ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Ультиматум Борна 
The Bourne Ultimatum

Режиссер Paul Greengrass (Пол Гринграсс)
Сценарий Tony Gilroy (Тони Гилрой), Tom Stoppard (Том Стоппард)
В ролях:
Matt Damon (Мэтт Дэймон),
Joan Allen (Джоан Аллен),
David Strathairn (Дэвид Стрэтэйрн),
Julia Stiles (Джулия Стайлз),
Edgar Ramirez (Эдгар Рамирез),
Paddy Considine (Пэдди Консидин),
Scott Adkins (Скотт Аткинс)
Официальный сайт: www.thebourneultimatum.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 111 мин.
Год выпуска: 2007
РЕЦЕНЗИЯ №1

Джейсон Борн все-таки сделал то, чего обычно никому не удается – он вырвался за пределы МКАД. С пулей в плече, но живой. Как обычно, его раздирают противоположные желания – начистить рожи всем встречным (подавляющее большинство которых что-то к нему имеют) и не причинять никому зла. Кроме того, он все еще надеется узнать, что же с ним случилось в прошлом. В башке Борна плавают какие-то смутные обрывки, очень похожие на кадры из фильма «Мертвый сезон». Белый кафель, насильственные ванны, патриотические мантры… Борн знает одно: в прошлом с ним случилась большая неприятность. Ловя ускользающую нить, он выходит на след одного лондонского журналиста. С противоположной стороны улицы скандального газетчика «пасут» американские резиденты. Когда в объективы камер слежения попадает своеобычная физиономия Борна, шеф лондонского секретно-подводного отдела ЦРУ понимает: пришла пора великих дел.

Еще с первой части этой трилогии было ясно: Джейсон Борн – совсем не «агент 007». Техника, попадающая ему в руки, редко превосходит барахло, которое можно купить на свободном рынке. Никаких самонаводящихся галстуков и лимузинов с вертикальным взлетом. Да и вообще, передвигается Борн, по преимуществу, на своих двоих. Надеюсь, это стало началом тенденции: вон, уже и обновленный Джеймс Бонд забегал, как молодой жеребец. Ну, а Мэтт Деймон с самого начала был пешим воином. Что не мешало ему оставаться суперагентом.

Его невозможно убить, как и Бонда. Не тешьте себя иллюзиями: конечно, он станется в живых. Из машины, разбитой в лепешку, он вылезет, почти не помяв штаны. Когда в него выстрелят в упор, непременно промахнутся. Вариантов не бывает: они почему-то всегда промахиваются. Возможно, потому, что у мерзавцев всегда руки дрожат? Вроде нет: спецы, нанятые ЦРУ, в других стреляют с робингудовской точностью, но в Борна попасть не могут. Это просто нереально. Он – в гиперпространстве, в своем мире, куда и пули не залетают, и христианская совесть не просачивается: Борн награжден не только феноменальной выживаемостью, но еще и особенной этикой. В конце мы много узнаем о настоящем лице «хорошего парня» Джейсона – и это лицо окажется совсем не безупречным. Что не мешает ему окончить экранную жизнь положительным героем.

«Ультиматум Борна» - очень странный шпионский боевик: доза «авторского» явно выше, чем требует жанр. Команда Пола Гринграсса то ли штатив потеряла, то ли Триера пересмотрела – но, как бы то ни было, практически весь фильм снят «с плеча». Эта банальность оказывается правильной: фильм, где и так все в движении, посредством такого метода буквально начинен динамикой. Удивительно работают и сюжетные банальности: все знакомо, все предсказуемо – но как снято! Сцена на лондонском вокзале «Ватерлоо» - десять минут идеально пригнанных ситуативных кусочков. Драка Борна с киллером-арабом – абсолютно непонятное и совершенно неотразимое сценическое месиво. Джулия Стайлз, после рестайлинга странно похожая на Комаки Курихару… Фильм переполнен шероховатостями, что не мешает ему быть отличной сказочкой для очень взрослых.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Совершив идентификацию и доказав свое превосходство, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) вместе с ребятами из Universal решил не останавливаться на достигнутом, а замочить уже все это ЦРУ к чертовой матери. Но сначала он все-таки должен докопаться, кто он, что он, зачем он, почему и какого черта с ним сделали. Вот интересует его этот вопрос, и все дела. В конце концов, парню все равно нечем заняться, потому что единственное, что он умеет делать, - это выслеживать и убивать, а деньги в кармане у него не заканчиваются никогда - есть у Борна такая приятная и удобная особенность.

А тут журналист Саймон Росс (Пэдди Консайдайн) задачку подкинул: он опубликовал в газете совершенно секретную информацию о том, кто такой Джейсон Борн и как он связан с совершенно секретной церэушной программой "Замочилово", которая позволяет убивать кого угодно, где угодно и по какому угодно поводу, лишь бы это нравилось лично господину Ноа Восену (Дэвид Стретэйрн), заместителю директора ЦРУ.

Разумеется, этот журналист сразу заинтересовал и Джейсона Борна, и лично господина Ноа Восена, который со своими парнями тут же организовал за журналистом слежку и даже вызвал Специалиста - так называется человек, который немедленно убивает по заданию ЦРУ. Борн успел раньше, поубивал груду церэушников, но журналисту все равно не повезло - дело в том, что Специалист обладает редкой способностью: имея на руках фотографию заказанного персонажа, он может мгновенно найти его в таком пустынном месте, как вокзал Ватерлоо в Лондоне, занимает правильное место для выстрела и простреливает клиенту башку.

Но журналист много чего раскопал, поэтому Борн, в свою очередь, примерно знает, где и кого ему искать. Он и ищет, переезжая из страны в страну по своим паспортам, выданным ему ЦРУ, а Восен в бессильной злобе мечется по штаб-квартире, требуя от своих людей немедленно уничтожить Борна. Честно скажем, Восен просто дурак. Он не знает, что Борн - неуязвим. Его в свое время так натренировали, что высылай против него хоть двоих спецназовцев, хоть целый полк - все равно Борн их всех положит фактически голыми руками и сбежит. Кроме того, он умеет проходить сквозь стены, у него есть карточки-отмычки ко всем суперсекретным замкам ЦРУ, так что у Восена нет шансов.

А вот работница ЦРУ Памела Лэнди (Джоан Аллен) понимает, кто такой Борн. Поэтому она - за Борна и против Восена. Памела много раз говорила Восену, что не стоит отдавать приказ грохать кого угодно за малейшую провинность, а он ее так и не послушал. При этом не понятно, почему Восен с подобными наклонностями не грохнул Памелу. Впрочем, может быть, просто режиссер не разрешал.

А Борн... Борн будет бесконечно убивать спецназовцев и посланных киллеров, грустить по потерянной еще в прошлом сиквеле Мари и выяснять, каким образом его сделали машиной для убийства, но нормально не трудоустроили.

***

М-да. Честно говоря, после первого сиквела "Превосходство Борна", который мне совершенно не понравился, второй я и смотреть-то не собирался, тем более что его снял тот же режиссер - Пол Гринграсс. (Первый фильм "Идентификация Борна", напомню, снимал Дуг Лайман.) Но "Ультиматум" с самого начала проката собрал просто фантастическую кассу и вызвал такой восторг у зрителей (картина уже входит в Top250 на IMDB, а это обычно что-то значит), да и рецензии киношников, посмотревших "Ультиматум" на пресс-показах, были почти все как одна восторженные, и я решил, что нужно все-таки сходить посмотреть: может, Гринграсс ко второму сиквелу исправился? Хотя у меня, если честно, на это было очень мало надежд.

Посмотрел. Вышел из кинотеатра в полном недоумении. Потому что фильм, на мой взгляд, больше чем на троечку никак не тянет. С чего вдруг такие восторги - совершенно не понятно. Правда, тут нужно учитывать, что в российском прокате фильм еще и традиционно испохабили переводом (такое ощущение, что перевод делал человек со словарным запасом слов в двести), однако это не тот случай, когда перевод может убить весь фильм, - собственно, это же боевик, так что диалогов тут мало.

Над сценарием работали аж три человека, но соорудить что-нибудь более или менее свеженькое у них не получилось просто по определению. "Борн", который изначально делался как антибондиана - обычный паренек, превращенный спецслужбами в машину для убийства, ищет правду на этом свете, - постепенно и неуклонно превращается в новый вариант этой бондианы, теряя хоть какие-то признаки реалистичности. Если в первой части Борн еще вполне живой человек, а ЦРУ хоть как-то похоже на то, что оно собой представляет в действительности, то во второй, а особенно в третьей части Борн уже превратился в неубиваемого киборга, который мочит всех быстрее, чем кролики трахаются, и с которым не совладает ни один спецназовец.

О "ЦРУ" в этом фильме лучше вообще молчать. Более дебильной организации, чем то, что изображено в "Ультиматуме", трудно и придумать. Ноа Восен - ну просто зайчик какой-то. Постоянно сурово хмурит брови и требует убить этого, этого, того, ту и еще человек десять - ну просто до кучи. Журналист какой-то статью написал? Грохнуть его! Причем желательно - на вокзале в чужой стране, чтобы до кучи еще кого-нибудь пришибить - какого-нибудь англичанина. Борн где-то возник? Грохнуть его. Не получилось? Опять грохнуть. Снова грохнуть. Да грохните же вы мне этого Борна! Девка какая-то церэушная вроде как Борну помогла? Грохнуть ее! Немедленно!

Впрочем, если посмотреть на то, какие доходяги эти церэушники в фильме, становится понятно, почему Борн их всех делает, как котят. Суперсекретная организация сидит в здании из стекла и бетона, все важные документы читаются в непосредственной близости от окон, на которых принципиально нет штор, все важные сейфы стоят так, чтобы из окна напротив можно было бы увидеть набираемый шифр, а уж если какому-то вшивому Борну вдруг понадобится пробраться в кабинет замдиректора ЦРУ - да нет проблем, он проберется туда в момент и даже не запылится. Сценаристы даже не стали заморачиваться вопросом того, как разыскиваемый парнишка пробрался в кабинет замдиректора ЦРУ, - а просто пробрался, вот и все. Он же шустрик, этот Борн. Кроме того, все цереушники свалили ловить Борна на улице, так что в лавке никто и не остался - гениальный ход!

О романтике не забыли - ну как же... О давно убитой в чисто сценарных целях Мари Борн вспоминает непрерывно. Для некоторого оживляжа ему подбросили церэушную старлетку Никки Парсон (Джулия Стайлс), которая уже фигурировала в "Превосходстве", и здесь с ней даже сделали сцену покраски волос, присутствующую в первом фильме. Но Никки Парсон Мари заменить никак не может: во-первых, потому что в сердце Борна Мари живее всех живых, а во-вторых, потому что Никки Парсон, судя по ее поведению, такая дура, что просто удивительно, как ее вообще взяли в ЦРУ. Точнее, неудивительно, потому что в ЦРУ, судя по "Превосходству" и "Ультиматуму", все такие.

Никки все время смотрит на Борна невероятно тупым взглядом, в котором читается что-то вроде: "Вот сейчас попробую разыскать у себя хоть какие-нибудь мозги, и ими, может, получится подумать", и это, вероятно, намек на романтику.

Еще одна вещь, за которую Гринграсса и его оператора нужно убивать просто на месте, - манера съемки. Даже в первом сиквеле эта долбаная дерганая камера уже ухитрилась достать просто до невозможности, но в "Ультиматуме" Гринграсс фактически достиг совершенства: возникает полное впечатление, что оператор понятия не имеет, что такое штатив и как снимать так, чтобы картинка была более или менее ровной, поэтому все снимается практически "с плеча", камера все время дергается, лица дергаются, картинка дергается, и лично мне хотелось просто встать и уйти - ну невозможно смотреть фильм, который снимается оператором в состоянии эпилептического припадка.

Знающие люди мне рассказали, что это теперь модно - мол, возникает эффект документальности. Ребята! О какой "документальности" может идти речь с таким дебильным сценарием? Они снимают обычный боевик - сиквел не первой свежести, в котором ничего не осталось от первого "Борна". Ну и на черта его еще уродовать этой эпилептической камерой - вот этого я никак не могу понять!

Ну и после всех этих ругательств возникает вопрос: что, фильм действительно так плох и в нем вообще нечего смотреть? Да нет, со зрелищной частью они явно поработали, и это несколько скрашивает все остальное безобразие. Эпизоды на вокзале сняты эффектно и динамично, несколько автомобильных погонь смотрелись вполне достойно, а уж сцены беготни по крышам в Танжере сделаны просто отлично. Сражения Борна со сцецназовцами чисто теоретически тоже сделаны неплохо, но дерганая камера все усилия постановщиков сводила на нет: при такой технике съемки можно было и не стараться оттачивать схватки до мелочей, ведь все равно ни черта не видно.

Так что погони на машинах, драчки и всякий там паркур - единственное, что можно посмотреть. Судя по всему, большинству зрителей и рецензентов этого было вполне достаточно, и они смогли отрешиться от идиотизма сценария, совершеннейшей блеклости и картонности персонажей, ну и от трясучки оператора. А я отрешиться так и не смог. И когда читал о том, что "Ультиматум", дескать, держит в напряжении от начала и до конца, и о том, что там вообще сплошной адреналиновый драйв, - был жутко удивлен. На мой взгляд, удачные экшен-сцены не могут полностью компенсировать тот дурдом, который они наснимали.

Однако еще раз подчеркиваю - я со своим негативным мнением явно нахожусь в меньшинстве. Фильм прокатывается просто отлично, зрители в основном в восторге, а мы с Бубликом, соответственно, не врубились и не оценили. Видать, так оно и есть - не врубились и не оценили. Но высказать свое мнение - имеем полное право. Фуфло этот ваш новый "Борн", вот и весь наш сказ. От весьма симпатичного первого "Борна" не осталось и следа. И даже Мэтт Дэймон стал напоминать пародию на самого себя из "Команды Америка", уж на что он действительно хороший актер.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 2 октября 2006 года.
- Тэглайны картины гласят: "Этим летом Джейсон Борн возвращается домой"; "Вспомнить все. Не прощать ничего."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: