ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

После прочтения сжечь 
Burn After Reading

Режиссер Joel Coen (Джоэл Коэн),
Ethan Coen (Итан Коэн)
Сценарий Joel Coen (Джоэл Коэн),
Ethan Coen (Итан Коэн)
В ролях:
George Clooney (Джордж Клуни),
Frances McDormand (Фрэнсис МакДорманд),
John Malkovich (Джон Малкович),
Tilda Swinton (Тильда Суинтон),
Brad Pitt (Брэд Питт)
Официальный сайт: www.burnafterreading.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 96 мин.
Год выпуска: 2008
РЕЦЕНЗИЯ №1

Все запутанные истории начинаются с какой-то очень простой вещи. Шифровальщик ЦРУ Осборн Кокс начал пить больше обычного (возраст, сука-жена, в общем, жизнь достала). Его выгоняют со службы. Жена хочет с ним развестись. На всякий случай, перед судебным процессом она запасается компроматом на мужа – записывает на диск всякую мутотень о Конторе, собранную Осборном. Эти ценные сведения жена оставляет в физкультурном центре. Диск попадает в руки двух инструкторов по здоровому телу – Линды и Чеда. Эти полудурки решают шантажировать Осборна Кокса. К делу постоянно приплетается профессиональный бабник и отставной охранник Гарри Фаррер, изобретатель кресла с членом..

Все прилично выглядящие люди носят внутри себя идиота. Эту простую мысль (и, что обидно, бесспорную) братья Коэны стремятся продемонстрировать на примере любого из персонажей фильма. Получается без труда. Идиотом может быть каждый, а с облегчением социальных коммуникаций процент идиотизма в жизни человечества возрастает в прогрессии. Идея для целого фильма, вообще, сомнительная, потому и концовка кажется такой невнятной. А в результате, фильм вызывает разочарование.

Но когда начинаешь вспоминать и анализировать, все вдруг предстает совсем в другом свете. Коэны сделали акцент на отдельных элементах – на диалогах, сценах, персонажах. Воспринимая фильм как конструкцию из таких составляющих, понимаешь, почему он проходит по жанру комедии. Некоторые вещи просто уморительны. Ну, Брэд Питт, конечно: в роли полудурка я его как-то с трудом припомню. Пусть даже, полудурка прекрасно развитого физически. Обратите внимание, как замечательно Коэны обыграли жест Тайлера Дардена из «Бойцовского клуба»: тупица Чед точно так же с хрустом разминает шейные позвонки наклонами головы. Хруст один, а какие разные люди!

Но комедия это тоже неполноценная, с большим закосом в жизненную драму. Криминальный сюжет тонет в истории отношений причастных людей. За этим слоем у Коэнов всегда проступает их собственная Америка. Которая вообще, как известно - страна торжествующих негров, гомосексуалистов и особенно женщин. Негры и гомосексуалисты Коэнам под руку как-то не подвернулись. Женщин – сразу две: жесткая сучка Тильды Суинтон и отчаявшаяся дурочка Фрэнсис Макдорманд. В конечном итоге, все мужики в этом фильме пляшут под дудку этих двух теток, хотя в итоге тетки совсем не остаются в выигрыше. Говорят, такая она и есть, Америка: беспощадная, закомплексованая и проигравшая


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Осборн Кокс (Джон Малкович) - аналитик одного из специальных отделов ЦРУ. Третий уровень допуска и все такое. Хотя, знаете, на самом деле ничего особенного, третий уровень не позволяет совать свой нос в самую хрень, однако налицо солидный статус, государственная работа, определенное чувство принадлежности и осознание того, что ты потихоньку спасаешь этот мир. По капелюшечке. Хотя эта работа и заставляет мучительно ожидать пяти часов пополудни, когда можно уже принять что-нибудь алкогольное - уже не по капелюшечке, потому что спасение этого мира - задача не такая уж и простая. И вот самое обидное - это когда тебя вдруг без объяснения причин - подумаешь, "проблемы с алкоголем" - просто выставляют из отдела! Как ненужную вещь! Как куклу Барби, у которой повылезли волосья от горя, причиняемого домашними животными, и лишений, причиняемых злыми детьми.

Коксу вроде как предложили какое-то там дурацкое место в Госдепе, но он был выше этого и послал всех своих начальничков ко всем чертям, принципиально хлопнув дверью и наклюкавшись после этого в знак того, что у него нет никаких проблем с алкоголем.

Кокс надеется встретить поддержку дома - у жены Кэти (Тильда Суинтон). Но он этой поддержки не дождется. Потому что, во-первых, Кэти эгоистичная сука, а во-вторых, она трахается с любвеобильным Гарри Пфарером (Джордж Клуни), который считает свою жену очаровательным созданием, но любит трахаться на стороне.

Кэти потихоньку затевает бракоразводный процесс с Осборном. Она хочет, во-первых, захапать всю их совместную собственность и деньги, а во-вторых, выйти замуж за Гарри - ведь он такой энергичный! Адвокат посоветовал Кэти стащить из компьютера мужа всякие файлы, которые помогут завладеть его счетами, - Кэти сделала это, но помощница адвоката потеряла добытый диск с документами в раздевалке местного спортивного зала.

Теперь работники этого спортивного заведения - Линда Лицки (Фрэнсис Макдорманд) и Чед Фелдхеймер (Брэд Питт), - в чьи руки попал диск, пытаются шантажировать Осборна, требуя у него деньги за выкуп документов. При этом Линда - тетка в возрасте с неустроенной личной жизнью, мечтающая о пластических операциях. А Чед - просто молодой спортивный дурачок.

Линда будет трахаться с Гарри, с которым познакомится через Интернет, Осборн будет потихоньку спиваться и сходить с ума, а за всем этим бедламом будут внимательно наблюдать самые разные люди - как из спецслужб, так и из других контор. Крови! Будет много крови!

***

Что интересно, сценарий этого фильма братья Коэны писали практически одновременно с работой над сценарием драматичного и очень мощного фильма "Старикам тут не место". Видимо, им хотелось немного отрешиться от чистой драмы, поэтому "После прочтения сжечь" задумывалось как комедия. И даже в киношных базах картина именуется комедией, что нередко сбивает с толку тех зрителей, которые не знакомы с творчеством этих интереснейших режиссеров.

Но, так как фильм снимали все-таки Коэны, получилась вовсе не комедия, а нечто вроде сатирической черноюморной трагикомедии, где все составляющие - сатира, черный юмор, смех и слезы - присутствуют в равной пропорции.

В "После прочтения сжечь" Коэны частично вернулись к подходу, продемонстрированному ими в фильме "Фарго". Однако если "Фарго" - это чистая драма, рассказывающая о том, как простая человеческая глупость и жадность приводят к ужасным трагедиям, то картина "После прочтения сжечь", где, в общем, рассказывается примерно о том же, снята в совершенно ином ключе, и в ней действительно есть много реально смешных моментов.

Коэнам всегда блестяще удавалось показать различные человеческие характеры, и этот фильм не просто не стал исключением, а прямо-таки вскипает совершенно великолепными персонажами!

Джордж Клуни - один из любимых актеров братьев Коэнов. Он снялся у них уже в трех фильмах - "О брат, где же ты", "Невыносимая жестокость" и "После прочтения сжечь". Клуни мне всегда нравился наличием заметной доли самоиронии, и Коэны это его качество используют на всю катушку.

В одной из рецензий персонаж Клуни почему-то сравнивают с Бузыкиным из "Осеннего марафона". Но я с этим совершенно не согласен. Гарри у Клуни - именно красавчик-сердцеед, а не зашуганный переводчик с запутанными личными взаимоотношениями. Да и отношения у Гарри вовсе не запутанные. Он считает свою жену замечательной женщиной, разводиться с ней не собирается, а трахается на стороне только потому, что ему это нравится.

Пока Кэти является женой Осборна, Гарри с ней с удовольствием встречается, но стоит им прожить буквально сутки как муж с женой, Гарри немедленно сбегает, потому что он вовсе не собирается жить с законченной стервой. Ему нужно плыть по жизни, окруженным женским вниманием, а не нотациями.

У Клуни этот Гарри получился просто замечательный! Зацикленный на спорте ("Мне нужно побегать"), со старательно заученной "обаятельной" улыбкой, с его дурацкой аллергией и смешным враньем. Совершенно изумительная смесь обаяния и чего-то отталкивающего. Бузыкин, кстати, таким не был. Он вызывал жалость и сочувствие. А Гарри вряд ли кому-нибудь будет жалко. Тем более что он в этой жизни и так неплохо устроился.

Брэд Питт в этом фильме продемонстрировал еще одну грань своего безусловного дарования. И той же самоиронии. Потому что изобразил невероятно обаятельного, молодого, пустоголового, инфантильного и восторженного дурачка-спортсмена. Сыграно это так, что каждый эпизод с Чедом тянет пересматривать по много раз, особенно сцены его бесед с Осборном Коксом. Что там Питт вытворяет - это полный восторг! А уж беседа Чеда с Осборном в машине, когда Чед говорит низким голосом и многозначительно прищуривает глаза, - тут просто может истерика случиться.

Также прекрасная находка с жвачкой! Чед все время жует жвачку, и манера жевания демонстрирует эмоции этого недалекого парня. Когда он чем-то возбужден, челюсти работают так, как будто жвачка должна быть срочно изжевана до полного распыления. Когда он чем-то удивлен и испуган, жвачка засовывается за язык и там лежит тихонько-тихонько - судя по всему, жвачка мешает ему напрячь одну-единственную извилину. Когда информация переработана и решение принято (или сделана оценка ситуации), жвачка снова извлекается из-под языка и Чед начинает энергичные пережевывания.

Кстати, Коэны рассказывали, что практически все персонажи ими писались в расчете на конкретных актеров, поэтому кастинга как такового толком и не было. А Питта на роль Чеда они стали планировать после того, как увидели Брэда в одной из рекламных передач с забавной прической и волосами, выкрашенными "перьями". Для фильма эту прическу сделали попышнее - и Питт превратился в Чеда.

Единственная актриса из главных ролей, которую изначально на роль не планировали, - это Тильда Суинтон, сыгравшая Кэти Кокс. Но она влилась в этот действительно звездный состав вполне достойно: стерва сыграна замечательно, причем безо всякой театральщины и переигрывания. Просто эгоистичная стерва - хоть картину пиши.

А вот Фрэнсис Макдорманд (кстати, супруга Джоэла Коэна, за которого она вышла после съемок фильма "Просто кровь") мне понравилась заметно меньше всех остальных главных актеров. Она сыграла неплохо, но, на мой взгляд, все-таки переигрывала. Не то чтобы таких дур вообще не бывает, еще как бывает, но тут было несколько моментов, в которых она слегка фальшивила. Кстати, это далеко не только мое мнение - судя по обсуждениям, многие зрители это отметили.

Но как же Малкович Малкович, Малкович? А он отлично играет всегда и везде. Актер с очень яркой харизмой и морем обаяния, которое он умеет направлять в нужную сторону, одинаково замечательно изображая добряков и негодяев. Здесь его персонаж - просто жертва в цепи несчастных случайностей. Стерва жена, тупоголовые начальники и почти полная победа окружающего идиотизма, с которым он боролся всю жизнь. Катарсис очищения - "передайте доктору Кокс, что у меня новые ключи" - сыгран просто превосходно...

Отдельную прелесть фильму придает сатирическая составляющая. Зацикленность нескольких персонажей на спорте (братья Коэны, как это свойственно многим евреям-интеллигентам, к спортивному фанатизму относятся с явной иронией), интернет-знакомства, взаимоотношения полов, русское посольство, а главное - спецслужбы. Как Коэны потоптались на ЦРУ - это просто восхитительно!

В результате у братьев получилась очень симпатичное произведение (называть "После прочтения сжечь" чистой комедией было бы явной ошибкой), которое я посмотрел с большим удовольствием, а некоторые эпизоды даже потом пересмотрел. Этот фильм спокойно можно смотреть не один раз, он весьма многоплановый, и некоторые вещи при первом просмотре не замечаешь. Не скажу, что это лучший фильм Коэнов (да и какой смысл выискивать лучший фильм у режиссеров, снявших далеко не один шедевр), однако смотрится отлично, послевкусие оставляет очень хорошее, так что он более чем достоин просмотра, тем более что в лицензии его выпустили так, как полагается: с оригинальной дорожкой, с субтитрами и аж с несколькими вариантами русского дубляжа. Знакомые, посмотревшие картину в кинотеатрах, на дубляж сильно ругались. Я смотрел, разумеется, в оригинале, а дубляж из интереса немного послушал - вроде не совсем ужасно. Впрочем, может быть, в кинотеатре и на диске разные дубляжи.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 27 августа по ноябрь 2007 года.
- Лента является картиной открытия Венецианского Кинофестиваля 2008 года.
- Это первая картина братьев Коэн, начиная с "Перекрестка Миллера" (1990), над которой не работал оператор Роджер Дикинс. Он не смог участвовать в проекте в виду занятости в "Дороге перемен" Сэма Мендеса.
- Тэглайн картины гласит "Ум - понятие относительное".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: