ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Превосходство Борна 
The Bourne Supremacy

Режиссер Paul Greengrass (Пол Гринграсс)
Сценарий Tony Gilroy (Тони Гилрой)
В ролях:
Matt Damon (Мэтт Дэймон),
Joan Allen (Джоан Аллен),
Brian Cox (Брайан Кокс),
Franka Portente (Франка Потенте),
Julia Stiles (Джулия Стайлз),
Karl Urban (Карл Урбан),
Gabriel Mann (Гэбриэл Манн),
Oliver Tautorat (Оливер Тоторат),
Tomas Arana (Томас Арана),
Wanja Mues (Ваня Мьюз)
Официальный сайт: www.thebournesupremacy.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 92 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Совершив в свое время идентификацию, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) тихо и счастливо зажил со своей подругой Мари (Франка Потенте) в живописном районе Индии, куда так любят ездить туристы. Что еще надо двум молодым и симпатичным людям? Ничего, только небольшой бар и несколько сотен тысяч долларов в кубышке. Все это у них есть. И жили бы они долго и счастливо, но на студии Universal вдруг вспомнили, что "Идентификация Борна" по экранам прокатилась вполне успешно, ну и кроме того, у них приобретены права на экранизацию всех трех романов Роберта Ладлума, поэтому Джейсона на исходе двух лет тихой и мирной жизни в какой-то момент начали мучить кошмары. Перед глазами парня мелькали дорожные указатели на немецком языке, а также почему-то постоянно всплывали русские слова - матрьёшка, бальяльяка, пеуреустроуйка, - и типичные русские фамилии: Гоголь, Андропов и Нески.

В это время в Германии ФБР под руководством серьезной и очень суровой дамы по имени Памела Лэнди (Джоан Аллен) готовит секретную операцию по приобретению очень интересных документов, касающихся убитого русского олигарха Романа Нески (совпадение фамилии с кошмарами Джейсона Борна неслучайно, и это поймет даже полный идиот). Такие документы готов предоставить некий русский, причем цена вопроса названа с чисто русским размахом - три миллиона долларов. Однако ФБР не привыкло скупиться, когда дело касается всяких русских олигархов, поэтому сотрудники Бюро готовят денежки и в условленном месте встречаются с русским.

Памела очень многого ждет от этой операции. Ведь русский олигарх погиб очень странно: его застрелила жена в номере берлинской гостиницы, а следом сама покончила жизнь самоубийством. Лэнди внутренне чувствует, что с этим делом что-то не так: если жена застрелила Нески, то по идее дальше - живи себе в свое удовольствие! Зачем самоубиваться-то? Поэтому Памела пытается докопаться до сути, чтобы таким образом значительно повысить обороноспособность США.

Но тут над тенью Нески пролетела птичка Обломинго! В момент передачи денег и получения документов все высокие договаривающиеся стороны были убиты молодым человеком неприветливого вида, который до странности смахивал на Эомера из "Властелина колец", несмотря на то, что по национальности был русским, а вовсе не средиземцем. Причем неприветливость этого молодого человека была настолько вызывающей, что, покидая помещение, он везде разбросал кучу следов Джейсона Борна. По-русски это называется "подстава", и молодой человек данной стратегией владел в совершенстве.

И теперь - "ищет милиция, ищут пожарные, ищут давно, но не могут найти" - все более страдающего от навязчивых видений Джейсона Борна ищет и ФБР, и русские. ФБР хочет Джейсона поймать и допросить, а русские хотят Джейсона найти и замочить. Джейсон, как еще один русский по кличке Доцент, своим натренированным нюхом почувствовал опасность и решил свалить из благодатных индийских краев. Но неприветливый молодой человек - уже рядом! И это означает, что Джейсону еще битых полтора часа придется доказывать свое Превосходство!..

***

Как известно, с сиквелами заранее толком ничего не известно. Как правило, сиквелы бывают менее удачными, чем оригинал, но есть достаточно много свидетельств того, что сиквел получается даже лучше оригинала, ну или во всяком случае не хуже. Увы, в данном случае этого не произошло. В режиссерской команде произошла замена: Дуга Лаймана сменили на Гринграсса, - в результате чего фильм получился достаточно паршивым, несмотря на то, что внешние его атрибуты остались достаточно похожими на "Идентификацию Борна".

В чем основной прокол? Основного прокола там нет, потому что прокололись одновременно по всем направлениям. Во-первых, оригинальный роман Ладлума переиначили так, что от него не осталось вообще ничего. (Да, в первом фильме сценарий тоже далеко не в точности следовал роману, но не до такой степени.) В результате этого очень забавно читать анонсы, написанные до выхода фильма на экран, где жуется-пережевывается убийство китайского премьер-министра, вокруг которого якобы строится весь фильм, а в самой картине никаких китайцев нет и в помине. Во-вторых, переиначенный сценарий сделали скучным до невозможности: ах, Джейсона подставили, и он теперь весь фильм будет охотиться за подставлялой, а ФБР будет охотиться за Джейсоном. И все, более ничего!

В-третьих, для продолжения не придумали ничего нового, а только постарались использовать некоторые находки "Идентификации", слегка их испохабив. В-четвертых, от крутых драк первого фильма в "Превосходстве" не осталось почти ничего, за исключением вполне ожидаемого и просчитываемого от начала и до конца эпизода встречи Джейсона со старым знакомым-агентом, причем во втором фильме оператор при съемке исповедует странную манеру дрожмя-дрожать всей камерой, чтобы, вероятно, съемочная группа не сильно тратилась на постановку сцен поединков.

В-пятых, почти все актеры в фильме играют паршиво, даже Мэтт Дэймон, который мне обычно очень нравится. Но тут он сам, похоже, не понимал, что и как нужно играть в этой туповатой поделке, поэтому просто ходил туда-сюда, изображая нравственные терзания Фомы Кинияева (так написано у Джейсона в русском паспорте). Можно было ожидать, что классная и динамичная Франка Потенте внесет определенный оживляж в этот тухляк - ан нет, ее убили - уж простите этот спойлер - почти в самом начале фильма. Причем за такое дурацкое и вторично-восьмеричное убийство постановщиком самих нужно убивать максимально вторичным образом.

Ну и в-шестых, чтобы, вероятно, довершить этот разгром, композитора картине подобрали - просто не ходи купаться. Я обычно мало обращаю внимание на музыку, но тут она настолько не соответствовала происходящему, что мне пришлось спросить кота Бублика: "Ты тоже слышишь эту разухабистый умца-попс, исполняемый на домашнем синтезаторе за сто пятьдесят долларов, или мне чудится"?

Впрочем, одна более или менее впечатляющая сцена в фильме есть: гонка по Москве "Геландевагена" с плохим мальчиком Кириллом за "Новым желтым такси" с хорошим мальчиком Джейсоном Борном. Вот это снято вполне пристойно. Но гонка идет несколько минут, а эта тоска в общем и целом длится полтора часа, поэтому серьезным образом на оценку не влияет.

Но одно удивляет. В прокате фильм пошел даже лучше, чем "Идентификация", и рейтинг на IMDB у него вполне высокий. Что же такого я не разглядел в этом фильме, в отличие от американской аудитории? Шатания Борна по заснеженной Москве скорее заинтересуют российскую публику, нежели штатовскую. Прелесть невероятно прикольных (по тупости) диалогов на русском между изображающими русскую мафию чехом Карелом Роденом и новозеландцем Карлом Урбаном - также оценят только русские. А все остальное - тоска же смертная!

Впрочем, в нашем прокате фильм идет еще и с совершенно кошмарным переводом (эти деятели даже на русском нормально фразы построить не всегда могут, не говоря уж о том, что они там напереводили...), но я специально кусочек посмотрел на английском - картины мира это не изменило.

Резюмирую. Сиквел получился практически мертворожденный. На мой взгляд, нет смысла тратить время на просмотр этой скучнейшей бредятины... И это при том, что первый фильм мне вполне понравился. Зато второй разочаровал со страшной силой. Давить такие сиквелы, короче говоря...


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Секретная операция ЦРУ по выявлению «крота» была сорвана – агенты убиты и документы, которые ЦРУ решило выкупить, похищены. Единственный след навел на одного давно забытого человека, о котором его бывшее начальство не хотело вспоминать – Джейсона Борна.

Тем временем Борн нашел тихое место в Гоа, где по-прежнему пытался понять, кто же он такой, его память так и не вернулась. Он стал забывать прошлое, но его прошлое не забыло о нем – загадочный наемник пытался убить Джейсона, но погибла Мари. Оставив за собой два года тихой жизни, Борн снова вышел на тропу войны…

Признаюсь честно, я недооценил первый фильм, вышедший на экраны два года назад. Его простота и грамотность стали ясно видны позже – при пересмотре фильма на видео, что, вообще говоря, весьма странно, я считаю, что современные фильмы стоит смотреть исключительно на большом экране. Действительно, поклонники остросюжетных шпионских фильмов с политической окраской получили приятный подарок, да еще базирующийся на известной литературной трилогии Роберта Ледлума. Впрочем, современная версия весьма условно может называться «экранизацией» - потому что из романа была изъята главная сюжетная линия о противостоянии Борна и супер-террориста Шакала. Кроме того, сейчас мир изменился и «холодная война» закончена, а ведь именно она была двигателем конфликта в любом шпионском триллере написанных с 50-х до 80-х годов (впрочем, некоторые авторы вроде Тома Клэнси до сих пор остановиться не могут). Все это дало возможность создателям современного Борна разыграть беспроигрышную карту и рассказать историю агента, потерявшего память и пытающегося разобраться в тайнах своей жизни. Тема не законных махинаций спецслужб так же как нельзя лучше подошла к сериалу.

«Превосходство Борна» это логическое продолжение «Идентификации Борна» как по сюжетной линии, так и с точки зрения приемов, которые используются для рассказа истории. Даг Лайман, снявший первую часть перешел в ранг продюсера, а режиссерское кресло занял не слишком известный Пол Гринграсс, документалист и телевизионщик, привнесший новый стиль в фильм. Первое что бросается в глаза – фильм снят преимущественно ручными камерами. Странно, но Гринграссу удалось то, что не удается главному независимому режиссеру планеты и любителю ручных камер – Ларсу фон Триеру, а именно – эффект присутствия и сопереживания. Фильм не отпускает от самых первых кадров до финальных титров и первых тактов великолепной «Extreme Ways» в исполнении Moby.

Фильм не яркий, не быстрый, и меньше всего напоминает высокотехнологичные аттракционы вроде «ХХХ» или бондианы. Тем не менее, иногда действие просто взрывает экран – посмотрите, например, сцену, когда Борн уходит из аэропорта Неаполя, специально засветившись со своим паспортом. Про погоню по Москве даже и говорить бесполезно – это надо видеть. В любом случае – это принципиально другой подход к съемкам подобных сцен, нежели тот, который мы видели в «Матрица: Перезагрузка», «Я, робот» или «Плохих парнях 2».

Тайна личности Борна (под таким названием предыдущая версия фильма с Ричардом Чемберленом была известна в России) остается не разгаданной. Его настоящее имя, которое ему называют в конце фильма, не говорит ему ровным счетом ничего. Джейсон Борн это персонаж, который ищет свободы от неизвестного ему прошлого. Свободы, но не прощения – он четко осознает, что столь ценной вещи ему не получить. Именно по этому ключевая сцена фильма – диалог Борна и русской девушки, чьих родителей он убил несколько лет назад, после чего темная фигура Борна растворяется в таких знакомых московских сумерках.

Независимо от того, примите вы или нет нетипичный подход к визуальной части картины, «Превосходство Борна» получился фильмом весьма достойным занесения в списки реалистичных шпионских триллеров.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Борн идентифицировался, идентифицировался и выидентифицировался. В концовке первого фильма казалось, что перезагрузившийся супершпион вспомнил максимум того, что ему следовало вспоминать из малоприятного прошлого, и зажил полноценной, хоть и немного скрытной, жизнью с любимой женщиной в райском уголке.

Однако обстоятельства, на которые он перестал влиять, стали складываться не в его пользу. Во-первых, процесс самопознания не завершился: свежия порция воспоминаний заставляет героя просыпаться в холодном поту. Во-вторых, за тысячи километров от райского уголка кто-то оставил за него его отпечатки пальцев - причем оставил там, где сам Борн не предпочел бы. В-третьих, Борна каким-то образом выследили и теперь пытаются упрятать концы в воду. И, поскольку Роберт Ладлум писал трилогию о шпионе, а не о шпионе и его боевой подруге, любимая женщина Борна была принесена в жертву. Лучше бы они в самом деле его не трогали.

Многие почему-то сравнивают Борна с Бондом. Возможно, к этому их подталкивает некоторое созвучие (James Bond - Jason Bourne) и то, что оба - прилично квалифицированные спецслужбисты. Больше роднить их, кажется, нечем. Бремя следования литисточнику - что бы ни говорили почитатели, довольно заурядному - не стало для создателей фильма серьезной помехой. На месте китайского дипломата оказался русский бизнесмен Невский (для всего остального мира - Нески). Ащьф Лштшфум вовремя исправил документы - Фома Кинияев у российских таможенников подозрений не вызвал.

Подозрения вызывают другие отличия от первой части. Сюжетная основа «Идентификации...» выстраивалась на очень удачном лирическом решении, любовь подавалась как повод жить по-человечески. В «Превосходстве…» место любви занимает покаяние (точно не бондовская тема) - эта линия выстроена уже не столь изящно. Разница хотя бы в том, что любовь сопутствовала риску, а покаяние - способствует. Не прочитал же Фома всего Достоевского с Толстым!

А вот в визуальном плане успех закрепился. Экшна в фильме много - при том, что нет лишнего. Технологичность киносъемок достигла такого уровня, что экшн, для того, чтобы он смотрелся, необязательно актуализировать шквальным огнем, пиротехническими бесчинствами, полетами на автомобилях, вставаниями-добиваниями, звериными рыками, чудовищной мускулатурой и женской грудью. Сочетание такого навороченного минимализма с отсутствием рекламы (вряд ли на западный рынок продвигалась «Волга»), похоже, и есть борновский стиль.

В кадре возникает немало узнаваемых персон - правда, некоторые из них узнаются с трудом. Карл Урбан, выйдя из образа златокудрого Эомера, выразителен и как мрачный брюнет - самое то для главного героя Doom. Чех Карел Роден больше похож на мыслителя Гордона, нежели на русского олигарха Греткова (вот ведь тоже фамилиё!). Есть еще Оксана Акиньшина - перед камерой американского оператора она держится, как перед инопланетянином при первом контакте.

Но вот кто еще более неожиданен, так это взрослый Мэтт Дэймон. Вроде еще недавно был замечен дурачившимся в «Евротуре», а посмотришь на это суровое лицо на постере и… сознаешь, что это лицо убийцы. Ричарду Чемберлену, первому экранному Борну, такое не удалось бы.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 10-го ноября 2003 на студии Бабелсберг в Берлине. Некоторые сцены были сняты на выезде в России и Индии.
- Картина является экранизации одноименной книги 1986 года Роберта Ладлема в трилогии о похождениях Борна.
- Рецензию на сценарий можно прочитать здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: