ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Кровавый алмаз 
Blood Diamond

Режиссер Edward Zwick (Эдвард Цвик)
Сценарий Edward Zwick (Эдвард Цвик),
Marshall Herskovitz (Маршалл Херковиц),
Charles Leavitt (Чарльз Ливитт)
В ролях:
Leonardo DiCaprio (Леонардо ДиКаприо),
Djimon Hounsou (Джимон Хансу),
Jennifer Connelly (Дженнифер Коннелли),
Stephen Collins (Стивен Коллинз),
David Harewood (Дэвид Хейрвуд),
Caruso Kuypers (Карузо Кайперс),
Michael Sheen (Майкл Шин),
Jimi Mistry (Джими Мистри),
Arnold Vosloo (Арнолд Вослоу),
Basil Wallace (Бэзил Уоллас)
Официальный сайт: www.blooddiamondmovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 143 мин.
Год выпуска: 2006
РЕЦЕНЗИЯ №1

Эдвард Цвик еще в "Последнем самурае" показал, что он умеет снимать качественное приключенческое кино с явным морализаторским оттенком, причем если с приключениями - все в порядке, то морализаторство более смахивает на политинформацию советских времен: все очень напыщенно, очень по шаблону и, в общем, явно не впечатляет. "Кровавый алмаз" от "Последнего самурая" в этом плане недалеко улетел, но, прежде чем начну делиться впечатлениями, давайте кратенько о сюжете.

Африка, 1999 год. Проблемный континент, терпящий неслыханные лишения - в основном из-за неразвитых производства и экономики, а также из-за постоянных царьков-тиранчиков и руководителей повстанческих армий, которые, в свою очередь, мечтают стать царьками-тиранчиками, а сколько они народу из-за этого положат - на эту тему никто не задумывается, потому что это Африка, сынок, такова Африка.

Особенно тяжко живется простым африканцам в тех краях, где наружу выходят кимберлитовые трубки, являющиеся, как известно, источниками бриллиантов. Это только в цивилизованных странах бриллианты - лучшие друзья девушек. В Африке бриллианты - лучшие друзья международных картелей, а также тех самых царьков и тех самых повстанцев - все они используют рабский труд для добывания камней, и все они стремятся заработать кучу денег, чтобы свалить к чертовой матери из этой Африки куда-нибудь подальше.

Соломон Вэнди (Джимон Хонсу) - простой рыбак, живущий в Сьерра-Леоне. Он со своей семьей ведет полунищенское существование, но мечтает о том, что его сын Диа выучится в школе и станет врачом. Впрочем, все эти надежды были грубо разбиты бандитами-повстанцами: самого Соломона сделали рабом на алмазных приисках, а его сына забрали в повстанческую армию, где с помощью профессионального промывания мозгов, подкрепленного изрядной долей наркотиков, из Диа делали солдата "народно-освободительной армии".

Случилось так, что Соломон нашел, а потом и сумел закопать розовый бриллиант в сто каратов, стоящий целое состояние. Но на прииски напали правительственные войска, и Соломон был схвачен и отправлен в тюрьму. В тюрьме некий Дэнни Арчер (Леонардо Ди Каприо) - белый, родившийся в Родезии - узнал о бриллианте и теперь пытается уговорить Соломона показать место, где зарыто подобное сокровище. Разумеется, Арчер не собирается делиться с Соломоном. Он планирует отдать бриллиант своему бывшему командиру полковнику Коэтци (Арнольд Вослоу), чтобы расплатиться за старые бриллиантовые долги-грешки, после чего свалить из этой Африки к чертовой матери.

Соломон взамен требует от Арчера найти его утраченную семью: жену с двумя детьми и сына Диа, который находится в лагере повстанцев. По пути к ним примыкает американская журналистка Мэдди Боуэн (Дженнифер Коннелли) - она приехала в Африку из Афганистана и пишет серию статей в глянцевые журналы о бедственном положении коренного населения и о том, что вытворяют на этом континенте алмазные картели.

***

С приключенческой точки зрения с кино - все в порядке. Герои постоянно попадают из огня в полымя, а одна проблема сменяется другой, еще более сложной. При этом у каждого из них своя четкая линия: несчастный рыбак озабочен только тем, чтобы разыскать свою семью; Арчер, как циничный охотник за приключениями, уверенно идет по следу алмаза и, в общем, только этим и озабочен; а Мэдди, будучи журналисткой-писфулисткой (от слова peaceful), все время произносит правильные речи о том, что людям должно быть не все равно, что в Африке творится что-то жуткое и с этим нужно что-то делать, что алмазные картели совсем обнаглели и, если в Европе перестанут покупать эти кровавые алмазы, возможно, в Африке станет полегче.

Напряжение в фильме нагнетается очень грамотно, за героев по-настоящему переживаешь, правительственные войска, которые от повстанческой армии в действительности мало чем отличаются, показаны почти такими же выродками, а сама повстанческая армия показана во всей красе - убийства мирных жителей, рубка рук для устрашения, детей-школьников делают солдатами-убийцами, мужчин превращают в рабов и отправляют их трудиться на алмазных копях.

Все это, с одной стороны, выглядит достаточно эффектно и даже шокирующе, но с другой - своей цели, кроме как чисто приключенческой, не достигает. Журналистка Мэдди один раз сама произносит эти слова, что-то вроде: "Мы можем показать фотографии этих ужасов - детей со вздутыми животами, вокруг которых летают полчища мух, школьников-убийц с ружьями, рабов на копях. Но это ничего не изменит. Возможно, кто-то при этом выпишет чек на сотню фунтов. И все. Алмазы по-прежнему будут добываться в таких ужасающих условиях, и их по-прежнему будут покупать в Европе".

Что хотел сказать Цвик этим фильмом? Он хотел убить сразу двух зайцев. А точнее, выстрелить из двух стволов по "Оскару". Сделать эффектный приключенческий боевик и показать Проблему. С приключениями у него, в общем, вполне получилось - фильм сделан очень качественно. С Проблемой - на мой взгляд, разумеется - почти нет. Ну да, эти африканские ужасы показаны и старательно педалируются. Ну да, в конце Цвик, как это ему было свойственно и в "Последнем самурае", нагнал слюнявого пафоса по самые уши - странно только, что он не показал, как по всему Лондону люди выходят на улицы, срывают с себя горсти бриллиантов и топчут их ногами.

Все эти истории с алмазными картелями в фильме показаны на уровне советской политинформации. Только, в отличие от советских времен, здесь все эти подлые капиталисты-угнетатели по именам старательно не называются. Думаете, где-нибудь в фильме звучит слово "Де Бирс" и вообще упоминается Южная Африка? Черта с два, там фигурирует какая-то выдуманная голландская фирма, которая сначала держит в стальном кулаке все правительство Великобритании, а потом, под давлением одной журналистки, напечатавшей в очень глянцевом журнале фотографию подлинного Ди Каприо, и бывшего рыбака, надевшего костюм, фирма плачет горючими слезами и получает пинок от внезапно (ах!) прозревшего правительства.

На деле же вся постановка Проблемы - очень старательно просчитанное фуфло. Из серии "они оценят, что я не только боевик сделал, но и озаботился социальными проблемами". Они, кстати, оценили - аж пять номинаций на "Оскар" (правда, ни одной победы). А я - не оценил. Вот такая я бездушная скотина. А потому что не волнует Цвика эта Африка ни на грамм. Ему бы "Оскара" отхватить. Так что он тоже - бездушная скотина. Которая, в отличие от меня, умеет снимать приключенческие боевики.

Вот, например, в том же "Преданном садовнике", который мне, кстати, совершенно не понравился, об Африке говорили совершенно по-другому. Там тоже было много натяжек и нелепостей, но там была безнадега - она чувствовалась, она сквозила по всему фильму. Там было видно, что людям, которые делают этот фильм, не все равно. Потому что Фернанду Майреллиш (снявший, между прочим, "Город бога") - это не Эдвард Цвик.

Но вернемся к чистой кинематографии - приключениям в поисках кровавого алмаза. Актерские работы - очень хорошие. Леонардо Ди Каприо, наконец, заматерел настолько, что роли охотника за приключениями в его исполнении смотрятся уже вполне эффектно и не вызывают никаких вопросов. Кроме того, похоже, что именно сам актер, вопреки сценарию и режиссерскому пафосу, вывел линию своего Арчера максимально, насколько это было возможно в данном случае, честно: никаких тебе слюней, здоровый цинизм, четкая упертость в цель и наплевательское отношение ко всем этим кафирам, которых он, в общем-то, презирает. Да, его по сценарию заставили выступить из серии "отец алкоголик, сестра проститутка, мама бросилась с моста над Влтавой", но он даже с этим эпизодом справился вполне цинично, за что ему большое спасибо.

Дженнифер Коннелли (маленькая Дебора из "Однажды в Америке", если кто не знает) - хороша! Персонаж у нее достаточно шаблонный и схематичный, но Дженнифер даже в этой ситуации сумела найти какие-то интересные краски - Мэдди получилась вполне запоминающаяся.

Джимон Хонсу (он играл Джубу в "Гладиаторе") тоже понравился. В роли убитого горем отца он совершенно не пережимает, играет очень достоверно. В эпизоде, когда тихий-мирный Соломон озверел настолько, что пошел мочить лопатой урода из повстанческой армии, Хонсу был просто великолепен.

Ну и очень порадовало появление харизматичнейшего Арнольда Вослоу (Имхотеп из фильмов "Мумия" и "Мумия возвращается") в роли полковника Коэтци. У него там только три эпизода, но посмотреть на Вослоу - большое удовольствие.

Резюмирую. Неплохой приключенческий боевичок с хорошими актерскими работами и тщательно просчитанным - оттого фальшивым - пафосом. Посмотреть вполне можно. Но свои бриллианты после просмотра этого фильма вы в помойку не выкинете, можете не беспокоиться.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 6 февраля 2006 года.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: