телохранителя и каскадера заменил Элиотт Вильгельм, звезду Мартина Уира (Дэнни де Вито) заменил Стивен Тайлер и группа "Аэросмит", итальянская и колумбийская мафия стала русской (точнее украинской – соответствующий акцент прилагается), талантливый сценарий неизвестного автора заменили на контракт молодой певицы. Надо отдать авторам должное – то, что все это ты уже видел, понимаешь не в процессе просмотра фильма, а уже после. Поэтому те, кто не видел "Контракта с коротышкой" или видел его один раз и давно, уловки даже не заметят. Потому что работают профи!

В целом впечатление двоякое – с одной стороны лично я от фильма получил редкое удовольствие, а с другой, когда осознаешь, что это все уже было, становиться как-то не приятно на душе. Ждал чего-то нового, а получил то же, что и в прошлый раз, хотя и в новой упаковке.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Есть фильмы, которые нравятся вообще непонятно по какой причине. Ни сюжета внятного, ни игры актерской выдающейся, ни наворотов компьютерных. Но видишь надпись The End – и понимаешь, что фильм тебе скорее «да», чем «нет». И что твердую «семерочку» он зарабатывает легко. По десятибальной шкале.

Ну, в общем, всем известно, что «Будь круче!» - это сиквел не менее странного по восприятию фильма «Достать коротышку», снятого в 1996 году Барри Зоненфельдом. И там, и тут действует Чили Палмер, бывший рэкетир, волею судеб ставший кинопродюсером. Хорошо бы тем, кто не смотрел, вначале ознакомиться с «Коротышкой»… Впрочем, к черту! Ни к чему это. Да и никакой разницы между этими фильмами на самом деле, нету. Оба – с «рассыпчатым» сценарием, состоящим из массы самоценных кусочков с отлично прописанными диалогами и меткими житейскими наблюдениями (на которые большой мастер некто Элмор Леонарод – один из любимых писателей голливудских режиссеров, по книге которого снят данный фильм, да и «Достать коротышку» тоже, чего там греха таить!).

И в обоих фильмах центральная фигура – получающий видимое удовольствие от роли Джон Траволта. Девять лет прошло – а он все еще удовольствие получает. Видимо, что-то в образе бывшего рэкетира греет его душу …

Итак, Чили Палмер. Видный кинопродюсер. Человек в стильном черном костюме и черной рубашке без галстука. Таким он начинает эту историю. В первых кадрах он бурно обсуждает с музыкальным продюсером Томми Атенсом свои перспективы в кинобизнесе. Признается, что устал от этого дерьма. Содержание беседы особого значения не имеет, поскольку по ее окончанию карикатурный русский мафиози выпускает в Томми случайно меткую пулю. Томми убит. И это бы – еще ладно. Но Чили параллельно убеждается, что и сам стал объектом наезда «этих русских в этом трамвае», как говорят в Одессе. Или не в Одессе – неважно. Короче, Чили приходится решать проблему – ну, не то чтобы выживания (слишком карикатурны русские и слишком крут Чили), но просто решать проблему. Плюс к тому, у него образовался еще один нарыв – конфликт с продюсером «черных братьев», музыкантов-рэперов, чтобы вы понимали. Этот добродушный на вид шоколадный толстячок разъезжает с бандой своих подопечных, всех сплошь – претендентов на «Грэмми», причем у каждого из этих ребят в руке – по пушке, а в башке – по мысли: «А не замочить ли мне кого-нибудь с утреца»?

И под это дело Чили Палмер начинает внедряться в музыкальный бизнес. Продвигать певичку со звенящим именем Линда Мун. Тут, как и в случае с кино, за него все решила судьба. Впрочем, вы же понимаете, мужики – если человек крут по-настоящему, то судьба за него ни хрена решить не сможет. Он сам решает, в конечном итоге!

Такие вот там мысли, в этом фильме. И, повторю еще раз – куча замечательных диалогов, рассыпанных повсеместно. Повторяю, потому что это очень важно – при почти полном отсутствии других достоинств наличие одного-единственного особенно заметно.

Впрочем, насчет «одного-единственного» - это я погорячился, пожалуй. Фильм сработан вполне грамотно – и с постановочной точки зрения, и с операторской, и с музыкальной. Легко усваивается и приносит известную пользу организму, создавая в нем приятный психологический тон и добрые мысли насчет того, что день прожит не зря. Как будто умный рассказик в толстом журнале прочел. А добавить еще кучу знакомых актерских физиономий (среди которых наиболее разительное впечатление производит «Скала» Джонсон в роли громилы-педика) - и вполне достойное кино выходит. Не понимаю в принципе, почему четыре с лишним тысячи посетителей IMDb выставили ему среднюю оценку 5,5. Твердая «семерочка», говорю вам!


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

"Будь круче" - продолжение фильма "Достать коротышку", в котором рассказывалось о том, как невозмутимый гангстер Чили Палмер (Джон Траволта) переквалифицировался в кинопродюсера и как ему в новой интересной работе здорово помогли давнишние профессиональные навыки. В новом фильме Чили Палмер также решил переквалифицироваться, однако на этот раз поворот был совершен не столь резко: Палмер из кинопродюсера становится музыкальным продюсером. Причем помог этому случай. Чили как-то встречался попить кофе со своим старым знакомым, владельцем звукозаписывающей студии Томми (Джеймс Вудс), и вдруг прямо в кабачке Томми был застрелен представителями русской (а точнее, украинской) мафии Лос-Анджелеса: странного вида мужичок с париком на голове расстрелял витрину кафе, пару стульев, кадиллак Чили, ну и даже каким-то странным образом сумел попасть в Томми.

Тот умер, а Чили пришлось решать проблемы со студией Томми и утешать молодую вдовицу Эди (Ума Турман), которая со смертью Томми стала владелицей и руководителем фирмы звукозаписи. Впрочем, наследство от Томми Эди досталось тяжелое: студия совершенно прогорела, а кроме того, на ней висит долг Сину Ласаллю (Цедрик Развлекатель Кайлс), а Ласалль, между прочим, - владелец студии, записывающей ганста-рэп, и эти ганста-рэперы носятся по Лос-Анджелесу во главе с Сином на "Хаммерах", обвешанные оружием по самые уши. Поэтому все стараются не оставаться в долгу у Ласалля, ведь известно доподлинно: Син с его афроамериканскими братьями никогда не остается в долгу у тех, кто вдруг должен ему деньги. Син тогда или башку отстрелит, или еще чего похуже сделает - вот такой он строгий и непреклонный человек.

Впрочем, Чили удалось договориться с Сином - он со всеми договаривается. У Чили есть идея. Он вместе со студией Томми берется продюсировать подающую блестящие надежды певицу Линду Мун (Кристина Милиан). Студия таким образом заработает большие деньги, считает Чили, и расплатится с Сином. А Линда станет известной. Ну и Чили заодно исполнит свою новую мечту - станет крутым музыкальным продюсером.

Однако Палмеру не так-то просто заполучить Линду себе. Дело в том, что девушка неосмотрительно заключила контракт с пренеприятнейшим типом по имени Реджи (Винс Вон). Тот называет себя гордым именем Продюсер, однако ведет себя как обычный сутенер, а говорит на афроамериканском сленге, хотя он белый. Чили, в общем-то, договорился о дальнейшей карьере Линды и с Реджи, и с его телохранителем Эллиотом (Дуэйн Джонсон), однако теперь ему приходится опасаться осложнений: отмороженный Реджи плевать хотел на различные договорные отношения, так что будет война.

Реджи будет пытаться подставить Чили своему боссу Нику Карру (Харви Кейтель), но в результате подставит Ника Карра под банду Ласалля и украинскую мафию, так что скоро завертится жуткая круговерть. Плюс - за всеми этими серьезными мужчинами тщательно наблюдает ФБР. Очень тщательно.

***

Когда фильм только вышел в России на экраны, многие посмотревшие его ругали - мол, совершенно дурацкое и проходное кинцо, Траволта никакой, бандиты идиотские, сюжета нет вовсе, а с "Достать коротышку" этот фильм и рядом не стоял. Поэтому я благоразумно в кино не пошел, а дождался появления картины на DVD, чтобы посмотреть в оригинале, а не в переводе, который, как я справедливо подозревал, изрядно портил впечатление.

Как оказалось, предчувствия меня не обманули. Не знаю, что там наворотили в переводе, но в оригинале "Будь круче" - весьма забавная и вполне достойная просмотра комедия, которая мне понравилась даже больше, чем "Достать коротышку". (Впрочем, первый фильм я смотрел в переводе.) Многие зрители ставят фильму в укор то, что сюжет, дескать, какой-то размытый и нечеткий, а фильм представляет собой как бы набор клипов. Не соглашусь совершенно. Ну да, в фильме все время идет бешеная круговерть каких-то терок-разборок и так далее, но если вы ждете от гангстерской комедии накала чувств "Унесенных ветром", тогда вам просто нельзя смотреть такие фильмы.

Гангстерские комедии такими и должны быть: есть некая завязка сюжета, а дальше идет длинная череда разбирательств, подстав, выяснений, погонь, перестрелок и так далее. В "Будь круче" это все есть в избытке, ну и какого Палмера вам еще нужно?

Впрочем, Чили Палмер в исполнении Траволты в этом фильме - как раз самый бесцветный персонаж. Ну, то есть, вообще-то, с ним все в порядке: Палмер отлично выглядит, внушительно общается, веско говорит, очаровательно улыбается, а при необходимости весьма эффектно скручивает любого верзилу просто на раз, - однако нет в нем изюминки, нет какого-то драйва! Это просто старина Траволта, который, врать не буду, в этом фильме выглядит все-таки заметно симпатичнее, чем во всем том барахле, в котором он снимался в последнее время, но тем не менее - ничего особенного. Да, они там с Умой Турман танцуют вдвоем, и этот танец отзывается целым фонтаном ностальгии в душе каждого поклонника "Криминального чтива". Но даже этот танец - в нем нет изюминки, уверяю вас!

Зато несколько других персонажей - это полный блеск! Самый из них колоритный - это продюсер с повадками сутенера Реджи. Винс Вон - комедийный актер довольно широкого спектра, но тут он нашел такие новые краски, что даже я, который видел большинство его фильмов, был изрядно удивлен: Реджи получился настолько своеобразным и забавным, что это просто одно удовольствие. Особенно его манера говорить, которую начисто убили в переводе. Впрочем, вряд ли это вообще можно более или менее адекватно перевести.

Второй роскошный персонаж - это суровый Син Ласалль: предводитель отмороженных черных бандюков, он же - лучший музыкальный продюсер, он же - парень с высшим образованием, который вынужден нацеплять баскетбольные майки, чтобы местная братва его уважала. Человек, обогнавший свое время, вынужденный подстраиваться под обстоятельства, но тем не менее не пытающийся прогнуться под этот мир, а прогибающий мир под себя и заодно всех, кто в этот мир попал по той или иной случайности. Его диалог с обнаглевшим членом украинской мафии - прекрасен и удивителен, и уж конечно заслуживает того, чтобы его высекли в мраморе. Ну или записали в цифровой форме на цифровом универсальном диске.

Третий весьма колоритный типаж - старый знакомый большинства киноманов: профессиональный рестлер Дуэйн Джонсон по кличке Скала, который тут исполнил телохранителя Реджи, одержимого идеей стать актером. Дуэйн уже сыграл несколько ролей: царя Скорпионов, помесь Шварценеггера с Индианой Джонсом в "Сокровищах Амазонки" и главного по бензопилам в "DOOM", однако это не принесло ему актерского счастья, потому что ни Станиславский, ни Немирович-Данченко, ни даже какой-нибудь Эйрамджан ни разу не одобрили бы страшное напряжение всех мышц головы, долженствующее изображать сразу все оттенки чувств, которым Дуйэн блистал в этих фильмах.

Но здесь, в "Будь круче", Джонсон показал себя с весьма неожиданной стороны! Он, как выяснилось, вполне неплохой комедийный актер! И даже классный комедийный актер! Впрочем, я это давно знал, потому что видел несколько его боев плюс выступление с Бренданом Фрейзером на вручении призов MTV: Фрейзер там изображал тупейшего рестлера, а Дуэйн выступал в роли гарвардского интеллектуала - и, поверьте, это было невероятно смешно!..

Но в кино Скала почему-то все время играл неподходящие для себя роли, и только в "Будь круче" он развернулся по полной программе - в роли крутейшего телохранителя-педераста, мечтающего стать актером. Даже только ради Джонсона уже можно было посмотреть этот фильм, потому что роль просто отменная - в ней тонна юмора!

Ну и последняя весьма заметная роль - кузен жены Ласалля и одновременно имя его боли - придурочный афроамериканец Дабу в исполнении Андре Бенджамина. Дабу постоянно таскается с Сином и портит ему всю игру. Но он делает это настолько забавно и прикольно, что это является важной составляющей всей комедии. Впрочем, Бенджамин вообще ничем не отличается от Шона Уэйанса, и я сначала даже думал, что это он и есть, но раз парень так удачно подражает неподражаемой манере Уэйанса (вероятно, здесь случился нежданный каламбур), значит, это вполне имеет право на существование. А уж когда Дабу начал елозить на крайне неудобном диванчике в доме Эди...

Резюмирую. Весьма смешная комедия, которую я посмотрел с большим удовольствием. Много весьма колоритных и забавных персонажей, динамичное развитие событий, эффектные стрелки, крутые разборки, ну и наши младшие афроамериканские братья с пистолетами на дебильных "Хаммерах" - что, в конце концов, может быть прекраснее, когда это видишь на экране, а не в двух шагах от своего дома? На мой взгляд, ничего.

Ну да, наш интеллект после просмотра этого фильма не засияет новыми гранями, полностью согласен! Но если после каждого фильма интеллект начнет сиять новыми гранями, то это не интеллект получится, а какой-то чертов алмаз, прости господи!


     
А знаете ли вы, что...

- Картина поставлена по одноименному роману Элмора Леонарда.
- Первоначально картину должен был ставить Брэт Раттнер.
- Кадры с концерта Кристины Милиан и Aerosmith были сняты в Tweeter Center в Мэнсфилде (Массачусеттс) 24 июня 2004 года.
- Тэглайн картины гласит "Все хотят иметь свой собственный хит."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: