РЕЦЕНЗИЯ №1
Оценить однозначно этот фильм люди затрудняются - он для этого очень
странный. Однако почти никто не сказал мне, что "Быть Джоном Малковичем" -
откровенное дерьмо, которое не стоит смотреть. Кстати, любопытный факт. В
Штатах очень редко случается так, чтобы фильм "для мозгов" стал кассовым.
В нашем случае это произошло. А в народном рейтинге IMdB "Быть Джоном
Малковичем" очень быстро вошел в первую половину первой сотни и уверенно
там держался. В чем причина? Наверное, в том, что в название вынесена
фамилия популярного актера. Это работает на подсознание аудитории, которая
должна воспринимать фильм как кассовый. Таково мое объяснение. Оно
намеренно упрощено и нимало не принижает заслуг режиссера и прочей
съемочной группы. "Быть Джоном Малковичем" стал одним из самых
запоминающихся явлений 1999 года. И, кстати, самой успешной комедией года
- несмотря ни на какие.
Сам Малкович в фильме присутствует как некоторая
субстанция. В одной странной конторе, расположенной между седьмым и
восьмым этажами ("Льюис Кэролл!" - в один голос вскричали тут
подготовленные зрители), есть маленькая дверца. Через нее вы попадаете в
лаз, из которого вас засасывает... в голову Малковича. На 15 минут вы
становитесь им - думаете, как он, чувствуете, как он, видите, что он
делает в этот самый момент (тут наиболее подготовленная публика
моментально припоминает знаменитую фразу Энди Уорхолла о том, что в наши
дни у каждого есть возможность стать знаменитым именно на 15 минут). Потом
вас вышвыривает на обочину дороги возле Нью-Джерси, и вы становитесь собою
прежним.
Я не знаю, как Малкович решился дать согласие на съемки
такого фильма, и еще более непостижимо для меня, как он согласился сыграть
самого себя в такой довольно неприглядной ипостаси (согласно фильму, он
склонен к психопатии и не прочь трахнуть любую бабу, которая и сама
окажется не прочь). Видимо, он очень раскованный тип. Неизвестно, имеют ли
какое-то отношение сцены, демонстрирующие подсознание Малковича, к его
реальным страхам и комплексам. Если да - тогда он просто отчаянно
раскрепощен, выплескивая их на головы миллионов зрителей. Если нет - то
все равно это ничего не меняет: придуманные миры подсознания Малковича
теперь будут восприниматься массами как реальные. Теперь все могут
говорить: "А, Малкович в глубине души склонен нюхать женское белье!"
Откуда взялись эти Спайк Джонз со сценаристом Чарли
Кауфманом? Нет, я, к примеру, знаю, что Джонз перед этим несколько лет
снимал клипы, причем на высоком уровне. Но в большом кино для обоих этот
фильм стал дебютом. Более громкого дебюта трудно себе и представить.
Картина эта, конечно, не из тех, что получает "Оскара", но американские
критики наперебой осыпали ее дифирамбами. Так что успех следующей работе
Джонза и Кауфмана уже сейчас практически обеспечен - что бы они ни сняли.
Если им поможет, как и в этом фильме, композитор Картер Бервелл, который
пишет для братьев Коэнов, вероятность успеха возрастает в еще более
геометрической пропорции. Музыка Бервелла обладает удивительным свойством
искажать обычную реальность и подчеркивать ее гротескные черты, обычно
спрятанные под покровом повседневности.
Об актерах. Ведущее трио меня не то, чтобы восхитило (это
не тот случай - по свойствам сценарного материала восхищения не
получится), но глубоко впечатлило. Небритый Джон Кьюсак в роли кукловода,
склонного к манипулированию людьми, совершенно неоштукатуренная Камерон
Диаз (узнать ее можно с громадным трудом где-то минуте на 25-й фильма) и
сексапильная Кэтрин Кинер (воплощение феминизированной американки, самой
выбирающей партнеров для секса) - всем можно ставить очень высокую оценку.
Кьюсаку и Диаз - за то, что сыграли абсолютно вразрез установившимся в их
карьерам канонам. Кэтри Кинер - за абсолютную внутреннюю свободу, которую
показать не так легко, как можно подумать.
Одна из любимых фраз настоящего Джона Малковича -
высказывание Брехта: "Надо найти реальность, которая удивит и шокирует".
Фильм, о котором мы говорим, с блеском это делает. В анналы его я бы не
постеснялся внести за одну сцену, где сам Малкович проникает внутрь себя и
видит темную сторону своей психики - там все люди имеют его голову
(особенно убедительно она смотрится на роскошном теле декольтированной
девицы), все слова звучат как "Малкович", певица в обтягивающем платье с
головой, естественно, Малковича сладостно поет: "Малкович, Малкович!", а в
меню все блюда обозначены как "Малкович" (стоят они, кстати, какое-то
количество малковичей). Если это не апофеоз абсурда, поправьте меня.
Кстати, в прокате фильм может фигурировать под названием "Голова Джонни".
Будьте к этому готовы и проявите необходимую бдительность.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Это самый сумасшедший, самый необычный, самый ненормальный, самый невозможный, самый смешной и мой самый любимый фильм. Это самый лучший Джон Малкович («Опасные связи»), это самая неожиданная Кэмерон Диас («Все без ума от Мэри»), это самый запоминающийся Джон Кьюсак («Тюремный самолет»). Впрочем, после слова «самый» вы можете ставить любые прилагательные, какие вам заблагорассудиться, даже самые непристойные – это все равно будет о нем, о чумовом кинодебюте талантливейшего клипмейкера Спайка Джонза «Быть Джоном Малковичем». Сценарий, кстати, написан тоже дебютантом в большом кино Чарли Кауфманом.
Талантливый кукловод Крейг Шварц (Джон Кьюсак) – неудачник. У него нет денег, он уже не любит свою жену Лотту (Кэмерон Диас), он потерял интерес к жизни. Чтобы поправить семейный бюджет, он становится младшим клерком в компании «Лестер Корпорейшн», которая находится на седьмом с половиной этаже небоскреба. Там он знакомится с роковой женщиной Максин (Кэтрин Кинер) и всячески пытается ее соблазнить. Но роковой женщине не нужен лохматый неудачник, до тех пор пока… Пока Шварц случайно не находит странную маленькую дверцу, за которой находится странный длинный тоннель. Этот тоннель ведет не куда-нибудь, а прямехонько в голову актера Джона Малковича. 15 минут вы видите мир его глазами, а потом вас выбрасывает где-то на шоссе в Нью-Джерси.
Максин и Крейг открывают своеобразное «бюро путешествий» в голову Малковичу, и все у них идет хорошо, пока об их заветной дверце не узнает сам Джон Горацио Малкович и жена Крейга.
О чем этот фильм? Даже не знаю. Обо всем. О жизни, о любви, о трагедии актера, о дверце, которая есть у любого человека, но которую не надо никому открывать. Вдруг в вашу голову кто-нибудь залезет…
Алла Демина
РЕЦЕНЗИЯ №3
Этим фильмом мне уже все уши прожужжали. Фильм весьма известный, хотя особенно широкого проката не имел, рецензии на него пишут в основном сугубо положительно - восторженные, хотя это мало что значит лично для меня. Многие говорят, что это очень не обычное кино, стоит смотреть и т.д. и т.п. Я его прозевал в кино прокате, пришлось смотреть на видео.
Сюжет рассказываю для тех, кто не в танке. Жалкий неудачник, зарабатывающий на жизнь показом кукольных представлений, нанимается на работу в контору, где случайно находит дверь, ведущую в самого Джона Малковича. Ты можешь провести в нем 15 минут, а после тебя выкинет на шоссе. Клерк совместно с одной девахой решает намного заработать. Вот такой расклад. Очень занимательно и многообещающе.
Сижу, смотрю. Десять минут, двадцать… Где Малкович - то? Почему классного парня Джона Кьюсака вырядили таким неподобающим образом? Где Кэмерон Диас? Далее последовал шок от удивления, когда я опознал милашку Кэмерон. Именно опознал - никак иначе. Бегал смотреть на фотки из "Ангелов Чарли". Кошмарно выглядишь, детка! Все пытаешься доказать, что ты серьезная актриса? Может лучше не надо, особенно такими способами?
А вот и Малкович! Ну наконец-то, думаю, сейчас будет кино. А то смотреть на этот хаос уже как-то не удобно стало. Однако, даже после появления Джона кина больше и лучше не стало. И так до самого конца, т.е. до титров.
Короче - сразу мой вердикт, с которым многие не согласятся. Фильм - редкостная ерунда, которую мне по глупости втюхали. Причем ерунда по ряду объективных причин.
Причина первая. Ребятки создатели, (Спайк Джонз особенно), запомните, что мало родить хорошую идею. Ее желательно реализовать, возможно, более полно и эффективно, не размениваясь на разные не существенные мелочи. Кроме того, чем более неординарна идея, тем больше для ее реализации надо угробить сил и времени. В "Быть Джоном Маковичем" хоть сколько-нибудь вменяемое воплощение идеи даже не ночевало.
Даже не догадываюсь, что же заставило столь многих думать, что перед нами зрелище необычное. Может оно и необычное, но только между "необычным" и "хорошим" фильмом дистанция огромного размера.
Причина вторая. Фильм слепили из первого попавшегося мусора. Что в голову пришло первым, то и сняли, не заботясь хоть о какой-то логике в мотивах и поведении абсолютно всех персонажей. Зачем было вводить так много потенциальных сюжетных линий и ни одну до конца не довести? В итоге у меня лично возникли и не рассеялись вопросы. Почему введена любовная (если так можно выразится) связь между женой Кьюсака и его партнершей по бизнесу? Чего так беситься сам Кьюсак? А почему именно Малкович выбран в качестве носителя? Причем тут дочка непонятно кого в конце фильма? За каким чертом в Маковича полезло десяток стариков? Почему Кьюсак оказался в теле выше названной дочки? Думаете, я с ума сошёл? Нет. Пока нет, во всяком случае.
Причина третья. Я, конечно, очень уважаю и Малковича и Кьюсака и в какой то мере даже Диас, но смотреть на них в этом фильме как-то странно и не естественно. Играют плохо, постоянно бьются в истерике (в основном Диас и Кьюсак), на лицах четко прописано непонимание того, что говорят и зачем вообще это играют. Короче, как говорил Станиславский - "Не верю!" Сценарий написаны так, что "День Независимости" или "Поле Битвы Земля" кажутся просто шедеврами авторской мысли.
Вот такие пироги получились. С гнилой капустой, но на сей раз "не к сожалению". Мораль такова - никого не слушайте, смотрите и решайте сами. Но помните, что качество фильма не гарантирует ни один из признаков вроде наличия талантливых актеров, сборов в прокате, признания критиков, наград и прочего. Лично мне просто жаль, что я убил на этот фильм время. Кто хочет поспорить - прошу.
|