ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Идентификация Борна 
The Bourne Identity

Режиссер Doug Liman (Даг Лайман)
Сценарий Tony Gilroy (Тони Гилрой),
William Blake Herron (Уильям Блейк Херрон),
David Self (Дэвид Селф)
В ролях:
Matt Damon (Мэтт Деймон),
Franka Potente (Франка Потенте),
Chris Cooper (Крис Купер),
Brian Cox (Брайан Кокс),
Clive Owen (Клайв Оуэн),
Judy Parfitt (Джуди Парфитт),
Gabriel Mann (Гэбриэл Манн)
Официальный сайт: www.bourne-identity.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Обыватель любит пугалки. Дескать, сейчас за ним придут, схватят в черный воронок и укатят в известном направлении. У некоторых обывателей это состоянее даже переходит в закономерно завершающую фазу, и их действительно увозят, но уже на белых воронках, и в совершенно другом направлении. Кинематограф, демонстрирующий нам большого брата пару раз в неделю для острастки, только нагнетает соответствующее состояние в людях, и они, углядев в Enemy Of The State что-то такое архиважное, дружно идут сдаваться в милицию.

Впрочем, не будем отвлекаться от темы, большой брат в действительности неуклюж, хотя и всеобъемлющ. То есть ему доступна масса сведений об обывателях, но как следует переваривать эти данные он не может. Спросите любого гения-программиста, и он вам в два счета обсчитает, что большой брат давно уж сошел с ума, пытаясь сопоставить два факта, что на той неделе некто не покупал хлеба, а на этой, напротив, приобрел веревку, мыло и комплект бритвенных лезвий.

Bourne Identity - совершенно параноидальный фильм с европейской пейзажистикой и американской техникой съемки. В один ряд с The Bourne Identity можно поставить только, думается, классический фильм Ронин с ДеНиро. Но Роберт уже стар, и миру срочно требуются новые герои. И, хотя, на первый взгляд, Деймон для этих целей не подходит совершенно, к середине картины эти мрачные мысли развеиваются.

Фильм снимали долго. Думается, пару лет, поскольку пришлось переснять несколько ключевых эпизодов. Особенно мило смотрится раздолбанный Mini Copper в роли автомобильчика супер-героя. Отягощающим обстоятельством является то, что в фильме, кроме Мари, нет положительных героев: агент американских сил безопасности, потерявший память и любящий детей, на таковую роль претендовать, тем не менее, не может.

В остальном - зрителя ждет масса захватывающих моментов. В частности, режиссерские находки, увлекательные и трогательные, вроде испуганных птичек, засевших на зимнем поле, или упомянутой выше погони против движения. Деймон играет неплохо, но ему еще нужно лет тридцать, чтобы окончательно заматереть. Франка Потенте, знакомая нам по Run Lola Run, играет как всегда, очень неплохо, а остальные актеры - скорее статисты, нежели самостоятельные персонажи.

Есть конечно, и некоторые огрехи, вроде потайных дверей, ведущих из Швейцарии в Чехию (особенно странно видеть в этой Швейцарии чешский трамвай), но это, думается, вполне простительно, благо фильм интересен необыкновенно. Маленьких детей водить не стоит, а вот подругу жизни (если ей больше 16 лет) сводите обязательно.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Что делал бы Джеймс Бонд без своих хитроумных изобретений, своих подружек, без своих манер и без своей памяти? Стал бы Джейсоном Борном.

Мэтт Дэймон играет агента ЦРУ, который после провала операций потерял память. Теперь он не знает кто он, почему у него два огнестрельных ранения и не знает много еще чего. Ему повезло остаться в живых, и теперь он намерен узнать, кто он. По пути ему попадется Мэри (Франка Потенте), которая помогает ему и соглашается отправиться, вместе с ним в Париж.

Мэтт Дэймон отлично играет шпиона в бегах, и особенно хорошо смотрится в экшн-сценах. Что мне также понравилось в работе Дэймона, так это то, как Борн пробует разобраться, кто он есть. Он никогда не забудет свои тренировки. Его навыки подобны инстинктам, и я наслаждался, когда видел, как, он их применяет. Ну, знаете, эти шпионские штучки.

Единственное что вызвало у меня вопросы в фильме, это мотивы Мэри остаться с Борном. Сначала, для того чтобы Мэри поехала вместе с ним в Париж, Борн заплатил 20,000 $. Как только эта часть дела была сделана, у Мэри не было никакой причины остаться с Борном. Никакого сексуального влечения или просто привязанности не было. Но после убийства другого агента перед ней, вместо того, чтобы оставить её с шоком наедине, уже Джейсон берет её с собой. Позже он будет ей говорить, что ей стоит уехать, но она так и не уедет. Не поймите меня неправильно, мне нравится наблюдать за "химией" между Дэеймоном и Потенте. Но отсутствие мотива вызывает недоумение. Длится это отсутствие мотива долго, до обязательной сексуальной сцены. Только после этого появляется мотив, Борн не хочет отпускать Мэри, поскольку боится, что её могут "убрать", так как она уже достаточно глубоко влезла в секреты ЦРУ.

Я уделил особое внимание этому, потому что больше не к чему придраться. Вся остальная часть фильма очень приятна, и этот недостаток можно упустить. Весь фильм сохраняет быстрый темп, с небольшими паузами, чтобы зритель мог перевести дух. Очень хороши сцены преследования в Париже. Рукопашные битвы "кулак на кулак" просто отличны и выглядят очень натурально. Что мне еще понравилось это то что, характер героя Дэймона интеллектуальный, и пути, которыми он решает проблемы естественны, и не кажутся очередными уловками сценариста, для обеспечения большего количества экшна.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

А ведь, и действительно, голова идет кругом от обилия супершпионов и разведчиков образца Голливуд-2002! Тут вам и "мужчины в черном", и экстремал-авантюрист Трипл Экс, и "дурная компания" в лице Криса Рока и Энтони Хопкинса, и агент 006 Остин Пауэрс… В ноябре нас ждет двадцатый по счету Джеймс Бонд.

Давайте сделаем передышку и отдохнем душой и глазом на Джейсоне Борне, герое нового шпионского боевика, попавшего на наши экраны. Джейсон и похож, и разительно отличается от всех своих собратьев по жанру.

Удивительной живучестью и кармой героя-одиночки он напоминает Тома Круза из двух инсталляций "Задание невыполнимо". Странными обстоятельствами своего нынешнего положения и провалами памяти - Джину Дэвис из "Долгого поцелуя на ночь". Циничным взглядом на жизнь и умением подстраиваться под меняющуюся среду обитания он словно копирует Роберта ди Ниро из фильма "Ronin". Ну, и, наконец, готовностью в критический момент "засадить" оппоненту прямо между глаз Джейсон Борн дублирует сразу всех голливудских суперактеров от Джеймса Кегнью до Стива МакКуина.

"Фабрика грез" обожает фильмы про шпионов, про людей, чья деятельность скрыта от посторонних взглядов, но без вмешательства которых не обходится ни одно событие в мире. Шпионов обожает и зритель, не способный на подобный авантюризм в реальности, но способный в фантазиях поставить себя на место агента Эй или агента Би. Единственное, что практически не встретишь в фильмах об американских разведчиках - это разговоры о любви к родине! Янки-шпионы далеки от патриотической риторики, хотя в большинстве фильмов спасают тысячи и миллионы своих сограждан и жителей планеты Земля от неминуемой гибели! Этакие "Тимур и его команда": нам славы не надо, мы и так себя неплохо чувствуем…

И еще одна тема, которая позволяет связать "Идентификацию Борна" с классическими шпионскими лентами Америки, - тема предательства. Джейсон Борн оболган и предан, его преследуют недавние коллеги, он окружен врагами, которые еще вчера были близкими друзьями. "Никому не верь!" - девиз, который Джейсон с полным правом заимствовал у героя Роберта Рэдфорда в фильме "Три дня кондора" или у Джина Хэкмана в драме "Принцип "Домино".

Я не зря связываю очередную новинку эстонского кинопроката с классическими шпионскими триллерами "Made in Hollywood". На мой взгляд, это единственный фильм данного жанра за последние годы, в котором человеческая драма, психологизм поступков главного героя явно превалируют над "action", собственно боевиком и активной киносоставляющей. Косвенно мою точку зрения подтвердил и сам режиссер Даг Лайман, который признался в интервью журналу "People", что перед съемками фильма пересмотрел ленты голливудских небожителей, режиссеров Джона Хьюстона, Брайена ди Пальмы, Сиднея Люмета и Сэма Пекинпа и понял "изюминку" настоящего шпионского боевика: ГЕРОЙ ПРОСТО ОБЯЗАН ПЕРЕЖИВАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ… Именно поэтому режиссер отказался от демонстрации возможностей суперкомпьютеров и технологий (чем заметно страдают фильмы жанра), оставив Джейсона Борна лишь при собственных кулаках и уме! Шпионский боевик начисто лишен модных спецэффектов и фантастических трюков, что только усилило сюжетную интригу и сделало действия главного героя понятными и естественными для большинства из нас…

Добавлю от себя, что "Идентификация Борна" - это лучшая реинкарнация популярного жанра за последние десятилетия, потому что в основу фильма положен серьезный литературный материал - одноименный интеллектуальный детектив-загадка писателя Роберта Ладлума.

Джейсон Борн - элитный агент ЦРУ, выполняющий "щекотливые" задания своего начальства по ликвидации политических лидеров в различных странах мира. Когда после очередного задания Борн не выходит на связь с Центром, руководство ЦРУ считает, что Джейсон добровольно "вышел из игры", и решается аннулировать лицензию Борна на убийство, а заодно и вычеркнуть имя своего пропавшего агента из списков могущественной организации. На поиск и окончательную "зачистку" агента-отступника направляется киллер по кличке Профессор.

А тем временем у итальянского побережья рыбаки находят молодого человека в бессознательном состоянии. Следы пулевых ранений говорят о многом, но не о личности странного спасенного. Тот тоже не может ответить на вопросы о своем истинном имени, страдая потерей памяти. Вопросы к самому себе у вчерашнего агента, пораженного амнезией, заметно усиливаются, когда он обнаруживает имплантированный в свое тело микрофильм с фотографией ячейки-сейфа в швейцарском банке.

В банковском ящике Борна ждет крупная сумма денег и набор паспортов на разные имена, но с его фотографией. Полиция начинает преследовать подозрительного клиента. Джейсон скрывается от них в американском посольстве, где знакомится с одинокой молодой женщиной, путешествующей по Европе и ищущей лучшей доли. Посулив ей 20 тысяч долларов, Борн вместе с нею отправляется в Париж на старенькой машине, принадлежащей Мэри.

Джейсон мечтает ответить на вопрос, кто он, в парижской квартире, адрес которой он нашел среди бумаг в банковском ящике. Но там его поджидает бывший коллега, ныне непримиримый враг. Наш герой, к собственному удивлению, обнаруживает у себя качества и навыки профессионального агента и побеждает достойного соперника. Теперь ему понятно, кто он и почему так много людей хотят его смерти. Главное теперь для Джейсона Борна - это не просто избежать неминуемой смерти, но и сделать это максимально эффективно и с наименьшими потерями. К тому же, вынужденный делить опасность с простодушной Мэри, он постепенно влюбляется в нее и теряет главное преимущество супершпиона - холодное сердце. Джейсон Борн начинает смертельно опасную игру в кошки-мышки с могущественной организацией, которая когда-то была всем смыслом его жизни…


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Сюжет: Экипаж маленькой рыбацкой шхуны вылавливает где-то в Средиземном море полуживого мужчину. Доктор извлекает из спины незнакомца две пули, а из-под кожи – вживленный чип с номером сейфа в швейцарском банке. Спасенный быстро приходит в себя, но не помнит ничего из своей прошлой жизни – ни причины, по которой он оказался в море, ни человека, стрелявшего в него, ни даже собственного имени. Единственная зацепка – сейф, однако посещение банка приводит к тому, что на героя, узнавшего наконец, что зовут его Джейсон Борн, спецслужбы устраивают полномасштабную охоту. Живым Борн им совершенно не нужен, ведь, как странно бы это ни звучало, он слишком много знает.

Шпионские детективы часто строятся на иронии приведенной выше фразы – герой до последнего момента не понимает (или просто не знает), что это за секретные сведения, которыми он якобы обладает, и искренне считает, что преследователи устроили погоню не за тем человеком. Сам Альфред Хичкок не раз и максимально эффектно использовал этот прием в своих картинах, помог он выстроить крепкую интригу и писателю Роберту Ладлуму, чей роман «Идентификация Борна» до сих пор является одним из главных бестселлеров детективного жанра.

Для летнего голливудского блокбастера, впрочем, закрученная интрига совсем не обязательна, поэтому авторы этой, уже второй по счету экранизации книги Ладлума (первой был одноименный минисериал 1988 года с Ричардом Чемберленом в главной роли) максимально упростили сюжет, подстроив его под другой, не менее популярный кинопринцип – один убегает, другой догоняет.

Чтобы наш герой не скучал, у него есть спутница – девушка по имени Мари (Потенте), согласившаяся помочь ему добраться из Швейцарии в Париж. Чтобы не скучали преследователи, у Борна, несмотря на амнезию, быстро открываются феноменальные способности к наблюдению, молниеносная реакция и потрясающее воображение владение боевыми искусствами. А чтобы не скучали зрители, в сюжете нашлось место для восхитительно поставленных поединков (голливудский «смазанный» монтаж, впрочем, их слегка подпортил), невероятных автомобильных погонь по тесным улочкам Парижа и заманчиво подмигивающих лампочками всемогущих и супернавороченных средств слежения. Режиссер Дуг Лайман, многим запомнившийся по молодежным лентам «Тусовщики» (1996) и «Экстази» (1999), показал, что неплохо освоил жанр параноидального техно-триллера – вопреки тому, что сценарий непредусмотрительно позволяет зрителю почти постоянно на шаг опережать главного героя в разгадывании основной интриги, картина не может пожаловаться на отсутствие саспенса.

Темп развития событий, впрочем, не всегда удается поддерживать на одинаково высоком уровне, и, лишаясь энергетики экшен-сцен, фильм значительно сдает, позорно выставляя напоказ логические нестыковки, полную бесполезность для сюжета героини Франки Потенте и странноватые методы работы киношных спецслужб. И хотя правдоподобность и продуманность к летним блокбастерам имеют весьма косвенное отношение, общее положительное впечатление от картины эти минусы все же портят. Зато значительно похорошел и подтянулся Мэтт Дэймон – конечно, он пока еще не конкурент Вину Дизелу, но старается на совесть.

Резюме: Динамичный шпионский боевик, имеющий очень мало общего с первоисточником. Возможно, это и к лучшему.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №5

Потерявший память специальный агент - фабула для современного кино обыденная. Жанровый диапазон фильмов может колебаться от фантастики, как, например "Вспомнить все" до ураганных боевиков вроде "Последний поцелуй на ночь". "Идентификация Борна" уже вторая экранизация классического романа Роберта Лэндлема, первая была снята для телевидения еще в 1988 году.

Молодого человека вылавливают из Средиземного моря рыбаки. Кто он и откуда не помнит даже он сам, но две пули в спине и странный чип с названием банка и номером счета, зашитый под кожу, красноречиво говорят, что не во время рыбалки парень свалился за борт. Память не возвращается и человек решает действовать, и раскрыть кто же он и что с ним произошло. Придя в банк, он обнаруживает сейф с чемоданчиком, а в чемоданчике помимо кучи денег в разной валюте еще и оружие, паспорта разных стран на разные имена, одно из которых - Джейсон Борн.

Далее начинается обычное для таких фильмов течение сюжета - Борна пытаются убить. Проваливший задание агент, неизвестно где бывший три недели, становится угрозой для своих хозяев, которые решают его уничтожить от греха подальше. Но все не так просто, потому что хоть и без памяти, о том кто он, у Джейсона сохранились все навыки и знания матерого шпиона - рукопашный бой, стрельба, диверсии и прочее из того, что разведчик обязан знать на уровне подкорки. Борн решает уволится со службы самым радикальным, но единственно возможным способом - по возможности уничтожив тех, кто пытается его убрать, попутно распутав свое прошлое…

Фильм абсолютно традиционен, и не преподносит никаких сюрпризов, можно четко сказать, что, с кем и когда случиться. На верное в этом и состоит прокол фильма в целом - ничего нового вы не увидите. Впрочем, отсутствие новизны еще не самое страшное, дело в том что сюжет реализован весьма грубо и схематично. Мотивы поведения персонажей не ясны до конца - с чего вообще принято решение устранить Борна? Может проще было с ним договорится? С другой стороны, ничего явно плохого в фильме тоже нет, снято качественно, динамика на должном уровне. Сцены драк, коими фильм изобилует в достаточном количестве, сняты быстро, резко и жестко, каскадеры явно постарались на славу, перестрелки великолепно озвучены и срежессированы. Финала у фильма закономерен - Борн "уволился", спецслужба оставила его в покое, главный злодей получает пулю в лоб по приказу высокого начальства, которому надоело терпеть его своеволие и непрофессионализм.

Актерский состав подобран профессионально - Мэтт Дэймон, в роли Борна; Франка Потенте, сменившая цвет волос со времен "Беги Лола беги"; Джулия Стайлз в непонятной роли на максимум пять эпизодов. Режиссером стал Даг Лайман, пару лет назад снявший фильм "Экстази", в оригинале называющийся "Go!", этакий забористый вариант "Криминального чтива" в подростковом варианте. Достойные люди, в общем, но в данном случае не сделавшие фильм.

Как-либо оценивать фильм не возьмусь - вроде не плохой фильм, а с другой стороны от традиционности до откровенной скуки только один шаг, и боюсь что "Идентификация Борна" этот шаг сделала. Если сравнивать с предыдущими фильмами на шпионскую тематику, например "Плохая компания" и "ХХХ" то "Идентификация Борна" проигрывает им в чистую - нет ни юмора и иронии "Плохой компании", ни роскошного раздолбайства "ХХХ". Посмотреть фильм можно, посмотреть и сразу забыть.


     
РЕЦЕНЗИЯ №6

Истории о человеке, потерявшем память, экранизированы уже раз сто (тысячу, миллион). Историй о суперагенте экранизированы на порядок больше. Истории о некоей комбинации этих двух факторов - суперагенте, потерявшем память - также новизной не блещут, хотя на кинематографическом небосклоне появляются несколько реже, чем не теряющие память суперагенты или теряющие память не-суперагенты. Ну и кроме того, "Идентификация Борна" - опять-таки ремейк. В 1988 году по роману Роберта Ладлюма был снят телевизионный сериал с таким же названием, в котором играли Ричард Чемберлен и Жаклин Смит. И опять же, вызывал удивление (в качестве допросмотрового анализа) выбор актера на главную роль. Мэтт Дэймон? Суперагент? Помилуйте! Талантливый мистер Рипли и умница Уилл Хантинг - крутейший парень? Его еще можно представить в роли, например, карточного шулера, но супергерой... Однако при таких не сильно впечатляющих исходных данных оказалось... Впрочем, что именно оказалось - чуть ниже.

Частично пересказывать сюжет этого фильма не имеет смысла, чтобы не испортить впечатление при просмотре, поэтому пройдемся по нему, так сказать, совсем крупным помолом, избегая частностей...

У берегов Франции рыболовецкое судно обнаруживает в море находящегося без сознания человека в гидрокостюме. При нем нет никаких документов, а единственное, что обнаружил судовой врач при осмотре - это пара пуль в спине (ранения, к счастью, не смертельные) и капсулу с неким швейцарский адресом, зашитую у незнакомца в бедре. Очнувшись, человек не смог ничего вспомнить: ни кто он, ни как его зовут, ни что он делал в море в гидрокостюме. Единственная зацепка, связывающая его с прошлой жизнью - швейцарский адрес.

Позже выясняется, что этот адрес приводит в банк, где незнакомец сам себе оставил ящичек, в котором... О, там хранятся настолько интересные вещи, что ситуация запутывается окончательно. Оказывается, человека зовут Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) и он - суперагент. Однако на кого он работает, в чем состоит его задание и как он оказался в океане с пулями в спине - Джейсон не знает. Выяснить это все - его задача. Причем парню явно придется поторопиться, потому что очень многие люди почему-то хотят, чтобы он умер. И почему они на этом настаивают - Джейсону также предстоит выяснить...

***

При всех не сильно впечатляющих исходных данных фильм получился хороший. Прежде всего - из-за Мэтта Дэймона. Потому что Дэймон, в отличие от своего смазливого, но бесталанного закадычного дружка Бена Эффлека, - очень неплохой актер. Прямо-таки скажем - хороший актер. И его суперагент получился не экранно-картинным и плоско-картонным джеймсбондом, а вполне обычным и даже сереньким парнем, который, как раз, и похож на самого настоящего суперагента, потому что они в жизни именно такими и бывают. Они не должны выделяться из толпы. Они не должны обращать на себя чье-то внимание. Умение быстро соображать, метко стрелять, прекрасно водить машину и вырубать любого противника парой-тройкой ударов - совершенно не зависит от наличия шарообразных мышц и квадратного подбородка. Все это достигается только путем очень серьезного тренинга. И настоящему спецагенту не нужно носить смокинг, пить мартини с водкой и всем объяснять, что ты - "Бонд. Джеймс Бонд. Суперагент". Он никому ничего не объясняет. У него одна задача - действовать.

И вот как раз Дэймон, с его фермерской внешностью, практически идеально подошел на роль настоящего суперагента. С ним фильм приобрел совсем другой акцент, получил совсем иной стиль. Даже с этим сценарием, в котором, при всей его относительной приличности, полно достаточно традиционных и топорных ходов, вышла не бондиана, а нечто достаточно естественное и даже драматическое.

В фильм шикарно вписаны эпизоды, когда Борн из фермерского мальчика превращается в смертельное оружие. Причем это еще и очень здорово снято. Натурально, естественно и без подвешивания каскадеров за штаны на тросах, а кроме того - еще и оригинально. Сцена, когда Борн летит сквозь лестничный пролет - просто изумительная.

Я в восторге от Дэймона в этом фильме. Особенно учитывая то, как он ухитряется играть в окружающем антураже достаточно обычного шпионского боевичка. Впрочем, он мне всегда нравился. В парне есть та самая божья актерская искра, которая также наблюдается у Эдварда Нортона и Брэда Питта. Эти ребята - настоящие актеры. И Дэймон в "Идентификации Борна" делает просто чудеса, причем только за счет внутреннего потенциала, а не внешних эффектов. Он действительно заставляет переживать, и мне, как зрителю, было совершенно не все равно, что дальше произойдет с Борном. Потому что он - обычный парень, а не 007, которому хоть небоскреб на башку упадет - все равно ничего с ним не сделается.

Второй момент, за который можно сказать отдельное спасибо создателям фильма - это Франка Потенте, играющая Мари - случайную попутчицу, ставшую подругой Борна. У них с Дэймоном получилась отличная актерская пара, потому что Потенте также выглядит очень естественно и не примитивно. Я как представил себе, что на эту роль могли пригласить какую-нибудь кукольную пустышку, вроде Дженнифер Лав Хьюитт, так меня аж передернуло. А Франка Потенте сыграла здорово. Никаких смазливых подруг квадратноподбородистых супергероев. Обычная женщина, попавшая в довольно сложные жизненные обстоятельства, которая вдруг встретила этого странноватого парня. Мари понимает, что, путешествуя вместе с ним, она довольно сильно рискует. Но Борн ей нравится. А кроме того, ей не так много придется потерять в случае неудачи.

Что не понравилось? Некоторые грубоватые решения сценария. Впрочем, исходный роман я не читал, поэтому трудно сказать, кто в этом виноват - автор или сценаристы. Все остальное, в общем, вполне понравилось, причем даже очень. На редкость удачный шпионский боевик, я даже и не ожидал. В нем всего понемногу, причем в довольно правильных пропорциях: драма, действие, драки, перестрелки, любовь, автомобильные гонки и так далее. По общей стилистике фильм немного напоминает картину "Ронин", так что если "Ронин" вам понравился, то можете спокойно отправляться на "Идентификацию Борна" - не промахнетесь.

Резюмирую. Очень пристойный боевик, который, благодаря исполнителям главных ролей (я имею в виду Дэймона и Франку Потенте), превратился в достаточно драматическое произведение, сопровождаемое очень здорово поставленными драками, схватками и погонями. Интеллектуальный боевик - я бы так его назвал. Рекомендую.



РЕЦЕНЗИЯ №7

А ведь это именно роман! Несмотря на все шпионские заморочки и безудержный экшн, это прежде всего сентиментальная love story. Искушение начать жизнь по-новому испытывают многие герои детективных историй, не стал им и Борн Роберта Ладлама. Но какое искушение мог дать своему герою писатель, специализировавшийся на политических интригах и быте рыцарей плаща и кинжала? Если бы Сидни Шелдон, многие романы которого написаны в детективном ключе, отказался от душещипательности и написал настоящий, серьезный детектив, он перестал бы быть Сидни Шелдоном. Если бы Ладлам стал тонким лириком, он также растерял бы значительную часть своей аудитории.

Умело украсить детективный сюжет лирикой - задача уже для кинематографистов. Однако в вышедшем в 80-е годы телевизионном фильме, в России известном как «Тайна личности Борна», вся сентиментальность ограничилась участием в главной роли чисто женского актера Ричарда Чемберлена. В версии Дага Лаймана отказ героя от кровавого ремесла подан как подчинение естеству. В этом фильме любовь - не способ ведения шпионской деятельности, а противопоставление ей. И мысль эта передается не жестами - интонациями. Герой не показывает всеми силами недоумение, когда обнаруживает свои рефлексы, но чувствуется, что оно есть. У него теперь новые обязательства - перед жизнью, он понимает, что неслучайно ему был дан шанс в обычно безнадежной ситуации. И пусть Борн вернется как минимум в двух продолжениях - идентификация его прошла успешно. Мэтт Дэймон и Франка Потенте - такие, казалось, неподходящие для этого фильма актеры - составив красивую пару, красивую в таком сочетании, на фоне европейских зарисовок, сумели оживить стандартную схему детектива.

Искра сентиментальности проскочила в прошлой жизни Борна - когда он не принял необходимость убить детей диктатора, что повлекло провал операции. Из искры возгорелось пламя. Нет, Борн не разучился хладнокровно убивать, но делает он это вынужденно и из личных побуждений, в отличие от своего экс-коллеги по корпорации «уборщиков», устранившего консьержку по инструкции. Благодаря этому обстоятельству боевик не вылился в противостояние боевых машин.

Ошибочно искать в «Идентификации» какой-то глубинный смысл. Над сюжетом не довлеет какая-то глобальная идея - национальная, профессиональная или пусть даже корыстная. Если бы она была, мы бы увидели нечто наподобие американского «Брата». Удачное совмещение детектива с убедительной проповедью - вообще редчайшее явление. К примеру, Станислав Говорухин своей версией «Десяти негритят» предвосхитил свои грядущие заявления в пользу самосуда, исполняемого «сознательными гражданами», но даже самое громкое из них - «Ворошиловский стрелок» - не нашло желаемого им понимания в обществе. Или вот, другой герой Ладлама, Холкрофт («Документ Холкрофта»): ему претят как сами фашисты, так и грязные шпионские игры вообще, но неприязнь эта у него - того же порядка, что и у обычного обывателя, который и без того в курсе природы вещей.

Лайман не стал новым Джоном Франкенхаймером, основным достоинством которого было умение снимать ударные сцены погонь, перестрелок и взрывов. Психологические аспекты Франкенхаймер обычно не трогал - их до того прописывали авторы детективных сценариев. Между тем, задачи детектива книжного и детектива киношного разнятся. У книжного детектива своя ценность - он позволяет, не сильно утруждаясь, коротать время. У кинодетектива столько времени нет. Его задача - показывать, зритель должен на протяжении всего сеанса сидеть с широко раскрытыми глазами и не углубляться в раздумья. Однако, чем больше пишется и снимается детективов, тем искушеннее становится их потребитель. Сюжетные ходы он начинает прочитывать заранее - из-за каркаса, на котором держится подавляющее большинство произведений детективного жанра (исключение - разве что «Помни»). Если создателям кино удается, не нарушая этот каркас, не заставляя зрителя лишний раз ломать голову, донести до него какую-то свою, вплетенную в сюжет, идею - это, несомненно, удача.

Им также удалось сформулировать четкий отказ от рекламности, которой грешат многие суперпостановки последнего времени. Как будто нарочно герои «Идентификации» ездят на маломощной таратайке: дескать, крутому агенту без разницы, на каком автомобиле он ездит, главное - виртуозное управление. При этом фильм очень динамичен даже без пироманского гигантизма. Действие - и это своего рода дань классическому французскому «нуару» - происходит в Париже, улицы которого запечатлены в великом множестве криминальных лент. Сюжет фильма не отягощен реальными историческими событиями: вместо Карлоса - а у Ладлама знаменитый террорист был едва ли не центральной личностью - присутствует клишированный, почти карикатурный, африканский диктатор, кои и в реальной жизни почему-то любят укрываться в Париже.

Ряду критиков участие в роли Джейсона Борна Мэтта Дэймона показалось чуть ли не кощунством: мол, не стоило ни ему, ни дружку его Бену Аффлеку подаваться в агенты - не созрели еще. Что до Дэймона, ему не впервой посягаться на знаковую роль - именно роль Тома Рипли в фильме Рене Клемана «На ярком солнце» сделала знаменитым Алена Делона. Уступив в заочном споре французской звезде, Дэймон с лихвой отыгрался на другом бабском кумире. Молодежный прикид не понравился? Что ж, на то он и шпион, чтобы не быть похожим на шпиона. Дело в том, что любители детективов со стажем - они, как толкиенисты, отстаивают свое формировавшееся десятилетиями видение. Их внимание было излишне сфокусировано на сравнение фильма с этим видением, и старые пристрастия помешали им рассмотреть в «Идентификации Борна» боевик очень высокой пробы.


     
А знаете ли вы, что...

- Universal имеет права на экранизацию всех трех романов Ладлума о Джейсоне Борне. Если "Идентификация Борна" станет хитом, то Деймон и Лайман смогут сразу же возвращаться на съёмочную площадку для "Превосходства Борна", а затем и "Ультиматума Борна".
- Съемки фильма начались осенью 2000 года при бюджете 75 млн. $.
- Первоначально главную роль должен был исполнять Брэд Питт, а ставить картину Тонни Скотт, но они решили уйти в проект "Шпионские игры".
- Мэтт Деймон для съемок в фильме обучался боевым искусствам, боксу и стрельбе из оружия, но он оказался выполнять трюки сам. "Лучше пусть это сделают люди, которые являются профессионалами в этом деле. Мне хватит колена, которое я ушиб на съёмках "Легенды о Баггере Вэнсе", -сказал актер.
- Мэтт Деймон отказался ради съемок в этом фильме от участия в проекте "Планета обезьян" Тима Бартона.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: