ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Глубина 
Below

Режиссер Дэвид Туохи
В ролях:
Брюс Гринвуд,
Мэтт Дэвис,
Оливия Уильямс,
Скотт Фоули,
Зак Галифианакис,
Холт МакКалани
Официальный сайт: www.belowthemovie.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1

Выигрышные решения нередко основываются на неожиданном контрасте. Можно, например, плотно увешать рыцарскую сагу атрибутами нашей эпохи, перенести шекспировские страсти в современный мегаполис или же залить густым сиропом историю любви кровавых маньяков. Главное здесь - умело обыграть привычку. Вот любители крупнобюджетных военных постановок привыкли к их абсолютной материалистичности - немудрено, что выдающаяся "Тонкая красная линия" так и осталась широкими массами непонятой.

Что до запечатленных на кинопленке баталий подводных, то они ("Лодка", "У-571", "К-19"), будучи вдвойне зависимыми от технических параметров, до сего времени составляли класс фильмов, претендующих на максимальное соответствие реальности. На этом и решили сыграть создатели "Глубины" - скрестили военный антураж с чертовщинкой, и получился типовой ужастик, с тем лишь отличием, что в качестве традиционного зловещего фона в нем выступает океан. Вообще-то, водной пустыней впечатлительную аудиторию стращали издревле, свидетельством чему существование целого жанра морских дурных примет и множества легенд - о "Летучем голландце", Бермудском треугольнике и т.д. и т.п. Океан, могучий и таинственный, оказывается, можно использовать для запугивания не менее эффективно, чем заброшенный дом, кладбище ночью или космическое пространство. И если изнуренных стрессом подводников, ссылающихся то на гидравлику, то на механику, и до последнего отстаивающих технарские ценности, подобной мистикой не шибко-то и проймешь, то неискушенного зрителя вид возникающих из темноты огромных безмолвных кораблей может изрядно покоробить.

Было бы, по меньшей мере, неразумно не сдобрить такую находку психологическим разбродом. Самым опасным врагом вновь выступает враг внутренний, а на передний план выходит тема личностного надлома с последующим разложением - ну просто "Угрюм-океан" какой-то. Однако, для того, чтобы моральный суд состоялся, понадобились услуги привидения.

Таковым явился прежний капитан лодки. Обидчивый вояка с шарообразным, как у большинства зловещих призраков, черепом так мстил лейтенантам-карьеристам, что замочил чуть ли не всю команду. Традиционное высказывание "это война, а на войне убивают" здесь не срабатывает -несправедливых потерь в WWII было великое множество, но с духом-мстителем "повезло" почему-то одной отдельно взятой лодке.

В батальном творчестве могут быть некоторые отступления: легкомысленные пропагандистские комедии для подрастающего поколения, лихие геройские боевики - даже в карикатурном изображении неприятеля может содержаться практический смысл. Но чтобы на основе величайшей трагедии человечества лепить стопроцентно праздную развлекуху, коей является типовой ужастик... Спрос рождает предложение. Визуальное качество "Спасения рядового Райана" стало модой, из войны сделали голливудский аттракцион. Дорогостоящие пустышки, наводнившие экран, наглядное тому подтверждение: вроде и трагедия трагедией, а конечная цель все та же - потешить зрителя.

Однако и как фильм ужасов "Глубина" слабовата, и вот почему. Гипотетически пребывавшим в неведении относительно развязки зрителям предлагалось на выбор лишь два варианта: либо на все загадки фильма будет дан точный, не требующий дополнительных разъяснений, ответ, либо нет. То есть, главная интрига сводилась к тому, подстроены ли кем-то события фильма (как, например, в популярной некогда детской страшилке "Тайна острова чудовищ"), или это и впрямь мистика. Вероятность получения рационального объяснения умерла где-то ближе к середине. Более того, зрители получили мощную подсказку еще на пороге кинотеатра: прокатчики постарались, объявив всенародно, что триллер-то - мистический. Кто в этом виноват? Да создатели - они должны были предусмотреть такое поведение прокатчиков. Для особо искушенных подсказкой могло оказаться и участие в фильме Оливии Уильямс - актрисы, после "Шестого чувства", очевидно, поймавшей "спиритическую" специализацию.

Когда ясно, что убиенный капитан до получения банального satisfaction не успокоится, раскрытие истинных обстоятельств не так уж и захватывает. Однако, вместо того, чтобы увеличить концентрацию действия, авторы "Глубины" решили сделать упор на детективную подоплеку. И в без того скучный сюжет вливается дополнительная гигантская порция воды. "Разве у нас есть выбор?" - спрашивали герои фильма. Велено исполнять - надо исполнять. Так же получилось и со зрителями: побаловаться выбором им дали только в самом начале.

Вот такой парадокс вышел: снят фильм вроде бы по лекалам, со знанием дела - не такой откровенный трэшак, как "Корабль-призрак", а итог, тем не менее - еще большее разочарование. "Глубина" уровню мастерства Дэвида Тухая еще может соответствовать (из его режиссерских работ довелось увидеть только "Прибытие" с Чарли Шином), но для Даррена Аранофски, создателя таких умных лент, как "Пи", "Реквием по мечте", это однозначно шаг назад. Не шаг даже - скачок. Получилось этакое кино ради кино, и ничего от него в мире не изменилось: место якоря по-прежнему на глубине, место буя - на поверхности. Все равно предложенная история - слишком поверхностная. Но Тухаю с Аранофски, видимо, понравилось экспериментировать с рецептами - так они увлеклись этим, что о зрителе-то и позабыли.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: