РЕЦЕНЗИЯ №1
Середина 60-х. Британский радиоэфир удивительно напоминает советский – причесанная музыка, много классики, контроль правительства. Но, благодаря «бейби-буму» предыдущего десятилетия, Британия переполнена молодежью. Ей скучно слушать взрослую лабуду. Она хочет рок-н-ролла, «Битлз» - да мало ли! А когда молодежи чего-то очень хочется, это всегда сбывается, об этом позаботятся те, кто сможет на этом заработать. И вот в море выходят ржавые корабли, которые с трудом могут плавать, но вполне способны стать на якорь в открытом море и принять на борт оборудование для радиостанции и толпу отморозков, с успехом изображающих из себя ди-джеев.
Одна из таких радиостанций называется Radio Rock. Однажды на ее борту оказывается 18-летний девственник. Ему преподадут здесь настоящую школу жизни, можете не сомневаться!
Но вначале нам покажут сценку в одном добропорядочном английском доме. Десятилетний мальчик желает доброй ночи папе и маме, отправляется в спальню, достает из ящика стола радиоприемник и, спрятав его под подушку, потихоньку включает Radio Rock. В середине 60-х Ричарду Кертису, режиссеру и сценаристу, было десять лет. Разве мог он не слушать пиратские радиостанции?
Фильм сделан фанатом музыки 60-х, это очевидно. Для саундтрека «Рок-волны» в английской Википедии заведена особая статья: два диска по 18 песен в каждом, ссылки на большинство песен. Маленькая энциклопедия музыки 60-х. Конечно, Кертис окунается в свое детство, заполненное Hollies, роллингами, группой Cream и другими ужасными вещами, против которых боролось английское правительство. У Ричарда Кертиса – свой фирменный стиль, он позитивный парень, он верит в светлые чувства и старается показать, как это работает в жизни, где даже неудачникам бывает хорошо. Беда у него никогда не приходит одна, она всегда – в сопровождении надежды. У него, конечно, было хорошее детство.
Такого пронзительного фильма, как «Реальная любовь», у Кертиса на сей раз не получилось. И жанр не тот, да и вообще. История о беспутном диджейском логове рассказана как легенда, с неизбежными преувеличениями и экзальтацией. Тиская фильм, как любимую игрушку, Кертис пытается что-то выжать из нее даже тогда, когда уже все сказано. Но нужные струны все-таки как-то затрагивает. Он прекрасно знает, Кертис, отчего люди плачут.
Если плакать не хотите, занятие вам все равно найдется. Ди-джей Граф в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана – такое надо видеть, даже если вам до лампочки все эти Hollies, а Let's Dance Дэвида Боуи вас совершенно не заводит!
РЕЦЕНЗИЯ №2
Британия, середина шестидесятых. На единственной лицензированной радиостанции BBC звучат новости и классическая музыка, а под современный рок и рок-н-ролл, которые дико популярны у молодежных слоев населения, BBC отводила меньше сорока пяти минут в день - заботясь, разумеется, о правильном воспитании подрастающего поколения. Но природа не терпит пустоты, а спрос рождает предложение, так что соображающие люди додумались, каким образом можно решить эту проблему. А решалась она следующим образом: за гроши арендовался какой-нибудь старый корабль, который отбуксировался в нейтральные воды Северного моря, где вставал на якорь, на него заселялась команда радиостанции с передатчиком - и с корабля начинала вещать так называемая пиратская радиостанция. И эти радиостанции слушала почти вся Британия.
Фильм начинается с того, что молодой парень по имени Карл (Том Старридж) приезжает на такой корабль, с которого вещает одна из самых известных пиратских радиостанций "Радио Рок". На корабль Карла отправила мама Шарлотта (Эмма Томпсон), потому что паренек покуривает, причем не только сигареты, и вообще - отбился от рук. Руководитель радиостанции неистовый Квентин (Билл Най) не сразу врубился, почему Карла отправили перевоспитываться на корабль, где секс, наркотики и рок-н-ролл непрерывно правят бал, однако когда он узнает, что мать Карл - сама Шарлотта, бывшая в старые времена секс-символом молодежной тусовки, - то понимает, что парня прислали специально, чтобы его познакомили с незыблемыми ценностями бытия.
А знакомить там есть кому! На корабле живут кумиры середины шестидесятых - диджеи пиратской радиостанции: взрывной толстячок Дэйв по кличке Доктор, сногсшибательный американец по кличке Граф (Филипп Сеймур Хоффман), простой парень Саймон по кличке Простой (Крис О'Дауд), любимец всех женщин "Полуночный" Марк, ну и еще несколько диджеев, каждый из которых имеет свою толпу поклонников-поклонниц.
Женщин на корабле, по традиции, нет. Кроме стряпухи Фелисити (Кэтрин Паркинсон), но она лесбиянка, поэтому всем наплевать. Однако по четвергам корабль навещает корабль с поклонницами, поэтому преступления на почве недотраха на пиратском корабле не происходит.
Правительство, разумеется, ненавидит этот островок свободы. Застегнутый на все пуговицы, чопорный и мерзкий министр Алистер Дорманди (Кеннет Брана) нанимает некоего Доминика Туатта (Джек Девенпот), чтобы он расправился с кораблем и радиостанцией. Туатт старается вовсю - идеи сыплются из него как из рога изобилия.
Первым делом Туатт придумал принять закон, по которому британским предпринимателям запрещается рекламироваться на пиратских радиостанциях - мол, те живут только на рекламе, поэтому скоро прекратят свое существование.
Однако Квентин додумался призвать на борт корабля легендарного диджея Гавина Кевенаха (Рис Айфанс), который давно перебрался в Штаты, в результате чего радиостанция получила заказы на рекламу из Америки.
Туатт с Дорманди, конечно, придумают что-то еще, но и команда пиратского корабля отступать не намерена, так же как и Карл твердо намерен потерять наконец свою чертову девственность.
***
Прежде Ричард Кертис был известен как сценарист. Он писал сценарии к скетчам с Роуэном Аткинсоном и к его же сериалу "Черная гадюка", написал сценарий к чудесному фильму "Четыре свадьбы и похороны", к фильму "Ноттинг Хилл", а потом взял да поставил рождественскую комедию "Реальная любовь" по своему сценарию, и это был настолько чудесный фильм, что всем стало понятно - Кертис сам должен ставить картины по своим сценариям. Он это может, у него отлично получается.
Поэтому "Рок-волну", второй фильм Кертиса как режиссера, ждали просто-таки затаив дыхание. Впрочем, зрители понимали, что их вряд ли ждет новая "Реальная любовь" - такой подход был бы обречен с самого начала. Но Кертис и не собирался делать новую "Реальную любовь". Он делал "Рок-волну" - ностальгическую рок-комедию о чудесных шестидесятых, о том, как молоды мы (они) были, какую прекрасную музыку слушали, как классно оттягивались и с каким удовольствием клали с огромным прибором на всех этих британских чиновничков, которые почему-то решили, что единолично должны определять, какая музыка подходит или не подходит молодежи.
В отличие от "Реальной любви", "Рок-волна" не разбита на несколько совершенно различных эпизодов, в которых участвуют персонажи, так или иначе связанные между собой. "Рок-волна" имеет более или менее цельный сценарий: жизнь на "пиратском" рок-корабле глазами молодого парня и борьба британских чиновников с этим рок-кораблем глазами министра Дорманди и его помощника, чья фамилия звучит несколько подозрительно. (Фамилия Twatt звучит очень похоже на Twat, что в данном случае переводится как "тупой или мерзкий тип"; в переводе его назвали "Биздюк" - не самое плохое решение, на мой взгляд).
Критики ставят Кертису в вину то, что у него, дескать, не получилось цельного фильма. Что вся "Рок-волна" распадается как бы на отдельные эпизоды - более или менее смешные, - а нормальной цельной комедии он снять так и не смог.
Я с этим не соглашусь. От комедии, на мой взгляд, требуется только одно - чтобы она была смешная. Или трогательная. Чтобы рождала какие-то светлые чувства и создавала отличное настроение.
С этой точки зрения "Рок-волна" - именно то, что нужно! Я понятия не имею, как этот фильм воспримут люди, не знающие музыки шестидесятых, мне также трудно представить, как на "Рок-волну" отреагируют тинейджеры, слушающие совершенно другую музыку. Но мне кажется, что атмосфера этой вольницы, живущей под эгидой "В жопу чиновников, будем слушать нашу музыку!" - Кертисом передана просто замечательно!
Да, здесь нет жесткой линейки сюжета, здесь достаточно много действующих лиц, немало как бы отдельных эпизодов, а главный герой - девственник Карл - не слишком харизматичен. Но для Кертиса Карл - просто средство показать рок-корабль его глазами, ничего более, поэтому и не нужно, чтобы главный герой по харизме затыкал самого Графа или Гавина Кевенаха.
Актеры для "Рок-волны" подобраны просто отлично. Всегда блистательный Билл Най (у нас его называют "Найи", но Билл неоднократно говорил, что его фамилия произносится как "Най"), изобразил владельца радиостанции Квентина в своем фирменном стиле, который никогда не приедается. (Дублирующий его Сева Новогодцев даже изобразил знаменитое похрюкивание Ная.)
Ник Фрост (старый партнер Саймона Пегга по фильмам - "Зомби по имени Шон" и "Крутые легавые"), здесь внезапно сменил амплуа застенчивого толстячка и стал сексапильным толстячком и одновременно крутым диджеем.
Прекрасный и очень разносторонний американский актер Филип Сеймур Хоффман здесь сыграл местную суперзвезду - диджея по кличке Граф. А как шикарно показано его соперничество с неожиданно приехавшим на корабль диджеем-легендой Гавином Кевенахом! И какая изумительная сцена их дуэли...
Гавина сыграл неистовый Рис Айфенс - один из моих любимейших актеров (впрочем, Сеймур Хоффман также к ним относится). Айфенс с Кертисом уже работал - в фильме "Ноттинг Хилл", который, на мой взгляд, только из-за Айфенса и можно было посмотреть.
Отдельный подарок для фанатов британского сериала The IT Crowd - появление в более или менее главных ролях Криса О'Дауда (в сериале - Рой) и Кэтрин Паркинсон (в сериале - Джен). Кстати, они вдвоем в эпизодических ролях также появлялись в фильме с Саймоном Пеггом "Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть". Крис О'Дауд мне здесь очень понравился, Паркинсон - явно меньше.
Всяческие комплименты Кеннету Брана, сыгравшего местного британского "Адольфа": взгляд, движения, очень нарочитая манера говорить - просто блеск! Кстати, когда у Брана в интервью спросили, не жалеет ли он, что остальные актеры так классно оттягивались на корабле, а он снимался в павильоне на берегу, тот ответил, не выходя из образа: " Мне вовсе не обязательно знать, каково это быть в каюте с четырьмя другими парнями".
Мне этот фильм очень понравился. Легкий, стебовый, забавный, производящий отличное впечатление во время просмотра и оставляющий еще более приятное послевкусие. Все-таки Кертис - просто волшебник! Многие режиссеры пытаются создать светлое и радостное настроение своими фильмами - с помощью кучи гэгов и острот, явной буффонады и так деле. И при этом очень часто - не получается. Ну совсем не получается! А у Кертиса - вроде ничего особенного: подумаешь, какие-то там диджеи пашут на каком-то там ржавом корабле, стебутся друг над другом и трахают поклонниц. Там и шуток-гэгов особых-то и нет. А веселое настроение создается самой атмосферой. Но зато как создается!..
Кстати, российская локализация фильма сделана достаточно прилично. Главных персонажей озвучивали наши известные радио- и телеведущие - Трахтенберг, Камолов, Шелест и другие, - а Квентин, насколько я понял, говорил голосом самого Севы Новгородцева.
Тем не менее, конечно, этот фильм обязательно нужно смотреть в оригинале! Все-таки, когда Сеймур Хоффман говорит голосом Трахтенберга, при всем уважении к Роману, меня от этого как-то передергивает...
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины проходили с 3 марта по 18 июня 2008 года.
- Сюжет картины частично основан на реальной истории пиратской станции Radio Caroline.
- Тэглайны картины гласят "1 корабль. 8 ди-джеев. Нравы отсутствуют."; "В эфире. Вне досягаемости. Вне закона."
|